Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

Основной задачей коррекционных мероприятий при нарушении опорно-двигательного аппарата у детей является применение физкультурно-оздоровительных технологий. Данная статья посвящена актуальной проблеме нарушения развития ОДА , описано применение подвижных игр для детей с коррекционной направленностью.
Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создают неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей.

Использование подвижных игр для детей с нарушениями осанки очень важно, так как игра - основной вид деятельности в детском возрасте, развивающий познавательную сферу, фантазию, творчество. Специальные ортопедические упражнения неинтересны для детей, скучны и требуют определенных волевых усилий, терпения, внимания. В процессе игры решаются самые разнообразные задачи: гигиенические, воспитательные, образовательные, оздоровительные.

Игры - ценнейшее средство укрепления организма ребенка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно-двигательный аппарат, создают благоприятные условия для развития правильной осанки.

Подвижные игры для детей с нарушениями осанки должны подбираться по возрасту и решать специальные задачи: тренировка силовой выносливости мышц туловища, увеличение подвижности позвоночника, формирование навыка правильной осанки, самовытяжение, развитие координации. Для выработки правильной осанки важно использовать игры, в которых требуется выпрямление туловища, сведение лопаток, расширение грудной клетки.

1. Методика проведения подвижных игр

Сбор детей на игру. Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно расположить необходимое оборудование.

Собирать детей необходимо в том месте площадки, откуда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками - в «домик»
у короткой стороны площадки, в играх с построением в круг - в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому важно продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависимости от возраста детей и их отношения к игре.

Старшие дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек: «Раз, два, три! Играть скорей беги!»; «Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!» и др.

Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать.

Создание интереса к игре. На протяжение всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей.

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску-шапочку: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть ... » или «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик ... Ловите его!» или «Угадайте, кто прячется за моей спиной», - говорит воспитатель, манипулируя звучащей игрушкой.

В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.

Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительно-
сти - интонация, голос, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имита-
ция - должны найти целесообразное применение в объяснениях, для
того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать
целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Предварительное объяснение игры в старших группах происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичный казус возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты. Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется.

Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль - всегда соблазн. Поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты.

Распределение ролей следует использовать как удобный момент для обучения детей правилам поведения. Назначение на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Назначение на главную роль - наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Маша первая услышала зазывалочку и быстро прибежала. Она и будет затейница ... ».

Для назначения на ведущую роль часто используются считалочки. Они предупреждают конфликты: на кого выпало последнее слово, тот будет водить. По-настоящему считалочки понятны старшим детям: за рукой считающего ревниво следят все. Поэтому делить слова на части нельзя. Считалочка должна быть безукоризненной в педагогическом смысле.

Распределить роли можно при помощи «волшебной» палочки, всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи перехваток и т.д.

Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. Например: «Быстрее всех прибежал к скамейке Вова. Сейчас он будет ловить».

Руководство ходом игры. В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов.

Педагогу необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Но большое количество замечаний о неправильном выполнении отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

То же самое касается правил. Охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, дети нарушают правила. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. В доброжелательных реакциях воспитателя особенно нуждаются ослабленные дети. Некоторых из них иногда, придумав удобный повод, нужно исключить из игры на некоторое время (например, помочь воспитателю подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).

Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентированы программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит, они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. В старших группах руководство опосредованное. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число участвующих.

Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.

Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

2. Подвижные игры для детей с нарушением осанки

Рис. 1«Море волнуется» - дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в исходном положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением (рис. 1). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

Рис. 2«Не расплескай воду». И.п. - стоя, ноги вместе. Руками палка удерживается на лопатках (коромысло). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома. Наклон в правую, а затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой, легкой походкой он передвигается с коромыслом по залу (рис. 2). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанкиСтатья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

Рис. 3«Тише едешь - дальше будешь» - после этих слов, когда водящий отворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышек» (рис. 3). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

  1. «Пятнашки» - мешочки с песком на голове (условие - во время игры не уронить мешочек) (рис. 4).

Рис.4«Горячий мяч» - лежа на животе в кругу, руки в «крылышки», разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в и.п.

  1. «Пятнашки» в коленно-кистевом положении.

  2. «Гимнастика для ежика» - в положении «лежа на спине» ребенок поднимает руки за голову, максимально вытягивается и говорит: «Ежик вытянулся». Затем, поднимая верхнюю часть туловища, ребенок переносит ее к коленям, т.е. группируется, обхватывая руками колени, и произносит: «Я как ежик свернулся». Повторить 5-6 раз (рис. 5). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

Рис. 5«Охотники и утки» - все играющие делятся на две команды. Одна команда - охотники, другая - утки. У охотников мячи, которыми они «стреляют» в уток, утки разбегаются, увертываются от мяча (рис. 6). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

Рис. 7

Рис. 6«Лягушки и цапля» - лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках. По сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал. Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ноги и сохраняя правильную осанку. Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка тоже становится цаплей. Веселье на лугу
возобновляется до следующего сигнала
(рис. 7). Статья Использование подвижных игр для детей с нарушением осанки

  1. «Выше земли» - по сигналу все дети, бегающие по залу, должны найти себе место «выше земли» (на скамейке, гимнастической стенке, стуле и пр.), сохраняя при этом правильную осанку. Водящий пятнает того, кто не успел занять место «выше земли».

  2. «Восточный официант» - педагог показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку, положить мешочек с песком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.

Литература

  1. Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников / Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 146 с.

  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие / Л.В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 160 с.

  3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей
    в ДОУ: практ. пособие / М.Н. Кузнецова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 112 с.

  4. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) / О.В. Козырева. - М.: Просвещение, 2006.

  5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду /
    Л.И. Пензулаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 112 с.

  6. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей /
    А.А. Потапчук. - СПб.: Речь, 2007. - 99 с.

  7. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2007. - 464 с.




© 2010-2022