- Преподавателю
- Физкультура
- Авторская программа туристического кружка
Авторская программа туристического кружка
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Севрюгин В.С. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
Рассмотрена и рекомендована Согласовано Утверждаю
к утверждению методическим
объединением
Руководитель МО Зам. директора по УВР Приходько И.А. Директор школы Т.А.Склярова
Протокол МО № 1 от 27.08.2014г Приказ № 194 от 29.08.2014г
Авторская программа
туристического кружка
для 9-11 классов
на 2013-2016 уч. г. г.
Автор: Севрюгин Владимир Сергеевич - учитель физической культуры.
Ст. Тацинская Ростовской области
2014г
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», и др. разработана программа экологического кружка для учащихся 9-11-х классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда экологических знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях, обеспечение экологически благоприятных условий жизни.
Программа эколого-туристического кружка предназначена для углубления знаний учащихся, формирования ответственного отношения к природе родного края, истории, традициям и обычаям казачества выработке практических умений и навыков по охране окружающей среды.
Курс целесообразно вводить в средних и старших классах общеобразовательной школы, а также в системе среднего профессионального образования.
Курс предназначается для детей 14-17 лет и старше.
Сроки реализации образовательной программы: 3 года.
Программа рассчитана на 162 часа: 2ч занятия в неделю - по 68ч в год в 9 классах, 10 классах;
1ч в неделю- 34ч в год в 11 классах.
Рекомендован режим работы: с 10ч до11ч, по субботам и воскресеньям (исключение составляет 2-х и 3-х часовые занятия соответственно с 10ч до12ч, с 10ч до 13ч)
Актуальность проведения данного курса связана со все более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Новизна курса заключается в практической общественно- значимой деятельности, направленной на выполнение конкретных полезных дел. При изучении данного курса предполагается углубление знаний молодёжи об основных причинах, нарушающих устойчивость природных систем, влияющих на качественное состояние природных компонентов в природных комплексах, снижающих способность природы воспроизводить ресурсы, необходимые для жизни человека, изучение этноса.
Цели и задачи:
1.Воспитанность по отношению к природе как одной из главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей; экологически целесообразное поведение и деятельность, настойчивое стремление к активной среде, способность действовать по совести в общении с природой и людьми
2. Развитие способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем на уровне бытового поведения
3. Сформировать нравственные запреты наносить ущерб природе
4. Сформировать опыт защиты окружающей природной среды индивидуально и совместно со сверстниками и взрослыми.
5. Формирование способностей теоретического прогнозирования и оценки последствий вмешательства в природу при
решение житейских проблем.
6. Формировать гражданско-правовую грамотность, ответственность молодёжи.
7. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к истории, людям, обычаям и традициям.
8. Развитие волонтёрского движения.
Изучение материала будет способствовать формированию научного мировоззрения учеников, формировать гражданско-правовую позицию, эколого-экономическая грамотность, способность оценивать воздействия на окружающую среду всего комплекса факторов, связанных с природопользованием; знания о влиянии окружающей среды на человека и на его здоровье.
Важно сформировать у учащихся понимание органической взаимосвязи биоэкологических и геоэкологических процессов, качества окружающей среды человека и характера природопользования. Наряду с теоретической частью программа предусматривает большую практическую часть. Практикум, как правило, проводится непосредственно на территории или возле промышленных и сельскохозяйственных предприятий, на территории конкретных природных зон, комплексов. Эта часть программы может быть скорректирована самим преподавателем с учетом всех местных условий и возможностей. Можно вносить необходимые знания в содержание практических заданий и в содержании программы в целом, самостоятельно определить количество времени на изучение тем и выполнение практических заданий, менять последовательность изучения разделов и тем, вводить новый учебный материал.
Теоретическая и практическая части программы предусматривает применение учениками знаний, полученных при изучении экологии, биологии, географии, экологических основ природопользования, экологического права истории, литературы и др.
Используемые формы работы: лекции и семинары, круглые столы, эколого-туристические походы, краеведческо-туристические походы, экскурсии, субботники, консультации и собеседования, беседы, диспуты и по конкретным проблемам. Может быть предусмотрены и такие формы работы как самостоятельное исследование, мониторинг, социальный опрос по определенной теме.
Режим работы: среда и суббота с 15 ч до 16 ч.
Учащиеся могут работать над выбранными и интересующими их проблемами в библиотеках, интернет-клубах, научных и научно-производственных объединениях. Наряду с преподавателями к занятиям с учащимися могут привлекаться и специалисты в области природопользования и охраны окружающей среды.
При оценке знаний, умений и навыков целесообразно отказаться о т традиционного выставления текущих отметок и полностью перейти на дифференцированные зачеты по разделам программы и наиболее сложным темам.
Итоги работы целесообразно подводить на итоговой конференции с вручением свидетельства и дипломов о работе в кружке. Награждение членов кружка рекомендовано вести с учетом конкретного участия каждого в научно-исследовательской работе и качества выполнения практических задач, заданий по результатам сдачи зачетов.
Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении данного курса, могут быть впоследствии использованы ими во всех сферах своей будущей деятельности и особенно связанной с контролем за качеством окружающей среды.
Изучение предлагаемого курса эколого-туристического кружка будет способствовать и подготовке учащихся к поступлению и обучению на соответствующих факультетах Вузов.
Главное - формировать гуманную, ответственную личность.
Содержание программы:
1. Введение (1ч): Особенности курса и его значение для обогащения знаний учащихся о взаимосвязи природы.
2. Человек и природа (11ч): Понятие природы. Виды связи человека с окружающей средой. Развитие биосферы от протерозоя до наших дней. Современные виды воздействия человека на окружающую среду.
Антропогенный фактор. Влияние изменений окружающей среды на организм человека.
Практическая работа: «Социальный опрос населения с целью выявления экологических проблем».
Экскурсия Промышленные предприятия района.
Выставка рисунков «Мой край родной»
Праздник осени: «Осенний бал»
Праздник: Посвящение в экскурсоводы
Эколого-туристический поход: Прокладывание эколого-туристического маршрута
3. Понятие природной среды (10ч): Внешняя и внутренняя по отношению к обществу природа. Воздействия климатических, демографических факторов на исторический процесс. Благоприятные и неблагоприятные факторы природного воздействия на историческое развитие
Практическая работа: Изготовление панорамы «Мой край родной»
Выставка овощей и фруктов: « Дары осени»
Выставка - конкурс поделок: Осенний сувенир
Выставка букетов цветов: «Осенний букет»
Оказание шефской помощи ветеранам труда
4.Экологические кризисы (4ч): Экологические кризисы, их прогнозирование. Масштабы кризисов, их последствия.
Опытная работа: «Обследование состояния пруда: выявление причин загрязнения, очистка берега, организация
места купания».
Опытная работа: «Решение экологических задач. Прогнозирование экологических последствий деятельности человека»
5. Историческое развитие Донского края (16ч): Этапы эволюции растительного и животного мира Ростовской области. Роль моллюсков в формировании геологических структур. Роль простейших в образовании полезных ископаемых.
Сельское хозяйство в истории цивилизации Донского края.
Практическая работа Субботник в Комсомольском парке
Практическая работа Очистка лесополосы от сушняка
Опытная работа: «Методы очистки воды. Очистка родника».
Выставка - конкурс Экологических газет
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Презентация проектов: Проблемы экологии района. Пути решения экологических проблем.
6. Растительный мир современного Придонья (27ч):
Исследование донских степей ботаниками, почвоведами, географами. Зоны растительности: ковыльные степи, полупустыни, полынно-типчаковые степи. Растительность Донского края. Хозяйственное значение степных растений, кормовых, лекарственных и др. Видовой состав растительности: злаки, осоки, бобовые, разнотравье, кустарниковые, полукустарниковые, низшие, грибы. Леса и лесозащитные полосы. Растительность песков: сорные растения, борьба с сорняками. Полезные и дикорастущие растения: лекарственные, медоносные, губители.
Практическая работа: «Знакомство с экологическими особенностями редких растений и исчезающих растений».
Практическая работа: «Разработка предложений по организации зон местного рационального природопользования».
Практическая работа: «Построение схемы использования местных ресурсов».
Практическая работа: «Построение карт-схем экологически неблагополучных территорий района и области»
Практическая работа: «Анализ природоохранной деятельности местных органов власти».
Практическая работа Молодежный субботник
Практическая работа Посадка саженцев плодовых деревьев
Практическая работа Организация мест подкормки птиц
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Опытная работа: «Определение содержания пестицидов и нитратов в зернах злаковых культур».
Опытная работа: «Закладка опытов на пришкольном участке».
Опытная работа: «Оценка экологической комфортности среды»
Конкурс рефератов: «Лекарственные растения Донского края»
Экологическая игра Брейн-ринг
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Конференция «Экологическая обстановка на Дону»
Устный журнал (концерт) « Земля моя, земля Донская!»
7. Животный мир Донского края (21ч):
Многообразие видов насекомых и пресмыкающихся.
Рыбы Донского бассейна. Промысловые рыбы, рыбоводство и рыбоохранная работа. Прудовое хозяйство области и его роль в жизни человека. Птицы Донского края. Роль птиц в жизни человека. Домашние животные и дикие животные. Коневодство. Охотоведение. Селекционные центры. Охрана животного мира.
Практическая работа: Молодежный субботник очистка пруда высадка деревьев, оборудование мест отдыха
Практическая работа: Организация мест подкормки птиц
Соревнования по спортивной рыбалке: Рыбак- 2014г
Праздник птиц: Пернатые друзья
Фотовыставка: Редкие птицы
Конкурс сочинений: Мой четвероногий друг
Игра-путешествие: В мире животных
Эколого-туристический поход: Прокладывание эколого-туристического маршрута
8.Природные сообщества Донского края (14ч):
Природные сообщества. Роль фенологических наблюдений в жизни человека. Редкие и исчезающие растения и животные. Донской заповедник-памятник целинных степей и его роль в научных исследованиях.
Практическая работа Закладка опытов на учебно - опытном пришкольном участке.
Практическая работа Изготовление скворечников
Практическая работа Обрезка деревьев в школьном саду, плодопитомнике ООО «Заречное»
Практическая работа Изучение водного состава, состояние и характер изменения численности растений и животных
различных мест проживания.
Экологический рейд: «Чистый родник» (очистка родника, благоустройство места отдыха)
Эколого-туристический поход: «По эколого- туристическому маршруту»
9. Сельское хозяйство на Дону (14ч): Проблемы сельского хозяйства в связи с изменением природных условий. Место Ростовской области на почвенной карте Мира. Характеристика земель. Растениеводство на Дону. Биологические особенности агротехнических требований к возделыванию, показатели урожайности ведущих полевых культур.
Трудовой десант: Высадка рассады овощных культур на плантации СПК и фермерских хозяйствах.
Опытная работа: «Влияние количества вносимых удобрений на развитие растений и качество урожая».
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Практическая работа: Молодежный субботник
Эколого-туристический поход: Прокладывание эколого-туристического маршрута
10. Изображение Донской природы в произведениях художников и писателей Дона (8ч):
Изображение Донского края в произведениях писателей: М. Шолохова, В. Закруткина, В. Апанасенко, В. Орловой,
В. Севрюгина.
Художники Дона: В. Акименко, И. Крылова, П. Келлера.
Конкурс стихотворений: Донская степь
Выставка рисунков: Мой край родной - родимая сторонка!
Краеведческо - туристический поход: Прокладывание краеведческо-туристического маршрута
11. Население Ростовской области и его здоровье (11ч): Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Ростовской области.
Практическая работа: «Оценка состояния здоровья учащихся».
Практическая работа: «Изучение экологического состояния помещения, территории учебного заведения»
Конференция «Традиции и обычаи народов Дона».
Практическая работа: Молодежный субботник
Эколого-туристический поход: Прокладывание эколого-туристического маршрута
12. Экология питания Ростовской области (13ч):
Рацион питания связанный с национально-культурными и религиозными обычаями, традициями приготовления пищи.
Конкурс: «А ну-ка, девушки!»
Праздник: «Масленица»
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Практическая работа: Молодежный субботник
Краеведческо - туристический поход: «Прокладывание краеведческо-туристического маршрута»
13. Биологические науки и материальное производство (9ч): Основные направления развития биологических исследований. Промышленные производства Ростовской области биологического профиля. Развитие фармакологии, гомеопатии
Практическая работа: «Изучение водного состава, состояние и характер изменения численности растений и животных различных мест проживания».
Практическая работа: «Оценка экологического неблагополучия предприятий»
Практическая работа: Молодежный субботник
14 . Экологическое право (12ч):
Административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения и преступления. Связь нравственной и правовой ответственности. Религиозные запреты. Красная книга. Заповедники и заказники. Лесничества. Охрана окружающей природной среды. Международное экологическое право.
Практическая работа: «Работа с Конституцией и Кодексами РФ»
Практическая работа: «Работа с Красной книгой Ростовской области»
Оказание шефской помощи ветеранам труда
Итоговая конференция «Донской край - наш край любимый!»
Для реализации программного содержания курса используется следующая литература:
1. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Учебник. М.Дашков и К.2008
2. Хван Т.А Основы экологии. Учебное пособие. Ростов н/Д. Феникс. 2007
3. Смурыгина Н.В. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. Ростов н/Д. РКТ. 2008.
4. Валова В.Д. Основы экологии. Учебное пособие. М. Дашков и К. 2007
5. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. Учебное пособие. Аспект Пресс.2000.
6. Мисник Г.А. Экологическое право. Учебник. Ростов н/Д. Феникс. 2001.
7. Чернов Н.М., Галушин В.М. Основы экологии - М. Учебное пособие. 2007г.
8. Анасталова Л.П. основы безопасности жизнедеятельности: уч. пособие для
1-2 кл. - 2-е изд. - М.: Просвещение 2005
9. Безруких М.М. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М: ОЛМА- ПРЕСС, 2004
10. Конституция РФ
11. Водный кодекс РФ
12. Лесной кодекс РФ
13.Земельный кодекс РФ
14.Административный кодекс РФ
15. Уголовный кодекс РФ