- Преподавателю
- Физкультура
- Программа элективного курса по физической культуре. : И какой же русский не любит лапту. 2
Программа элективного курса по физической культуре. : И какой же русский не любит лапту. 2
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кахнович А.И. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Октябрьский лицей»
Калачевского района Волгоградской области
Программа элективного курса
для предпрофильной подготовки
в 9 классе
«И какой же русский не любит лаптУ!»
А.И.Кахнович
Учитель физической культуры
высшей категории
п.Октябрьский 2009г.
Пояснительная записка
Физическое воспитание в современной школе направлено на реализацию государственных целей и решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Одной из главных функций учителя является раскрытие личностного потенциала каждого школьника и содействие его развитию.
Предпрофильная подготовка направлена на обеспечение дифференциации и индивидуализации учебного процесса за счет изменения в его структуре, содержании и организации, позволяющих более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Особое внимание уделяется умению делать выбор.
Естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой, традиционным средством педагогики является подвижная игра. Повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры народов России. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Одним из эффективнейших средств развития быстроты, силы, выносливости, ловкости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков является старинная русская игра - ЛАПТА.
Лапта требует проявления большой ловкости, является прекрасным средством подготовки к метанию и бегу. Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции.
Русская народная игра лапта служит средством воспитания воли, формирует доброжелательные взаимоотношения, учит оценивать действия партнера и самого себя. Игра в лапту - есть действенное средство укрепления здоровья.
Цели и задачи:
- привитие любви к русским народным играм;
- расширение и углубление знаний об игре лапта;
- формирование двигательных умений и навыков;
- воспитание нравственных качеств, уважительного отношения к культуре своей Родины;
- развитие патриотических чувств;
- укрепление здоровья.
Содержание программы
«И какой же русский не любит лапту!»
Раздел 1. История развития игры. Правила игры - 1 час (теория).
Раздел 2. Перемещения, передачи и ловля мяча - 3 часа (практика).
Раздел 3. Удары по мячу - 5 часов (практика).
Раздел 4. Тактические взаимодействия - 7 часов (практика).
Раздел 5. Соревнования по лапте. Судейство - 1 час (практика).
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения, сами находили нужное решение.
Для повышения интереса обучающихся и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения занятий.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используют: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений, предусматривающий многократные повторения движений;
- соревновательный, применяющийся после того, как у учащихся сформировались некоторые навыки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Литература:
1. С.Глезер Ларчик с играми. М.1975г.
2. Журналы «Физическая культура в школе» №4 1993-1994гг., №2 1997г., №5 1997г., №3 1995г., №4 1998г., №1 2000г., №5 2003г.
3. А.Кенеман Детские подвижные игры народов СССР. Москва. Просвещение, 1989г.
4. В.Ковалько Здоровье-сберегающие технологии. Москва, «ВОЮ», 2004.
5. А. Лукачи Игры детей мира. «Молодая гвардия», 1977г.
6. В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А.Копылов Физическое воспитание. Москва. Просвещение, 1997.
7. Настольная книга учителя физической культуры/под ред.Л.Б.Кофмана; авт.-сост.Г.И.Погадяев. - М:Физкультура и спорт, 1998.
8. Ю.А.Янсон Физическая культура в школе: книга для педагога. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса учащийся должен знать:
- историю развития народной игры;
- правила игры;
- условия, от которых зависят перебежки в игре;
- тактику взаимодействия игроков поля.
Уметь:
- применять изученные элементы: перемещения по полю, передачи, ловлю и удары по мячу;
- применять тактические действия в игре;
- взаимодействовать в команде;
- оценивать действия партнера и самого себя;
- выстраивать тактику игры
Система формы контроля уровня достижений учащихся
и критерии оценки
Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным теоретическим темам);
- выполнение практических упражнений;
- соревнование по игре лапта
Ресурсный материал к занятиям
Раздел 1: История развития игры лапта(1час теория)
Испокон веков в подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальный устой, представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, В.А.Покровский и др.) заботясь о просвещении, воспитании призывали повсеместно собирать и описывать игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа.
Некоторые полузабытые народные обычаи, заклинания, стишки-считалки продолжают жить только в стишках-играх детей. Групповые народные игры продолжают свою жизнь в играх подрастающего поколения.
Групповые народные игры и некоторые спортивные (например, хоккей и регби) восходят к древнейшим племенным состязаниям. Игра в лапту, при которой плоской битой ударяют по кожаному мячу, и пока он летит, игроки водящей команды бегут из "крепости" в "башню" и обратно, а защищающиеся или полевые игроки другой команды стараются попасть в них мячом. Эти игры в лапту известны очень давно и популярны во всем мире. Можно проследить их миграционно. В средние века они двинулись откуда-то из Центральной Азии или Индии и постепенно дошли до Европы. В Венгрии, например, школьники играют в лапту уже несколько веков. В пятнадцатом веке лапта попала в Англию и получила там название «раундерс», от нее произошла национальная игра англичан - крикет. Еще во времена раундерса ее завезли на Американский континент, где позднее она стала национальной игрой Соединенных Штатов и назвали ее бейсболом. Эта игра с ее сложными правилами не что иное, как очень специфический вариант лапты.
Довольно скоро бейсбол вернулся назад в Европу (в него играют главным образом в Скандинавских странах) и в то же время продолжил продвигаться на Запад, и сейчас он популярен в Японии и Австралии. Таким образом, лапта (в разных местах и в разное время складывались ее различные варианты) совершила полный круг на Земле.
Лапта известна на Руси с незапамятных времен. Первые правила были напечатаны в 1916г. в книге Филитеса «Подвижные игры». Играли в нее и в прошлом веке примерно до конца пятидесятых годов, а потом она была незаслуженно забыта. И вот в конце двадцатого века она вновь возрождается и уже появляется в учебной программе по физкультуре. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И.Куприн: «Эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр…В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят».
Раздел 2 Техника перемещений. Ловля и передача мяча.
Упражнения на развитие двигательных способностей
1.Бег с изменением направления и скорости . 2. Рывки по сигналу с максимальной скоростью по 10-30м из различных и.п. 3. Различные варианты игры салки - в парах, тройках, в ограниченном пространстве (квадрате), с 2-3 водящими, с одним водящим, спиной вперед, приставным шагом, с захлестыванием голени и т.д. 4.Бег с лидированием. 5.Бег в равномерном темпе, по зрительному сигналу присесть, выпрыгнуть вверх с последующим поворотом на 360 градусов. 6.То же, но бег в колонне: парами; тройками; змейкой; от линии кона до линии города и т.д. 7.Челночный бег. 8.Повторный бег с этапами 30, 60, 100, 200 м. 9.Прыжки со скалкой (различные варианты); через последовательно расставленные барьеры; через параллельно натянутые резинки и т.д. 10.Одиночные и серийные прыжки толчком одной и обеими ногами. 11.Выпрыгивание со сменой ног (и.п.-на опоре высотой 30-50 см. толчком одной ногой). 12. Многократные прыжки с ноги на ногу, начиная толчком обеих на расстояние до 18м, по 2-6 серий. 13.Многократные выпрыгивания вверх из упора присев и из глубокого приседа до 20 раз (2-6)серий. 14.Прыжки на обеих ногах через разметку беговых дорожек. 15.Бег в переменном темпе: 80-150м с максимальной скоростью после медленного, семенящего бега 100-300м. до 4 серий.16.Эстафетный бег. 17.Комплекс упражнений с набивным мячом 1-3кг. 18.Комплекс упражнений в парах: каждое упражнение выполнить 8-12раз или в течение 30-40 секунд в быстром темпе: а)стоя лицом к друг другу, взявшись за руки-поочередное сгибание и разгибание рук; б)то же, но стараться перетянуть на свою сторону на расстояние 1-3м; в)боком друг к другу, взявшись за кисть партнера, перетянуть его на расстояние 1-2м.; г)один партнер в положении упор лежа, второй держит его за голеностопы - ходьба на руках по кругу, прямо, влево, вправо, с продвижением вперед или вместо ходьбы на руках сгибание или расгибание рук; д)лицом к друг к другу, взявшись за руки, разноименный «пистолет»; е)то же, но прыжком сменить ногу; ж)чехарда в парах; з)стоя лицом к друг другу, выпрыгивание вверх с хлопком в ладоши; и)стоя друг за другом, сзади стоящий напирает в спину; впереди стоящий оказывает сопротивление; к)то же, но впереди стоящий убегает, сзади стоящий удерживает его; л)»качалка»- стоя спиной друг к другу, взявшись за предплечья.19. Комплекс упражнений с теннисным мячом или малым резиновым мячом на ловкость и развитие двигательной реакции.20. Эстафеты скоростного характера.
Ловля и передача мяча (одной рукой от плеча, сверху; короткая, длинная), осаливание.
1.В парах на месте с расстояния 6-20м с теннисным или малым резиновым мячом.
2.То же, но перемещаясь вправо, влево, вперед, назад.
3.В тройках на месте с двумя мячами или перемещаясь по кругу в заданном направлении; игроки образуют треугольник, находясь в его вершинах; один из них ловит и передает мячи двум другим игрокам, а те в свою очередь ему.
4.В четверках на месте (4мяча) и в движении с двумя мячами (перемещение в сторону передачи). Например, игроки образуют квадрат, причем номера 1 и 3 (соответственно 2 и 4) расположены по диагонали. Первый номер делает передачу третьему, третий - второму, второй - четвертому, четвертый - первому.
5.В круге, передача одним из заданных способов тремя-четырьмя мячами свободному игроку правой (левой) рукой.
6.То же, но игроки движутся по кругу в заданном направлении.
7.Ловля и передача в движении с осаливанием, стоя в двух противоположных колоннах:
а) у каждого игрока по мячу. Первый номер первой команды передает мяч игроку второй команды и, получив мяч обратно, продвигается вперед. Получив мяч от последнего игрока, он старается попасть в цель с 3-6м. Перебежки выполнять с максимальной скоростью. Варианты: возможные любые построения и выбор цели.
б) хаотичное расположение игроков тройками, перемещение игроков тройки в любом направлении в пределах площадки, а вот передача - строго в заданном направлении. Задача игроков поля - осалить игрока перебежки, не догоняя его, а за счет передачи мяча. Варианты: две команды перебегающих и две тройки в поле; каждая команда может салить только «своего» перебегающего.
в) то же, что «б», но перебегающего догоняет и осаливает строго указанный игрок тройки.
г) то же, что «б» но передача с двумя мячами.
д) то же, что «б» но передача с двумя мячами, и осаливать может указанный игрок.
е) то же, что «б», но осаливать и догонять может любой игрок тройки, два оставшихся игрока тройки страхуют партнера при подборе мяча в случае промаха.
ж) расположение игроков тройки (парами), передача мяча по схеме 1-2-3-1; игроки тройки (пары) перемещаются против часовой стрелки(по стрелке), задача передающих - осалить перебегающих. Варианты: передача с одним или двумя мячами в произвольном направлении.
з) то же, что «ж», но игрока необходимо догнать и осалить.
и) две команды: одна в городе, вторая в поле, у подающего 3-4 мяча. Подающий подбрасывает мяч на высоту 1,5-2,5м или на ту высоту, которую битой показал игрок 1. В момент высшей точки полета мяча игрок команды 1 стартует. Подающий, поймав мяч, передает его своим игрокам. Задача игроков поля - осалить перебегающего. Игрок города, пробежав до кона (или до кона и обратно) приносит команде очко. Варианты: каждая команда находится в городе 5-10 минут или игра идет до 5-10 очков; или игрок города стартует не более 3-5 раз.
к) построение тремя командами: игрок 1 передает мяч в зону игроку 2 и сам устремляется к кону. Игрок 2, получив мяч, передает в зону игроку 3, который по получении мяча либо сразу осаливает перебегающего, либо догоняет, а затем осаливает. Если стартующий пересекает линию кона, то он получает очко, если же его осалили, то очко получает салка.
Варианты: построение команд и число игроков в командах возможно в любом порядке и в любом направлении. Возможен также старт поочередный, например, только команда 1, затем 2 и 3, или старт в течение 5 минут совершает одна команда.
Раздел 3 Удары по мячу
1.Имитация удара по мячу битой.
2. В парах: игрок 1 подбрасывает малый резиновый мяч, игрок 2 выполняет удар заданным способом.
3. То же в тройках, один из игроков ловит мячи, каждый выполняет 2-3 серии по 6-12 ударов заданным способом.
4.То же, что в упражнении 3, но с теннисным мячом (вариант: 2 игрока ловят мячи).
5. Выполнение ударов серийно в заданном направлении (команда в поле ловит мячи и передает подающим; вторая команда отрабатывает удары).
6. В тройках (или в группах по 4-5 игроков) удары с посылом мяча в секторы. Последовательно 2-6 серий по 3 удара.
7. Три команды: одна подает, вторая бьет, третья ловит мячи.
8. То же, но удары выполнять в заданном направлении.
9. То же, но удары выполнять заданным способом.
10. В четверках: игрок 1 подает мячи, 2 - бьет по ним, 3 и 4 - ловят мячи; удары выполнять серийно заданным способом и в заданном направлении.
11. Соревнование на точность удара.
Раздел 4 Тактические взаимодействия
Тактические взаимодействия игроков поля включают:
1. Индивидуальные действия - выбор места для ловли мяча в момент удар и выход на свободное место для получения передачи на осаливание игрока или подстраховку рядом стоящего партнера.
2. Групповые действия - взаимодействие 2-3 игроков на подстраховке в момент удара или передачи мяча на осаливание соперника в зависимости от игровой ситуации.
3. Командные действия - действия игроков всей команды в момент смены полей, или на последнем ударе соперника, или во время перебежек игроков и перебежки после последнего удара.
Тактические взаимодействия игроков города включают:
1. Индивидуальные действия - умение игрока правильно оценить игровую ситуацию, выбрать момент для перебежки, избрать тактически верный путь перебежки с города на кон и обратно, а также правильно принять решение для выполнения действий в момент смены полей, самоосаливания.
2. Групповые действия - действия 2-4 игроков во время перебежки, подстраховка во время осаливания товарища, а также «отведение» салки в сторону во время осаливания для удачного финиширования одного из игроков своей команды;
3. Командные действия - действия игроков всей команды в момент смены полей, во время последнего удара.
Календарно - тематический план | |||||||||
Раздел | Тема | Кол. часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к подгатоленности уч-ся | Вид контроля | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Лапта
| История развития игры | 1 | Изучение нового материала | Т.Б.на занятиях лаптой История игры, правила игры | Знать Т.Б. Знать историю лапты, знать правила | Тест |
|
|
|
Передача и ловля мяча | 3 | Изучение нового материала | Передвижения игрока, передачи одной рукой от плеча, сверху: короткая, длинная, осаливание | Уметь выполнять передвижения | Самоконтроль |
|
|
| |
| Совершенствование ЗУН | Передвижения игрока, передачи в круге, передача одним из заданных способов, ловля и передачи с осаливанием | Уметь выполнять передачи | Индивидуаль-ный |
|
|
| ||
| Совершенствование ЗУН | Передвижения игрока, ловля и передачи в движении с осаливанием стоя в двух противоположных колоннах | Уметь ловить мяч | Тест |
|
|
| ||
Удары по мячу | 5 | Изучение нового материала | Имитация удара по мячу битой, в парах, тройках. Игра в лапту | Умение держать биту | Текущий |
|
|
| |
Совершенствование ЗУН | Перемещения игрока, выполнение ударов серийно в заданном направлении, удар верхний прямой. Игра в лапту | Умение выполнять верхний удар | Индивидуаль-ный |
|
|
| |||
Совершенствование ЗУН | Перемещения игрока, ловля и передача мяча, верхний косой удар, игра | Уметь выполнять косой удар | Взаимоконтроль Индивидуальный |
|
|
| |||
Раздел | Тема | Кол. часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к подгатоленности уч-ся | Вид контроля | Д/з | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Лапта
|
|
| Совершенствование ЗУН | Перемещение игрока. Ловля и передачи, удар по мячу, игра в лапту | Уметь выполнять удар в спину | Этапный котроль Эстафета |
|
|
|
Зачетный урок | Перемещение игрока. Ловля и передачи, соревнования на точность удара | Уметь выполнить удар на точность | Оценка техники выполнения удара |
|
|
| |||
Тактические взаимодействия игроков поля | 3 | Изучение нового материала | Перемещение, индивидуальные действия | Уметь выбирать место для ловли мяча | Самоконтроль |
|
|
| |
Совершенствование ЗУН | Перемещение игроков, групповые действия | Уметь стоять на подстраховке | Этапный котроль |
|
|
| |||
Совершенствование ЗУН | Перемещения игроков, командные действия | Знать о действиях игроков в момент смены полей | Контрольное испытание |
|
|
| |||
Тактические взаимодействия игроков города | 4 | Изучение нового материала | Перемещения игроков, удары по мячу. Верхний прямой. Индивидуальная деятельность | Умение игрока оценивать игровую ситуацию | Теку-щий контроль |
|
|
| |
Совершенствование ЗУН | Перемещение игроков, удары по мячу сверху, групповые действия | Знать действия игроков во время перебежки | Индивидуальный контроль |
|
|
| |||
Совершенствование ЗУН | Перемещения игроков, удары по мячу, верхний косой удар, командные действия | Знать действия игроков во время последнего удара | Этапный контроль |
|
|
| |||
Совершенствование ЗУН | Перемещения игроков, удары по мячу, верхний косой удар, командные действия | Знать действия игроков во время последнего удара | Этапный контроль |
|
|
|
Раздел
Тема
Кол. часов
Тип занятий
Элементы содержания
Требования к подгатоленности уч-ся
Вид
контроля
Д/з
Дата проведения
план
факт
Лапта
Соревнования в игре лапта
1
Совершенствование ЗУН
Учебная игра. Судейство соревнования. Овладение организаторскими способностями. Помощь в судействе
Знать и уметь осуществлять судейство
Итоговый контроль