Программа для начальной школы «Ускоренное обучение игре в шахматы

                              Рабочая программа   по шахматам  «Белая ладья»   Направленность: Физкультурно-спортивная     Срок реализации –  3 года Возраст детей     5 - 10  лет     Педагог                  Обыденных Геннадий   Иванович                               Высшая  квалификационная  категория                                Планирование составлено на основе:    учебник  Сухин И.Г. « Шахматы для  самых  маленьких» Карпов  А.Е.Школьный  шахматный учебник «Учитесь  шахматам» Автор програ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Территориальная клубная система «Товарищ»

г. Москвы



.

Утверждаю

Директор Данильченко О.В.


«____» ______________ 2014 г.




Рабочая программа


по шахматам «Белая ладья»


Направленность:

Физкультурно-спортивная



Срок реализации - 3 года

Возраст детей 5 - 10 лет



Педагог Обыденных Геннадий Иванович

Высшая квалификационная категория


Планирование составлено на основе: учебник Сухин И.Г. « Шахматы для самых маленьких» Карпов А.Е.Школьный шахматный учебник «Учитесь шахматам»

Автор программы Сухин И.Г. Карпов А.Е.


Москва 2014 г.



Пояснительная записка

Цель программы  дополнительное шахматное образование для обучающихся с 5 до 10 лет. Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интел­лектуального потенциала, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.

Общая образованность - это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием твор­ческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверен­ности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех образова­тельных уровней: второй, первой и высшей лиг, принятых в нашем шахматном объе­динении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одина­ковой подготовленности. Модели образовательных уровней лиг выстроены на осно­вании выводов ведущих педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о возможностях развивающего обучения. Важно, что развивающее обучение стимулирует психическое развитие детей, создает у них устойчивую познаватель­ную мотивацию, способствует развитию разносторонних интересов и потребности в обучении. Разви­вающее обучение не только опирается на достигнутый воспитанниками уровень мышления, внимания, памяти и других психических процессов, но и активно создает "новые способы ориентировки в действительности, новые уровни познава­тельной деятельности" (В.А.Иванников, психолог).

Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения второй лиги достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шах­матной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и ха­рактеров), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направ­лениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.

Углубленный образовательный уровень достигается обучающимися первой лиги шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных ос­нов комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного ана­лиза шахматной игры различных шахматных школ и направлений.

Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками высшей ли­ги шахматного объединения в результате усвоения ими всего образовательного курса программы и итогового раздела "Основы стратегии шахматной игры методом сравнительного анализа теории Стейница и гипермодернизма".

Итоговый образовательный уровень высшей лиги не является результатом простого сложения всех образовательных уровней лиг. Образовательные уровни второй, первой и высшей лиг стимулируют расширение и развитие индивидуаль­ных личностных возможностей воспитанников шахматного объединения. Об­разовательные уровни лиг гарантируют интеллектуальный рост каждого ребенкадо определенной ступени, с которой он может подняться на иной, более высокий качест­венный уровень игры.

Итоговый образовательный уровень высшей лиги соответствует современным требованиям к качеству дополнительного образования.

Психолого-педагогический процесс в шахматном объединении - это "восхождение" обучающегося от начального образо­вательного уровня второй лиги через углубленный курс первой лиги к итоговому образовательному уровню высшей лиги на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной грамотности и творчеству, развития инди­видуальных возможностей детей, воспитания у них способности к волевой регуляции поведения.

В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахмат­ного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремле­ния со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания вос­питанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после ус­пешного завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива.

В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению труд­ностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения.





Учебно - тематический

план

по шахматам

на 2014 - 2015 учебный год.

Первый год обучения

Количество обучающихся в группе: 15 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часа.

Сентябрь.

  1. Набор детей в группы.

  2. История и легенды о возникновении шахмат. 2 часа

  3. Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали,

обозначения полей.

  1. Изложение правил передвижения фигур с упражнениями. 2 часа

  2. Рокировка и взятие на проходе. 2 часа

  3. Исход игры: шах, мат, пат, ничья. 2 часа

Октябрь. 8 часов

  1. Линейный мат. 2 часа

  2. Мат королем и ферзем. 2 часа

  3. Мат королем и ладьей. 2 часа

  4. Решение задач на мат в ход.

  5. Запись шахматной партии. 2 часа


Ноябрь. 8 часов

  1. Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода.

Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр. 2 часа

  1. Центр. 2 часа

  2. Мобилизация. 2 часа

  3. Безопасность.

  4. Решение задач на мат в один ход. 2 часа

Декабрь. 8 часов

  1. Элементы шахматной техники и их роль в игре. 2 часа

  2. Двойной удар. 2 часа

  3. Открытое нападение.

  4. Связка.

  5. Решение задач на технику и мат в два хода 2 часа

  1. Игра на турнире.

  2. Разбор партий. 2 часа

  3. Январь. 8 часов


  1. Комбинация и ее роль в шахматной партии. Демонстрация примеров. 2 часа

  2. Классификация комбинированных тактических приемов.

  3. Отвлечение. 2 часа

  4. Завлечение.

  5. Рентген. 2 часа

  6. Мат по последней горизонтали .

  7. Спертый мат. 2 часа

Февраль. 8 часов


  1. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. 2 часа

  2. Разбор партий, миниатюр. 2 часа

  3. Игра на турнире.

  4. Разбор партий учащихся. 2 часа

  5. Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы. 2 часа

Март. 8 часов

  1. Комбинация на тему превращения. 2 часа

  2. Правило квадрата.

  3. Проведение пешки в ферзя. 2 часа

  4. Игра на турнире. 2 часа

5 Разбор партий учащихся. 2часа

Апрель. 8 часов

  1. Итальянская шахматная школа: история

возникновения, романтизм. 2 часа

  1. А. Андерсен, бессмертная и вечнозеленая партия. 2 часа

  2. Гамбиты как средство обострения борьбы 2 часа

  3. Северный гамбит. Гамбит Эванса 2часа

Май. 8 часов

  1. Конкурс решений комбинаций.

  2. Турниры с укороченным контролем времени. 2 часа

  3. Игра на турнире. 2 часа

  4. Разбор партий обучающихся. 2 часа

  5. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике. 2 часа

8 часов

ИТОГО: 72 часа


Список литературы

  1. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. - М.: ФиС, 1991.

  2. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. - М.: ФиС, 1985.

  3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. - М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.

  4. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. - М.: СК Гардэ,2000.

  5. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. - М.: CК Гардэ,2000.

  6. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. - М.: СК Гардэ, 2001.

  7. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. - Минск: МП Бесядзь, 1997.

  8. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. - М.: ФиС, 1982.

  9. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. - М., 1980.

  10. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. - Л.: Лениздат, 1952.

  11. Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. - М.: ФиС, 1979.

  12. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. - М., 1979.

  13. Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. - М.: Высшая школа, 1984.




















© 2010-2022