- Преподавателю
- Физкультура
- Подвижные игры на уроках физкультуры воспитывающего характера
Подвижные игры на уроках физкультуры воспитывающего характера
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тащитов В.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
Каслинского муниципального района
Роль подвижных игр в развитии
личностных качеств младших школьников
Учитель:
Тащитов Василий Николаевич
МОУ «Каслинская СОШ №27»
г. Касли 2014 г.
1
Игра - исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой жизнедеятельности и оборонной.
Согласно классификации коллективных подвижных игр, разработанной профессором В.Г. Яковлевым, игры относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду.
Самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей. Личная ответственность каждого участника за свою победу команды и коллективные действия играющих - ценный воспитательный фактор.
К тому же многие игры, повышая двигательную сноровку занимающихся, приобретают непосредственную прикладность: в быту, в труде, и если потребуется, то и в боевой обстановке.
Игры исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. В силу своей зрелищности они служат отличным средством пропаганды массовой физической культуры.
2
Наблюдение за учащимися
Проявление коммуникативных качеств в подвижных
играх
Положительные
проявления
баллы
Отрицательные
проявления
Согласовывает свои действия с другими игроками
5 4 3 2 1
Действует без согласования с другими игроками
Предоставляет лучшие условия в игре товарищам
5 4 3 2 1
Выбирает лучшие условия в игре для себя
Оказывает помощь другим игрокам
5 4 3 2 1
Стремится выделиться сам
Доброжелательно и предупредительно относится к игрокам
5 4 3 2 1
Проявляет агрессию к игрокам команды и соперникам
Тактично относится к проигравшим, умеет поддержать
5 4 3 2 1
Некорректное отношение к проигравшим, высмеивание
Мною составлены специальные программы наблюдения, которые позволяют выносить обоснованные коррективы по решению воспитательных задач, при использовании подвижных игр на физической культуре.
«Переправа», «Уборка урожая», «Кузнечики», «Мяч в стенку», «Быстро по кругу», «Метко в цель», «Гонка мячей», «Мяч в туннеле», «Не урони мяч», «Пятнашки», «Третий лишний», «Салки», «Зайцы в огороде», «Гуси -Лебеди», «Два Мороза».
3
Наблюдение за учащимися
Проявление эмоционально-чувствительных и поведенческих качеств
в соревновательной деятельности
Положительные
проявления
баллы
Отрицательные
проявления
Точно выполняет правила
5 4 3 2 1
Нарушает правила игры
Добросовестно исполняет игровые роли, поручения
5 4 3 2 1
Безответственно относится к исполнению игровой роли, поручения
Проявляет в команде инициативу
5 4 3 2 1
В команде пассивен
Проявляет высокий уровень самостоятельности при решении игровых задач
5 4 3 2 1
Не проявляет самостоятельности в решении возникающих по ходу игры задач
Активен, стремится к победе команды
5 4 3 2 1
Не прикладывает больших усилий к победе команды
Данные программы я использую также в качестве диагностического инструментария для определения степени эффективности воспитательных воздействий на развитие личностных качеств каждого участника.
4
Изучение норм этического общения и
коллективного взаимодействия в игровой и
соревновательной деятельности
Этапы:
-
Правила игры
-
Подбор составов команд, капитанов, водящих
-
Содержание игры
-
Результат игры
Одним из эффективных методов обучения и воспитания на уроке физической культуры является игра. Поэтому использованию воспитательных возможностей всех этапов игры на уроках я уделяю особое внимание.
Например, правила игры, подобно требованиям в методе упражнений, направляют деятельность детей на приобретение нравственных привычек. Добиваясь честного их выполнения, учитель содействует формированию у школьников нравственного отношения к себе и к окружающим.
Содержание многих игр специально нацелено на побуждение к выручке товарища, подавление желания действовать в собственных интересах в ущерб другим игрокам команды. Например, при игре в баскетбол напоминаю, что не всегда полезно пытаться самому бросить мяч в кольцо, подчас выгоднее отдать мяч игроку, находящемуся в лучшей ситуации.
Оценивая результат игры, я стараюсь акцентировать внимание детей на характер отношения между ними, взаимопомощи в команде, внимании и доброжелательности к товарищам и соперникам. К процессу анализа игры обязательно привлекаю самих ребят: «Что у нас получилось хорошо?», «Что не удалось?», «Что учесть на будущее?».
5
Отслеживание результатов развития личностных качеств школьников осуществляю также в процессе игровой и соревновательной деятельности на уроках. Результаты педагогических наблюдений фиксирую в специальных таблицах, по материалам которых можно увидеть степень продвижения каждого ребенка, определить средний балл проявления того или иного качества в коллективе уч-ся. Как пример положительной динамики демонстрирую свежующие графики /2 «Б» - 4 «Б»; 2011 - 2014 гг./
6