Подвижные игры на уроках физкультуры воспитывающего характера

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»

Каслинского муниципального района



Роль подвижных игр в развитии

личностных качеств младших школьников




Учитель:

Тащитов Василий Николаевич

МОУ «Каслинская СОШ №27»








г. Касли 2014 г.





















1

Игра - исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой жизнедеятельности и оборонной.

Согласно классификации коллективных подвижных игр, разработанной профессором В.Г. Яковлевым, игры относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду.

Самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей. Личная ответственность каждого участника за свою победу команды и коллективные действия играющих - ценный воспитательный фактор.

К тому же многие игры, повышая двигательную сноровку занимающихся, приобретают непосредственную прикладность: в быту, в труде, и если потребуется, то и в боевой обстановке.

Игры исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества. В силу своей зрелищности они служат отличным средством пропаганды массовой физической культуры.







2

Наблюдение за учащимися

Проявление коммуникативных качеств в подвижных

играх


Положительные

проявления

баллы

Отрицательные

проявления

Согласовывает свои действия с другими игроками

5 4 3 2 1

Действует без согласования с другими игроками

Предоставляет лучшие условия в игре товарищам

5 4 3 2 1

Выбирает лучшие условия в игре для себя

Оказывает помощь другим игрокам

5 4 3 2 1

Стремится выделиться сам

Доброжелательно и предупредительно относится к игрокам

5 4 3 2 1

Проявляет агрессию к игрокам команды и соперникам

Тактично относится к проигравшим, умеет поддержать

5 4 3 2 1

Некорректное отношение к проигравшим, высмеивание


Мною составлены специальные программы наблюдения, которые позволяют выносить обоснованные коррективы по решению воспитательных задач, при использовании подвижных игр на физической культуре.

«Переправа», «Уборка урожая», «Кузнечики», «Мяч в стенку», «Быстро по кругу», «Метко в цель», «Гонка мячей», «Мяч в туннеле», «Не урони мяч», «Пятнашки», «Третий лишний», «Салки», «Зайцы в огороде», «Гуси -Лебеди», «Два Мороза».


















3

Наблюдение за учащимися

Проявление эмоционально-чувствительных и поведенческих качеств

в соревновательной деятельности



Положительные

проявления

баллы

Отрицательные

проявления

Точно выполняет правила

5 4 3 2 1

Нарушает правила игры

Добросовестно исполняет игровые роли, поручения

5 4 3 2 1

Безответственно относится к исполнению игровой роли, поручения

Проявляет в команде инициативу

5 4 3 2 1

В команде пассивен

Проявляет высокий уровень самостоятельности при решении игровых задач

5 4 3 2 1

Не проявляет самостоятельности в решении возникающих по ходу игры задач

Активен, стремится к победе команды

5 4 3 2 1

Не прикладывает больших усилий к победе команды


Данные программы я использую также в качестве диагностического инструментария для определения степени эффективности воспитательных воздействий на развитие личностных качеств каждого участника.






4

Изучение норм этического общения и

коллективного взаимодействия в игровой и

соревновательной деятельности

Этапы:

  • Правила игры

  • Подбор составов команд, капитанов, водящих

  • СПодвижные игры на уроках физкультуры воспитывающего характераодержание игры

  • Результат игры

Одним из эффективных методов обучения и воспитания на уроке физической культуры является игра. Поэтому использованию воспитательных возможностей всех этапов игры на уроках я уделяю особое внимание.

Например, правила игры, подобно требованиям в методе упражнений, направляют деятельность детей на приобретение нравственных привычек. Добиваясь честного их выполнения, учитель содействует формированию у школьников нравственного отношения к себе и к окружающим.

Содержание многих игр специально нацелено на побуждение к выручке товарища, подавление желания действовать в собственных интересах в ущерб другим игрокам команды. Например, при игре в баскетбол напоминаю, что не всегда полезно пытаться самому бросить мяч в кольцо, подчас выгоднее отдать мяч игроку, находящемуся в лучшей ситуации.

Оценивая результат игры, я стараюсь акцентировать внимание детей на характер отношения между ними, взаимопомощи в команде, внимании и доброжелательности к товарищам и соперникам. К процессу анализа игры обязательно привлекаю самих ребят: «Что у нас получилось хорошо?», «Что не удалось?», «Что учесть на будущее?».

5



Подвижные игры на уроках физкультуры воспитывающего характера




Отслеживание результатов развития личностных качеств школьников осуществляю также в процессе игровой и соревновательной деятельности на уроках. Результаты педагогических наблюдений фиксирую в специальных таблицах, по материалам которых можно увидеть степень продвижения каждого ребенка, определить средний балл проявления того или иного качества в коллективе уч-ся. Как пример положительной динамики демонстрирую свежующие графики /2 «Б» - 4 «Б»; 2011 - 2014 гг./





6

© 2010-2022