Туристско-краеведческая игра Туристенок

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра «Туристенок»

Цель: популяризация знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения.

Задачи:

  • совершенствовать умения и навыки по туризму и краеведению;

  • формировать туристскую культуру;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Возрастная категория участников - младший, средний возраст.

Состав команды - 6 человек

Количество команд - 2

Место проведения - спортивный зал, классная комната

Время проведения - 45 мин

Оборудование: набор карточек с надписями обязанностей в группе (2), по 2 набора предметов - компас, поварешка, сухой спирт, полотняный мешок, записная книжка, жгут медицинский, списки предметов для снаряжения (2), набор карточек с топографическими знаками, сигнальные карточки (2), наборы карточек с заданиями, фломастеры, писчая бумага, механические часы (2), условный мусор - комки бумаги, пакеты для мусора.

Конкурс 1.Распределение обязанностей членов команды

Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе (надписями вниз):

1) капитан;

2) повар;

3) костровой;

4) завхоз;

5) летописец (ответственный за дневник, наблюдатель)

6) медик.

Выбрав таблички, участникам предлагается выбрать предметы, которые соответствуют обязанностям каждого. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Правильные ответы:

1) капитан - компас;

2) повар - поварешка;

3) костровой - сухой спирт;

4) завхоз - полотняный мешок;

5) летописец - записная книжка;

6) медик - жгут медицинский.

Конкурс 2. Снаряжение

Командам раздаются списки предметов, из которых участникам нужно выделить необходимые в походе.

1. Лупа

2. Компас

3. Рюкзак

4. Металлическая цепь

5. Палатка

6. Зонт

7. Солнцезащитные очки

8. Карта

9. Электробритва

10. Тент солнцезащитный

11. Спальник

12. Подушка

13. Дождевая накидка

14. Коврик туристический

15. Фонарь

16. Куртка

17. Панама

18. Одеколон

19. Полотенце

20. Губка

За каждый правильно выделенный предмет - 1 балл.

Ответы озвучиваются

Конкурс 3. Физминутка «Упрямый рюкзак»

Участники соревнующихся команд поочередно становятся спиной и берут друг друга под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника от земли. Побеждает тот участник, кому удалось это сделать.

Участник-победитель зарабатывает для команды 1 балл.

Баллы сообщаются сразу после испытания

Конкурс 4. Выбор стоянки

1)Топографический диктант. (из предложенного набора карточек с топографическими знаками выбрать те, которые прозвучали в тексте)

«Перед взором туристов, придирчиво осматривающих местность с целью выбора места для стоянки, открылись ландшафты: обширные высокотравные луга вплотную подходят к реке, недалеко - мостик, на противоположном берегу - лесная опушка и огромный муравейник, чуть ниже по течению - небольшое село, за которым хорошо просматривался песчаный пляж, а выше по течению - смешанное редколесье».

до 8 баллов

2) Участники должны выбрать место для стоянки, обосновав свой выбор.

ответ - выше по течению в смешанном редколесье. 1 балл

Все ответы озвучиваются

Конкурс 5. Костер

Самые таинственные минуты в походе - это посиделки у костра.

1)Какой из перечисленных видов костра можно использовать для наиболее продолжительного обогрева в любое время года? (Сигнальная карточка - возможность ответа)

1) шалаш

2) звездный

3) колодец

4) нодья

ответ: костер нодья. 1 балл.

2) Изобразите известные Вам типы костров

Команды на листах бумаги рисуют костры.

Баллы по количеству правильно изображенных костров. Дополнительные баллы, если указаны их предназначения

Демонстрация, озвучивание


Конкурс 6. Питание в походе

Ведущий зачитывает вопросы, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.

1.Грибами-то как пахнет! А не сварить ли нам суп? Вот хотя бы из тех грибов, что на пеньке. Грибы-паразиты, но зато самые вкусные. Как они называются? (варианты: моховик, дождевик, опята)

(опята)

2. Ну что за суп без пряностей. Чесночка хочется, да где его взять? Растут здесь только одуванчики, черемша, подорожник. А может, что-нибудь пригодилось бы?

(черемша)

3. Как насчет чашечки кофе? Не отказались бы? А кофе-то с собой не захватили. А здесь растут всего лишь одуванчики, ромашки, дубы, а кофейного дерева нет. Каким растением его можно заменить?

(корнями одуванчика, желудями дуба)

4. Сюда еще по ложечке повидла - и нам бы позавидовал бы самый большой сладкоежка. Но из чего в лесу можно приготовить повидло? (варианты: лопух, ландыш; ромашка)

(из лопуха, его измельченные корни варят 2 часа в воде и получают повидло)

За каждый правильный ответ - 1 балл.

Конкурс 7.Экология бивака

Ведущий зачитывает ситуацию: «Каждый из нас прекрасно знает, что турист - это, в первую очередь, друг природы. Идя в поход, он должен помнить основную заповедь туриста: «Не навреди". И чтобы не стать злейшим врагом леса и лугов, птиц и зверей, турист должен помнить, как экологически правильно организовать бивак.

1)Участники должны правильно рассказать, как утилизировать консервные банки, бумагу, остатки пищи. Ответ по сигнальной карточке

1) консервные банки необходимо обжечь на огне, смять, а потом закопать;

2) бумагу - сжечь на огне;

3) остатки пищи в виде каши и т.д., жидких продуктов закопать в мусорной яме, хлеб разложить на пеньке для птиц.

3 балла.

2) Команды на скорость собирают «мусор».

Кто больше и быстрее соберет, тот и победитель - 2 балла


Конкурс 8. Турнир должностей

Вопросы для капитанов:

1)Предлагается капитану сориентироваться, имея механические часы. Ответ обосновать.

Ведущий зачитывает правильный ответ в стихотворной форме:

Направьте стрелку часовую

На солнце в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой час

Есть угол - важен он для нас.

Делите угол пополам,

И сразу юг найдете там.

2)Почему можно считать ошибочным мнение о том, что крона деревьев с южной стороны пышнее?

(потому что ветки деревьев в лесу развиваются в сторону свободного места, а вовсе не к югу, у отдельно стоящих - крона формируется от направления господствующего ветра)

Всего - 3балла

Вопрос для летописцев:

Определить, какие народные приметы говорят о хорошей и плохой погоде:

А) Божья коровка, взятая в руку, быстро слетает;

Б) Усиливается слышимость звуков, усиливается запах;

В)Дым клубится и стелется по земле

Г) Все одуванчики раскрыты

Д)На траве, кустарниках и деревьях обильная паутина

Е) Звезды после ясного дня видны плохо.

Правильные ответы: к хорошей погоде - а, г, д, к плохой - б, в, е.

Всего - 3 балла

Вопрос для поваров:

1)Как приготовить суп, если поблизости нет проточной воды, а только мутный водоем или болото?

(выкопать рядом с водоемом ямку и ждать, когда она наполнится водой, потом 2-3 раза эту воду вычерпать и вылить, а следующее количество воды уже можно прокипятить и использовать)

2)Как используют в пищу растение пастушья сумка? (семена для усиления вкуса еды)

3)Роса с листьев этого зонтичного растения может вызвать ожег, молодые побеги листья употребляют в пищу, как в сыром виде, так и при приготовлении супов. Отвар по вкусу напоминает куриный бульон с грибами.

(борщевик)

3 балла

Вопросы для медиков:

  1. Какое ароматное растение можно использовать в походе как заменитель зубной пасты?

(мяту при добавлении к древесному углю)

  1. Ягоды какого кустарника применяются в виде чая при простудных заболеваниях, при ангине, гриппе?

(малина)

  1. Лист этого растения можно применять как антибактериальное средство при порезах, для лечения ожогов, ран.

(подорожник)

3 балла

Вопросы для костровых:

  1. Что можно использовать в качестве топлива на морском берегу?

(стволы, ветви деревьев, доски, выброшенные на берег)

2)Что используют при полном отсутствии топлива?

(сухой спирт в таблетках из аварийного запаса)

3)Если дрова для костра отсырели по какой либо причине, чем их рекомендуется посыпать, чтобы использовать?

(щепоткой крупной соли)

3 балла

Вопросы для завхозов:

1)Как нужно упаковать сыпучие продукты, чтобы не подмочить репутацию завхоза?

(в полотняные мешочки, затем - полиэтиленовые)

2)Как хранить варочную посуду в походе?

(в специальных чехлах, чтобы не вымазать рюкзаки и вещи)

3)Чем рекомендуется обмазать варочную посуду перед приготовлением пищи, чтобы легче было мыть после использования?

(хозяйственным мылом или глиной)

3 балла

Все вопросы и ответы зачитываются, комментируются

Конкурс 9. Конкурс болельщиков

Ведущий зачитывает вопросы для болельщиков, сигнал к ответу - поднятая рука.

  1. Почему недопустимы рубка и повреждение деревьев и кустарников на склонах оврагов и холмов?

(они способствуют укреплению почвы и предотвращают эрозию)

2)Почему нельзя рвать лилии, кувшинки, рододендрон, эдельвейс?

Занесены в Красную книгу

3)Где можно разводить костер?

(на открытом, но на защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды, на уже вытоптанных площадках или старых кострищах)

  1. Ружье какой марки можно брать в заповедные места?

(фоторужье)

5) Какой тип костра более всего подходит для быстрого приготовления пищи?

(колодец)

6)Какую пользу приносят стрекозы?

(уничтожают комаров)

По 1 баллу за правильный ответ команде, за которую выступают болельщики.

10.Физминутка. Перетягивание каната.

Заключительное испытание. Команда-победитель получает 5 баллов

Подведение итогов

Награждение победителей


Ход игры.

Этапы

Время

Сопровождение, оборудование

1

Распределение обязанностей

2

Карточки с надписями обязанностей. Предметы по должностям.

2

Конкурс «Снаряжение»

2

Списки предметов.

3

Физминутка «Упрямый рюкзачок»

10

4

Конкурс

«Выбор стоянки»

5

Текст диктанта,

карточки с топографическими знаками

5

Конкурс «Костер»

3

Фломастеры, листы бумаги.

6

Конкурс

«Питание в походе»

2

7

Конкурс

«Экология бивака»

4

Условный мусор, пакеты

8

Турнир должностей

4

Карточки с заданиями

9

Конкурс болельщиков

3

10

Физминутка Перетягивание каната

5

Канат

11

Подведение итогов

Награждение победителей

5



Подготовила

методист, педагог МБОУ ДОД ЦДЮТЭ

Булатова И.А.


© 2010-2022