- Преподавателю
- Физкультура
- Внеурочка по подвижным играм 1-4
Внеурочка по подвижным играм 1-4
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ланцов И.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
станица Тамань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 муниципального образования Темрюкский район
Утверждаю
директор МБОУ СОШ №28
____________Воропаева М.Е.
Приказ №
от «___» __________2014г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
( возраст обучающихся 6-10 лет, 270 часов)
Пояснительная записка к курсу
«Подвижные игры»
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении (СанПиН 2.4.2.576-96). С этой же целью в школьный компонент школа включила индивидуально-групповые занятия - « Подвижные игры» (обучение традиционным, национальным, спортивным играм). Эти занятия позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. На этих занятиях ученики разучивают национальные игры, которые имеют многовековую историю сохранялись и дошли до наших дней.
Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Северного Кавказа проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры. Логическим завершением курса может стать интернациональная игра, созданная учащимися, которая будет интересна детям всего мира.
Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
-
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
-
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
-
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
-
развивать коммуникативные навыки; · стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; · развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
-
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
-
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей;
-
возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
-
формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
-
учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;
-
эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;
-
занимательность процесса обучения;
-
расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.
Программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. 2 часа в неделю. 1класс - 66 часов в год, 2-4 классы - 68 часов в год. Для второго и третьего класса тематика игр одинакова, но в 3 классе они более продолжительны, интенсивны и усложнены.
Программа предполагает проектную деятельность учащихся по темам: «Старинные детские игры», «Во что играл мой дедушка», «Вспомним забытые игры», «Казачьи игры», «Игры народов Кавказа», «Как появляются новые игры», придумывание зачинов, считалок и т.д.
Ожидаемый результат:
-
действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) - тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
-
стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности; · наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
-
влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.
\
Учебно-тематический план (1 класс)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
1.
Вас приглашает страна Игр. Какие бывают игры
1
2.
Правила игры. Обязательны ли они для всех?
1
3.
Правила безопасности в играх.
1
4-5.
Игры-сцеплялки. Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
2
6-8.
Игры на реакцию.
3
9-12.
Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
4
13-20.
Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой - водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
8
21- 26.
Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
6
27-38.
Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, волейбола и т.д.
12
39-44.
Игры с мячом. Эстафеты.
6
45-46
Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник.
2
47-54.
Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
8
55-62.
Игры на меткость.
8
63-64.
Спортивные эстафеты
2
65-66
«Спортивные почемучки» викторины, посвященные спорту.
2
Итого
5
61
66 часов
Учебно-тематический план (2-3 класс)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
1-4.
Правила игры и техника безопасности в играх.
4
5-7.
Строевые упражнения.
1
2
8-12.
Общеразвивающие упражнения
5
13-24.
Игры на закрепление навыков бега.
12
25-36.
Игры на закрепление навыков прыжков.
12
37-44.
Игры на закрепление навыков метания.
8
45-50.
Эстафеты с кубиками.
6
51-53.
Эстафеты с набивными мячами.
3
54-56.
Эстафеты с обручами.
3
57-60.
Эстафеты со скалками и кеглями.
4
61-62.
Спортивные викторины.
2
63-64.
Спортивные соревнования на точность метания.
2
65-66.
Спортивные соревнования с передачей мяча.
2
67-68.
Комбинированные эстафеты
2
Итого
7
61
68 часов
Учебно-тематический план (4 класс)
№ занятия
Тема занятия
Количество часов
теория
практика
1-3.
Правила игры и техника безопасности в играх.
3
4.
Личная гигиена учащегося.
1
5.
История появления, развития народных игр.
1
6-25.
Русские народные игры.
1
20
26-28.
Дагестанские народные игры.
3
29-31.
Чечено-ингушские народные игры.
3
32-34.
Украинские народные игры.
3
35-37.
Белорусские народные игры.
3
38-40.
Грузинские и армянские народные игры.
3
41-43.
Кабардино-балкарские игры.
3
44-46.
Северо- осетинские игры.
3
47-60.
Казачьи игры.
1
12
61-65.
Работа с проектами.
5
66-68.
Защита проектов.
3
Итого:
15
53
68 часов
Содержание программы
В программу включены не только мероприятия для организации и проведения спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, пальчиковые игротренинги, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Программой предусматривается знакомство с историей появления, развития, игр различных национальностей народов Кавказа и славянских народов. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх.
Вводятся понятия структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности. В программу включены, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры, правила личной гигиены. Программа предусматривает работу над проектами в 4 классе.
1 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Игры -сцеплялки: «Ручеёк», «Пятнашки», «Репка».
Игры на реакцию: «Воробьи, вороны», Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Успей занять место».
Игры-перетягивания: перетягивание каната, перетягивания за руку, «Тяни - толкай», перетягивание по кругу.
Догонялки: перемена мест, передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место», «Лягушка», « Лиса в норку», «Гуси-лебеди», салки с домом, «Два Мороза», «Колдуны».
Поисковые игры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу.
Спортивные игры: упрощённый футбол, пионербол, баскетбол.
Игры с мячом. Эстафеты: «Не упусти мяч», «Мяч капитану», ведение мяча, «Передал -садись», точный удар, упражнения с малым мячом, мяч над головой, «Земля - вода - небо», «Мяч сквозь обруч»
Прыгательные игры: эстафеты с длинными скакалками, с короткими скакалками, «Чемпионы скакалки».
Игры на меткость: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», набрасывание колец на кеглю, метание дисков.
2-3 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Строевые упражнения: повороты на месте, построение в круг, команды: «Шире шаг», «Реже шаг», «Чаще шаг», «На первый второй рассчитайся», построение в две шеренги.
Общеразвивающие упражнения: упражнения на месте, в движениях, в парах, комплекс гимнастики, бег, разновидности ходьбы.
Игры на закрепление навыков бега: «Салки», «Белые медведи», «Космонавты», «Воробьи и вороны», «У медведя во бору», «Ляпки», «Ловушка», «Слепок», «Горячее место», «Баба Яга», «Гуси - лебеди», «Лиса», салки «ноги от земли».
Игры на закрепление навыков прыжков: «Удочка», «Волк во рву», прыжки по полоскам, салки с прыжками, «Воробьи попрыгунчики», классики, «Петушиный бой», прыжки по кочкам, «Пингвин с мячом»,
Игры на закрепление навыков метания: «Кто дальше бросит?», «Точный расчёт», «Метко в цель», «Снайперы», «Перестрелка», «Охотники и утки».
4 класс
Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
Русские народные игры: «Блуждающий мяч», « Большой мяч», «Волк», «Выгони мяч», «Горелки», «Заря», «Кот и мышь», «Краски», лапта, «Малечена - калечена», «Мяч вверху», «Палочка-выручалочка», «Посигутки», «Пчелки и ласточка», «Рюхи», «Стадо», «Шар», «Штандр», «Шлёпанки», «Птицелов».
Дагестанские народные игры: «Бег к реке», «Достань шапку», «Слепой медведь», «Цику - ция», «Выбей из круга».
Чечено-ингушские народные игры: «Уточка», «Чиж».
Украинские народные игры:» Высокий дуб», «Круглый хрещик», «Перепелочка», «Хлибчик», «Печки».
Белорусские народные игры: «Заплетись, плетень!», «Иванка», «Михасик», «Посадка картошки», «Прела-горела», «У Мазаля».
Грузинские и армянские народные игры: «Пастух», «Похитители Огня», «Крепость», «Грузинские классы», «Плоский камень и мяч», «Игра в лягушек».
Кабардино-балкарские игры: «Под буркой», «Повелитель лунки».
Северо- осетинские игры: «Метание с плеча», «Гаккарис», «Борьба за флажки».
Казачьи игры: «Игры с коновязью» (коновязь высотой по пояс взрослому), «Чехарда», «Нагайка и кнут», «Обкидывание шерстяными клубками», «Городки», «Прыгалка через верёвку», «Игра в шапку», «Казаки», «Грыбаки».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
2. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
3.Богданова Г. Игры, праздники и развлечения для детей. Владос, 2001 г.
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры, Москва, «Творческий Центр», 1999 год.
5.Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4,2006 г.
6. Детская лёгкая атлетика, Москва - Терра-спорт, «Олимпия пресс», 2002 год.
7.Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. Издательский Дом МСГ,1998 г.
8.Дереклеева Н.И. Двигательные игры и тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004 г.
13.Зинин А. Детский баскетбол. Физкультура и спорт, 1969 г.
9.Иванов Ю.Г., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. Московская правда, 1991 г.
10.Коротков И.М. Подвижные игры в школе. Просвещение, 1979 г.
11.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Министерство образования РФ, 2004г.
12. Орлов Р.В. Физическая культура и спорт на селе, Москва, 1970 год.
13. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня, Москва, «Просвещение», 1983 год.
14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008 год.
15.Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. Творческий центр, 2003 год.
zloy-fizruk.narod.ru/ngame.html
zloy-fizruk.narod.ru/ngame0002.html
zloy-fizruk.narod.ru/ngame0007.html
zloy-fizruk.narod.ru/ngame0001.html
zloy-fizruk.narod.ru/ngame0003.html
azbuka-igr.ru/category/world_game/armyanskie
azbuka-igr.ru/category/world_game/gruzinskie
azbuka-igr.ru/category/world_game/kabardino-balkarskie
azbuka-igr.ru/category/world_game/severo-osetinskie
azbuka-igr.ru/category/world_game/checheno-ingushskie
azbuka-igr.ru/category/world_game/kazachi