Из опыта работы

С сентября 2013 года начинается реализация ФГОС 2 поколения на ступени основного общего образования в штатном режиме. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания учебных занятий. Одной из проблем учителя является формулировка УУД, которые он должен развивать на своих занятиях. На занятиях физической культурой используются следующие способы реализации деятельности: освоение двигательного действия, совершенствование двигательных действий и навыков, контроль, комбинирование различных двигательных действий, освоение тактических элементов, совершенствование тактики. В зависимости от цели занятия, мы используем определенный вид деятельности, каждый из которых связан с развитие... Я выделил четыре основных способа реализации деятельности учащегося. Это: освоение двигательного действия, совершенствование двигательного действия, освоение тактики игры, и контроль навыков. В работе представлены методические рекомендации по развитию УУД при занятиях определенным видом деятельности на занятиях физической культурой.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы



Развитие универсальных учебных действий при организации различных видов деятельности на занятиях физической культурой






(Из опыта работы учителя физической культуры и ОБЖ Иванюта Г.Б.

Республика Адыгея, Гиагинский район ст.Гиагинская)










Содержание.



  1. Пояснительная записка.

  2. Основные способы организации деятельности на занятиях физической культурой.

  1. Освоение новых двигательных действий

  2. Освоение тактики игры

  3. Совершенствование техники двигательных действий

  4. Контрольное занятие, проверка уровня усвоения материала

  1. Список литературы.

Пояснительная записка.


С сентября 2013 года начинается реализация ФГОС 2 поколения на ступени основного общего образования в штатном режиме. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания учебных занятий.

Одной из проблем учителя является формулировка УУД, которые он должен развивать на своих занятиях. На занятиях физической культурой используются следующие способы реализации деятельности: освоение двигательного действия, совершенствование двигательных действий и навыков, контроль, комбинирование различных двигательных действий, освоение тактических элементов, совершенствование тактики. В зависимости от цели занятия, мы используем определенный вид деятельности, каждый из которых связан с развитием УУД.

Я выделил четыре основных способа реализации деятельности учащегося. Это: освоение двигательного действия, совершенствование двигательного действия, освоение тактики игры, и контроль навыков.

В работе представлены методические рекомендации по развитию УУД при занятиях определенным видом деятельности на занятиях физической культурой.

Предлагаемый вариант не является догмой или идеалом, каждый учитель может внести что-то свое.

Основные способы организации деятельности на занятиях физической культурой.


Четыре основных способа организации деятельности на занятиях: освоение двигательного действия, совершенствование двигательного действия, освоение тактики игры, контроль навыков. Сопоставим УУД с каждым способом деятельности.


  1. Освоение новых двигательных действий: низкий старт, прыжок в высоту, ведение мяча и т.д.


Личностные универсальные учебные действия

1. отражающие

отношение к социальным ценностям

  • оценивать положительный эффект от занятий физической культурой;

  • получать мышечную радость от занятий физической культурой;

  • оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

2. отражающие

отношение к учебной деятельности

  • выражать положительное отношение к процессу освоения новых двигательных действий;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;

  • уметь выстраивать последовательность действий, выполнять подводящие упражнения;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс освоения двигательных качеств с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

  • осуществлять итоговый контроль двигательного действия и контроль отдельных элементов, подводящих упражнений;

  • оценивать результаты деятельности;

  • фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;

  • анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  • оценивать уровень усвоения двигательного действия.

Познавательные универсальные учебные действия

1. отражающие

методы познания окружающего мира

  • фиксировать результаты освоения двигательных действий;

  • выполнять пробное учебное действие;

  • воспроизводить по памяти информацию (подводящие упражнения , их последовательность) необходимую освоения двигательных действий.

2. формирующие умственные операции

  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате.

3. формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

  • составлять план действий, направленный на выполнение двигательного действия;

  • выбирать подводящие упражнения, необходимые для достижения результата;

  • предлагать собственные нестандартные способы достижения результата

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. отражающие умения работать с информацией

  • находить информацию, которая может помочь в освоении двигательных действий

2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания


  • строить диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • описывать двигательное действие, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;

  • воспринимать речь учителя , одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся.


  1. Освоение тактики игры.


Личностные универсальные учебные действия

1. отражающие

отношение к социальным ценностям

  • проявлять интерес к спортивным достижениям своей страны;

  • оценивать положительный эффект от занятий физической культурой;

  • получать мышечную радость от занятий физической культурой;

  • оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;

  • осознавать себя членом команды;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

2. отражающие

отношение к учебной деятельности

  • выражать положительное отношение к процессу освоения тактики игры;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • считаться с высказываниями другого человека.

Регулятивные универсальные учебные действия.

1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

  • удерживать целевые установки деятельности до получения ее результата (возможно промежуточного);

  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;

  • уметь выстраивать последовательность действий, на основе ранее изученных и освоенных элементов;

  • выполнять подводящие упражнения;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс освоения тактики игры с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

  • осуществлять итоговый контроль освоения тактики игры с позиции успешности;

  • анализировать результаты деятельности: находить ошибки, устанавливать их причины;

  • оценивать уровень усвоения тактических приемов.

Познавательные универсальные учебные действия

1. отражающие

методы познания окружающего мира

  • фиксировать результаты освоения тактики игры;

  • воспроизводить по памяти информацию необходимую для освоения тактики игры;

  • применять таблицы, схемы для освоения тактики.

2. формирующие умственные операции

  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;

  • выполнять задания (приемы) не имеющие однозначного решения;

  • сравнивать информацию, поступившую из разных источников и выбирать нужную;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

3. формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

  • составлять план действий, направленный на достижение конечного результата;

  • выбирать и комбинировать тактические элементы, необходимые для достижения результата;

  • предлагать собственные нестандартные способы достижения результата.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. отражающие умения работать с информацией

  • находить информацию, которая может помочь в освоении тактики игры;

  • отбирать информацию, соответствующую уровню подготовки команды.

2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

  • строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • описывать тактику, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;

  • воспринимать речь учителя, одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся;

  • выявлять и разрешать конфликты;

  • управлять поведением , корректировать поведение партнёра;

  • учитывать разные мнения;

  • аргументировано высказывать свое мнение.

  1. Совершенствование техники двигательных действий.


Личностные универсальные учебные действия

1. отражающие

отношение к социальным ценностям

  • оценивать положительный эффект от совершенствования техники двигательных действий;

  • получать мышечную радость от занятий физической культурой;

  • оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

2. отражающие

отношение к учебной деятельности

  • выражать положительное отношение к процессу совершенствования двигательных действий;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

  • удерживать цель деятельности до получения желаемого результата;

  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;

  • доводить до автоматизма выполнение отдельных двигательных действий;

  • учитывать возможности своего организма;

  • учитывать нормативные и контрольные требования при совершенствовании техники;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс совершенствования техники двигательных действий с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  • анализировать физическое состояние организма;

  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от деятельности.

2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

  • осуществлять контроль состояния организма, не допускать переутомления;

  • оценивать конечные и промежуточные результаты деятельности;

  • анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

1. отражающие

методы познания окружающего мира

  • фиксировать результаты совершенствования техники освоения двигательных действий;

  • знать способы самоконтроля состояния организма;

  • воспроизводить по памяти информацию необходимую для совершенствования техники двигательных действий.

2. формирующие умственные операции

  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;

  • переносить навыки выполнения двигательных действий из одной сферы деятельности в другую.

3. формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

  • составлять план действий, направленный на совершенствование техники двигательного действия;

  • выбирать подводящие упражнения, необходимые для достижения результата;

  • подбирать упражнения для развития силы, быстроты, координации;

  • предлагать собственные способы достижения результата.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. отражающие умения работать с информацией

  • находить информацию, которая может помочь в совершенствовании техники двигательных действий;

  • отбирать нужную информацию, применять ее с учетом личных качеств и уровня подготовки.

2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

  • строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • описывать свои действия, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;

  • воспринимать речь учителя, одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся;

  • аргументировано высказывать свое мнение о способах совершенствования техники.


  1. Контрольное занятие, контроль навыков.


Личностные универсальные учебные действия

1. отражающие

отношение к социальным ценностям

  • получать мышечную радость от занятий физической культурой;

  • оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий, неприятие принципа «победа любой ценой»;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

2. отражающие

отношение к учебной деятельности

  • выражать положительное отношение к контролю результатов обучения;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

  • ставить целью достижение наилучшего результата;

  • учитывать возможности своего организма и нормативные требования;

  • анализировать физическое состояние организма;

  • анализировать эмоциональные состояния, до и после сдачи контрольных нормативов.

2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

  • осуществлять контроль состояния организма, не допускать переутомления;

  • оценивать конечные результаты деятельности;

  • анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

1. отражающие

методы познания окружающего мира

  • фиксировать результаты контрольных испытаний;

  • знать способы самоконтроля состояния организма;

  • воспроизводить по памяти информацию необходимую для хорошего физического и психологического настроя на выполнение контрольных нормативов.

2. формирующие умственные операции

  • устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;

3. формирующие

поисковую и исследовательскую деятельность

  • составлять план действий, направленный на достижение наилучшего результата;

  • выбирать упражнения для разминки, необходимые для достижения наилучшего результата;

  • после сдачи контрольных нормативов подбирать упражнения для развития силы, быстроты, координации, позволяющие улучшить результат контрольного испытания.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. отражающие умения работать с информацией

  • находить и отбирать информацию, которая может помочь наиболее эффективно демонстрировать свои достижения.

2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

  • строить диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • воспринимать речь учителя, одноклассников, обращенную к учащемуся;

  • выражать моральную поддержку одноклассникам, не достигшим желаемого результата

  • выражать одобрение одноклассникам, показавшим хороший результат;

  • аргументировано высказывать свое мнение, слышать и учитывать чужое.


Литература.


  1. Закон РФ «ОБ образовании» 2012 г.;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2013 г.;

  3. Тишков В.А., Данилюк А.Я., Кондаков А.М. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. Просвещение, 2013г.;

  4. Савинов Е.С. (составитель) «Примерная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)» Планируемые результаты основного общего образования 2011 г.;

  5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Физическая культура 5 - 9 классы. Авторы: В.И. Лях, А. А. Зданевич. 2012 г.


© 2010-2022