- Преподавателю
- Физкультура
- Из опыта работы
Из опыта работы
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванюта Е.В. |
Дата | 29.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развитие универсальных учебных действий при организации различных видов деятельности на занятиях физической культурой
(Из опыта работы учителя физической культуры и ОБЖ Иванюта Г.Б.
Республика Адыгея, Гиагинский район ст.Гиагинская)
Содержание.
-
Пояснительная записка.
-
Основные способы организации деятельности на занятиях физической культурой.
-
Освоение новых двигательных действий
-
Освоение тактики игры
-
Совершенствование техники двигательных действий
-
Контрольное занятие, проверка уровня усвоения материала
-
Список литературы.
Пояснительная записка.
С сентября 2013 года начинается реализация ФГОС 2 поколения на ступени основного общего образования в штатном режиме. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания учебных занятий.
Одной из проблем учителя является формулировка УУД, которые он должен развивать на своих занятиях. На занятиях физической культурой используются следующие способы реализации деятельности: освоение двигательного действия, совершенствование двигательных действий и навыков, контроль, комбинирование различных двигательных действий, освоение тактических элементов, совершенствование тактики. В зависимости от цели занятия, мы используем определенный вид деятельности, каждый из которых связан с развитием УУД.
Я выделил четыре основных способа реализации деятельности учащегося. Это: освоение двигательного действия, совершенствование двигательного действия, освоение тактики игры, и контроль навыков.
В работе представлены методические рекомендации по развитию УУД при занятиях определенным видом деятельности на занятиях физической культурой.
Предлагаемый вариант не является догмой или идеалом, каждый учитель может внести что-то свое.
Основные способы организации деятельности на занятиях физической культурой.
Четыре основных способа организации деятельности на занятиях: освоение двигательного действия, совершенствование двигательного действия, освоение тактики игры, контроль навыков. Сопоставим УУД с каждым способом деятельности.
-
Освоение новых двигательных действий: низкий старт, прыжок в высоту, ведение мяча и т.д.
Личностные универсальные учебные действия
1. отражающие
отношение к социальным ценностям
-
оценивать положительный эффект от занятий физической культурой;
-
получать мышечную радость от занятий физической культурой;
-
оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
2. отражающие
отношение к учебной деятельности
-
выражать положительное отношение к процессу освоения новых двигательных действий;
-
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия.
1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
-
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;
-
уметь выстраивать последовательность действий, выполнять подводящие упражнения;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс освоения двигательных качеств с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
-
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
-
осуществлять итоговый контроль двигательного действия и контроль отдельных элементов, подводящих упражнений;
-
оценивать результаты деятельности;
-
фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии;
-
анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
-
оценивать уровень усвоения двигательного действия.
Познавательные универсальные учебные действия
1. отражающие
методы познания окружающего мира
-
фиксировать результаты освоения двигательных действий;
-
выполнять пробное учебное действие;
-
воспроизводить по памяти информацию (подводящие упражнения , их последовательность) необходимую освоения двигательных действий.
2. формирующие умственные операции
-
устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате.
3. формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
-
составлять план действий, направленный на выполнение двигательного действия;
-
выбирать подводящие упражнения, необходимые для достижения результата;
-
предлагать собственные нестандартные способы достижения результата
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. отражающие умения работать с информацией
-
находить информацию, которая может помочь в освоении двигательных действий
2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания
-
строить диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-
описывать двигательное действие, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;
-
воспринимать речь учителя , одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся.
-
Освоение тактики игры.
Личностные универсальные учебные действия
1. отражающие
отношение к социальным ценностям
-
проявлять интерес к спортивным достижениям своей страны;
-
оценивать положительный эффект от занятий физической культурой;
-
получать мышечную радость от занятий физической культурой;
-
оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;
-
осознавать себя членом команды;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
2. отражающие
отношение к учебной деятельности
-
выражать положительное отношение к процессу освоения тактики игры;
-
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
-
считаться с высказываниями другого человека.
Регулятивные универсальные учебные действия.
1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
-
удерживать целевые установки деятельности до получения ее результата (возможно промежуточного);
-
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;
-
уметь выстраивать последовательность действий, на основе ранее изученных и освоенных элементов;
-
выполнять подводящие упражнения;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс освоения тактики игры с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
-
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
-
осуществлять итоговый контроль освоения тактики игры с позиции успешности;
-
анализировать результаты деятельности: находить ошибки, устанавливать их причины;
-
оценивать уровень усвоения тактических приемов.
Познавательные универсальные учебные действия
1. отражающие
методы познания окружающего мира
-
фиксировать результаты освоения тактики игры;
-
воспроизводить по памяти информацию необходимую для освоения тактики игры;
-
применять таблицы, схемы для освоения тактики.
2. формирующие умственные операции
-
устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;
-
выполнять задания (приемы) не имеющие однозначного решения;
-
сравнивать информацию, поступившую из разных источников и выбирать нужную;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
3. формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
-
составлять план действий, направленный на достижение конечного результата;
-
выбирать и комбинировать тактические элементы, необходимые для достижения результата;
-
предлагать собственные нестандартные способы достижения результата.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. отражающие умения работать с информацией
-
находить информацию, которая может помочь в освоении тактики игры;
-
отбирать информацию, соответствующую уровню подготовки команды.
2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания
-
строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-
описывать тактику, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;
-
воспринимать речь учителя, одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся;
-
выявлять и разрешать конфликты;
-
управлять поведением , корректировать поведение партнёра;
-
учитывать разные мнения;
-
аргументировано высказывать свое мнение.
-
Совершенствование техники двигательных действий.
Личностные универсальные учебные действия
1. отражающие
отношение к социальным ценностям
-
оценивать положительный эффект от совершенствования техники двигательных действий;
-
получать мышечную радость от занятий физической культурой;
-
оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
2. отражающие
отношение к учебной деятельности
-
выражать положительное отношение к процессу совершенствования двигательных действий;
-
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
-
удерживать цель деятельности до получения желаемого результата;
-
ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено;
-
доводить до автоматизма выполнение отдельных двигательных действий;
-
учитывать возможности своего организма;
-
учитывать нормативные и контрольные требования при совершенствовании техники;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс совершенствования техники двигательных действий с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
-
анализировать физическое состояние организма;
-
анализировать эмоциональные состояния, полученные от деятельности.
2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
-
осуществлять контроль состояния организма, не допускать переутомления;
-
оценивать конечные и промежуточные результаты деятельности;
-
анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные универсальные учебные действия
1. отражающие
методы познания окружающего мира
-
фиксировать результаты совершенствования техники освоения двигательных действий;
-
знать способы самоконтроля состояния организма;
-
воспроизводить по памяти информацию необходимую для совершенствования техники двигательных действий.
2. формирующие умственные операции
-
устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;
-
переносить навыки выполнения двигательных действий из одной сферы деятельности в другую.
3. формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
-
составлять план действий, направленный на совершенствование техники двигательного действия;
-
выбирать подводящие упражнения, необходимые для достижения результата;
-
подбирать упражнения для развития силы, быстроты, координации;
-
предлагать собственные способы достижения результата.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. отражающие умения работать с информацией
-
находить информацию, которая может помочь в совершенствовании техники двигательных действий;
-
отбирать нужную информацию, применять ее с учетом личных качеств и уровня подготовки.
2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания
-
строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-
описывать свои действия, используя выразительные средства языка и соответствующую терминологию;
-
воспринимать речь учителя, одноклассников, опосредованно обращенную к учащемуся;
-
аргументировано высказывать свое мнение о способах совершенствования техники.
-
Контрольное занятие, контроль навыков.
Личностные универсальные учебные действия
1. отражающие
отношение к социальным ценностям
-
получать мышечную радость от занятий физической культурой;
-
оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственно-этических понятий, неприятие принципа «победа любой ценой»;
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
2. отражающие
отношение к учебной деятельности
-
выражать положительное отношение к контролю результатов обучения;
-
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
-
ставить целью достижение наилучшего результата;
-
учитывать возможности своего организма и нормативные требования;
-
анализировать физическое состояние организма;
-
анализировать эмоциональные состояния, до и после сдачи контрольных нормативов.
2. направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности
-
осуществлять контроль состояния организма, не допускать переутомления;
-
оценивать конечные результаты деятельности;
-
анализировать собственную работу: выделять отдельные элементы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные универсальные учебные действия
1. отражающие
методы познания окружающего мира
-
фиксировать результаты контрольных испытаний;
-
знать способы самоконтроля состояния организма;
-
воспроизводить по памяти информацию необходимую для хорошего физического и психологического настроя на выполнение контрольных нормативов.
2. формирующие умственные операции
-
устанавливать причинно-следственные связи между тем, что делаешь и что получаешь в результате;
3. формирующие
поисковую и исследовательскую деятельность
-
составлять план действий, направленный на достижение наилучшего результата;
-
выбирать упражнения для разминки, необходимые для достижения наилучшего результата;
-
после сдачи контрольных нормативов подбирать упражнения для развития силы, быстроты, координации, позволяющие улучшить результат контрольного испытания.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. отражающие умения работать с информацией
-
находить и отбирать информацию, которая может помочь наиболее эффективно демонстрировать свои достижения.
2. отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить высказывания
-
строить диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
-
воспринимать речь учителя, одноклассников, обращенную к учащемуся;
-
выражать моральную поддержку одноклассникам, не достигшим желаемого результата
-
выражать одобрение одноклассникам, показавшим хороший результат;
-
аргументировано высказывать свое мнение, слышать и учитывать чужое.
Литература.
-
Закон РФ «ОБ образовании» 2012 г.;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2013 г.;
-
Тишков В.А., Данилюк А.Я., Кондаков А.М. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» М. Просвещение, 2013г.;
-
Савинов Е.С. (составитель) «Примерная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа)» Планируемые результаты основного общего образования 2011 г.;
-
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Физическая культура 5 - 9 классы. Авторы: В.И. Лях, А. А. Зданевич. 2012 г.