Здоровьесберегающие технология на уроках физической культуры младших школьников

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – НИЧТО...», - утверждал Сократ.В физическом плане – здоровье позволяет ученику справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;в социальном плане – учащийся коммуникабелен, общителен;в эмоциональном плане – учащийся уравновешен, способен удивляться, восхищаться;в интеллектуальном плане – проявляет хорошую умственную способность, наблюдательность, самообучаемость;в нравственном плане – учащийся признаёт основные человеческие ценности. Ч...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технология на уроках физической культуры младших школьников

Кокорина О.Н.,

учитель физической культуры

МБ НОУ «Гимназия № 70» г.Новокузнецка


« Здоровье не всё, но всё без здоровья - НИЧТО»…Сократ.

В физическом плане - здоровье позволяет ученику справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - учащийся коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - учащийся уравновешен, способен удивляться, восхищаться;

в интеллектуальном плане - проявляет хорошую умственную способность, наблюдательность, самообучаемость;

в нравственном плане - учащийся признаёт основные человеческие ценности.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.

В современных условиях человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы

кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за чего быстро стареют. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьёзно ухудшает здоровье ребенка. Приходиться выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе за уроками дома, из-за чего почти не остаётся времени побыть (побегать, походить) на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно тренировать организм, занимаясь физической культурой и спортом, вести активный, здоровый образ жизни.

Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого нет, то утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Устранить его можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Необходимо отдохнуть, переключиться на другую деятельность, использовать возможные средства восстановления работоспособности. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий. Это - движение; оздоровительный бег; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки; пальчиковая гимнастика; корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз; подвижные дидактические игры; динамические паузы (адаптационный период в 1 классе) (Приложение №1).

Уроки физической культуры - основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Физическая культура - это естественно-биологический метод, в основе которого - мышечное движение. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса организма.

Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений, которые являются наиболее эффективными. Они оказывают системное оздоровительное воздействие на организм. Физические упражнения подразделяются на общеразвивающие упражнения (применяют в разминке для активизации и подготовки, а так же укрепления всех систем и мышц организма) и специальные упражнения (направленные на развитие и укрепление физических качеств).

Большое место в физическом воспитании детей младшего школьного возраста занимают подвижные игры. Они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому они больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости

На первых уроках у младших школьниках закладывается фундамент организованных занятий физическими упражнениями, особое внимание уделяется строевым упражнениям. Для их эффективного освоения использую подвижные игры дидактической направленности: «Все к своим флажкам», « Построимся», «Успей занять своё место», «Составление поезда» и другие. При ознакомлении с материалом теоретического характера из раздела программы «Знания», использую такие подвижные игры: «Наша безопасность», «Режим дня», «Заповеди здорового образа жизни» (Приложение №2), которые при минимуме терминологической информации в своем содержании позволяют учащимся овладеть теоретическими сведениями программы.

После выполнения строевых упражнений совершенствуются движения в ходьбе. При этом

можно использовать подвижные игры: «Кто как ходит», «Правильная осанка». После ходьбы переходим на бег, особое внимание уделяем на постановку стопы, работу рук, дыхание. Заканчивается подготовительная часть урока выполнением комплекса упражнений общеразвивающего характера, выполняемого как на месте, так и в движении с предметами или без предметов.

В основной части урока проводится формирование жизненно важных двигательных навыков и физических качеств. В этой части урока необходимо использовать подвижные игры высокой и средней интенсивности: «Шишки, желуди, орехи», «Цель», «Летящий мяч» и другие (Приложение №3) или эстафеты с упражнениями, направленными на развитие быстроты, ловкости, силы, воспитание коллективных качеств.

В заключительной части урока обязательно упражнения на восстановление дыхания, игры «Делай как я», «Исправь осанку», «Кто подходит?» с малой интенсивностью для восстановления эмоционального фона.

Если мы (родители, учителя) научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будим личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Приложение №1

Упражнения для формирования правильной осанки.

1. Встать спиной к стенке, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

2. Стоя у стены, принять правильную осанку. Развести руки в стороны, выполнять наклоны вправо и влево. (4-6 раз)

3. Стоя у стены, руки вперед. Поднять правую ногу вперед, не теряя касания со стеной.

4. Стоя у стены, прижаться к стене. Руки вперед, присед, касаясь стены затылком и туловищем. (4-6 раз)

5. Стоя с предметом на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки, вернуться. (8-10 раз)

Игра «Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша, расстояние между ними 5-10м. На старте 2-3 колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки весом по 100-150г. Нужно пройти по коридору (шириной 30см), не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия.

(сидя или лежа, без опоры на стопу по 4-6 раз)

1. Оттянув стопу, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.

2. Взяв стопу на себя, сгибать пальцы ног до предела.

3. Поднимать большие пальцы, опуская остальные.

4. Согнуть пальцы ног (как бы в кулак), подержать 6-8с, затем разогнуть и развести стопы в стороны.

Специальные упражнения для глаз.

1. Крепко закрыть глаза на 3-5с, затем открыть на 3-5с. (8-10раз)

2. Быстро моргать в течение 10-15с.

3. Посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы. (6-8 раз)

4. Делать круговые движения глазами сначала влево, затем вправо. (6-8 раз)

5. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3с, перевести взгляд на кончик носа на 3-5с. (5-6 раз)

Комплекс упражнений физкультминутки.

1. Откинуться на спинку стула, вытянуть ноги, отвести руки в стороны и потянуться.(4-5)

2. Стоя, ноги вместе, руки к плечам. Руки вверх, потянуться. (4-5)

3. Ноги врозь, руки в стороны. 1-2 поворот туловища вправо; 3-4 поворот туловища влево.

4. И.п. - основная стойка. 1- наклон туловища вправо, правая рука скользит вниз по бедру, левая рука по торсу (то же в другую сторону). 2,4 - и.п. (4-5)

5. И.п. - ноги врозь, руки на пояс.1,3 - присед, руки вперед. 2,4 - и.п. (4-5)

Сюжетная физкультминутка.

«Часики»

(1 класс, выполняют, сидя за письменным столом)

1. Часики тикают. 1 - наклон головы влево, дети произносят: «Тик»; 2 - наклон головы вправо, дети - «Так». (6-8 раз)

2. Часики остановились, кончился завод. Заводим часики. И.п. - правая рука вперед, пальцы сжаты в кулак; 1-4 поворот кисти вправо, имитируя завод часов; то же левой рукой (4-5 раз)

3. Большая стрелка остановилась на цифре 12, слышим бой часов. И.п. - сидя, руки на поясе; 1,3-перенос массы тела на левую правую ягодицу; 2,4- перенос массы тела на левую ягодицу. На каждый счет дети произносят «Бом!», изображая бой часов. (12 раз)

Гимнастика для пальцев рук.

(выполнять стоя или сидя, поставив локти на стол по 10-15 раз)

1. С силой сжимать и разжимать, пока они не устанут.

2. Выпрямить пальцы. Одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги.

3. Сжимание пальцами теннисного мяча.

4. Руки вперед ладонями вниз. Поднимание ладоней вверх и опускание вниз.

5. Сжать пальцы в кулак. Делать круговые движения кистью в левую и правую стороны; сгибать и разгибать кисти рук.

6. Пружинистые разгибания ладони левой руки правой рукой и наоборот.

Приложение №2

Заповеди здорового образа жизни для детей.

-«Рано ложиться и рано вставать - горя и хвори не будешь ты знать!»

-«Прогони остатки сна - одеяло в сторону! Вам гимнастика нужна, помогает здорово!»

- «С шумом струйка водяная на руках дробиться. Никогда не забывай по утрам умыться!»

- «Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Это вредно и потом можно подавиться!»

Приложение №3

Игра «Цель» (развивает ловкость, меткость, координацию).

Дети стоят за линией круга, в центре - ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который попал мячом в ведущего, встает на его место.

Игра «Шишки, желуди, орехи» (развивает внимание, координацию, сообразительность).

Дети встают тройками, взявшись за руки, в круг. Каждый из троки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи».Ведущий находиться за пределами круга. Ведущий произносит слово: «шишки» («желуди», «орехи»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он становиться «шишкой» («орехом», «желудем»), а то ,кто остался без места - новый ведущий.

Игра «Летящий мяч» (способствует развитию силовых качеств).

Переброска мяча производится в между учащимися положении сед, ноги врозь, расположенными в произвольном порядке. Побеждает команда, которая реже роняла мяч за 2минуты.

© 2010-2022