Методическая разработка Организация и проведение занятий по футболу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Быковского муниципального района Волгоградской области











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Организация и проведение занятий по футболу»













СОСТАВИЛ:

Рыжов Ю.А.

тренер-преподаватель

по футболу МКОУ ДОД ДЮСШ





2013год

Организация и проведение занятий по футболу

Футбол - одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить в игре самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества.

В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и на этой основе достижению высокого уровня базовой подготовки. Последнее должно обеспечивать юным спортсменам основу для дальнейшего совершенствования их функциональной и технической подготовленности, создавая благоприятные предпосылки к достижению высокого уровня спорт До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.

Спорт - это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт является часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Физическая культура и спорт является важнейшим средством физического воспитания.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит любителей футбола на спортивные площадки.

Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.

На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки вообще и в футболе, в частности, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки. Однако анализ эффективности соревновательной деятельности команд различного уровня показывает, что их реализация не обеспечивает должной базы для проявления технико-тактического мастерства футболистов в игре. Поэтому необходимо выделение приоритетных направлений развития физических качеств для обеспечения игровой активности и надежности техники на всех этапах подготовки футболистов. Выносливость играет важнейшую роль для повышения эффективности соревновательной деятельности в течение всей игры - различные ее компоненты обеспечивают поддержание скорости, силы, точности технико-тактических действий. Поэтому мы считаем актуальной проблему развития выносливости у футболистов в возрасте 12-13 лет на основе выделения ее ведущих компонентов и применения современных способов планирования учебно-тренировочного процесса.

До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.

Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Результаты исследований современного состояния проблемы развития выносливости у футболистов в возрасте 12-13 лет показывают, что в различных дисциплинах спортивной науки накоплено большое количество данных о возрастных особенностей развития мальчиков, о биохимических основах проявления выносливости, о классификации компонентов общей и специальной выносливости, о средствах и методах развития различных видов выносливости. Однако, для повышения эффективности соревновательной деятельности необходим поиск путей учета ее структуры на каждом из этапов многолетней подготовки с оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества игровой деятельности.

Также обоснованы режимы занятий с комплексным развитием основных физических качеств у юных футболистов в макроцикле тренировки. На этапе начальной подготовки юных футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.

Практические рекомендации по построению учебно-тренировочных программ, направленных на повышение общей и специальной выносливости юных футболистов на этапе начальной подготовки.

Учебно-тренировочные занятия юных футболистов 12-13 лет в подготовительном периоде, направленные на развитие общей и специальной выносливости, рекомендуется строить следующим образом.

Первая часть.

Выполнялись скоростные упражнения: 3-4-х кратные интенсивные ускорения, с интервалами отдыха 60-120 сек. на дистанции
в пределах 30 м.

Вторая серия ускорений выполняется после 5-7 мин активного отдыха (обучение техническим приемам). В ходе выполнения скоростной работы ЧСС перед очередной нагрузкой находится в пределах 90-102 уд./мин.

Интенсивность - максимальная.

После серии упражнений скоростной направленности, через
7-10 мин активного отдыха (обучение техническим приемам),
выполняются 3-5 ускорений, с интервалами отдыха 45-90 сек. на дистанции в пределах 60 м. ЧСС перед очередной нагрузкой соответствует 120-138 уд. мин.

Интенсивность - субмаксимальная.

В работе по развитию выносливости широко используются игровые упражнения, эстафеты, подвижные и спортивные игры.

Вторая часть предусматривает использование подвижных и спортивных игр, в том числе с применением спортивно-технических упражнений (работа на развитие общей выносливости).

Интервалы отдыха - не ограничены. Продолжительность игровых заданий 3-10 мин, количество повторений 6-8 раз. Интенсивность колеблется от умеренной до большой. Нагрузка регулируется за счет уменьшения размеров площадки, упрощения правил игры, сокращения или увеличения числа участников, ослабления эмоционального фактора и т.д.

Нагрузка в основной части занятия выполняется в следующих режимах интенсивности:

а/ анаэробно-алактатном (скоростная работа: ЧСС преимущественно > 180 уд. мин);

б/ анаэробно-гликолитическом (работа на скоростно-силовую выносливость: ЧСС 160-180 уд. мин);

в/ аэробном (работа на общую выносливость: ЧСС 140-160 уд. мин).

Наиболее эффективные результаты в развитии основных физических качеств футболистов на начальном этапе тренировки в
ДЮСШ достигаются при реализации следующих моделей учебно-тренировочных программ, направленных на преимущественное развитие ведущих для футбола физических качеств:



Модель

«I»

Модель

«II»

Модель

«III»

Общая выносливость

90%

80%

70%

Скоростно-силовая выносливость

-

20%

20%

Координационная выносливость

10%

-

10%

Аэробная работоспособность футболистов 12-13 лет, с учетом возможности развития силовой, скоростно-силовой и координационной выносливости, в значительной степени способствует улучшению показателей всех основных физических качеств, отражая положительный перенос одного из физических качеств на развитие других.


© 2010-2022