Рабочая программа по легкой атлетике (спортивная ходьба)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Балезинская детско-юношеская спортивная школа»







«Утверждено»

директор МБОУ ДОД ДЮСШ

________________ А.Е. Максимов

____________________________

« ____ »_____________ 20____ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по легкой атлетике

(спортивная ходьба)

разработана на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду легкая

(приказ Минспорта России от 16 февраля 2015года №133).

Срок реализации программы 8 лет.








Составитель:

Дерендяев А.В.,

тренер-преподаватель,

первая квалификационная категория

рецензент: ____________________

________________________________________




2015г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для ДЮСШ по легкой атлетике составлена в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, на основе федерального стандарта спортивной подготовки по виду легкая (приказ Минспорта России от 16 февраля 2015года №133)и типовым планом-проспектом учебной программы для ДЮСШ, обобщения передового опыта ра­боты тренеров с юными легкоатлетами и научными исследованиями.

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного и спортивного совершенствования; распреде­ление объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значи­мости. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годично­го цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ - формирование у спортсменов основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий тренировочной деятельностью.

Задачи:

В процессе многолетней спортивной подготовки должны решать­ся следующие задачи:

1. укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных особенностей организма;

2. формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами выбранного вида спорта;

3. Освоение знаний о выбранном виде спорта, его истории и современном развитии;

- по спортивной трениров­ке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культу­ре, психологии спорта, о роли формировании ЗОЖ.

4. воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного вида легкой атлетики:

В этом разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по легкой атлетике, которые должны демонстрировать спортсмены по завершении реализации программы.

Личностные результаты формируются в ходе изучения физической культуры и отражают:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • знание истории физической культуры своего народа;

  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • освоение социальных норм, правил поведения;

  • формирование коммуникативной компетентности общении и сотрудничестве;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Метапредметные результаты отражаются в универсальных умениях. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером и сверстниками;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

  • умение работать индивидуально и в группе;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты отражают:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, укреплении и сохранении здоровья;

  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, умение отбирать физические упражнения и регулировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма;

  • знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;

  • формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих основных физических качеств и функциональных возможностей;

  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и специальных упражнений легкоатлета;

  • формирование умений выполнять соревновательную деятельность.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.

Учебная программа рассчитана на восьмилетний период обу­чения в спортивной школе.


  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.


Одно из необходимых условий роста спортивного мастерства - много­летняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки сле­дует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и мето­ды тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов. Весь процесс многолетней тренировки спортсмена в спортивной школе делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в учебных группах.

Этап начальной подготовки. Зачисляются учащиеся общеобразо­вательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письмен­ное разрешение врача-педиатра. На этапе осуществляется физкуль­турно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами тех­ники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по об­щефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-пере­водных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Наполняемость учебных групп и

режим учебно-тренировочной работы.

Год обучения

Минимальный

возраст для зачисления

(лет)

Минимальное

число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической и специальной физической подготовке на начало учебного года

Спортивно - оздоровительные группы

6 - 18

15

6

Динамика показателей

Этап начальной подготовки

1

9

10

6

Выполнение нормативов по ОФП

2

10

10

6

Выполнение нормативов по ОФП

Этап спортивной специализации

1

12

8

9

Выполнение нормативов по ОФП и СФП

2

13

8

9


3

14

8

16


4

15

8

16

Выполнение нормативов II разряда

Этап спортивного мастерства

1

17


24

Выполнение нормативов I разряда и КМС

2

18










Учебный план тренировочных занятий

на 52 недели (час.)

Спортивно - оздоровительные группы работают в режиме первого года обучения в группах начальной подготовки.


Разделы подготовки

Этап начальной подготовки

Этап спортивной

специализации

Этап спортивного масерства


1 -й год

2 - й год

1 - й год

2 - й год

3 - й год

4 - й год

1. Общая физическая подготовка

246

228

267

234

383

341

262

2. Специальная физическая подготовка

-

-

56

70

133

150

412

3. Техническая подготовка

47

53

89

103

191

200

324

4. Теоретическая подготовка, тактическая, психологическая подготовка, мед.контроль

15

22

37

42

83

92

162

5. Участие в соревнованиях, судейская практика, контрольно - переводные испытания

3

9

19

19

42

49

88

Общее количество часов

312

312

468

468

832

832

1248

Количество часов в неделю

6

6

9

9

16

16

24

Количество тренировок в неделю

3-4

3-5

4-5

5-6

7-8

8-10

9-14









Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика


Разделы спортивной подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершен-
ствования

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

спортивного мастерства

Спортивная ходьба

Общая физическая подготовка (%)

76-79

73-78

50-60

41-48

20-24

Специальная физическая подготовка (%)

12-15

15-18

30-36

Техническая подготовка (%)

15-17

15-17

18-22

20-24

22-27

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

5-6

6-7

7-9

9-11

11-13

Участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика (%)

0,5-1

1-3

3-4

5-6

6-7





Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта легкая атлетика


Виды спортивных соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершен-
ствования спортивного

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

мастерства

Контрольные

5-9

8-12

11-16

14-21

17-28

Отборочные

-

1-2

2-4

2-5

2-6

Основные

-

1-2

1-3

2-4

2-6

Влияние физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта легкая атлетика

Приложение N 4
к Федеральному стандарту

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Спортивная ходьба

Скоростные способности

2

Мышечная сила

1

Вестибулярная устойчивость

1

Выносливость

3

Гибкость

2

Координационные способности

1

Телосложение

2



Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

Развиваемое физическое

Контрольные упражнения (тесты)

качество

Юноши

Девушки

Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба

Скоростные качества

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Прыжок в длину с места (не менее 125 см)

Прыжки через скакалку в течение 30 с (не менее 25 прыжков)

Прыжки через скакалку в течение 30 с (не менее 30 прыжков)

Выносливость

Челночный бег 3x10 м (не более 9,9 с)

Челночный бег 3x10 м (не более 10 с)



Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба

Скоростные качества

Прыжок в длину с места (не менее 170 см)

Прыжок в длину с места (не менее 160 см)

Бег 60 м с высокого старта (не более 9,5 с)

Бег 60 м с высокого старта (не более 10,6 с)

Выносливость

Бег 500 м (не более 1 мин 44 с)

Бег 500 м (не более 2 мин 01 с)

Спортивный разряд

Третий юношеский спортивный разряд





Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства


Развиваемое физическое

Контрольные упражнения (тесты)

качество

Юноши

Девушки

Спортивная ходьба

Скоростно-силовые качества

Бег 60 м с высокого старта (не более 8,4 с)

Бег 60 м с высокого старта (не более 9,2 с)

Прыжок в длину с места (не менее 230 см)

Прыжок в длину с места (не менее 190 см)

Выносливость

Бег 5 км (не более 17 мин 30 с)

Бег 3 км (не более 12 мин 00 с)

Спортивный разряд

Кандидат в мастера спорта

Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

Приложение N 9
к Федеральному стандарту


Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

этап
совершенст-
вования
спортивного

до года

свыше года

до двух лет

свыше двух лет

мастерства

Количество часов в неделю

6

6

9

16

24

Количество тренировок в неделю

3-4

3-5

4-6

7-12

9-14

Общее количество часов в год

312

312

468

832

1248

Общее количество тренировок в год

156-208

156-260

208-312

364-624

468-728


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Структура методической части программы включает основной про­граммный материал по разделам подготовки, его распределения по го­дам обучения и в годичном цикле; организацию и проведение педагоги­ческого и медицинского контроля.

Важным вопросом планирования учебно-тренировочного процес­са является распределение программного материала в годичном цик­ле и его детализация по недельным циклам как основным структур­ным блокам планирования. Соотношение времени, отводимого на отдельные виды подготовки, в зависимости от конкретных обстоя­тельств может изменяться (наличие материальной базы, учебно-тре­нировочных сборов, соревнований, погодных и климатических усло­вий и т. д.). Однако при этом должна сохраняться общая направлен­ность тренировочного процесса, предполагающая постепенное уве­личение удельного веса тренировочных нагрузок на специальную физическую и технико-тактическую подготовку к началу соревнова­тельного периода.

Наряду с планированием важной функцией управления является контроль за эффективностью учебно-тренировочного процесса много­летней подготовки юных бегунов на средние, длинные дистанции и скороходов. Критериями оценки эффективности подготовки служат

выполнение учащимися нормативных требований по годам обучения и уровень спортивных результатов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок.

Она строится на основе следующих методических положений:

1) ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;

2) увеличение темпов роста нагрузок от времени выбора спортив­ной специализации на последующих этапах подготовки;

3) соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню физической подготовленности юных спортсменов;

4) учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена.

На этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение парциальных объе­мов тренировочной работы и акцент на преимущественное использо­вание тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов. Общая физическая подготовка на первых двух годах обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80% и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта 30-40%, в то же время происходит увеличение доли специальной физической подготовки до 40-60%, которая направлена наразвитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.

В учебно-тренировочных группах годичный цикл подготовки состоит из двух полуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный периоды, достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - обще-подготовительный (базовый) и специально-подготовительный. В первый соревновательный период юные спортсмены принимают участие в 4-6 соревнованиях. Второй подготовительный период также делится на 2 этапа - обще-подготовительный и специально-подготовительный. Второй - соревновательный период.

Наряду с общей и специальной физической подготовкой учебный план предусматривает и такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование, техническая подготовка.


  1. Организационно-методические указания

В данном разделе программы раскрываются характерные черты мно­голетней подготовки юных спортсменов на учебно-тренировочном эта­пе и этапе начальной подготовки; взаимосвязи этапов подго­товки с годами обучения; организации и режимов различных учебных групп. Как известно, уровень спортивного мастерства юных спортсме­нов тесно связан с их спортивным стажем, возрастом начала специали­зированной подготовки, возрастными особенностями развития детско­го организма, достижением определенного уровня спортивных резуль­татов в оптимальные возрастные границы. Поэтому при построении многолетнего тренировочного процесса следует руководствоваться сле­дующими основными положениями: углубления специализации и инди­видуализации; единство общей, специальной и технической подготов­ки; постепенное увеличение тренировочных нагрузок (В. П. Филин, 1987).

  1. Возрастные особенности физического развития юных спортсменов

Важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобретает знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала специализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выполнения нормативов мастера спорта и мастера спорта международного класса и т.д.

В связи с выше изложенным, кратко охарактеризуем возрастные особенности детей и подростков. Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3 возрастные группы:

1. 7 лет - конец периода первого детства;

2. 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства.

3. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в длину, увеличиваются вес, мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет - на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет - только на 2-3 см.

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.

В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с 85-90 уд/в мин в 7 лет снижается до 70-76 уд./мин к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./в мин, т.е. практически не отличается от ЧСС взрослых людей.

При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на протяжении трех-четырех лет (от 12 до 15-16 лет) увеличивается почти вдвое.

Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потребления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уровне анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям концентрации. Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются.

Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в развитии общей выносливости и силы, т.е.тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.

На основе обобщения мировой литературы (отечественных и зарубежных ученых) оптимальными периодами в развитии физических качеств можно считать следующие.

Морфометрические показатели

Рост. Процессы роста не синхронны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост в росто-весовых показателях у детей прослеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается раньше на 1-2 года, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у девочек, так и у мальчиков. К 16 годам костный скелет считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки уменьшают рост трубчатых костей.

Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.

Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.

Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом.

Наиболее интенсивно растет аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с утверждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на - 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения биологической, зрелости.

Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии, Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-15 лет(пубертатный период),

Возраст 16-17 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что юные спортсмены, прошедшие 4-6-летнюю подготовку в ДЮСШ, могут начинать специализированные занятия в своем виде спорта. Данный факт имеет важное значение при обосновании начала целенаправленной (узкой) специализации в избранном виде спорта. В связи с этим меняется отношение к средствам и методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов, По мере развития организма юных спортсменов двигательные способности дифференцируются, различные их проявления становятся менее взаимосвязанными. Основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные, скоростно-силовые способности и скоростную выносливость.

Установлено, что на развитие физических функций и воспитание основных физических качеств юных спортсменов влияют:

- скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом,

- изменение силовых показателей у подростков 14-16 лет на направленность спортивной подготовки.

Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14-15 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп.

Скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на базе следующих основных методических положений.

1. Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей (девушек), юниоров и взрослых спортсменов.

2. Постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП.

3. Непрерывное совершенствование в спортивной технике.

4. Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.

5. Строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов.

6. Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Примерные сенситивные периоды развития

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост






+

+

+

+



Мышечная масса






+

+

+

+



Быстрота



+

+

+







Скоростно-силовые качества




+

+

+

+

+




Сила






+

+

+




Выносливость (аэробные возможности)


+

+

+





+

+

+

Анаэробные возможности



+

+

+




+

+

+

Гибкость

+

+

+

+








Координация



+

+

+

+






Равновесие

+

+


+

+

+

+

+




  1. Основные средства и методы физической и технической

подготовки скороходов.

На этапе начальной подготовки основное внимание направлено на создание у каждого спортсмена фундамента общей физической подготовки и на развитие физических качеств - быстроты, гибкости, ловкости, выносливости. Параллельно с этим проводится обучение основам техники спортивной ходьбы. Соотношение ОФП и СФП находится в пределах 80-90/10-20% на первом году обучения и 80-85/15-20% на втором.

Целый ряд исследований показал, что тренировка в младшем школьном возрасте - важный этап в многолетней подготовке ходоков. Способность детей к успешному освоению двигательных навыков и умений, высокий уровень развития быстроты, гибкости, координационных способностей создают отличные предпосылки для развития физических способностей. При более позднем начале спортивной подготовки эти благоприятные возможности упускаются. Это особенно важно в отношении развития важнейшего физического качества - быстроты. Известно, что темп - один из основных показателей скорости (число шагов в секунду) - не увеличивается уже начиная с 12-13-летнего возраста, а наивысшие его показатели зарегистрированы у 10-летних детей. Поэтому в занятиях с детьми 9-12 лет целесообразно воспитывать быстроту преимущественно с помощью тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движения. Это специально подобранные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений, эстафеты. На данном этапе подготовки игровой метод является главенствующим не только для развития скоростных качеств, но и для улучшения силовой подготовленности, координационных способностей и выносливости. Здесь необходимо отметить, что в тренировочных занятиях применяются следующие методы выполнения упражнений: равномерный, повторный, переменный, игровой, круговой и соревновательный. Но не реже одного раза в неделю занятия с использованием игрового метода типа "круговой тренировки".

Подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры:

- «Смена мест»,

- «Передача мяча над головой»,

- «Передача мяча между ног»,

- «Встречная эстафета с бегом»,

- «Передача мяча с отскоком от баскетбольного щита»,

- «Передача мяча во встречных командах»,

- «Встречная эстафета баскетболиста»,

- «Мини-футбол»,

- «мини-баскетбол»

- «Челнок»,

- «Эстафета с мячом»,

- «Старт с выбыванием»,

- «Старты с мячами».

Тренировочные нагрузки на этапе начальной подготовки у девушек такие же, как и у юношей.

На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата 3-5 ускорений (от 10 до 30 м). Около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.

В процессе тренировок юные спортсмены должны начать знакомство с технической стороной спортивной ходьбы. В соревновательный период планируется участие в соревнованиях на спринтерских дистанциях и прыжков в длину

Учебно-тренировочный этап

Задачами учебно-тренировочного этапа являются:

- дальнейшее укрепление здоровья,

- гармоничное физическое развитие,

- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки,

- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств,

- совершенствование техники ходьбы,

- приобретение соревновательного опыта,

- приобретение теоретических знаний.

Годичный цикл подготовки юных легкоатлетов строится следующим образом:

Цикл

Годичный цикл

Период 1

Подготовительный

Период 2

Соревновательный

Этап

Общеподготовительный

Специально-подготовительный

Соревновательный





Подготовка ходоков в учебно-тренировочных группах 1 и 2 годов обучения

В первые два года занятий ходоков в учебно-тренировочных группах основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием главным образом, средств ОФП, и совершенствования техники ходьбы.

Подготовка ходоков в учебно-тренировочных группах 3,4 и 5 годов обучения


При планировании на этапе углубленной тренировки в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата.

На этапе зимних соревнований ставятся задачи повышения уровня специальной физической работоспособности, развития скоростных качеств и специальной выносливости, участия в соревнования при незначительном снижении общего объема тренировочных нагрузок.

Во втором подготовительном периоде решаются задачи дальнейшего развития общей и специальной выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, повышения уровня функциональной подготовленности.

На предсоревновательном этапе ставится задача повышения уровня работоспособности, скоростных возможностей и специальной выносливости.

В летнем соревновательном периоде на первом его этапе ставится задача улучшения спортивного результата прошлого сезона, а на заключительном - достижения наивысшего уровня специальной работоспособности и спортивных результатов на основной дистанции.

Физическая подготовка ходоков.


  1. Общая и специальная физической подготовка:

  • легкоатлетические упражнения (лёгкий бег, кроссовый бег (км), ОРУ с предметами и без, беговые и прыжковые упражнения, челночный бег (4х9м), бег с максимальной скоростью 15-100м; эстафетный бег, барьерный бег и т.д.)

  • гимнастика с элементами акробатики (кувырки вперёд и назад, «мостик», «стойка на лопатках», стоика на голове, стойка на руках, «колесо», «шпагат», лазание и перелазание и т.д., упражнения на равновесие, упражнения на развитие гибкости).

  • спортивные игры (мини- баскетбол, мини-футбол, волейбол)

  • подвижные игры («Перестрелка», «салки мячом», «снайпер», «удочка», «мяч ловцу», «пионербол», «воробьи и вороны», «Русская лапта», «Весёлые старты» и т.д.)

2. Средства СФП включают бег и ходьбу во всех их разновидностях:

- бег и ходьба в равномерном и переменном темпе;

- барьерный бег;

- повторно-переменный и интервальный бег и ходьба;

- бег и ходьба в гору;

Комплекс упражнений:

-бег или ходьба с высоким подниманием бедер и движениями рук, как в беге;

-бег или ходьба с акцентированным отталкиванием стопой и небольшим продвижением вперед;

-семенящий бег или ходьба с расслаблением плечевого пояса;

-прыжковые упражнения;

-упражнения на тренажерах;

Специальные упражнения на гибкость

Технико-тактическая подготовка скороходов

Спортивная ходьба имеет много общего с обычной ходьбой и в то же время отличается от нее большой координационной сложностью, эффективностью и относительной экономичностью.

Основные характерные отличия спортивной ходьбы:

-высокая скорость передвижения;

-высокая частота движения (темп), достигающая 200 и даже несколько больше шагов в минуту;

-длина шага превышает 100 см.;

-выпрямленная опорная нога в момент вертикали;

-значительные движения таза вокруг вертикальной оси;

-активные движения рук в переднезаднем направлении.

В спортивной ходьбе, как и в обычной, происходит чередование одноопорных и двухопорных периодов. Продолжительность двухопорного периода несколько меньше продолжительности одноопорного и зависит от скорости ходьбы.

После ознакомления занимающихся с техникой спортивной ходьбы, создания у них правильного представления о движениях скорохода следует перейти к обучению в такой последовательности:

*ДВИЖЕНИЯ НОГ В СОЧЕТАНИИ С ДВИЖЕНИЯМИ ТАЗА. Основное средство обучения-различные варианты ходьбы:

-медленная ходьба с постановкой на грунт прямой ноги и удержание ее выпрямленной до момента вертикали.

-то же, но с постепенным ускорением движений.

-ходьба широким шагом, акцентируя поворот таза вокруг вертикальной оси.

-ходьба по прямой линии и ходьба по отметкам, расположенным на одинаковом расстоянии одна от другой.

-ходьба по кругу или «змейкой». Упражнения в ходьбе выполняются на отрезках 50-80 м.

-устранение колебаний из стороны в сторону (раскачивание туловища).

Для эффективному овладению правильной техникой движения способствуют различные подготовительные упражнения, укрепляющие мышцы ног и повышающие подвижность в коленных суставах 9сгибание и разгибание стоп, движения в различных направлениях. Повороты таза из разных исходных положений и т.п.).

*ДВИЖЕНИЯ РУК, ПЛЕЧ И ПОЛОЖЕНИЕ ТУЛОВИЩА. Для обучения служат следующие правила:

-имитация движений рук скорохода, стоя на месте;

-ходьба с фиксированным положением рук (руки за головой, руки согнутые в локтях, удерживая палку за спиной и т.д.);

-ходьба с акцентированным движением рук и плеч;

-ходьба с изменением положения туловища.

Совершенствование в технике спортивной ходьбы осуществляется на дистанциях 500-10000 м и более, преодолеваемых с различной скоростью. При этом обращается внимание на исправление ошибок, которые могут появиться в процессе повторения упражнений. К ним относятся:

-чрезмерно высокий темп движений, что ведет к утрате непрерывного контакта с землей (переход на бег);

-неполное разгибание ноги в колене и «шагающая» постановка стопы на пятку;

-преждевременный отрыв пятки от грунта и отталкивание (ведет к сокращению длины шага);

-общая скованность движений спортсмена;

Отсутствие согласованности движений скорохода с дыханием.

Чрезвычайно важно изучить индивидуальные особенности спортсмена и найти рациональные пути совершенствования его техники. Не следует забывать об освоении техники ходьбы на различной местности, на спусках и подъемах равной крутизны. В процессе обучения технике с/х и ее совершенствования широко применяются специальные упражнения, которые укрепляют мышцы, выполняющие главную нагрузку при ходьбе, и помогают избежать ошибок или устранить их.

Ценными упражнениями скорохода являются: ходьба с опущенными руками и наклоном туловища вперед на каждый шаг; ходьба перекатом с пятки на носок; покачивание в широком выпаде; закручивание таза и плеч в противоположных направлениях, стоя на месте, в движении и в прыжках; ходьба боком с утрированным поворотом таза.


  1. КОНТРОЛЬНО-НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ


Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов яв­ляется система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса. С помощью педагогического контроля определяются силь­ные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он исполь­зуется для оценки эффективности средств и методов тренировки в соответствии с установленными контрольными нормативами для вы­явления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений, так же КПН используются для перехода учащихся на следующий этап подготовки.

Этап подготовки

Бег на 60 м с/х, с

Бег на 3000 м. мин.с (юн) 1500 м (дев) УТ 1-2 и 3000 м. УТ 3-4

Прыжок в длину с места, см

юн/дев

с/х 5000 м, с юноши

с/х 3000 м, с. Девушки

Бег на 100 м, с

юн/дев

Тройной прыжок в длину с места, м

юн/дев

УТ-1

9.0

9.4

10.40-11.20

5.10-5.30

185-190/

150-160

25.30-26.30

16.20-17.10

15,0-15,6/

17,2-17,8

580-610

490-520

УТ-2

8.5

8.9

10.20-11.20

4.50-5.10

190-205/

155-165

25.00-26.00

15.30-16.20

15,0-15,6/

17,2-17,8

600-630

510-540

УТ-3

8.1

8.6

10.00-10.40

11.00-11.40

205-215/

160-170

24.00-25.00

14.50-15.30

14,4-15,0/

16,6-17,2

620-650

520-550

УТ-4

7.9

8.3

9.40-10.20

10.40-11.20

215-255/

170-180

23.00-24.00

14.10-15.00

13,8-14,2/

16,0-16,6

640-670

540-570

Бег на 60 м. Проводится с высокого старта после 10-15-минутной разминки на дорожке стадиона. В каждом забеге участвуют не менее двух испытуемых, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды по ручному секундомеру. Разрешается только одна по­пытка.

Бег на 100 м. Проводится с низкого старта после 10-15-минутной разминки на дорожке стадиона. В каждом забеге участвуют не менее двух испытуемых, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды по ручному секундомеру. Разрешается только одна по­пытка.

Прыжки в длину с места. Осуществляются на нескользкой поверх­ности. Испытуемый становится носками к черте, от которой начинается измерение; ступни параллельно. Прыжок производится толчком двух ног со взмахом рук. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществ­ляется стальной рулеткой по отметке, расположенной ближе к старто­вой линии. Лучший результат из трех попыток записывается в сантимет­ровом исчислении.

Тройной прыжок с места. И.п. такое же, как и при выполнении прыж­ка в длину с места. Упражнение выполняется вначале толчком двумя ногами со взмахом рук с последующим приземлением и отталкиванием попеременно то левой, то правой ногой. Приземление производится од­новременно на обе ноги. Испытуемому после пробного прыжка дается три попытки. Учитывается лучший результат.

Бег (3000м., 1500м) и спортивная ходьба (5000 м., и 3000 м.), проводятся на дорожке стадиона или по шоссе. Время фиксируется в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике.


  1. Теоретическая подготовка

темы

пункты темы.

1

Физическая культура и спорт в РФ

Понятие о физ.культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Роль детских и молодежных организаций в развитии физ.культуры и спорта. Органы управления физкультурным движением в стране. Задачи ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ в подготовке спортсменов высокой квалификации. Присвоение спортивных разрядов и званий.

2

Развитие спортивной ходьбы в РФ и за рубежом

Исторические сведения о зарождении с/х, основные этапы развития. Советские и российские спортсмены на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Спортивная ходьба в УР, и перспективы развития. Крупнейшие всероссийские соревнования для юношей, юниоров и взрослых спортсменов.

3

Личная и общественная гигиена. Питание юных спортсменов

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к питанию спортсмена. Одежде, обуви. Закаливание организма.

4

Краткие сведения о строении и функциях организма спортсменов

Влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Основные сведения о дыхании, кровообращении, значении крови. Сердце и сосуды. Органы пищеварения и обмен веществ. Физиологические основы спортивной тренировки. Физиологические методы определения работоспособности бегунов и скороходов. Значение аэробной и анаэробной производительности в спортивной ходьбе.

5

Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний

Систематический контроль и самоконтроль в процессе занятий. Травматизм и заболевания и оказание первой помощи при несчастных случаях. Роль восстановительных мероприятий в тренировочном процессе.

6

Сущность спортивной тренировки

Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Средства и методы спортивной тренировки юных бегунов и скороходов. Формы организации занятий в спортивной тренировке.

7

Основные виды подготовки юного спортсмена

Нравственное формирование личности юного спортсмена. Воспитание волевых качеств в процессе тренировки и соревнований. Понятие о психологической подготовке юных спортсменов. Физическая подготовка, ее содержание, виды. Физические качества и методы их развития. Техническая, тактическая подготовка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.

8

Периодизация спортивной тренировки

Характеристика многолетней тренировки ходоков. Основные задачи подготовки: ОФП, СФП, овладение основами техники, разносторонняя тренировка. Понятие спортивной формы, критерии ее оценки. Характерные особенности периодов годичного цикла подготовки: подготовительного, соревновательного и переходного на учебно-тренировочном этапе.

9

Планирование и учет в процессе спортивной подготовки

Понятие и назначение планирования. Учет в процессе спортивной тренировки. Ведение дневника спортсмена.

10

Спортивные соревнования

Значение соревнований. Правила и организация проведения, положение соревнований. Права и обязанности, спортивная форма участников.



  1. Восстановительные мероприятия и средства

психологического восстановления.


Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.

Педагогические средства восстановления.

Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств предполагает как использование отдельных упражнений, так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо- и макроциклах. О правильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов.

Психологические средства воспитания.

К психологическим средствам относятся:

- аутогенная тренировка (метод самовнушения, при котором первоначально достигается расслабление тонуса мускулатуры);

- психопрофилактика;

- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжение и уменьшить психическое утомление.

Психологические средства восстановления применяются в учебно-тренировочных группах, и особенно в группах спортивного совершенствования. В группах начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро- и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.


  1. Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств (в ходе подготовки формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях (в процессе подготовки формируется специальная психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к победе, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способность управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения.

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

В течении подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.

Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

  1. Воспитательная работа.

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах, в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственное качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевым (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

- торжественный прием вновь поступивших в школу;

- проводы выпускников;

- просмотр соревнований и их обсуждение;

- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

- тематические диспуты и беседы.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в спортивной ходьбе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения тренеров, судей и зрителей).

Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время соревнований или учебно-тренировочного процесса, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

  1. Инструкторская и судейская практика

Группы

Год обучения

Минимум знаний и умений обучаемых

Формы проведения

НП

Весь период

Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений, терминами по изучению элементов с/х.

Беседы, семинары, практические занятия.

УТ

1 - й

Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений, терминами по изучению элементов с/х. Выполнение обязанностей тренера на занятиях.

Беседы, семинары, практические занятия.

2 - й

Способность наблюдать за выполнением упражнений другими обучающимися и находить ошибки в технике выполнения отдельных элементов. Умение составить конспект тренировочного занятия, провести вместе с тренером разминку в группе.

Судейство: характеристика судейства в беге на выносливость и спортивной ходьбе. Основные обязанности судей.

Беседы, семинары, практические занятия.

3 - й

Привлечение в качестве помощника тренера при проведении разминки, разучивание различных упражнений, контроль за техникой выполнения отдельных элементов и упражнений.

Судейство: знать основные правила судейства соревнований в беге на средние, длинные дистанции и спортивной ходьбе. Судейская документация.

Беседы, семинары, практические занятия.

4 - й

Умение подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию тренера. Умение грамотно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражнений, замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими обучающимися. Помогать тренеру при проведении занятий в младших возрастных группах.

Судейство: знать основные правила соревнований, непосредственно выполнять отдельные судейские обязанности, обязанности секретаря и хронометриста.

Самостоятельное изучение литературы. Самостоятельные и практические занятия.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-состояние здоровья и уровень физического развития детей;

-повышение уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями;

-выполнение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программными требованиями;

-освоение теоретического раздела программы;

-выполнение нормативов ОФП и СФП, перевод учащихся в следующую группу обучения;

-участие в районных и республиканских соревнованиях, завоевание призовых мест.

-привитие стойкого интереса учащихся к занятиям по спортивной ходьбе.


Литература:

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду легкая (приказ Минспорта России от 16 февраля 2015года №133).

А.А. Ушаков, И.Ю. Радчич. Легкая атлетика (многоборье) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2005

В.В. Ивочкин, Ю.Г.Травин и др. Легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

В.Г. Никитушкин, В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

И.С. Ильин, В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

В.Н. Селуянов. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

А.И. Пьянзин. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004

Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007

В.Н. Селуянов. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007

С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007

В.Г. Никитушкин, В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для дюсш, сдюшор «Советский спорт» Москва, 2004

И.С. Ильин, В.П. Черкашин. Легкая атлетика (барьерный бег) Примерная программа

В.И.Лахов, В.И.Коваль, В.Л.Сечкин. «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике. Учебно-методическое пособие. Москва, «Советский спорт», 2004


© 2010-2022