- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад «Развитие координационных способностей младшего школьника
Доклад «Развитие координационных способностей младшего школьника
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Денисова О.Ю. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДОКЛАД
Слайд 1. Тема
Слайд 2. Актуальность
Проблема физических (двигательных) способностей - одна из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и спорта и одновременно предмет непрекращающихся дискуссий. Она становится все более важной для практики воспитания всесторонне развитой личности, так как непосредственно связана с целым комплексом проблем: подготовкой школьника к жизни, труду и защите родины, выбором профессии в соответствии со склонностями и способностями, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности (КС), развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11-х классов.
Это справедливо и закономерно. В современных условиях НТР возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц; быстро реагировать на сигналы внешней среды; вестибулярная устойчивость. КС включают в себя также такие понятия, как чувство ритма, способность произвольно расслаблять мышцы, умение быстро и целесообразно действовать в изменяющихся условиях, способность сохранять равновесие и др.
Слайд 3. Л.П.Матвеев
Именно эти способности имел в виду один из известных наших ученых, доктор педагогических наук, профессор Лев Павлович Матвеев, который еще в 1969 г. на страницах журнала «Физическая культура в школе» писал, что в век НТР «грубая сила все больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координаций. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...»
Один из крупных дидактов в области физического воспитания школьников Георгий Николаевич Сатиров (1967) отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями…», т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. Формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования. Не раз подчеркивали и обосновывали эту мысль многие отечественные и зарубежные ученые.
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта, особенно для сложно-координационных и игровых видов, неоспоримо. По мнению ряда авторов Л.П. Матвеева, В.И Ляха, Э.А. Григоряна, Р.Э. 3имницкой, Л.Т. Майоровой, Ю.В. Менхина, Н.Г. Лопиной, Г.Н Сатирова и др., они являются критерием высокого спортивного мастерства. Поэтому выбранная мной тема актуальна.
По мнению Владимира Иосифовича Ляха, координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательных действий.
Понятием «координационные способности» (КС) ученые начали широко пользоваться в последние 25 - 30 лет. В подавляющем большинстве учебников, учебных пособий, монографий и статей до настоящего времени можно прочесть, что координационную способность составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях.
Исследования специалистов позволили выделить следующие виды координационных способностей: специальные, специфические и общие.
Представления Н.А. Бернштейна, B.C. Фарфеля, Л.П. Матвеева, В.И. Ляха позволили главными критериями оценки координационных способностей считать: правильность, быстроту, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики. Все критерии оценки координационных способностей специфично проявляются в различных видах двигательной активности.
Слайд 4.Цель исследования
Цель исследования: подобрать наиболее эффективные средства воспитания двигательно-координационных способностей детей младшего школьника как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия на уроках физической культуры.
Исходя из цели исследования были сформулированы следующие задачи:
-
Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
-
Развивать план и методы развития координационных способностей как механизма определения готовности младшего школьника к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
-
Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей младшего школьника как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
-
Разработать и организовать проведение формирующего эксперимента, обработать и обобщить его результаты.
Слайд 5. Предмет исследования
Предмет исследования: средства и методы воспитания координационных способностей как механизм определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия на уроках физической культуры младших школьников 7-10 лет.
Слайд 6: Гипнотическое предположение
Гипнотическое предложение (рабочая гипотеза) - процесс развития координационных способностей как механизм определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия у младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если:
-они постоянно приобретают двигательные умения;
-предусмотрено последовательное усложнение основных движений;
-включение элементов новизны;
-применение различных методов, средств и приемов, способствующих точному соизмерению и регулированию пространственных, временных и динамических параметров движений.
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов.
Метод наблюдения может многое сказать опытному и подготовленному педагогу о том, как развиты вышеназванные КС его воспитанников. Например, в процессе урочных и внеурочных занятий учитель физической культуры получает разнообразную информацию о том, как легко и быстро ученик овладевает легкоатлетическими, гимнастическими, спортивно-игровыми и другими упражнениями школьной программы; как точно и быстро координирует он свои движения, участвуя в эстафетах, подвижных и спортивных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивает двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к координационным способностям. Если учитель опирается на данные критерии оценки КС, то эффективность его наблюдения при этом повышается.
Однако с помощью метода наблюдения можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития КС на уровне альтернативы: есть у данного школьника те либо иные КС или их нет. Получить точные количественные оценки координационного развития этим методом нельзя.
Оценивать КС можно также на основании метода экспертных оценок. Для этого учитель приглашает в школу опытных специалистов, которые высказывают свое мнение о степени развития различных координационных способностей ученика. Экспертизу можно проводить разными способами. Для школы наиболее подходящим является способ предпочтения (ранжирования), согласно которому эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам - в порядке ухудшения или улучшения их КС. Место, занятое учеником, определяется числом набранных баллов; ему соответствует относительный уровень координационных способностей ученика в группе или классе.
Однако и метод экспертных оценок имеет свои изъяны. Во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти специалистов высокой квалификации в данном вопросе. Во-вторых, с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику степени развития КС, которая не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.
Аппаратурные, или инструментальные, методы позволяют получить достаточно точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). В настоящее время в научных исследованиях по физическому воспитанию школьников и в спорте различная аппаратура находит все более широкое применение. Учитель, который использует инструментальные методы, без сомнения, поднимает на более высокую ступень изучение проблемы КС. Однако нельзя не учитывать ограниченность применения этих методов в измерении координационных способностей, особенно в условиях школы.
Основным методом диагностики координационных способностей являются специфично подобранные двигательные тесты. Для контроля за координационными способностями в условиях школы чаще всего применяют следующие тесты:
1) варианты челночного бега Зх10 м или 4х10 м. из и.п. лицом и спиной вперед; учитывают время, а также разницу во времени выполнения этих вариантов; в первом случае оценивают абсолютный показатель КС применительно к бегу, во втором - относительный;
2) прыжки в длину с места из и.п. спиной и боком (правым, левым) к месту приземления; определяют также частное от деления длины прыжка из и.п. спиной вперед к длине прыжка из и.п. лицом вперед; чем ближе это число к единице, тем выше КС применительно к прыжковым упражнениям;
3) подскоки из и.п. стоя на возвышении (например, на скамейке высотой 50 см и шириной 20 см) и на полу; вычисляют разность высот подскоков из этих и.п.;
4) три кувырка вперед из и.п. о.с. на время выполнения; определяют также точное время выполнения этого же теста с установкой сделать кувырки в два раза медленнее, учитывают допущенные при этом ошибки; для подготовленных детей, например, юных акробатов предусмотрены также три кувырка назад с подсчетом разницы во времени выполнения этих заданий;
5) метание предметов (например, теннисных мячей из и.п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность; определяют КС применительно к движению предмета по баллистическим траекториям с акцентом на силу и дальность метания;
6) метание всевозможных предметов на точность попадания в цель; например, теннисного мяча в концентрические круги и другие мишени с расстояния 25-50 % от максимальной дальности метания отдельно для каждой руки; определяют КС применительно к метательным двигательным действиям с установкой на меткость, а также способность к дифференцированию пространственно-силовых параметров движений;
7) бег (например, на 10 м) с изменением направления движения и обеганием трех стоек только с. правой и только с левой стороны; то же, но контрольное испытание выполняется с ведением мяча только правой и только левой рукой (ногой) или ведение мяча (шайбы) клюшкой, а также учитывается разность во времени выполнения этих заданий. С помощью этих тестов оценивают КС применительно к спортивно-игровой двигательной деятельности и способность к приспособлению;
8) специально разработанные подвижные игры-тесты: «Пятнашки», «Охотники и утки», «Борьба за мяч» - для комплексной оценки общих координационных способностей.
Результативность данной методики обеспечивается прежде всего системностью работы и постоянной поддержкой заинтересованности учащихся как главных участников процесса физического совершенствования.
Слайд 7: Методы исследования
Слайд 8: Практическая значимость
Организация исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (ноябрь 2014- декабрь 2015 года) включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задачи, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов подобраны упражнения для развития общих и специфических координационных способностей, а также комплексы упражнений для комплексного воздействия на физические качества детей 7-10 лет; подобраны контрольные упражнения.
На втором этапе (январь 2015 г.) был определен исходный уровень развития физических качеств и координационных способностей контрольной и экспериментальной групп.
Трений этап включал в себя период с февраля по март (два месяца) 2015 г. На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент.
На четвертом этапе (апрель 2014 г.) проводилась обработка полученных данных математическими методами, анализ и обобщение полученных результатов, осуществлялись написание и оформление дипломной работы.
Описание педагогического эксперимента
Для проверки выдвинутой гипотезы, которая заключалась в том, что если на уроках использовать разнообразные средства для воспитания как, общих, так и специфических координационных способностей (элементарных и сложных), то будут закладываться фундаментальные основы для технической и физической подготовки, что создаст предпосылки для достижения в дальнейшем высот спортивного мастерства.
В педагогическом исследовании участвовали учащиеся 2 класса. Учащиеся были поделены на две группы - экспериментальную «А» и контрольную «Б».
Суть эксперимента заключалась в следующем. С февраля 2015 проводились учебно-тренировочные занятия во 2 классе. На уроках решалась задача создания координационной базы, на основе которой решалась задача обучения основным техническим действиям и воспитания физических качеств (комплексно). Работа строилась по типу подготовительного периода. Дети в этом возрасте с трудом выполняют длительную монотонную работу. Именно поэтому очень важно было проведение занятий на высоком эмоциональном уровне. А это значит, что на каждом занятии проводились подвижные игры с обязательным подведением итогов. В этом возрасте дети наиболее чувствительны к восприятию заданий на быстроту движения, быстроту реагирования, частоту движений, на способность к ориентированию в пространстве, на задания по перестроению двигательных действий, ритму (см. табл. 2).
Задания по воспитанию физических качеств и двигательно-координационных способностей были разнообразными и короткими по продолжительности.
В январе 2015 года был определен исходный уровень развития физических качеств, в том числе координационных способностей, как общих, так и специфических в контрольной и экспериментальной группах (см. табл. 3, и табл. 4).
По показателям группы идентичны.
В марте 2015 года определили итоговый уровень развития физических качеств младших школьников экспериментальной и контрольной групп (см. табл. 5 и табл. 6).
Сделав сравнительный анализ, выявили, что положительный прирост произошел, как в экспериментальной, так и в контрольной группах (и у мальчиков, и у девочек см. ниже).
Чтобы определить эффективность выбранных средств, для развития координационных способностей, сравнили результаты экспериментальной группы с результатами контрольной, сделав расчет достоверности различий по t-критерию Стьюдента (см. приложение 6, табл. 7).
Слайд : Таблица
Табличное значение t0,05 = 2,23, сравнили его с вычисленными t. Показатели t координационных способностей выше граничного значения у девочек и у мальчиков. Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными.
Слайд: Диаграммы
По двум показателям: быстроты двигательных действий и скоростно-силовых способностей достоверных сдвигов не произошло. Это объясняется тем, что педагогический эксперимент длился только два месяца. А для того, чтобы сдвиг был достоверным по данным показателям необходимо не менее полугода.
Слайд: Вывод
Слайд: Заключение
Заключение.
В соответствии с целью работы подобраны наиболее эффективные средства развития координационных способностей младшего школьника как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия на уроках физической культуры. В выпускной аттестационной работе последовательно решён комплекс задач, обусловивших достижение поставленной цели.
Решение первой задачи потребовало проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
Изучив научно-методическую литературу, выяснили, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Выделяют специальные, специфические и общие КС.
Под общими КС понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.
Специфические КС - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.
Основными методами оценки КС служат метод наблюдения, метод экспертных оценок, аппаратурные методы и метод тестов. Основным методом диагностики КС учащихся на сегодняшний день являются специально подобранные двигательные (моторные) тесты.
При решении второй задачи в ходе исследования установлено, что для развития координации как механизма определения готовности школьника к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определенную координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.
При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и длительность сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. В научной литературе имеются данные, которые говорят о том, что дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.
Если обобщить все выше перечисленное, то наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей как механизма определения готовности школьника к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия являются игры и физические упражнения. Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
При решении третьей задачи выявлено, что для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы.
Из всего сказанного можно заключить, что для развития координационных способностей детей школьного возраста как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия необходимо использовать разнообразные методы и средства для воспитания как общих, так и специфических координационных способностей (элементарных и сложных), это позволит закладывать фундаментальные основы для технической и физической подготовки.
При решении четвёртой задачи проведен педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутой гипотезы, которая заключалась в том, что если на уроках использовать разнообразные средства для воспитания как, общих, так и специфических координационных способностей (элементарных и сложных), то будут закладываться фундаментальные основы для технической и физической подготовки, что создаст предпосылки для достижения в дальнейшем высот спортивного мастерства.
На основании полученных данных можно прийти к заключению, что по двум показателям: быстроты двигательных действий и скоростно-силовых способностей достоверных сдвигов не произошло. Это объясняется тем, что педагогический эксперимент длился только два месяца. А для того, чтобы сдвиг был достоверным по данным показателям необходимо не менее полугода.
Таким образом, полученные результаты исследования, выработанные соответствующие рекомендации позволяют сделать выводы:
1. Теоретический анализ литературно-документальных источников по исследуемой проблеме позволил установить, что в младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Этот возрастной период называется «золотым», имея в виду темп развития координационных способностей. Основным средством временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
2. Изучив передовой педагогический опыт воспитания координационных способностей основными являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на ее развитие. Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
3. Проанализировав методы и средства развития координационных способностей как механизма определения его готовности к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия, можно сделать следующий вывод: что для развития координационных способностей детей школьного возраста необходимо использовать разнообразные методы и средства для воспитания как, общих, так и специфических координационных способностей (элементарных и сложных), это позволит закладывать фундаментальные основы для технической и физической подготовки.
4. Сделав сравнительный анализ, выявили, что положительный прирост произошел, как в экспериментальной, так и в контрольной группах (и у мальчиков, и у девочек).
По двум показателям: быстроты двигательных действий и скоростно-силовых способностей достоверных сдвигов не произошло. Это объясняется тем, что педагогический эксперимент длился только два месяца. А для того, чтобы сдвиг был достоверным по данным показателям необходимо не менее полугода.
Слайд: Благодарю за внимание!!!
14