Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально... 2. Принципы здоровьесберегающей технологии. •  Принцип не нанесения вреда; •  Принцип развития выносливости, силы, ловкости и других физический качеств; •  Принцип триединого представления о здоровье (здоровье физическое, психическое, духовно-нравственное); •  Принцип непрерывности и преемственности; •  Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учеников;  •  Приоритет позитивных воздействий над негативными; •  Принцип формирования ответственности ученик...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 30.



Тема: «Методика применения здоровье сберегающих

технологий на уроках физической культуры»






Выполнила

Хачиянц Лаура Борисовна,

учитель физической культуры






Владикавказ, 2014-2015


Аннотация.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


Цель нашей работы: изучить принципы здоровьесберегающих технологий, методику применения их на уроках физической культуры.

Задачи: организовать экспериментальную группу детей с ослабленным здоровьем, апробировать методы здоровьесберегающих технологий.


Наша гипотеза: если систематически выполнять правила здоровьесберегающих технологий, то через 6 месяцев улучшается физическое состояние.







Содержание:





Введение……………………………………………………………………………………4


  1. Здоровьесберегающие технологии…………………………………………………...5

1.1 Функции здоровьесберегающей технологии…………………………………..6

1.2 Типы технологий…………………………………………………………………6

1.3 Классификация здоровьесберегающих технологий…………………………...7

  1. Принципы здоровьесберегающей технологии………………………………………………………………………………8


  1. Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры…………………………………………………………………………………...9

  2. Практическая часть……………………………………………………………………….10

Приложение 1……………………………………………………………………………10

Приложение 2……………………………………………………………………………11

Приложение 3……………………………………………………………………………13

Приложение 4……………………………………………………………………………15

Приложение 5……………………………………………………………………………16

Приложение 6……………………………………………………………………………19

  1. Вывод……………………………………………………………………………………….22

  2. Заключение…………………………………………………………………………………23


  1. Список используемой литературы………………………………………….…………….24




ВВЕДЕНИЕ.


Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.[1]

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  • положительные эмоции





1. Здоровьесберегающие технологии

Забота о физическом здоровье детей и подростков в школах проявлялась и раньше через формирование их физической культуры и обеспечение гигиены учебного процесса. Однако в определённые периоды нарастания противоречий в образовании мысль великого гуманиста XVIII века Иоганна Песталоцци о том, что обучение в привычных формах «убивает» здоровье детей, оказывается, к сожаленью, справедливой. Поэтому логично, что со временем стала законодательно определяться ответственность образовательного учреждения за состояние не только физического, но и психического здоровья учащихся. В Федеральном законе «Об образовании» прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся и воспитанников.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в школах в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

  • Так, В.И.Дубровский определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы школы». [2]

  • В.И. Ковалько включает в это понятие, гигиенически правильно составленное расписание занятий, своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». [3]

  • Член-корреспондент института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких определил здоровьесберегающие технологии как "систему мер по сохранению и укреплению здоровья школьников".

Если говорить языком медицины, то здоровьесберегающие технологии - это «система профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка в период обучения в школе».

В медицинской литературе можно найти и такое определение этого понятия: здоровьесберегающие технологии - это «приемы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой базисных учебных планов».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

1.1 Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.


1.2 Типы технологий

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) [4]

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности ученика в образовательный процесс:

  1. Внесубъектные: технологии рациональной организации
    образовательного процесса, технологии формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.

  2. Предполагающие пассивную позицию ученика: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию ученика
различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.

1.3 Классификация здоровьесберегающнх технологий.


По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.


2. Принципы здоровьесберегающей технологии.

• Принцип не нанесения вреда;

• Принцип развития выносливости, силы, ловкости и других физический качеств;

• Принцип триединого представления о здоровье (здоровье физическое, психическое, духовно-нравственное);

• Принцип непрерывности и преемственности;

• Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учеников;

• Приоритет позитивных воздействий над негативными;

• Принцип формирования ответственности учеников за свое здоровье;

• Принцип контроля за результатами. [5]

«Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учеников не сопровождается нанесением ущерба их здоровью».

Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и две другие задачи, непосредственно с ней связанные: сохранение здоровья педагогов и воспитание культуры здоровья у школьников.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе: факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Главное внимание справедливо уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. «Надо составлять расписание уроков, удобное для детей, а не для преподавателей!»

Рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.




3. Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. [6]

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

  • пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др.);

  • беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);

  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

4. Практическая часть

На базе 30 школой в 2013 году в январе месяце под наблюдением медицинских работников была создана экспериментальная группа детей 8 класса в составе 5 человек на протяжении 6 месяцев с ослабленным здоровьем, а именно сколиозом, частыми простудными заболеваниями, слабой физической подготовкой. За это время дети заполняли индивидуальные карты (приложение 1) по которым занимались самостоятельно, в определенное время занимались дыхательной гимнастикой (приложение 2), физическими упражнениями на укрепление мышц, спины и пресса (приложение 3), упражнениями на выносливость, а также соблюдали режим дня (приложение 4), режим питания (приложение 5) и выполняли закаливающие процедуры (приложение 6).


Приложение 1.


Фамилия __________________________ Имя____________________

Отчество __________________________

Год рождения ____________________________

1. Тестирование физической работоспособности.

Тест

Результаты тестирования по месяцам

1 2 3 4 5 6

Задержка дыхания, сек

Сгибание и разгибание рук.

Кол-во повторений:

В Упоре на коленях

В Упоре лежа

Поднимание туловища из и.п.

Лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены

Кол-во повторений:

Наклон вперед, стоя на возвышении, см

Выполнение 20 приседаний за 30 сек, ЧСС

До

После

Разница в %

2. Результаты антропометрических измерений.

Длина тела, см

Масса тела, см

Окружность шеи, см

Груди

Талии

Таза

Бедер

3. Калорийность суточного питания.

Завтрак

Обед

Ужин

Всего за день

4. Тренировочные шейпинг-программы.

Упражнение: пресс, мышцы спины

Количество подходов

Количество повторений

Упражнение: дыхательная гимнастика

Количество подходов

Количество повторений

5. Закаливание



Приложение 2.


Дыхательная гимнастика.


Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра "Король ветров") или произносят отдельные звуки, например, игра "Самолетик".

Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:

1) "Тук-тук" - проверяют колёса

2) "Сы-сы" - накачивают колёса

3) "Джик-джик" - открывают бак

4) "Буль-буль" - наливают бензин

5) "Джик-джик" - закрывают бак

6) Глубокий выдох - протирают стекло

7) "Др-др" - заводят мотор

8) "У-у-у" - расправляют крылья и летят

Дыхательная гимнастика для старших классов.

  • Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (парадоксальная гимнастика).

Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела. В упражнениях, рекомендуется вдох выполнить при наклоне вперёд, а выдох при выпрямлении. Начинающие выполняют упражнение для вдоха по 8-32 раза сериями, не менее 96 раз каждое. Пауза между сериями - от 5 до 6с, между упражнениями - до 12с. Можно выполнять как самостоятельно, так и в урочное время.

  • Дыхательная гимнастика К.П. Бутейко

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания. Суть - в освоении неглубокого дыхания. По мере задержки дыхания и при неглубоком дыхании в организме нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. После небольшого вдоха в покое следует как можно дольше задержать дыхание.

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);

  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);

  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

Затем проводятся упражнения, направленные на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Кроме этого используются комплексы физических упражнений, способствующих улучшению зрения.

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.


Приложение 3.

Упражнения и игры для формирования правильной осанки.

1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, потянуться. Затем, такими же маленькими шажками вернуться в исходное положение и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

3. Игра - состязание «С мешком на спине». Наклонить вперед, положить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в стороны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и возвратить назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета» лучше выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки.

Исходное положение: стоя спиной к стене.

1. Принять правильную осанку. При этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова приподнята, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки прилегают к спине.

2. Потянуть руки и плечи вниз, голову - вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3. Подтянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

Исходное положение: стоя

1. Принять правильную осанку. Не отрывая пяток от пола, присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое положение головы и спины. Медленно встать, проверить правильность осанки.

Исходное положение: лёжа на спине

1. Прижать область поясницы к полу, приподнять голову и плечи.

2. Вытянуть руки вперёд, перейти в положение, сидя, сохраняя спину прямой. Согнуть ноги в коленях, встать, сохраняя правильную осанку.

3. Согнуть одну ногу в коленном и тазобедренном суставах, обхватить колено руками, прижать к животу. Одновременно прижать к полу область поясницы. Вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ногой.

Исходное положение: сидя.

1.Прислониться спиной к стене, принять правильную осанку: смотреть прямо перед собой, подбородок поднять, затылок, лопатки и ягодицы прижаты к стене, плечи на одном уровне, вес тела поровну распределён между ягодицами, ноги согнуты в суставах под прямыми углами. Проверить правильность осанки.

2. Сесть прямо. Последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, спины и живота.

Исходное положение: стоя

1. Ходьба по залу на носках, пятках, руки в «замок» за голову.

2. С высоким подниманием бедра, руки в «замок» за спину.

3. Ходьба с движением рук: на «раз» - две руки вперед, «два» - руки вверх, «три» - в стороны, «четыре» - руки согнуты в локтевых суставах.

4. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы - руки на поясе, лопатки соединены, голова прямо.

Исходное положение: стоя. С гимнастической палкой 10 минут.

1. Стопы параллельно, руки с палкой опущены вниз. На «раз» - руки вперед, вверх - вдох, на «четыре» - опустили - выдох 6-8 раз.

2. На «раз» - ногу отводим назад, руки вверх, «два» - опустили. Руки вверх - вдох, опускаем - выдох, то же самое с другой ноги 6-8 раз.

3. «Раз» - нога в сторону, руки вверх, «два» - палка за голову, «три» - вверх, «четыре» - опустили.

4. Исходное положение - пятки вместе, носки врозь. На «раз» - палка вверх, «два» - палка за голову, «три, четыре, пять» - медленное приседание, «шесть, семь, восемь» - исходное положении. 6-8 раз

5. «Флажок» - 6-8 раз

6. Исходное положение - пятки и носки вместе. На «раз» - подняться на носки, палка вперед, на «два» - опускаемся на всю стопу, руки вниз - 6-8 раз.

7. Исходное положение - палка в руках пред собой в вертикальном положении. «Раз» - руки развести, палка в правой руке - вдох, исходное положение - выдох. То же другой рукой 6-8 раз.

8. Дыхательное упражнение.

Исходное положение: лежа на животе.

1. Руки вытянуты вперед, ноги вместе, пятки соединены. На вдохе 1-4 тянуться руками и ногами в противоположную сторону, выдох - исходное положение, расслабиться. 6-8 раз.

2. Ноги на ширине плеч, руки в «замок» за голову, приподняться - вдох, опускаемся - вдох. Лицо опущено вниз, голову не запрокидывать, то же самое 6-8 раз.

3. Руки вперед, оторвать от пола, ноги поднять - упражнение на выносливость.

4. Дыхательное упражнение. Руки сложить перед собой, кулак на кулак.

5. «Крылышки». Локти прижать к корпусу, ладони развернуты, круговые вращения плечевых суставах с акцентом на счет «раз», с фиксацией положения максимально сведенных лопаток, «восемь» - фиксировано положение, «девять» - опустить. Лицо при выполнении опущено вниз. 6 - 8 раз.

6. Руки вытянуты вперед, ноги оторваны от пола - работа ногами, «плавание». 6-8 раз.

Приложение 4.

Режим дня.

Режим - это правильное распределение основных физиологических потребностей в течение суток (сна, бодрствования, приема пищи). Режим дня - это распорядок суточной деятельности соответствующей возрастным особенностям, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов главной задачей режима дня являются разумное чередование умственного и физического труда с отдыхом, правильная организация сна, питания, бодрствования.

Режим дня обеспечивает: ритмичную деятельность всего организма, его быструю врабатываемость; высокую работоспособность и быстрое восстановление; четкую организацию труда и отдыха, умение правильно распределять свободное время.

Приступая к составлению режима дня, следует учесть все виды занятости: учебу и спорт, домашнюю и общественную деятельность, досуг и так далее.

Примерное распределение времени в течение суток (режим дня): подъем - 7.00 - 7.10; утренняя зарядка, утренние процедуры - 7.10 - 7.30; завтрак - 7.30 - 7.50; дорога в школу - 7.50 - 8.15; занятия в школе - 8.30 - 14.00; дорога домой - 14.00 - 14.30; обед - 14.30 - 15.00; прогулка, игры, спортивные занятия - 15.00 -16.00; полдник - 16.00 - 16.10 ; сон - 21.30 (22.30) - 7.00.

Режим дня у каждого ученика должен быть индивидуальным. При составлении режима дня необходимо учитывать все виды деятельности. Вот их краткая характеристика.

Сон - жизненная потребность человека, и его продолжительность зависит от возраста. Сон может длиться от 7 - 8 до 10 часов. Бодрствование - это деятельное состояние коры головного мозга человека (учеба, работа, отдых, чтение).

Двигательная активность - это регулярное занятие физической культурой и спортом, прогулки. Общий недельный объем зависит от возраста и должен составлять от 6-7 до 10-12 часов.

Личная гигиена - это уход за кожей телом, зубами, волосами; содержание в чистоте одежды и жилища.

Большое внимание необходимо уделять домашним заданиям по физической культуре. Главной целью таких заданий является развитие основных физических качеств (сила, выносливость, ловкость, гибкость, быстрота).

Необходимые требования при выполнении домашних заданий таковы: чистое и проветренное помещение, соблюдение температурного режима, хорошее освещение, соответствующая спортивная форма, правильная дозировка нагрузки, соблюдение технике безопасности, чередование нагрузки и отдыха, правильное выполнение упражнений, самоконтроль за самочувствием, гигиенические процедуры после занятий.


Приложение 5.

Режим питания.

Рациональное питание - одно из условий сохранения жизни и здоровья человека, включающее в себя правильное соотношение продуктов питания, их энергоемкости и калорийности с нормой еды.

Культура питания - это питание в соответствии с режимом дня, количеством и качеством пищи. Роль питания особенно велика при занятиях физической культурой и спортом, при выполнение умственного и физического труда. Двигательная активность и здоровье человека тесно связаны между собой, а сохранить хорошее здоровье можно только при условии активного движения и рационального питания.

Таблица калорийности продуктов.

Овощи и зелень:

сельдерей - 42

лук - 42

чеснок - 18

фасоль стручковая - 39

горошек зеленый - 91

капуста цветная - 28

кольраби - 33

капуста белокочанная - 24

краснокочанная - 30

укроп - 66

хрен - 86

морковь - 41

огурцы -15

зеленый лук - 68

перец зеленый - 26

корень петрушки - 86

зелень петрушки - 55

лук-порей - 44

помидоры - 25

редис - 21

свекла столовая - 30

салат кочанный - 17

Продукты из овощей и зелени:

маринованный лук

(репчатый) - 39

сельдерей, маринованный с раст. маслом - 90

стручки фасоли консервированные - 60

свежемороженые - 69

горошек зеленый консервированный - 70

горошек зеленый свежемороженый - 75

кетчуп - 70

одна столовая ложка кетчупа (15 г) - 11

капуста цветная

Враг № 1 - сахар:

1 кусочек сахара

(около 5 г) - 19

1 чайная ложка песка - 23

виноградный сахар - 390

пчелиный мед - 301

сорбит - 310

Молоко, молочные продукты:

молоко 2 % жирности - 48

молоко 3,5 % жирности - 66

пахта - 34

сливки 6 % жирности - 85

сливки 12 % жирности - 135

кефир (0, 25 л) - 130

эскимо (1 порция) - 83

мороженое молочное

(30 г) - 40

мороженое молочно-фруктовое (30 г) - 38

мороженое сливочное

(30 г) - 68

Сыры:

камамбер - 270

чеддер - 399

швейцарский - 360

голландский

(30 % жирности) - 249

голландский

(50 % жирности) - 306

плавленый сыр - 170

копченый - 205

Творог, твороженные продукты:

творог обезжиренный - 104

творог жирный (12 % жирности) - 175

сливочный сырок - 194

Яйца:

высшей категории

(1 штука) - 86

яйцо (1 штука) - 63

Мясо:

говядина антрекот - 182

вырезка - 139

жирная - 332

телятина средней

жирности - 150

жирная свинина - 179

окорок - 152

жирная баранина - 427

окорок - 204

«праздрой» 12 ْ (0,5) - 230

морс яблочный - 90

сок апельсиновый - 98

лимонад, в среднем - 52

кока-кола - 90

Закуски, приправы:

майонез - 750

картофельный салат с майонезом - 211

яйцо с икрой (80 г) - 160

яйцо, фаршированное желтком с маслом

(129 г) - 297

заливное - 33

Бутерброды:

с ветчиной (71 г) - 182

с паштетом (57 г) - 193

свежемороженая - 28

огурцы малосольные - 11

огурцы

консервированные - 21

салат из огурцов свежемороженых - 15

перец консервированный с раст. маслом - 53

томат-пюре - 100

томатный сок - 18

помидоры

свежемороженые - 25 свекла маринованная - 35

капуста квашенная - 28

Картофель:

картофельные оладьи - 662

Грибы:

грибы свежие

(в среднем) - 26

грибы сушенные - 295

Зелень стручковая:

чечевица - 329

фасоль, горох - 331

Фрукты свежие:

крыжовник - 42

бананы - 88

персики - 47

брусника - 52

лимоны - 39

грейпфруты - 39

груши - 61

яблоки - 57

клубника - 37

малина - 66

мандарины - 46

абрикосы - 51

апельсины - 45

смородина красная - 57

смородина черная - 75

сливы - 63

фарш смешанный (0,5 говядины, 0,5 свинины) -293

Субпродукты:

телятина

мозг - 125

печень - 137

говядина

сердце - 107

печень - 131

язык - 167

свинина

мозг - 129

печень - 132

почки - 113

Мясные продукты:

сардельки - 182

сосиски - 205

колбаса вареная - 290

колбаса полукопченая - 370

салями - 520

окорок копченый - 365

паштет - 352

студень свиной - 193

ветчина нежирная - 156

средней жирности - 247

Домашняя птица:

гусь средней жирности - 365

гусь жирный - 465

утка - 282

индейка - 177

цыпленок - 124

курица средней

жирности - 302

Дичь:

оленина - 113

заяц - 109

кролик - 161

Рыба:

судак - 81

карп - 106

скумбрия - 120

окунь - 88

камбала (филе) - 83

форель - 98

щука - 76

треска (филе) - 74

Рыбные продукты:

камбала в томате - 134

икра (зернистая) - 281

лосось в масле - 289

сельдь копченая - 211

сардины в масле - 335

с брынзой (57 г) - 170

со швейцарским сыром

(53 г) - 186

с рокфором (57 г) - 208

с плавленым сыром с маслом (66 г) - 192

Жаркое из мяса, рыбы и домашней птицы:

телятина жареная - 169

свинина жареная - 391

гусь или утка тушеные - 348

курица жареная - 124

индейка жареная - 295

шницель из телятины - 365

шницель из свинины - 461

рыба жареная (филе) - 316

черешня, вишня - 59

виноград - 66

Фрукты свежемороженые:

клубника - 87

смородина - 105

сливы - 88

Фрукты сушеные:

яблоки - 272

чернослив - 271

чернослив (1 штука) в среднем - 17

изюм - 289

финики, инжир - 274

Джемы:

клубничный - 251

малиновый - 252

абрикосовый - 249

вишневый - 250

ассорти - 230

сливовый - 219

Сиропы фруктовые:

абрикосовый - 256

лимонный - 269

яблочный - 258

клубничный - 253

малиновый - 256

смородиновый - 259

сироп-ассорти

из ягод - 259

Компоты:

грушевый - 69

яблочный - 78

клубничный - 93

абрикосовый - 92

компот-ассорти - 81

смородиновый

(из черной смородины) - 78

сливовый - 77

черешневый - 69

тунец в масле - 304

угорь копченый - 246

шпроты в масле - 336

Жиры, масло:

масло сливочное - 732

масло топленое - 876

масла растительные - 869

пищевые жиры,

маргарины в среднем - 696

сало свиное

со шкварками - 895

Орехи:

арахис поджаренный - 551

миндаль - 591

грецкие орехи - 812

Мука, крупы:

манная крупа - 352

овсяные хлопья

«геркулес» - 389

рис - 354

Хлеб:

хлеб ржаной - 204

хлеб пшеничный - 270

хлеб диабетический - 226

Мучные изделия:

макароны, лапша, рожки (в среднем) - 366

Кондитерские изделия:

торт шоколадный (50 г) -204

шоколад горький - 531

шоколад с орехами - 539

шоколад молочный - 534

шоколадная конфета (в среднем) - 50

вишня в шоколаде - 342

какао (порошок без сахара) - 430

карамель - 419

рахат-лукум - 356

жевательная резинка (фруктовая) - 350

Алкогольные и безалкогольные напитки (1 стакан, 0,2):

водка - 60

коньяк, виски - 60

вино

десертная (100 г) - 135

вино сухое, белое (100 г) -54

вино сухое, красное - 140

(100 г)

шампанское (100 г) - 80

пиво (0,5) - 165

ростбиф - 308

котлета рубленная - 420

Супы:

картофельный (1 порция - 300 г) - 192

гороховый - 245

фасолевый - 241

рыбный - 222

бульон с яйцом - 120

лапша куриная - 161

борщ (40 г мяса) - 224

дрожжи - 102

горчица - 117

уксус - 4


Приложение 6.

Закаливание.

Закаливание организма, как и занятия, физической культурой - мощный фактор укрепления здоровья. Каждому организму от рождения присуща определенная способность приспосабливаться к неблагоприятным условиям среды. Врожденные защитные реакции ребенка несовершенны, но их можно значительно повысить с помощью закаливания. Если систематически воздействовать умеренными дозами неблагоприятных влияний (холод, жар, влажность воздуха, солнечное излучение), то врожденные защитные реакции суммируются, совершенствуются и организм становится к ним более приспособленным, устойчивым. Закаленный ребенок переносит температурные перепады погоды без особых последствий. Он реже простуживается и страдает от кашля, насморка, ангины.

Для закаливания холодом наиболее распространены водные процедуры: утреннее прополаскивание горла холодной водой, обливания тела от шеи до пояса, холодные ножные ванны. Благоприятно действует обтирание тела влажным полотенцем. Полезны также ванны, душ и обливания тела водой определенной температуры.

При применении водных процедур нужно придерживаться следующих правил.

Водные процедуры проводить ежедневно. Пропуски снижают достигнутый эффект. Закаливание водой лучше проводить каждый день по 5 минут. Увеличение продолжительности процедур, как и снижение температуры воды, необходимо делать постепенно.

Следует подбирать те водные процедуры, какие дети лучше переносят. Одни дети любят купание в ванне, другие предпочитают душ и обтирание. Особенно внимательно нужно относиться к детям с ослабленным здоровьем или повышенной нервной возбудимостью. Для них процедура должна быть короче, а вода несколько теплее.

Начинать надо с температуры + 30, через неделю снизить на 1. Дойдя до +18, 20-22 (в зависимости от переносимости) прекращают ее дальнейшее снижение! В помещении, где проводятся процедуры, температура не должна быть ниже +18-20.

Нельзя приступать к процедурам, когда тело перегрето. Если тело охлаждено, то его надо разогреть, сделав несколько энергичных мышечных упражнений либо небольшую пробежку.

Состояние воды нужно контролировать по ощущению ребенка. Если он ощущает явный холод, «гусиную кожу», озноб и тому подобное, процедуру надо немедленно прекратить, а тело растереть жестким полотенцем до наступления приятной теплоты. На следующий день берут воду на 2-4 теплее. Так поступают до тех пор, пока температура не будет сбалансирована с теплоотдачей тела.

Наиболее доступная процедура - обтирание влажным (отжатым) полотенцем из грубой ткани (желательно домотканой) или специальной мохнатой (можно большой) губкой. Обтирают тело от шеи (в том числе руки) до пяток. Продолжительность обтирания 1 минута, с последующим ежедневным увеличением в течение 2-3 недель до2 минут. Сразу же после обтирания осушают тело полотенцем.

Душ - сильная водная процедура, при которой тело испытывает не только температуру воды, но и ее давление. Температура воды на 1-2 градуса выше, чем при обтирании. Продолжительность приема душа в начале 1 минута, затем доводится постепенно до 2 минут. После душа - обтирание до согревания.

Как правило, к душу и обливанию приступают не сразу, а после двух - трехнедельных обтираний отжатым полотенцем. Совершенно противопоказаны закаливающие водные процедуры с холодной водой сразу же после физических упражнений. Это вредно, ибо повышает нервную возбудимость и может вызвать простуду в силу температурного контраста и воды. Между физическими упражнениями и водными процедурами должно пройти примерно 30 минут.

Купание в речках, прудах, реках и озерах - любимый вид водного закаливания у детей. Наиболее показано температура воды в водоемах от +20 и выше при безветренной погоде. Продолжительность купания в начале 3-5 минут, постепенно ее доводят до 8-10 минут при условии, что дети будут не сидеть в воде, а двигаться, плавать и этим согреваться. Дети по-разному реагируют на температуру вода. Одни охлаждаются скорее, другие медленнее, что в известной мере зависит предшествующего закаливания. Как только ребенок почувствует охлаждение, озноб, он должен немедленно выйти из воды, вытереться полотенцем, быстро одеться и побегать до разогрева. Купаться следует не более одного - двух раз в день. Желательно чтобы купание проводилось всеми детьми одновременно, обязательно в присутствие учителя, который следит за всем ходом купания, не разрешает далеко удаляться от берега и добивается выполнения соответствующих рекомендаций.

Полезны для закаливания воздушные ванны - пребывание на воздухе. Это самая доступная и чрезвычайно эффективная процедура. Воздух всегда находится в движении и, обвевая кожу ребенка, воздействует на находящиеся в ней нервные окончания, приучает его переносить колебания температуры воздуха.

Продолжительность воздушных ванн начинается от 20-25 минут и постоянно увеличивается до 80-90 минут. Начинать воздушные ванны следует при температуру воздуха +20 градусов. Когда дети приучаются к этой температуре, воздушные ванны можно принимать дома в любую погоду при температуре +14-16 градусов (даже зимой при открытой форточке). Движущиеся воздушные массы не только закаливают организм, но и механически очищают поверхность кожи от слущивающегося эпителия и продуктов распада высохших потовых выделений.

Закаливание ребенка внешними факторами требует от родителей времени, но оно вполне окупает себя. Закаливание - верный залог здоровья. Закаленные дети не будут в сырую, ненастную погоду подвергаться респираторным заболеваниям.

В итоге проделанной нами работы мы получили хорошие результатами:

1. Улучшение физического состояния и настроения.

2. Искривление позвоночника затормозилось.

3. Повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

В заключение нашего эксперимента мы пришли к выводу, что наше предположение оказалось верным, в итоге системной работы по применению здоровьесберегающих технологий улучшается здоровье детей.

ВЫВОД.

Здоровье детей является главным условием и показателем личностно направленного образования.

Исходя из этого, наша школа выбрала такое здоровьесберегающее направление, задачи которого следующие:

привитие ученикам правильного отношения к своему здоровью;

обеспечение мониторинга здоровья детей;

прогноз и коррекция функционального состояния систем организма ребенка;

прогноз и управление здоровьем детей на индивидуальном уровне;

возрождение и развитие в детях духовного наследия нашего народа.

Определяя возрастные особенности развития физических качеств, установлено, что у детей в возрасте 13 лет целесообразно воспитывать ловкость и быстроту, так как в этом возрасте самая высокая лабильность нервно-мышечной ткани и организм способен успешно справляться с новыми для него двигательными задачами.

Для развития физических качеств необходимо использовать следующие методы: игровой метод, который позволяет в комплексе воспитывать физические качества; соревновательный метод, который способствует воспитанию физических качеств в соревновательных условиях; метод строго регламентированного упражнения, в котором дается строгая дозировка и характер выполнения упражнения.

В результате исследования, был подобран комплекс упражнений, направленный на формирования правильной осанки, который успешно вносил положительные изменения. В процессе исследования экспериментальным путем доказана эффективность разработанного комплекса упражнений и наметилась принципиальная возможность использования его на уроках физической культуры.

Заключение


На основании проделанной работы, нами были разработаны практические рекомендации:

  • проводить учебные и самостоятельные занятия со здоровьесберегающей направленностью;

  • вести здоровый образа жизни;

  • применять корригирующие физических упражнений для профилактики сколиоза.

  • Соблюдать режим дня, режим питания.

  • Выполнять закаливающие мероприятия.



Список используемой литературы.


  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва
    «ВАКО», 2004.

  2. Дубровский В.И. Движения для здоровья // Физкультура и спорт. - 1989. - № 2.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО», 2004.

  4. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в
    современной школе», Москва, 2002 г.

  5. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П.Матвеева. Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 1967.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Р.Ф.». Российская газета, 06.05.1999 г.

© 2010-2022