- Преподавателю
- Физкультура
- Пояснительная записка к рабочей программе секции Баскетбол
Пояснительная записка к рабочей программе секции Баскетбол
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова Е.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа
по спортивным играм
физкультурно - спортивной направленности
Возраст обучающихся-11-15 лет
Срок реализации программы: 2 года
Форма организации образовательной деятельности
спортивная секция «Баскетбол»
Составила:
Фролова Е.В.
учитель физической культуры
г. Алзамай
2015 г.
I.Пояснительная записка.
-
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2012).
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».
2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность применения данной программы по баскетболу в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в тоже время, использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга.
Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. И, что ещё очень важно, что мяч является постоянным источником положительных эмоций и может стать надежным другом человека на всю жизнь. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом - это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма
3.Цели и задачи программы:
Цель: На основе интересов и склонностей учащихся углубить знание, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в спортивной игре баскетбол, достигнуть нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам. мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
Задачи:
-
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
-
совершенствование функциональных возможностей организма;
-
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
-
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
-
воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
воспитание нравственных и волевых качеств.
-
Отличительные особенности
Своеобразие программы заключается в том, что она создана на основе игры в баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и сама игра таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности.
Программа предоставляет возможности детям, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение по программе на всех этапах стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы. Программа так же предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в группах спортивной подготовки и по каким - либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности, продолжить обучение по спортивно - оздоровительной программе «Баскетбол» на этапе, соответствующему его уровню подготовки и возрасту.
-
Возраст детей:
В секцию учащиеся принимаются на добровольной основе. Программа рассчитана на школьников 11-15 лет
6.Сроки реализации: программа рассчитана на 2года обучения.
70 часов в год - первый год обучения
87,5 часов в год - второй год обучения.
7.Формы и режим занятий
Для реализации программы используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 90 минут(1 год обучения) и 115минут (2 год обучения) с перерывом.
8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании первого года обучения воспитанники должны
знать:
Значение утренней гимнастики и правила ее проведения.
Понятие о гигиене и правило ее соблюдения.
Правило соревнований по мини - баскетболу.
Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.
уметь:
Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.
Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.
Ловить мяч двумя руками на месте.
Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.
Передавать мяч одной рукой с места.
Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.
Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.
Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.
Освобождаться для получения мяча.
Выполнять упражнение "передай мяч и выходи".
Противодействовать получению мяча.
Противодействовать розыгрышу мяча.
Противодействовать атаке корзины.
По окончании второго года обучения воспитанники должны
знать:
Как необходимо настраиваться на игру.
Как избежать переутомления.
Какие существуют восстановительные мероприятия.
Как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
уметь:
Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.
Ловить мяч одной рукой в прыжке.
Передавать мяч одной рукой.
Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
Обводить соперника с изменением направления.
Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
В нападающих действиях выполнить " наведение".
В командных нападающих действиях выполнить " скрестный выход".
В защитных командных действиях использовать "групповой отбор".
В защитных действиях выполнить " проскальзывание".
В защитных командных действиях противодействовать "скрестному выходу".
Заполнять протокол игры.
Оказать первую помощь при легких травмах.
Контрольные тесты (требования к учащимся).
№
Тесты
Класс
Оценка
«5»
«4»
«3»
М
Д
М
Д
М
Д
1
Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно
5-6
10
11
10,5
11,5
11
12
7
8,8
9,8
9,0
10
9,3
10,3
8
8,5
9,5
8,8
9,7
9,0
10
9
8,4
9,4
8,7
9,6
9,0
10
2
Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).
5-6
8,6
9,0
8,9
9,2
9,2
9,4
7
8,3
8,6
8,5
8,8
8,8
9,0
8
8,1
8,5
8,4
8,7
8,7
9,0
9
8,0
8,4
8,3
8,6
8,6
9,0
3
Штрафной бросок (из 10 бросков).
5-6
5
5
4
4
3
3
7
5
5
4
4
3
3
8
6
6
5
5
4
4
9
6
6
5
5
4
4
4
Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).
5-6
5
5
4
4
3
3
7
6
6
5
5
4
4
8
7
7
6
6
5
5
9
8
8
7
7
6
6
5
Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).
5-6
19
18
18
17
17
16
7
20
19
19
18
18
17
8
21
20
19
18
18
17
9
22
20
20
19
19
19
9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Выполнение контрольных упражнений, участие в соревнованиях школы, района, города.
II Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Теоретическая подготовка
3
3
2
Техническая подготовка
20
1
19
3
Тактическая подготовка
20
1
19
4
Общая физическая подготовка
13
1
12
5
Специальная физическая подготовка
14
1
13
6
Контрольные испытания
3
3
Итого
70
7
63
Второй год обучения
№
Наименование разделов
Количество часов
всего
теория
практика
1
Теоретическая подготовка
3
3
2
Техническая подготовка
26
1
25
3
Тактическая подготовка
26,5
1,5
25
4
Общая физическая подготовка
13
1
12
5
Специальная физическая подготовка
14
1
13
6
Контрольные испытания
5
5
Итого
87,5
7,5
80
III.Содержание программы
Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Содержание изучаемого курса первый год обучения:
Теоретическая подготовка (3 ч)
История развития баскетбола.
Личная и общественная гигиена.
Правила игры и методика судейства.
Техническая подготовка(20ч)
Теория. Техническая подготовка баскетболиста.
Практика
-
Упражнения без мяча.
-
Ловля и передача мяча.
-
Ведение мяча.
-
Броски мяча.
Тактическая подготовка(20ч)
Теория. Тактическая подготовка баскетболиста.
Практика
-
Правила соревнований по мини - баскетболу.
-
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
-
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
-
Перехват мяча.
-
Борьба за мяч после отскока от щита.
-
Быстрый прорыв.
-
Командные действия в защите.
-
Командные действия в нападении.
-
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Общая физическая подготовка(13ч)
Теория. Правила выполнения физических упражнений и их влияние на организм Практика. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
Подвижные игры.
Эстафеты.
Полосы препятствий.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка(14ч)
Теория Специальная физическая подготовка и развитие физических способностей
Практика
-
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
-
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
-
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Контрольные испытания(3ч)
Ведение мяча с обводкой стоек.
Штрафной бросок.
Бросок в кольцо после ведения мяча.
Содержание изучаемого курса второй год обучения:
Теоретическая подготовка (3 ч)
-
Личная и общественная гигиена.
-
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.
-
Правила игры и методика судейства.
Техническая подготовка(26ч)
Теория. Техническая подготовка баскетболиста.
Практика
-
Ловля мяч одной рукой одной в прыжке.
-
Ловля мяч одной рукой в прыжке.
-
Передавать мяч одной рукой.
-
Передавать мяч одной рукой на одном уровне.
-
Обводить соперника с изменением направления.
-
Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.
Тактическая подготовка(26,5ч)
Теория Тактическая подготовка баскетболиста.
Практика
-
Правила соревнований по мини - баскетболу
-
В нападающих действиях выполнить " наведение".
-
В командных нападающих действиях выполнить " скрестный выход".
-
В защитных командных действиях использовать "групповой отбор".
-
В защитных действиях выполнить " проскальзывание".
-
В защитных командных действиях противодействовать "скрестному выходу".
Общая физическая подготовка(13ч)
Теория Правила выполнения физических упражнений и их влияние на организм.
Практика
-
Общеразвивающие упражнения.
-
Подвижные игры.
-
Эстафеты.
-
Полосы препятствий.
-
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка(14ч)
Теория Специальная физическая подготовка и развитие физических способностей
Практика
-
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
-
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
-
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
-
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Контрольные испытания(5ч)
Ведение мяча с обводкой стоек.
Челночный бег 3х10м с ведением мяча.
Штрафной бросок.
Бросок в кольцо после ведения мяча.
Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока.
IV.Методическое обеспечение программы
1. Формы занятий
-
групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж - и практическую части: ОФП и игры;
-
эстафеты
-
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
Практические:
разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный.
Словесные:
объяснение, беседа, разбор, задание, указание, команда, подсчет.
Наглядные:
показ, демонстрация, звуковая сигнализация.
Методы контроля и самоконтроля
Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.
3. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.
4.Дидактический материал
-
учебно-методическая литература;
-
наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений.
5.Материально-техническое обеспечение:
-
Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
-
Баскетбольные мячи
-
Баскетбольный щит
-
Набивные мячи
-
Скакалки
-
Стойки
-
Мультимедийные образовательные ресурсы
Педагогические:
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортивных игр;
-
Соблюдение единства педагогических требований во взаимодействии с подростками;
-
Создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические:
Наличие программы деятельности спортивной секции, тематическое планирование, планы занятий.
V.Список литературы
Для педагога:
-
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.
2.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / "Просвещение". М., 2012.
Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе»
Для учащихся:
-
Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.
-
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.