Пояснительная записка к рабочей программе секции Баскетбол

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная

образовательная общеразвивающая программа

по спортивным играм


физкультурно - спортивной направленности


Возраст обучающихся-11-15 лет



Срок реализации программы: 2 года

Форма организации образовательной деятельности

спортивная секция «Баскетбол»





Составила:

Фролова Е.В.

учитель физической культуры


г. Алзамай

2015 г.


















I.Пояснительная записка.


  1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность

Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной и комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич, «Просвещение».М. 2012).

Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность программы в приобщении ребенка к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность применения данной программы по баскетболу в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

- доступностью игры для любого возраста;

- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и, в тоже время, использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга.

Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. И, что ещё очень важно, что мяч является постоянным источником положительных эмоций и может стать надежным другом человека на всю жизнь. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом - это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у учащихся умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и диаметра развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма

3.Цели и задачи программы:

Цель: На основе интересов и склонностей учащихся углубить знание, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в спортивной игре баскетбол, достигнуть нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам. мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;

Задачи:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;

  • совершенствование функциональных возможностей организма;

  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;

  • формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

  • воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • воспитание нравственных и волевых качеств.


  1. Отличительные особенности

Своеобразие программы заключается в том, что она создана на основе игры в баскетбол. Технические приёмы, тактические действия и сама игра таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчёркивают её уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности.

Программа предоставляет возможности детям, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение по программе на всех этапах стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы. Программа так же предоставляет возможность воспитанникам, ранее занимающимся баскетболом в группах спортивной подготовки и по каким - либо причинам, прекратившим занятия, но сохранившим интерес к предмету образовательной деятельности, продолжить обучение по спортивно - оздоровительной программе «Баскетбол» на этапе, соответствующему его уровню подготовки и возрасту.


  1. Возраст детей:

В секцию учащиеся принимаются на добровольной основе. Программа рассчитана на школьников 11-15 лет

6.Сроки реализации: программа рассчитана на 2года обучения.

70 часов в год - первый год обучения

87,5 часов в год - второй год обучения.

7.Формы и режим занятий

Для реализации программы используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 90 минут(1 год обучения) и 115минут (2 год обучения) с перерывом.

8. Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании первого года обучения воспитанники должны

знать:

Значение утренней гимнастики и правила ее проведения.

Понятие о гигиене и правило ее соблюдения.

Правило соревнований по мини - баскетболу.

Гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.

уметь:

Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги.

Выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу.

Ловить мяч двумя руками на месте.

Передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком.

Передавать мяч одной рукой с места.

Вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем.

Выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам.

Выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту.

Освобождаться для получения мяча.

Выполнять упражнение "передай мяч и выходи".

Противодействовать получению мяча.

Противодействовать розыгрышу мяча.

Противодействовать атаке корзины.

По окончании второго года обучения воспитанники должны

знать:

Как необходимо настраиваться на игру.

Как избежать переутомления.

Какие существуют восстановительные мероприятия.

Как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

уметь:

Ловить мяч одной рукой одной в прыжке.

Ловить мяч одной рукой в прыжке.

Передавать мяч одной рукой.

Передавать мяч одной рукой на одном уровне.

Обводить соперника с изменением направления.

Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

В нападающих действиях выполнить " наведение".

В командных нападающих действиях выполнить " скрестный выход".

В защитных командных действиях использовать "групповой отбор".

В защитных действиях выполнить " проскальзывание".

В защитных командных действиях противодействовать "скрестному выходу".

Заполнять протокол игры.

Оказать первую помощь при легких травмах.

Контрольные тесты (требования к учащимся).

Тесты

Класс

Оценка

«5»

«4»

«3»

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно

5-6

10

11

10,5

11,5

11

12

7

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

9

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

5-6

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

7

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

9

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

5

5

4

4

3

3

8

6

6

5

5

4

4

9

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

6

6

5

5

4

4

8

7

7

6

6

5

5

9

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

5-6

19

18

18

17

17

16

7

20

19

19

18

18

17

8

21

20

19

18

18

17

9

22

20

20

19

19

19

9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Выполнение контрольных упражнений, участие в соревнованиях школы, района, города.

II Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Теоретическая подготовка

3

3


2

Техническая подготовка

20

1

19

3

Тактическая подготовка

20

1

19

4

Общая физическая подготовка

13

1

12

5

Специальная физическая подготовка

14

1

13

6

Контрольные испытания

3


3

Итого

70

7

63

Второй год обучения

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Теоретическая подготовка

3

3


2

Техническая подготовка

26

1

25

3

Тактическая подготовка

26,5

1,5

25

4

Общая физическая подготовка

13

1

12

5

Специальная физическая подготовка

14

1

13

6

Контрольные испытания

5


5

Итого

87,5

7,5

80

III.Содержание программы

Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Содержание изучаемого курса первый год обучения:

Теоретическая подготовка (3 ч)

История развития баскетбола.

Личная и общественная гигиена.

Правила игры и методика судейства.

Техническая подготовка(20ч)

Теория. Техническая подготовка баскетболиста.

Практика

  • Упражнения без мяча.

  • Ловля и передача мяча.

  • Ведение мяча.

  • Броски мяча.

Тактическая подготовка(20ч)

Теория. Тактическая подготовка баскетболиста.

Практика


  • Правила соревнований по мини - баскетболу.

  • Защитные действия при опеке игрока без мяча.

  • Защитные действия при опеке игрока с мячом.

  • Перехват мяча.

  • Борьба за мяч после отскока от щита.

  • Быстрый прорыв.

  • Командные действия в защите.

  • Командные действия в нападении.

  • Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Общая физическая подготовка(13ч)

Теория. Правила выполнения физических упражнений и их влияние на организм Практика. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
Подвижные игры.
Эстафеты.
Полосы препятствий.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Специальная физическая подготовка(14ч)

Теория Специальная физическая подготовка и развитие физических способностей

Практика

  • Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

  • Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

  • Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Контрольные испытания(3ч)

Ведение мяча с обводкой стоек.

Штрафной бросок.

Бросок в кольцо после ведения мяча.

Содержание изучаемого курса второй год обучения:

Теоретическая подготовка (3 ч)

  • Личная и общественная гигиена.

  • Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.

  • Правила игры и методика судейства.

Техническая подготовка(26ч)

Теория. Техническая подготовка баскетболиста.

Практика

  • Ловля мяч одной рукой одной в прыжке.

  • Ловля мяч одной рукой в прыжке.

  • Передавать мяч одной рукой.

  • Передавать мяч одной рукой на одном уровне.

  • Обводить соперника с изменением направления.

  • Выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту.

Тактическая подготовка(26,5ч)

Теория Тактическая подготовка баскетболиста.

Практика


  • Правила соревнований по мини - баскетболу

  • В нападающих действиях выполнить " наведение".

  • В командных нападающих действиях выполнить " скрестный выход".

  • В защитных командных действиях использовать "групповой отбор".

  • В защитных действиях выполнить " проскальзывание".

  • В защитных командных действиях противодействовать "скрестному выходу".

Общая физическая подготовка(13ч)

Теория Правила выполнения физических упражнений и их влияние на организм.

Практика

  • Общеразвивающие упражнения.

  • Подвижные игры.

  • Эстафеты.

  • Полосы препятствий.

  • Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Специальная физическая подготовка(14ч)

Теория Специальная физическая подготовка и развитие физических способностей

Практика


  • Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

  • Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

  • Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Контрольные испытания(5ч)

Ведение мяча с обводкой стоек.

Челночный бег 3х10м с ведением мяча.

Штрафной бросок.

Бросок в кольцо после ведения мяча.

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока.

IV.Методическое обеспечение программы

1. Формы занятий

  • групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж - и практическую части: ОФП и игры;

  • эстафеты

  1. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Практические:

разучивание по частям, разучивание в целом, игровой, соревновательный.

Словесные:

объяснение, беседа, разбор, задание, указание, команда, подсчет.

Наглядные:

показ, демонстрация, звуковая сигнализация.

Методы контроля и самоконтроля

Способы выполнения упражнений: одновременный, поточный, поочередный.

3. Формы подведения итогов: текущий и итоговый в форме контрольных тестов и упражнений.

4.Дидактический материал

  • учебно-методическая литература;

  • наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием комплексов упражнений.

5.Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение спортзала (баскетбольная площадка);

  • Баскетбольные мячи

  • Баскетбольный щит

  • Набивные мячи

  • Скакалки

  • Стойки

  • Мультимедийные образовательные ресурсы

Педагогические:

  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортивных игр;

  • Соблюдение единства педагогических требований во взаимодействии с подростками;

  • Создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические:

Наличие программы деятельности спортивной секции, тематическое планирование, планы занятий.

V.Список литературы

Для педагога:

  1. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения, М.: Издательский центр «Академия», 2002 год.

2.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / "Просвещение". М., 2012.

Периодические издания: журналы «Физическая культура в школе»



Для учащихся:

  1. Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 год.

  2. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с., ил. + цв. приложения, 32 с.





























































© 2010-2022