- Преподавателю
- Физкультура
- Основные понятия теории и методики физического воспитания
Основные понятия теории и методики физического воспитания
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаджигаева С.Р. |
Дата | 12.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ВИКТОРИЯ»
Основные понятия
теории и методики
физического воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тарко-Сале, 2015
Основные понятия теории и методики физического воспитания: Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования /Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория». - Тарко-Сале, 2015. - 16 с.
Автор-составитель:
Гаджигаева С.Р. - инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Как показывает практика проведения аттестационных мероприятий среди преподавателей, наиболее частые затруднения вызывают вопросы, касающиеся владения специальным понятийным аппаратом научной области «Теория и методика физического воспитания». Среди вопросов «ставящих в тупик» оказывается определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание» и других стержневых категорий. Не владея центральными определениями, не зная их сущности и четко не представляя цели физического воспитания, преподавать можно только базируясь на профессиональной интуиции.
Недостаточное знание теоретических аспектов физической культуры и спорта выливается в то, что, что педагоги затрудняются провести самоанализ отдельного урока, и всей деятельности за конкретный отрезок времени, страдает аналитическая составляющая работы, которая является залогом профессионального развития. В когорте учителей физкультуры и преподавателей немало глубоко «мыслящих», способных критично, творчески подходить к реализации своей работы. Мы убеждены, что на определенном этапе профессионального развития учителя дальнейший рост становится возможным только при овладении (понимании сущности) идеологических, ценностных, психологических основ физического воспитания. В интуитивный, конкретно-образный тип профессионального мышления учителя физкультуры следует более активно включать слово (термин, понятие, категория).
Методические рекомендации адресованы физкультурно-педагогическим работникам образовательных учреждений, обучающимся в учреждении дополнительного профессионального образования. Надеемся, что представленный материал окажется полезным при подготовке к квалификационным испытаниям.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть культуры общества и личности, основанная на оптимизации физического состояния и развития и рациональном использовании двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизнедеятельности.
Физическая культура как образовательная область и учебный предмет относится к гуманитарному направлению, несмотря на то, что базируется на мощной естественнонаучной платформе.
Физическую культуру можно рассматривать в трех аспектах:
-
Физическая культура как культура двигательной активности, формирующая и развивающая биологические свойства организма.
-
Физическая культура как совокупность предметных ценностей.
-
Физическая культура как индивидуальный результат деятельности (уровень сформированности физической культуры).
ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
I. Специфические функции физической культуры:
-
Обеспечение оптимизации физического состояния и развития общей физической подготовленности.
-
Образовательные, прикладные, спортивные, рекреативные, оздоровительные, реабилитационные функции.
II. Общие функции физической культуры:
Эстетические, нормативные, информационные, воспитательные, социализации личности, социальной интеграции.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и знаний в повседневной жизни.
Показателями сформированности физической культуры личности являются:
-
Уровень развития основных физических качеств.
-
Культура движений и широкий фонд жизненно необходимых умений и навыков.
-
Приобретенные знания в области физической культуры.
-
Устойчивые интересы и мотивы к физическому совершенствованию.
-
Гигиенические навыки и привычки систематически заботиться о своем здоровье.
-
Соблюдаемый режим двигательной активности.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс (вид воспитания), направленный на формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. Физическое воспитание включает в себя физическое образование и воспитание физических качеств.
ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - оптимизация физического состояния человека, всестороннее совершенствование физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Специфические задачи.
Группа задач по оптимизации физического состояния:
-
Оптимальное развитие физических качеств.
-
Укрепление, сохранение здоровья, повышение сопротивляемости организма.
-
Совершенствование телосложения, нормальное (от сл. - «норма») развитие физиологических функций.
-
Сохранение высокого уровня общей физической работоспособности.
Группа специальных образовательных задач:
-
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
-
Формирование спортивных двигательных умений и навыков.
-
Приобретение базовых знаний научно-практического характера.
2. Общепедагогические задачи.
Задачи, связанные с формированием личности:
-
Воспитание трудолюбия, настойчивости, смелости, воли и др.
-
Воспитание нравственности, духовности, эстетического вкуса, этических качеств и др.
Задачи физического воспитания преимущественно конкретизируются по трем аспектам: спортивному, профессионально-прикладному, базовому.
ОБЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
-
Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности.
-
Практико-ориентированный характер физического воспитания.
-
Принцип оздоровительной направленности.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, и приобретение таким путем необходимого в жизни (или спортивной деятельности) фонда (1) двигательных умений, навыков и (2) специальных физкультурных знаний.
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - врожденные морфофункциональные качества, предопределяющие двигательную дееспособность.
Анатомо-физиологические детерминанты физических качеств:
-
Анатомо-физиологические свойства мозга и периферической нервной системы.
-
Физиологические особенности (МПК, показатели периферического кровообращения и др.).
-
Биологические (особенности биологического окисления, метаболизм, эндокринная регуляция).
-
Телесные (длина тела, масса жировой ткани и др.).
-
Генетические.
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - целенаправленное педагогическое воздействие на развитие (управление развитием) физических качеств человека посредством нормируемых функциональных нагрузок).
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечного напряжения.
Быстрота - способность выполнения двигательных действий в минимальный промежуток времени.
Выносливость - способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.
Двигательно-координационные способности:
-
Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
-
Способность поддерживать статическую позу и динамическое равновесие.
-
Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными (или направленными на решение специальной задачи) движениями. Выделяют общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка специализированно направлена на содействие успеху в конкретном виде деятельности, предъявляющем специальные требования к развитию двигательных способностей человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс становления, формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств организма человека.
Физическое развитие декомпозируется на три группы показателей: показатели телосложения (длина тела, масса тела и др.), функциональное состояние организма (параметры здоровья, сопротивляемость, устойчивость, адаптация), и показатели развития физических качеств.
Динамика, темпы, картина физического развития зависит от наследственности и протекает в соответствии с законами: возрастной ступенчатости, единства организма и среды, единства структуры и функций, биологическим законом упражняемости.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - совокупность телесных свойств человека и обусловленных ими функциональной дееспособности, сложившейся к определенному этапу индивидуального развития.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни и деятельности.
Критериями физического совершенства являются:
-
Крепкое здоровье, обуславливающее адаптационный потенциал человека (к условиям труда, быта и др.)
-
Высокая общая физическая работоспособность, предшествующая высокой специальной работоспособности.
-
Пропорционально развитое телосложение.
-
Гармонически развитие физические качества.
-
Владение рациональной техникой жизненно важных двигательных действий, а также способность быстро осваивать новые движения.
-
Физкультурная образованность (владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться свои телом, физическими способностями.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие (совокупность взглядов, идей, направленных на содействие всестороннему развитию личности, реализацию потенциала, достижения физического совершенства), теоретико-методические (положения естественных, общественных педагогических наук), программно-нормативные (стандарты, программы и другие директивные и методические документы) и организационные (государственные и общественные формы организации и управления физической культурой) основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
-
Физическое упражнение (в различных формах и содержании).
-
Гигиенические факторы (режим, рациональное питание, личная гигиена).
-
Оздоровительные силы природы.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - двигательные действия и их совокупность, направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль и влияние на личность.
Классификация физических упражнений
-
По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игры, спорт, туризм).
-
По анатомическому признаку (для мышц ног, рук и др.).
-
По направленности на воспитание физических качеств (скоростно-силовые, упражнения циклического характера, высококоординационные упражнения, упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств).
-
По признаку биомеханической структуры движения (циклические, ациклические, смешанные).
-
По признаку физиологических зон мощности (максимальная, субмаксимальная, большая, умеренная мощности).
-
По признаку спортивной специализации (общеподготовительные, специально-подготовительные, соревновательные).
ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно и относительно эффективно.
Индикаторы рациональной техники:
-
Длительность приложения сил и величина ускорения.
-
Полнота растяжения и сокращения мышц.
-
Эстетика и красота выполняемых движений.
Критерии эффективности техники:
1. Результативность физического упражнения (высокий спортивный результат).
2. Параметры эталонной техники.
3. Разница между результатом и эталоном.
К временным характеристикам относят длительность движения и темп. Пространственно-временные характеристики - скорость и ускорение. Динамические характеристики - сила тяги мышц, силы упругого сопротивления, сила тяжести и др.
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА - определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся (выделяют объем и интенсивность нагрузки).
МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
I. Общепедагогические методы физического воспитания.
1. Словесные (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор и др.).
2. Наглядные (Непосредственная наглядность, опосредованная наглядность, Срочная информация и др.).
II. Специфические методы физического воспитания.
-
Соревновательный.
-
Игровой.
-
Методы строго регламентированного упражнения.
а) Методы обучения двигательным действиям (целостно-конструктивного упражнения, расчленено-конструктивного упражнения, сопряженного воздействия).
б) Методы воспитания физических качеств:
- Методы стандартного упражнения (стандартно-непрерывного упражнения, стандартно-интервального упражнения.
- Методы переменного упражнения (переменно-непрерывного упражнения, переменно-интервального упражнения).
- Метод круговой тренировки.
ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Общеметодические принципы физического воспитания:
-
Принцип сознательности и активности.
-
Принцип наглядности.
-
Принцип доступности и индивидуализации.
Специфические принципы физического воспитания.
-
Принцип непрерывности процесса физического воспитания.
-
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
-
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
-
Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
-
Принцип циклического построения занятий.
-
Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - степень владения двигательным действием, характеризующаяся сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Законы формирования двигательных навыков:
-
Закон изменения скорости и развития навыка.
-
Закон «плато» задержки в развитии навыка.
-
Закон угасания навыка.
-
Закон отсутствия.
-
Закон переноса двигательного навыка. предела в развитии двигательного навыка.
Структура процесса обучения двигательным действиям.
-
Этап начального обучения.
-
Этап углубленного изучения.
-
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ - содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ:
-
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию.
-
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
-
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
-
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
-
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
-
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
-
Урочные формы (уроки ФК, спортивно-тренировочные занятия).
По признаку основной направленности различают: уроки общей физической подготовки, спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.
По признаку решаемых задач различают: уроки освоения нового материала, уроки закрепления и совершенствования учебного материала, контрольные уроки, комплексные уроки.
По признаку вида спорта (гимнастики, лыжной подготовки и др.).
-
Неурочные формы:
-
Малые формы занятий (физкультминутки, производственная гимнастика и др.).
-
Крупные формы занятий (самостоятельные тренировочные занятия, занятия оздоровительно-реабилитационного или коррекционного характера).
-
Соревновательные формы занятий.
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
-
Перспективное (на длительный срок).
-
Текущее (по этапам работы).
-
Оперативное (на предстоящее занятие).
Требования к планированию:
-
Целевая направленность педагогического процесса.
-
Всесторонность планирования задач педагогического процесса.
-
Учет закономерностей физического воспитания.
-
Конкретность планирования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
-
Предварительный контроль (в начале учебного года).
-
Оперативный контроль (определение срочного тренировочного эффекта).
-
Текущий контроль (определение реакции организма на нагрузку).
-
Этапный контроль (получение кумулятивной информации по временного отрезка).
-
Итоговый контроль.
Методы контроля: тестирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, прием учебных нормативов, функциональные пробы и оценка физического развития и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
-
Четкость постановки целей и задач.
-
Соответствие состав учебного материала программе и характеру поставленных задач.
-
Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической ели и задач урока.
-
Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.
-
Сочетание форм работы.
-
Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.
-
Обеспечение травмобезопасности урока.
-
Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности.
ЭТАПЫ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
-
Вводно-подготовительный.
-
Основной.
-
Заключительный.
ЗАДАЧИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
-
Образовательные задачи (овладение двигательными навыками, освоение физкультурных знаний).
-
Оздоровительные задачи.
-
Воспитательные задачи (направлены на формирование свойств и качеств личности).
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ.
-
Комбинированные уроки.
-
Уроки с оздоровительной направленностью.
-
Уроки с воспитательной направленностью.
-
Уроки с образовательной направленностью.
Также выделяют:
-
Вводные уроки.
-
Уроки изучения нового материала.
-
Уроки совершенствования.
-
Комплексные уроки.
-
Контрольные уроки.
ОБЩАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА - отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА - отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность, к общей продолжительности урока.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М. Физическая культура: Учебник для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учебных заведений. - М., 2003.
-
Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г.И. Погадаев. - 2-е ид., испр. и доп. - М., 2000.
-
Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
-
Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие / Сост. Б.И. Мишин. - М., 2003.
-
Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под. ред. В.И. Ляха. - М., 2002.
-
Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура»: В 2 т. / Под ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М., 2003.
-
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теориия и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.