• Преподавателю
  • Физкультура
  • Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12 – 13 лет на занятиях физической культуры

Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12 – 13 лет на занятиях физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12 - 13 лет на занятиях физической культуры.

Современный всевозрастающий динамизм социокультурной ситуации, обусловливает непротиворечивое требование системе общего образования на воспроизводство социально адаптированной мобильной личности, обладающей совокупностью социально-значимых компетенций, детерминирующих жизнеспособность и жизнестойкость человека, успешность в реализации социальных функций (гражданин, семьянин, работник), непрерывное развитие.[6] Обучающиеся 12-13 лет представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма, что требует применения и использования врачебно - педагогических методов наблюдения за влиянием нагрузки на организм обучающегося. С этой задачей продуктивно справляется метод самоконтроля.[1] Самоконтроль позволяет учащимся нивелировать неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.[2] Редукция научной литературы поспособствовало определить цели, задачи и методы исследования самоконтроля учащихся. В исследовании приняли участие ученики 6-7 классов в количестве 203 человек. С учащимися был проведён теоретический урок, на котором, до них была доведена информация о необходимости участия в исследовании. Соглашаясь с И.А. Зайцевым и Ю.Л. Кислициным [5] мы определили, что самоконтролем являются - регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Цель самоконтроля - это самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего организма, физическим развитием, влияние на него физических упражнений и спорта. Исходя из цели самоконтроля, определились его задачи:

  1. Расширить знания учеников о физическом развитии.

  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

  3. Ознакомить учеников с простейшими доступными методиками самоконтроля.

  4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.

Для самоконтроля учащимся рекомендуется использовать соматометрические показатели (масса тела, окружность талии, плеча, бедра, грудной клетки и т. д.), физиометрические показатели (ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила рук и т. д.), а так же целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, сон, аппетит, усталость. [3] Низкая оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующейся дисфункции органа или организма в целом. Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок.[4], [8]

Одним из самых доступных показателей для самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). На занятиях, пульсометрия измеряется следующим образом:

  1. Указательным и большим пальцами на шее;

  2. Ладонью на груди в области сердца;

  3. Кончиками пальцев на виске;

  4. Тремя большими пальцами на запястье.

Последним способом, измерения проводят в состоянии покоя. После физической нагрузки пользуются другими способами.

При легкой нагрузке частота пульса у школьников доходит до 100 - 120 удар/мин., при средней 130 - 150 уд/мин., высокой - свыше 160 уд/мин. После нагрузки пульс успокаивается через 5 - 10 минут и достигает 70 - 80 уд/мин. Пульс подсчитывается за 10 секунд каждым учеником.

Самой содержательной и портативной в использовании является ортостатическая проба. Измеряется пульс в состоянии покоя в положении лежа на спине, затем учащийся встает и через 1 мин. повторяет измерение. Разница показателей не должна превышать 20 уд/мин. Тест выполняли учащиеся на уроках. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели ЧСС


Отклонение от нормы

Норма

Кол-во человек

21

182

%

10,4

89,6

Так же оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких, в норме у детей 12-13 лет она составляет 1750 - 1800 см3., если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, то нагрузка была легкая, если снизилась на 100 - 200 см3 - средняя, если на 300 - 500 см3 и более, то нагрузка высокая. ЖЕЛ учащихся измеряется с помощью спирометра. Сделав несколько глубоких вдохов и набрав максимальное количество воздуха, сделать плавный выдох в трубку прибора до отказа. Замеры проводят 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Результаты тестирования представлены в таблице 2

Таблица 2

Показатели ЖЕЛ

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Кол-во человек

54

131

18

%

26,6

64,5

8,9

Следующим функциональным показателем является частота дыхания, которая в покое у школьников 12 -13 лет составляет 12 - 16 раз в минуту, после легкой нагрузки 20 - 25, средней 25 - 40, интенсивной более 40 дыханий в минуту. Частоту дыхания рекомендуется подсчитывать по колебаниям нижней части грудной клетки и верхней части живота за 30 сек. Для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем бала выбрана проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минутного отдыха в положении сидя нужно выполнить 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а после сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания. Отличным показателем считается время задержки дыхания от 60 с. и выше, высоким - 40-60 с., средним - 30-40 с. и низким - менее 30 с. Результаты тестирования представлены в таблице 3

Таблица 3


Показатели пробы Штанге


Отличный

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во человек

38

60

76

29

%

18,8

29,5

37,5

14,2

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется идентично пробе Штанге, с единственной разницей задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь отличным показателем считается задержка дыхания более 40 с., высоким - 30-40 с., средним - 25-30 с. и низким - менее 25 с. Результаты учащихся приведены в таблице 4

Таблица 4


Показатели пробы Генчи


Отличный

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во человек

32

54

93

24

%

15,7

26,6

45,8

11,8

Проверить состояние нервной системы, можно используя доступную каждому школьнику пробу - по кожно-сосудистой реакции. Реакция определяется следующим образом: по коже неострым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска кожно-сосудистая реакция в норме, белая возбудимость повышенная, багровая высокая. Результаты представлены в таблице 5

Таблица 5

Кожно-сосудистая реакция

Норма

Повышенная возбудимость

Высокая возбудимость

Кол-во человек

157

35

11

%

77,4

17,2

5,4

После объяснения и апробирования данных тестов с учащимися 6 - 7 классов было проведено тестирование по уровню усвоения данной информации. В тестировании приняли участие 203 ученика. Для первого уровня усвоения информации (узнавание) учащимся было предложено распознать по картинкам функциональные показатели и сопоставить их в таблице, для второго уровня (запоминание) - описать тесты для определения функциональных показателей, для третьего уровня (понимание) было предложено описать каждый тест и оценить уровень понимания учеником его предназначения в роли самоконтроля, для четвертого уровня (применение) учителем фиксировалось способность каждого ребенка применить знания на уроке.[7] Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Функциональные показатели

Уровни усвоения учебного материала

(В.Н. Максимова)

Узнавание

Запоминание

Понимание

Применение

ЧСС

94%

88%

80%

77%

ЧД

90%

66%

58%

60%

ЖЕЛ

92%

81%

65%

65%

Кожно-сосудистая реакция

95%

77%

43%

78%

Подводя итоги, мы видим, что ученики могут самостоятельно регулировать степень нагрузки, используя различные методы самоконтроля. Оценивая методы самоконтроля, мы выяснили, что самым простым, понятным и доступным для использования учениками оказался метод измерения ЧСС, вторым измерение ЖЕЛ, третьим ЧД и четвертым Кожно - сосудистой реакции на нагрузку. Однако такая градация не является критичной и не может быть причиной не использовать тот или иной метод самоконтроля, так как для получения объективной картины общего функционального состояния необходимо использовать различные методы самоконтроля. Таким образом, можно говорить о том что, применяя простейшие методы самоконтроля на уроках физической культуры, учащиеся могут грамотно и самостоятельно контролировать свое функциональное состояние и физическую нагрузку, что минимизирует влияние таких отрицательных факторов как переутомляемость и претренированность.






Список литературы:

  1. Анисимов О.С. Профессионализм в управлении образовательным учреждением//Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 27-44.

2 Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 381 с.: ил.- (Высшее образование).

3 Евсеев Ю.И., Физическая культура: учебное пособие/ Ю.И. Евсеев. - Изд. 5-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378,[1] c. : ил. - (Высшее образование)

4 Железняков А.Г., Князев Н.А., Гонтаренко А.Н., Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков. / А.Г. Железняков // Физкультурное образование: научно - методический журнал №3/2011 С.15 - 17.

5 Зайцев А.И. , Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2007.- 448с.: ил.

  1. Козурман А.Н., Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха / А.Н.Козурман, Е.М. Голикова.- Воронеж: Наука информ,2014г. 600с.

  2. Максимова В.Н. Диагностика обученности // Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 91.

  3. Приступа Е.Н., Теоретико - методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/Е.Н. Приступа.-М.:Изд-во РГСУ, 2007.-258с.





© 2010-2022