• Преподавателю
  • Физкультура
  • Развитие двигательных качеств учащихся посредством использования подвижных игр на уроках физической культуры

Развитие двигательных качеств учащихся посредством использования подвижных игр на уроках физической культуры

«Если хочешь узнать, какой народ живет в стране, посмотри на игры его детей».            В своём Послании народу «Казахстан – 2030» Президент страны Н. А. Назарбаев определил следующие главные приоритеты направления:  здоровье, образование, благополучие граждан. У казахского народа много неповторимых и разнообразных видов игр. Игры были связаны с элементами бега, метания, что развивало ловкость, быстроту, силу, внимание. Игра – это не просто развлечение, в игре находит своё отражение история народа, его духовная и материальная культура. В процессе игры происходит передача...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие двигательных качеств учащихся посредством использования подвижных игр на уроках физической культуры.

Л. В. Бондаренко, учитель физической культуры СОШ № 35 имени Ю. Н. Павлова,

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Игра - это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры способствуют психологической раскрепощённости детей на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, позволяет обучаемым проявить творчество (например, разыгрывание ролей), а в народных играх нашли отражение различные формы общественных отношении и хозяйственной деятельности народа. Виды игровых форм:

а) короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка)

б) игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры).

Казахстан принадлежит к странам древнейшей культуры. Национальные игры являются конкретным объективным отражением жизни народа.

У казахского народа много неповторимых и разнообразных видов игр, способствующих ловкости, силы, выносливости, воспитанию храбрости, мужества, решительности, целеустремлённости, отзывчивости, чувства коллективизма. Высокая эмоциональность игр - это благоприятное условие для овладения различными двигательными действиями, повышения физических нагрузок.

Применение национальных игр на уроках в начальной школе означает перевод образования к культурно - нормативному оформлению новых социологических и образовательных ситуаций. Это большой шаг в том плане, когда логика школы связывается с логикой жизни. Что в свою очередь несёт в себе элементы народной педагогики. Несомненно. Игры детей - это зеркало общества. Бытует народная мудрость: «Если хочешь узнать, какой народ живёт в стране, посмотри на игры его детей».

Целью нашей работы является использование национальных средств физического воспитания для повышения уровня двигательной активности и эмоциональной раскрепощённости учащихся на уроках в начальной школе. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

а) изучить литературу по данной теме

б) отобрать средства, методы обучения национальным играм и физическим упражнениям для

развития двигательных качеств учащихся

в) провести исследования

Для решения поставленных задач использовались такие методы, как метод беседы, наблюдения, тестирования, а также педагогические технологии:

технология воспитания, осуществляющая комплексный подход

технология педагогического требования, помогающая вовлечь воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность

здоровьесберегающая технология, обеспечивающая психологическую поддержку учащихся.

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В результате обучения ученики знакомятся со многими играми, что позволяет воспитывать интерес к игровой деятельности умению самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Нами были подобраны национальные игры и физические упражнения по степени их трудности и развития двигательных качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, координации. Последовательность применения игр и упражнений была спланирована. Для прочности усвоения приобретённых в играх навыках и умений, очень важно эти игры систематически повторять.

Так для воспитания навыков правильного держания своего тела с 1 по 4 классы используются следующие казахские физические упражнения:

а) 1 класс: Касаясь полки (другой плоскости) затылком и туловищем опускаться в сед

«по - казахски» и вернуться в исходное положение.

б) Стоя спиной друг к другу (близко и дружно как овечки) сделать 2 - 3 шага вперёд и обратно, не нарушая касания затылками.

в) Игра «Слепой беркут» (Сокыр беркут)

Положив на темя камешек, пройти по заданному направлению вокруг предмета, прижавшись спиной, поднимая и опуская руки; в обозначенном месте нужно присесть, затем выпрямиться, выполнить несколько поворотов с переступанием и вернуться на начальное для игры место.

Во втором классе можно использовать игровые упражнения:

а) игровое упражнение «Каскыр» (Волк): учащиеся, стоя у предмета, прижавшись спиной, руки в стороны. По сигналу: « Волк справа!» нужно, не отрываясь от предмета, повернуть голову вправо и увидеть «волка» По сигналу: « Волк слева!» нужно, не отрываясь от предмета, повернуть голову влево и увидеть «волка», назвать его имя.

б) Игровое упражнение: «Не урони виноград с блюда».

На голову положить дощечку и камешек, руки поставить на пояс, пройти в заданном направлении так, чтобы с головы не упал положенный предмет. Упражнение можно усложнить, включая прыжки.

в) игровое упражнение «Тырна» (Аист): подражая аисту, учащиеся передвигаются на носках, высоко поднимая колени, руки в стороны. По сигналу: «Беркут!» нужно быстро построиться в одну команду, чтобы не быть пойманным «беркутом».

В третьем и четвёртом классах хорошо использовать следующие упражнения:

а) Усложнить перечисленные выше задачи, утяжелив вес груза, увеличив расстояние для передвижения, ограничив определенным временем.

б) в положении сидя «по - казахски» выполнить вращения кистями внутрь и наружу: руки справа, слева, внизу, вверху.

в) упражнения по натянутому канату высотой 5 - 7 сантиметров, с целью укрепления стопы и развития чувства равновесия.

Для развития двигательных качеств на уроках физической культуры используем игры: «Ястребы и ласточки» (Жапалақтар және қарлығаш), «Белая кость» (Ақ суек), «Платок с узелком» (Орамал), «Подними монету» (Кұміс алу), «Конное состязание» (Байға), «Белый лютый - серый лютый» (Ақ қасқыр - байлған қасқыр), «Цыплята» (Балапандар), «Есть идея» (Тақия тастамақ!)? Асыки, Ягнёночек, Перетяни канат (Тартыс), Ловля волка, Попади в цель (таяқ - тастау), Кок пар, Брось дальше (Алысқа лақтыр) и другие.

Для развития умения детей играть сообща, подчиняясь единой цели, широко используя приобретённые навыки по конструированию, изобразительной деятельности, трудовому обучению, проводятся сюжетно - ролевые игры: например, «Путешествие по Астане», по мотивам казахской сказки «Чудесная шуба». Изучая национальные игры, учащиеся пополняют словарный запас слов на государственном языке. Занятия строятся так, чтобы они доставляли удовольствие, радость учащимся, включая в деятельность, которая формирует личность. На уроках создаём атмосферу доброжелательности и успеха, обязательно поощряются застенчивые и нерешительные дети. В работе используются следующие методы обучения:

  1. Индивидуальный метод, который позволяет ребёнку проявить своё стремление, выразить себя в движении, в действиикак отдельной личности в среде всего коллектива.

  2. Игровой метод применялся для поднятия эмоционалного настроя на уроке.

  3. Метод разноуровневых заданий использовали при работе с учащимися с разной подготовкой.

  4. Метод самостоятельных занятий использовали при выполнении домашних заданий.

Для оценки физической подготовленности проводим тестирование двигательных способностей школьников по шести показателям: бег 30 метров, бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, шестиминутный бег, наклон туловища из положения сидя. Результаты тестирования обработаны по принятым в педагогических исследованиях методам. Для определения уровня физической подготовленности полученные данные сопоставлялись с возрастными нормами для соответствующего возраста детей.

Согласно результатам исследования наблюдается интерес учащихся к национальным играм и физическим упражнениям. На вопрос «Нравиться ли играть в казахские национальные игры?» «Да» - ответили 78% учащихся.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Методика тестирования позволила получить необходимые сведения о физической подготовленности учащихся.

Контрольные упражнения

Уровни физической подготовленности

1 срез - 2 класс

2 срез - 3 класс

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бег 30 м, сек

-

87

23

5

75

17

Челночный бег 3х10, сек

3

86

21

31

57

12

6-мин бег, м

7

78

15

20

70

10

Прыжок в длину с места, см

0

90

10

2

86

12

Наклон вперед из положения сидя, см

12

76

12

22

68

10

Подтягивание из виса, раз

2

62

36

16

48

36

Анализ показал, что физическая подготовленность учащихся находится на среднем уровне по отношению к должным возрастным величинам, за исключением скоростных и силовых способностей, здесь заметны отставания у учащихся. Причиной отрицательной динамики проявления способностей могут быть возрастно-половые, индивидуальные особенности учащихся и средовые факторы.

Полученные результаты дают основание заключить, что для эффективности процесса обучения на уроках физической культуры в целом, большее значение следует уделять воспитанию отстающих двигательных качеств на каждом уроке. Необходимо разработать комплексы упражнений для развития скоростных и силовых показаний и систематически применять на уроках.

Таким образом, если мы научим детей играть активно и самостоятельно, то они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. А также, если вести целенаправленную работу с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей, учитывать уровень физической подготовленности, применять методы самостоятельных занятий физическими упражнениями, то физическая подготовленность учащихся будет улучшаться.








Список использованной литературы:


  1. Глазырина Л.Д., Лопатин Т.А. Методика преподавания физической культуры .

- М.: Просвещение 1991. - 115с.

  1. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов. - М.: Просвещение, 1989. - 89с.

  2. Карбушева Г. А. Ознакомление детей школьного возраста с Казахстаном. - Алма - ата «Мектеп» 1994г. - 28с.












© 2010-2022