Методологические аспекты адаптивной физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методологические аспекты адаптивной физической культуры.


Гильмутдинова В.М.

пед. доп. образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»,

спец. физ. реабилитации, ЯНАО г. Надым

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. [1]

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».

Максимальное развитие с помощью средств, методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека. Поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающие их. Достаточно вспомнить такие имена как Тамерлан, Алексей Маресьев, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.

Адаптивная двигательная реабилитация заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации и на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих дальнейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок, акупунктура и т.п.).

I. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. [2]

Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.

Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети-инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться ими и активнее участвовать в процессе социальной адаптации своих детей.

Вся система физической культуры и спорта разбивается на 4 подсистемы:

- лечебно-физкультурной реабилитации;

- физкультурно-оздоровительной работы;

- массового спорта;

- спорта высших достижений.

Цели и задачи физической культуры и спора для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта. Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекция акта дыхания, походки, осанки и т.д.).

Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т.д.). Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.

Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе предполагает, прежде всего, помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.

С учетом особенностей инвалидов становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы медико-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми.

II. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов.

В физическом воспитании должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время они должны быть разработаны, и применяться в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами для той или иной группы инвалидов.

По преимущественному проявлению двигательных качеств:

а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера;

в) упражнения скоростно-силового характера; г) упражнения для развития общей и специальной выносливости; д) упражнения для развития гибкости;

е) упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности:

а) упражнения циклического и ациклического характера; б) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.

По видовому признаку:

а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры; г) туризм и экскурсии; д) элементы атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж) элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта;

и) элементы велоспорта и др.

Основными формами физической культуры инвалидов являются:

  1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия и др). Самостоятельные занятия физическими упражнениями необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности. Специальные коррекционные занятия включают в себе комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.). Различают коррекцию активную (общеукрепляющие упражнения) и пассивную (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.).

  2. Организационные групповые занятия физической культурой и спортом

(лечебная физкультура и коррекционные занятия). ЛФК - одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную), а с другой восстанавливающим и тренирующим эффектом.

  1. Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).

В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий. Первый подход определяет организационные моменты занятия или спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях могут быть использованы организационные методы:

1) Индивидуальный - с одним занимающимся, является наиболее эффективным. 2) Групповой, когда тренер работает с группой 10-15 человек.

Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:

  1. Метод строго регламентированного упражнения, определяющих применение конкретных, строго направленных упражнений в каждом занятии.

  2. Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии.

  3. Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на занятиях, а также как вариант повышения эмоционального тонуса.

Процесс воспитания двигательных способностей - обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируются на системе методических принципов. Принцип доступности - от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Принцип наглядности - создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Принцип систематичности - на занятиях достаточно эффективно осваивать навыки, а также от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, темп выполнения. Принцип прочности - весь процесс занятий следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно.

III. Организация проведения занятий оздоровительным спортом для инвалидов.

В 1997г. в Ленинграде впервые была создана Федерация по физической культуре спорту. Вслед за этим подобные федерации возникли в других городах. В 1993г. создается Федерация физической культуры спорта инвалидов в России, в 1995г. в Москве, в 2008г.- Федерация физической культуры спорта инвалидов по ЯНАО. Основной целью создания таких федераций является организация и объединение учреждений.

Главными задачами являются использования средств физической культуры и спорта в социальной, физической и психологической реабилитации; привлечение инвалидов к регулярным учебно-тренировочным занятиям по месту учебы и жительства.

В настоящее время оздоровительная физкультурно-спортивная работа ведется среди 5 групп: с дефектами органов зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Создаются общественные клубы, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пример тому клуб общения, для людей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» по ЯНАО в г. Надым.







Литература

  1. Авласович О.Е. Пособие для занятий адаптивной физической культурой. Тюмень: Вектор Бук, 2007.

  2. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1999.


© 2010-2022