Методические приёмы обучения плаванию

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие УУД на занятиях по плаванию

Науменко Ирина Владимировна

ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»

село Кинель-Черкассы Самарской обл.

В течении последних 2-х лет обучение навыкам плавания учащихся нашей школы организуется по двум направлениям - в рамках образовательного процесса(третий час физкультуры начиная с 8класса) и во внеурочной деятельности учащихся (кружок по плаванию «Здоровей-ка»).

Задачи и содержание уроков плавания в школе направлены на формирование и совершенствование плавательных умений и навыков учащихся. Но можно ли изучать что-либо, в частности движение, не умея мыслить, анализировать, сопоставлять? С позиции нетрадиционного подхода к обучению ответ однозначен - нельзя; все упражнения должны подаваться так, чтобы школьники прежде всего учились понимать их значение и воздействие, с их помощью осмысливали механизм контакта человека со средой, разбирались в «обеспечении» упражнений законами физики, математики, химии, биологии, познавали окружающий мир. Следовательно, любое упражнение, применяемое на уроке плавания, должно педагогически оснащаться, сопровождаться доступной и понятной всему контингенту занимающихся учебной информацией, развивающей мыслительные, познавательные и аналитические возможности учащихся.

Успешное овладение плаванием во многом зависит от того, насколько развита у занимающихся способность к правильному восприятию и самооценке собственных движений.

В качестве методологической основы обучения движениям выступает теория поэтапного формирования действий. Согласно этой концепции, в первую очередь, формируется ориентировочная основа действия, где ученик осознает задачу, знакомится с логической структурой плавательного движения. Затем, решая типовые задачи, ученик учится выделять главные признаки, закономерности действия. На следующем этапе усвоенные плавательные движения переводятся в форму внешней речи (образы, ощущения). Далее происходит закрепление движений и мышечных ощущений, т.е. действия автоматизируются.

На уроках плавания главным, как я считаю, должно быть обучение способам освоения плавательных движений. При этом овладение разучиваемым способам плавания будет являться для учеников побочным результатом учебного процесса.

Чтобы быть готовым самостоятельно осваивать любые двигательные действия, обучающийся должен уметь:

-описывать эти действия пооперационно;

-выделять двигательную задачу, которую необходимо решить для выполнения действия;

-определять собственные умения и неумения по отношению к разучиваемому действию;

-планировать свои учебные действия по освоению;

-выполнять разучиваемое действие, контролируя и корректируя свои учебные действия.

Что значит уметь описать двигательное действие - это уметь увидеть его внутреннюю структуру, сравнить увиденное с правильным выполнением, то естьнужно различать в целостном двигательном действии ряд частных умений.

Поэтому сначала учим детей разделять двигательное действие на части: начало действия (исходное положение и первые движения), основное действие, суть, завершение действия. Например, упражнение на всплывание «поплавок» - опишем это действие. Выполняющий «поплавок» делает глубокий вдох, приседает на дно и плотно группируется, прижимая колени и подбородок к груди; в таком положении, не выдыхая воздух, замирает. Теперь, разделив «поплавок» на части и описав их (как бы пометив каждую часть словами), можно говорить о способах выполнения каждой части данного двигательного действия, сравнивать выполнение его частей разными занимающимися. Например, известно, что, чтобы правильно выполнить «поплавок», необходимо пройти положение группировки, поэтому необходимо напомнить учащимся о том, что обозначается термином «группировка». После этого, учащиеся вместе с учителем предпринимают попытки описания двигательных действий, выполняемых другими учащимися. Таким образом, умение описывать двигательное действие состоит из умения выделять и называть составляющие операции этого действия, представлять его как ряд последовательных движений.

Результат обучения будет положительным в том случае, если ученик при предъявлении ему незнакомого двигательного действия сможет расчленить его на смысловые по отношению к данному двигательному действию части, которые могут быть представлены как самостоятельные умения, и назвать их (графически изобразить с помощью рисунка).

Постановка двигательной задачи состоит в определении того, что нужно сделать для выполнения двигательного действия, например, что конкретно должен делать ученик, чтобы выполнить скольжение на груди. Для этого необходимо выявить в изучаемом двигательном действии главное, существенное. Путь к овладению умением выделять двигательную задачу лежит через освоение целого ряда умений:

-устанавливать сходство и различие двигательных действий. например в скольжениях на груди, спине и на боку;

-выделять главное, существенное и несущественное в действии;

-находить простые действия в сложных.

Одним из показателей результативности обучения является умение учеников определить, что нужно сделать, чтобы выполнить незнакомое двигательное действие.

Определение учащимися собственных умений и неумений.

Данное качество - одно из самых важных при обучении, занимающийся должен уметь определять, что он по отношению к разучиваемому двигательному действию умеет делать, а чему ему еще необходимо научиться. Для выявления готовности к выполнению осуществляется опробование. Чтобы, приступая к разучиванию двигательного действия, дети могли определять свои собственные умения и неумения, их нужно научить:

-выявлять требования к подготовленности обучающегося, необходимые для выполнения данного двигательного действия;

-оценивать сложность незнакомых двигательных действий;

-оценивать, проверять свою подготовленность;

-сопоставлять свою подготовленность с требуемой для освоения разучиваемого двигательного действия.

Обучение приведенным умениям реально может происходить так. Учащиеся вместе с учителем обсуждают осваиваемые двигательные действия, выделяют их сущность, определяют, что нужно уметь для выполнения. На основании проведенной работы идет выяснение того, что каждый ребенок может выполнить, к чему еще не готов, в чем для него основная трудность: для этого всему классу предлагается выполнять все более сложные упражнения, подобранные в соответствии с обучением по методу алгоритмических предписаний. И буквально несколько минут достаточно для определения степени готовности каждого учащегося. В результате каждый ребенок знает тот рубеж, с которого он пойдет своим темпом.

Одним из показателей результативности умения определять свою готовность является умение определять свою подготовленность не только опытным путем, но и без практического опробования двигательного действия.

Планирование учебных действий. Планировать учебные действия - это значит представлять конечный результат, конкретные умения, которые необходимо освоить для выполнения разучиваемого двигательного действия.

Учащийся сможет планировать свои учебные действия по плаванию, если будет

обращать внимание на способы освоения плавательных действий, применяемые на уроках; участвовать в работе в парах, когда один ученик обучает другого.

При проведении данной работы следует руководствоваться следующим правилом: сначала осуществляется совместная работа учителя и учащихся, потом учащиеся работают в группах или в парах и, наконец, как высшая форма организации самостоятельные действия учащихся по освоению плавательных действий.

В качестве результатов обучения, которые должен фиксировать учитель, выступают знания разных способов освоения двигательных действий: целостным способом, целостным способом в облегченных условиях, расчлененным способом (в последнем случае необходимо научить детей подбирать подготовительные и упражнения) и умения учащихся выбирать соответствующий своей готовности способ освоения действия.

Выполнение разучиваемого двигательного действия, контролируя и корректируя свои действия. Обучение названному умению включает в себя:

-умение создавать условия для выполнения определенного двигательного действия; например, выполнение кувырков или прыжков в воду производится на соответствующей глубине;

-знание ключевых показателей, по которым можно судить о правильности выполнения двигательного действия;

-умение пользоваться этими показателями для корректировки своих действий;

-умение оценивать, исправлять действия товарищей.

Необходимо кроме того, чтобы дети знали показатели успешности выполнения конкретных двигательных действий. Умение разделять двигательные действия на части, умение описывать их имеет смысл, если применять его не волюнтаристски (захотел и разделил движение именно на такие части), а на определенных основаниях. Если выделять, например, в описании отдельно исходное положение, то должно быть обосновано, зачем это делается, к какому результату может привести изменение исходной позиции.

Расчленяя действия, важно сохранить то назначение выделяемых частей, которое они несли в целостном движении. На основании приведенных выше знаний и умений учащиеся могут определять, правильно ли выполняется двигательное действие и что необходимо предпринять, если известные им показатели успешности выполнения двигательного действия не обнаружены или искажены. На данном этапе решается чисто психологический вопрос перевода детей с ожидания оценки своих действий педагогом на самооценку. Для этого учитель спрашивает детей: «Ты правильно выполнил упражнение? Почему ты думаешь, что у тебя не получилось? В чем причина твоей неудачи? Как исправить допущенную тобой ошибку?».

Важно сформировать и умение оценивать, исправлять действия товарищей. Условно можно выделить следующие ступени постепенного освоения умения оценивать действия партнеров:

1)определение выполнено партнером двигательное действие или нет. Учащийся должен понять, решена ли двигательная задача: сделан ли кувырок в воде, выполнено ли скольжение, совершен ли прыжок в воду;

2)выявление ошибок в технике двигательного действия. Поначалу детям ограничивают поле наблюдения: «Правильно ли держит Сережа руки во время скольжения?», «Как вы оцениваете положение тела Кати в падении на воду?». То есть вначале указывают часть двигательного действия, на которую следует обратить внимание, либо предварительно определяют вместе с детьми наиболее сложный элемент в разучиваемом двигательном действии и обращают на него особое внимание;

3)выяснение причин ошибок. Дети вместе с учителем обсуждают, анализируют условия появления обнаруженной ошибки. Зачастую оказывается, что явная, четко видимая ошибка вызывается неправильным, но сразу не бросающимся в глаза предыдущим действием;

4) исправление ошибки. Здесь необходимо обратить внимание выполняющего двигательное действие на ошибку (иногда бывает достаточно, чтобы он просто заметил свою ошибку); выделить движение из целостного двигательного действия и отработать его отдельно; сделал подготовительные упражнения.

Формы организации учащихся во многом зависят от материала, который они осваивают. Если это упражнения на скольжение, то на первом этапе возможна фронтальная организация учащихся. При освоении этого упражнения учитель, даже работая сразу со всем классом, может дать возможность высказаться каждому ребенку. Правда, высказываются дети не словами, а движениями. Приведем пример. Учитель показывает детям скольжение, дети пробуют выполнить это упражнение. Их просят мысленно представить себе, какие действия необходимо совершить, чтобы выполнить упражнение, и всем одновременно продемонстрировать исходное положение, которое необходимо занять перед скольжением. Дети выполняют задание, смотрят друг на друга, выясняют, как правильно сделать это движение. Потом, сопровождая свои действия словесным описанием, повторяют разучиваемое двигательное действие еще столько раз, сколько необходимо, чтобы у всех оно получилось правильно.

Когда двигательное действие сложное, выполнение его всеми учащимися сразу невозможно и для освоения требуются подготовительные упражнения, организация учащихся может быть иной: в группах, в парах, по отделениям, только под контролем учителя.

О результативности проведенного обучения учащихся, об их готовности самостоятельно выполнять разучиваемые двигательные действия и контролировать свои действия учитель судит по освоенности ими рассмотренных выше знаний и умений: это

-умение выделять в двигательном действии основное, на что следует обратить особое внимание при его выполнении;

-знание условий, необходимых для выполнения двигательного действия, и умение их создавать;

-умение оценивать собственное выполнение двигательного действия и одноклассников;

-умение найти пути исправления обнаруженных ошибок.

Приводимые умения и знания дети приобретают в течение всего периода обучения. Вопросы, задаваемые детям, обсуждения с детьми выполнения двигательных действий, приобретение ими чисто интеллектуальных умений распределены во времени, вплетены в учебный процесс так, что данные уроки мало отличаются от обычных. Дети плавают, но результатом их занятий является не только и не столько чисто плавательные умения, сколько знания и умения осмысления процесса освоения плаванием.

Проанализируем в данном аспекте занятие по плаванию, задачи которого - падение на воду с последующим лежанием и ныряние, обоснуем и проследим влияние этих упражнений на развитие мыслительной деятельности учащихся в ходе урока, на познание ими окружающего мира. Перед занятием сообщаем, что сегодня дети будут учиться нырять, даём определение понятию «ныряние», называем навыки, которые необходимо для этого приобрести. А затем спрашиваем, какие одушевленные существа или различные устройства могут служить примером длительного пребывания под водой. Дети отвечают: «Рыба, лягушка, дельфин, кит, торпеда, подводная лодка, аквалангист»... Приведенный перечень свидетельствует о понимании учениками того, что им предстоит выполнять на занятии. Начинается урок в воде. Теперь необходимо выяснить, как понимание ребятами изучаемого материала будет трансформироваться в умение выполнять ныряние, даём задание: пронырнуть так, как каждый это понял. Задание выполняют все одновременно, чтобы исключить пример для подражания и чтобы каждый действовал только на основе собственных представлений, знаний и опыта. Попытка выявила неумение принимать горизонтальное безопорное положение, т. е. не освоен главный элемент техники ныряния. Поэтому предлагаем занимающимся выполнять другое упражнение - падение на воду с последующим лежанием и произвольными движениями руками и ногами; показываем, что для этого нужно поднять руки вверх, ладони «плотиком», голову между рук, выпрямиться, подняться на носки и упасть на грудь. Ученики выполняют упражнение. Однако многие падают в воду согнутыми, голову удерживают приподнятой, сразу вскакивают на ноги; выделяем одного из занимающихся, который выполнил падение на воду очень плохо, и спрашивает его о том, как нужно падать. «Прямо»,- отвечает ученик. «Верно, тело должно быть прямым, а ты согнулся. Почему?» -«Не знаю». Этот диалог слушает весь класс, «Всем понятно, как нужно падать?» - «Да!» - «Попробуйте еще раз». Сделали. И снова плохо. Понимая, что нужно падать в воду с прямым телом, некоторые все же сгибаются, выставляют ногу вперед. Причин неверного выполнения упражнения может быть несколько, но пока касаться их не будем, поскольку ещё не все средства воздействия на учащихся использованы. Тем временем берем в руку деревянный шест и показываем, как он падает на пол. Затем это же проделывает один из занимающихся в воде: шест легко падает на воду, лежит. «Почему? Он прямой, твердый, поэтому падает прямо. Попробуем теперь упасть на воду, как шест, как столбик». Занимающиеся выполняют упражнение уже намного лучше.Еще несколько попыток. И качество выполнения упражнения теперь уже значительно улучшилось. Почему? Потому что учащиеся имели возможность сравнить свои падения в воду с падением шеста, осмысленно контролировали выполнения упражнения. Следуем далее по логике. «Ребята, видите, шест свободно лежит на воде, не тонет. Отчего? Он легче воды. Попробуйте и вы подольше полежать на воде без движений. Что нужно предпринять, чтобы как можно дольше лежать на воде, чтобы каждый из вас стал легче воды? Надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание (как воздушный шар), упасть на воду (как столбик) и лежать». Попробовали. У многих получается, но вскоре учащиеся стали опускать ноги, погружать их в воду. «В чем причина, ребята? Дело в том, что ноги состоят в основном из костей и мышц, удельный вес которых больше удельного веса воды. Но можно ли сделать так, чтобы ноги погружались в воду не столь активно? Можно! Для этого нужно вытянуться, лицо опустить в воду и смотреть вертикально вниз, ноги стараться приподнимать к поверхности воды и удерживать усилием мышц живота и спины». После нескольких повторений большинство учащихся стали выполнять упражнение хорошо.

Продолжаем обучение: «Ребята, настала пора усложнить задание. Будем лежать на воде, руки и ноги разведем и выполним ими произвольные движения, как медуза щупальцами. Далее будем закреплять горизонтальное положение, для чего проделаем следующее: упадем на воду, примем устойчивое горизонтальное положение, разведем в стороны руки и ноги («звездочка») и будем продолжать сведения и разведения рук и ног («звездочка зажглась» - развели ноги, «погасла» - свели). В этом положении полежать подольше - как стрела, как струна. Затем начнем максимально приближать лежание на воде к предстоящему изучению ныряния: примем положение «звездочки», вытянемся в струну и начнем произвольные движения ногами попеременно, как в кроле на груди - «барабанные палочки», как при плавании брассом - «лягушки», как при плавании дельфином - «дельфины».

Теперь можно приступить к изучению ныряния. Качество его обеспечивается стартовым началом, т. е. умением правильно начинать плавание под водой. Этому способствует, в частности, упражнение «стойка на руках». Сопровождаем демонстрацию упражнения доступным объяснением: «Наклониться так, будто стремишься поднять со дна предмет, лежащий у самых ног. При этом надо обязательно смотреть на него, будто хочешь взять его обеими руками. Но вместо этого надо упереться в дно руками, быстро поднять ноги (в воде это сделать намного легче) и постараться походить на руках, как циркачи». Это один из вариантов стартового начала ныряния. Упражнение, кроме всего прочего, способствует ориентировке в воде, развитию вестибулярного аппарата. Привлекаем к показу ныряния наиболее подготовленного ученика, который демонстрирует только стартовое начало и скольжение под водой, а технику ныряния не показывает. Это вызвано тем, чтобы наблюдающие потом не копировали демонстратора, а произвольно выполняли доступные каждому одновременные или попеременные движения, для чего каждый из них должен мысленно проанализировать свои возможности, подумать, как он сможет продвигаться под водой.

Далее объясняем второй вариант стартового начала ныряния: «Ноги поставить на стенку так, как в игре «Поплавок у стенки», быстро «притопиться» и в погруженном положении, сильно оттолкнувшись от стенки вперед, проскользить под водой, как стрела». Данный вариант также должен показать один из наиболее подготовленных учеников. Потом предоставляем занимающимся возможность самим выполнить показанное упражнение, предупредив, что сразу после толчка нужно будет пронырнуть подальше и что для этого необходимо плыть, как рыба, выполняя движения ногами, как хвостом или как аквалангист ластами, лягушка - лапками (выбор достаточно широк). Подводя итоги описанного урока, можно отметить, что материал способствовал развитию мыслительных и познавательных возможностей занимающихся, что их умственная деятельность умело направлялась на решение двигательных задач.

Проанализируем другой урок плавания, одна из задач которого - развитие аналитического мышления и координации движений в процессе изучения плавания способом «брасс». Приступая к занятиям на воде, сообщаем о координационных особенностях техники брасса. В исходном положении тело выпрямлено, руки и ноги соединены, голова опущена лицом в воду. В цикле движений руки и ноги последовательно выполняют одновременные и симметричные движения в воде.

Для создания четкого представления о технике в целом, элементах и согласованиях ее демонстрируем показ учебного видео-фильма и показ учащимся, занимающимся плаванием, сопровождаем своими объяснениями. Визуальное восприятие правильной техники будет глубже и запомнится лучше, если здесь же будут продемонстрированы допускаемые типичные ошибки. Имеются в виду нарушения координации движений, когда отсутствует межцикловое свободное скольжение - фиксированное исходное положение (пауза), и техники движений ногами.

Проследим теперь последовательное решение поставленных на уроке задач, педагогическое обеспечение изучаемого учебного материала. Развитие аналитического мышления занимающихся осуществляется уже в процессе демонстрации учебного материала, показа способа плавания, осмысления объяснений учителя. Особо важен здесь методический прием «контрастности», поскольку именно выявление контраста «хорошо - плохо» мобилизует мышление занимающихся, способствует предупреждению неправильных движений, самостоятельному выполнению задания. В сопровождаемых показ объяснениях выделяем факторы, касающиеся индивидуальных данных занимающихся, и стараемся заранее предупредить возможные ошибки, возникающие в зависимости от этих данных.

А ошибки обычно бывают такие: не фиксируется исходное положение, движения рук и ног непоследовательны; стопы повернуты внутрь, а не наружу, На примере нескольких занимающихся, которые делают одни и те же ошибки - не фиксируют руки в исходном положении, а движения ногами выполняют, «протыкая» воду (стопы повернуты внутрь) - зададимся целью выяснить причины этих ошибок. Анализ может показать, что у них либо слабая плавательная подготовленность и отсюда неумение управлять своими движениями; либо слабо развитая общая и совершенно не развитая специальная координация движений; или полное отсутствие мысленного контроля. Анализируем причины упомянутых технических погрешностей у первого ученика. И выясняем, что вся беда в его слабой плавательной подготовленности. Ученику просто некогда осмысливать свои движения. Для него главное - удержаться у поверхности воды, не «нахлебаться»; рекомендует ему побольше плавать наиболее доступным способом, и, если это брасс с помянутыми погрешностями, то советуем пока не обращать на них внимание и заняться объемным плаванием, но с обязательным контролем исходного положения, ибо здесь корень всех названных погрешностей.

Второй учащийся по сравнению с первым обладает намного лучшей индивидуальной плавучестью и плавательной подготовленностью, но аналитическая функция развита слабее. Поэтому учащийся, прочно освоив исходное положение и проплывая 25-50 м при помощи техники, которой он сегодня владеет, начинает по заданию анализировать особенности техники. Крайне важно также, чтобы он задумался над тем, как эти особенности техники он будет воплощать на практике; соответствующими упражнениями пытаемся помочь учащемуся «приучить», «заставить» стопы удерживаться в положении «на себя». Этому способствует постоянный мысленный контроль, подкрепленный специальными методическими упражнениями: лежания на воде, пятки вместе, стопы «клюшкой»;скольжения, толкаясь пятками от бортика, стопы «клюшкой»;то же, но во время скольжения чередовать положение стопы «клюшкой» - контрастно «плавником».

Учащемуся, выполнившему первое упражнение, предоставляем попытку плыть брассом в полной координации, мобилизуя его на мысленный контроль за положением стопы. Если это получается, учащийся прекращает упражнение и увеличивает объемное плавание в полной координации. Если успеха достичь не удалось, надо выполнять следующие упражнения в произвольной последовательности до «попадания», освоения правильного положения. Главное - постоянная мобилизация мысленного контроля.

Теперь подведем итоги урока. Совершенно естественно, что не все школьники освоили технически правильный брасс. Но если большинство из них сумели осмыслить сущность и пути устранения своих погрешностей, можно сказать, что урок прошел не напрасно. Далее попытаемся подробно разобраться с теми, кто не справился с заданием. Многие из них, например, заявляют, что поняли, как нужно правильно удерживать стопу, но доказать это педагогу и самим себе не могут. Это дает педагогу основание на следующем уроке дать задание ученикам с аналогичными техническими погрешностями плыть брассом в полной координации, обязательно контролируя положение стопы. И если в одном из циклов «промелькнет» ее правильное положение, мы имеем прямое доказательство, что занимающийся старается продвигаться осмысленно, контролирует свои движения, анализирует их, отличает правильное от неправильного.

Опыт показывает, что нет таких людей, которые по каким-то причинам не смогли бы научиться плавать, каждый проходит свой путь овладения плаванием и наша задача создать самые благоприятные условия обучения.



Информационные источники:

  • Шаулин В.Н. «Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации» научно-методический журнал Физическая культура в школе.1995г

  • Васильев В.С. «Обучение детей плаванию».1989г

© 2010-2022