Статья Работа с одаренными детьми

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с одаренными детьми»



Задыхайло Р. Х.,

учитель физической культуры,



Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Цель работы: Создание условий для выявления, сопровождения и поддержки спортивно одаренных детей.

Задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей;

- провести диагностику и создать банк данных одарённых детей;

- обеспечить возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,турнирах как внутри школы, так и за её пределами .

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др.

Современный урок физкультуры должен соответствовать всем требованиям, которые диктуют современные условия жизни. В связи с этим он должен сочетать в себе такие оптимальные методы, средства и формы, используя которые можно добиться максимальных результатов за минимальное время, с учетом здоровья учащихся и их физической подготовленности.

Необходимо учитывать пути повышения эффективности урока физкультуры:

- подбор наиболее эффективных физических упражнений,

- выбор рациональных вариантов организации урока,

- совершенствование методики обучения,

- внедрение самоуправления в учебный процесс,

- поиск новых нестандартных вариантов урока физкультуры.

Для повышения моторной плотности и разнообразия занятий рекомендуется вводить элементы либо целые комплексы круговой тренировки.

Круговая тренировка как метод развития физический качеств пришла в школу из тренировки спортивной. Однако между тренировкой и уроком большая разница и поэтому его адаптировали к школьным условиям.

Надо помнить основной её принцип - дифференцированной нагрузки согласно подготовленности каждого ученика.

Круговая тренировка дает возможность использовать имеющийся в небольших количествах инвентарь.

На каждой станции упражнения выполняются на время и количество повторений.

Для выполнения упражнений учащиеся размещаются на «станциях» в зависимости от того, как рациональней использовать площадь зала и оборудование.

При составлении комплексов круговой тренировки для школьников
следует исходит из того, что в них должны чередоваться упражнения
общего и избирательного воздействия, на разный станциях в работу
должны вовлекаться различные мышечные группы. Упражнения для
"станций" подбираются технически несложные, не требующие страховки
и помощи и так, чтобы в работе участвовали поочередно основные
мышечные группы, начиная с верхнего плечевого пояса и заканчивая
упражнением общего воздействия. Всего пять упражнений. Поскольку
невозможно включить в работу сразу все мышечные группы, то
упражнения повторяются, но уже в другом виде. На одну и ту же группу
мышц можно воздействовать двумя - тремя различными упражнениями подряд. Используются хорошо освоенные движения, не требующие дополнительного времени на их разучивание.

Схема подбора упражнений: 1 станция - упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание рук в упоре лежа с различным положением ног, работа с тяжестями, эспандером, подтягивания в висе и висе лежа разным хватом и т.п.); 2 станция - упражнения для мышц живота (движения прямыми и согнутыми ногами при фиксированном туловище и движения туловищем при фиксированных ногах с отягощениями и без отягощений); 3 станция - упражнения для мышц спины (переход из упора присев в упор лежа, вращательные движения с тяжестями, вращения тяжестей руками, упражнения в парах, поднимание туловища из положения наклона вперед или лежа на животе при фиксированных ногах или при фиксированном туловище из такого же положения поднимание ног и т.п.); 4 станция - упражнения для ног

(ходьба, бег, прыжки, приседания на одной и двух ногах, запрыгивания и соскоки с нагрузкой и без нагрузки, выпрыгивание из приседа и др.); 5 станция -упражнения общего воздействия.

Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, в то время, как одна группа мышц получает импульс для развития, другая - активно отдыхает.

При подборе упражнений необходимо соблюдать основные
дидактические принципы: 1) идти от простого к сложному; 2) чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других; 3)после сложного и тяжелого упражнения давать более легкое, способствующее восстановлению сил, успокаивающее дыхание.

В качестве примера приводим вариант круговой тренировки, обеспечивающий направленное на воспитание физических качеств, и способствующий повышению уровня физической подготовленности учащихся 1У-У классов:

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической
    скамейки (высота 50 см). Туловище держать прямо, при сгибании
    рук касаться грудью скамейки.

  2. Сидя на гимнастической скамейке руки за головой, ноги
    закреплены. Наклон назад с возвращением в исходное положение,
    затем наклон вперед касаясь руками пола.

  3. Из упора присев выпрыгивание вверх с касанием рукой
    закрепленного вверху мяча.

  4. Из виса сидя подтягивание на низкой перекладине.

  5. Из виса стоя на гимнастической стенке поднимание согнутых ног к
    груди и возвращение в исходное положение.

  6. Стоя на скамейке. Прыжок на пол и затем тут же прыжок через
    натянутый между стойками резиновый шнур. Бегом возвратиться
    назад и повторить упражнение.

  7. Лежа на наклонной гимнастической скамейке (угол наклона 30°),
    хват руками за края скамейки. Сгибая руки, передвижение вверх.

  8. Упор лежа на бедрах а гимнастическом коне, ноги закреплены,
    руки за головой. Максимальное сгибание туловища вперед и назад.

  9. Стоя ногой на гимнастической скамейке, другая на полу.
    Выпрыгивание вверх с поочередной сменой положения ног.

10. Лежа на животе на гимнастическом коне, руки закреплены. Максимальное сгибание туловища назад, ноги поднимать как можно выше.

Примерный комплекс круговой тренировки для воспитания быстроты

-я станция. Имитация работы рук при спринтерском беге.2-я станция. Бег высоко поднимая бедро на месте с опорой руками о гимнастическую стенку (или о стену зала).3-я станция. Стоя боком к гимнастической стенке с опорой о рейку - смена положения ног в выпаде.4-я станция. Прыжки на носках толчком двух ног через скакалку.5-я станция. И.П. - о.с. 1- упор присев; 2 - упор лежа; 3 - упор присев; 4 - и.п. Наиболее эффективно прирост показателей быстроты у школьников будет в том случае, если в урок физической культуры (или в конце круговой тренировке) ввести подвижные игры ("вызов номеров", "день и ночь", "третий лишний", "вороны и воробьи" и др.), спортивные игры, а также различные виды эстафет.

Примерный комплекс круговой тренировки для развития силы

1-я станция - подтягивания в висе.

2-я станция - из виса поднимание ног до положения угла.

3-я станция - лежа на животе, ноги фиксированы, подъем туловища руки за головой.

4-я станция - приседания на левой ноге ("пистолетик") с опорой на стенку.

5-я станция - выпрыгивания вверх из глубокого приседа.

6-я станция - сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

7-я станция - лежа на спине, подъем ног с касанием за головой.

8-я станция - лежа на животе, руки фиксированы, подъем прямых ног.

9-я станция - приседания на правой ноге ("пистолетик"). 10-я станция - 1- упор присев, 2 - упор лежа, 3 - упор присев, 4 - о. с.

По окончании круговой тренировки можно для всего класса провести подвижные игры: "Толкачи", "Перетягивание в парах", "Кто сильнее", "Соревнование точек", "Борьба всадников", "Вытолкни из круга", "Скакуны".

Примерный комплекс круговой тренировки для развития гибкости

1-я станция. Круговые движения рук с выкрутом (с гимнастической палкой).

2-я станция. Наклоны туловища: а) вперед (до касания руками пола); б) назад (до касания руками пяток).

3-я станция. Стоя ноги врозь спиной к стенке на расстоянии шага. Наклон назад и сделать несколько перехватов, опускаясь все ниже в прогнутом положении ("мостик"), после чего принять и.п.

4-я станция, В положении стоя, опираясь одной рукой о гимнастическую стенку, выполнить хлесткие махи ногой вперед и назад.

5-я станция. Из положения лежа на спине, руки вверх принять согнувшись, руками коснуться оттянутых носков. Ноги в коленях не сгибать. Удерживать себя в этом положении 2 сек.

После каждой серии (станции) следуют упражнения на расслабление работавших мышц.

Приведенные примерные комплексы (программы) круговой тренировки не могут рассматриваться как шаблонные образцы, которые следует использовать без изменения. Они предназначены для того, чтобы дать учителю конкретное представление о содержании комплексов, о характерных для занятий круговой тренировкой упражнениях и последовательности их расположения в комплексе.

Комплекс круговой тренировки по специальной физической подготовке волейболиста (баскетболиста)

1 станция Прыжки через скамейку с продвижением вперед.

2 станция Броски и ловля набивного мяча

И.п. - стойка волейболиста (баскетболиста)

3 станция Приседания

И.п. - о.с. руки за головой

4станция Отжимания ноги на скамейке

5 станция Прыжки через скакалку

6 станция И.п. - лежа на животе (мат)

упр. для мышц спины

7 станция И.п. - о.с. 1- упор присев, 2 - упор лежа,

3 - упор присев, 4 - о.с.

8 станция И.п. - лежа на спине (мат) подъем туловища,

ноги фиксированы, руки за головой.



© 2010-2022