• Преподавателю
  • Физкультура
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана, Глава государства Н.А.Назарбаев подчеркнул роль здорового образа жизни и спорта и верно отметил, что все больше казахстанцев должны быть вовлечены в  спорт. Именно поэтому я считаю, что уроки физической культуры в школе играют важную роль в становлении личности  ребёнка и укрепления его здоровья.  Я, как педагог,  знаю, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные  друг ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры - залог успешности учебно-воспитательного процесса.

В Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана, Глава государства Н.А.Назарбаев подчеркнул роль здорового образа жизни и спорта и верно отметил, что все больше казахстанцев должны быть вовлечены в спорт.

Действительно, для здоровья нации важное значение имеет физическая культура и спорт, без которых не может существовать спорт высших достижений. Именно поэтому я считаю, что уроки физической культуры в школе играют важную роль в становлении личности ребёнка и укрепления его здоровья. С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Одним из мест формирования здоровья наших учащихся является школа и уроки физической культуры.

Занятия на уроках физкультуры - одна из основ нашего здоровья. Я, как педагог, знаю, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные друг на друга влияющие категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Состояние здоровья детей вызывает обоснованную тревогу. По данным специалистов, поступающие в школу дети имеют отклонение в физическом и психическом здоровье, хронические заболевания; за годы обучения возрастает число нарушений зрения и осанки. В связи с этим свою работу стараюсь строить с учениками, учителями, родителями и выпускниками таким образом, чтобы здоровьесбережение в этой деятельности являлось главным приоритетом. В основе моего педагогического опыта лежат основополагающие приоритеты:

1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Ведущая педагогическая идея - мотивировать детей учителей и родителей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и многие уже привыкли к этому выражению, хоть и понимают его по-своему. Одни внедряют в практику уроки здоровья, другие организуют соревнования классов, третьи ограничиваются фиточаем и витаминными салатами.

Главная цель работы учителя физкультуры - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:

  • сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного самосовершенствования.

Поставленные задачи решаются через:

1) совершенствование методики проведения урока,

2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3) коррекцию знаний школьников на основе диагностики развития способностей и природных задатков,

4) мотивацию школьников к учению.

Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Освобожденным от занятий физической культурой предлагаю готовить доклады и сообщения по ЗОЖ. На некоторых уроках использую вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:

1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".

2.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?

3.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.

4.Как правильно дышать? (ртом, носом, или ни один из вариантов не хуже и не лучше другого).

Cпециальные упражнения помогают ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Считаю это важно в современных условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших стрессовых воздействиях. Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе и подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. С ранней весны и до поздней осени уроки по возможности провожу на свежем воздухе. Стараюсь, чтобы все уроки имели высокую моторную плотность. На уроках использую фронтальный и групповой методы. При этом наиболее эффективно себя показал поточно-групповой способ. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечнососудистой функций организма - все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

По отдельным разделам программы использую карточки с упражнениями трех степеней трудности. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Что касается здоровьесбережения, то на уроках с соответствующим содержанием создаю представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем, а так же повышает качество знаний учащихся.

Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Тем самым создаётся в школе благоприятный эмоциональный и психологический климат, что содействует формированию потребностей в ЗОЖ у учащихся, педагогов и родителей.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса, следовательно, и повышения качества обучения, и оно должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Если, по окончании школы, ученик продолжает заниматься физкультурой и спортом, то свою задачу как педагог физического воспитания, я выполнил.

Литература.

  1. Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия "Казахстан-2050" - новый политический курс состоявшегося государства» - «Казинформ», 2012 г.

  2. «Программа развития физкультуры и спорта в Казахстане требует обновления - Орынбаев» - Астана, 1 фев - ИА Новости-Казахстан

  3. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.

  4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

  5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.

  6. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект «Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб, Образование и культура, 1999 г.

  7. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.

  8. Физическая культура. ukzdor.ru

© 2010-2022