Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Целью создания данных методических рекомендаций является ознакомление тренеров-преподавателей с системами и методами современного комплексного контроля в спорте и практического его применения в своей повседневной работе с воспитанниками.         Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ММетодические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»униципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЮСШ «Хыльмик»









Методические рекомендации

по теме

«Использование комплексного контроля

в спортивной тренировке»







Подготовил:

тренер-преподаватель

Рачинский Андрей Петрович



2013 год
ВВЕДЕНИЕ

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

В игре футболист должен выполнять много движений с максимальной амплитудой: удары, подкаты, финты. Они будут эффективными только тогда, когда у игрока будет хорошая гибкость-это косвенное свидетельство того, что мышцы футболиста эластичны и находятся в отличном состоянии. Такое состояние мышц предохраняет их от травматизма.

В основе эффективного выполнения технических приемов лежат процессы внутримышечной и межмышечной координации, или координационные способности. От них зависит обучаемость игроков, особенно юных, технике футбола. Не может быть хорошего футболиста без хорошо развитых координационных способностей.

Все эти качества, вместе взятые, и составляют физическую подготовленность футболистов перед соревнованиями. Но возникает вопрос: «Как определить, готов спортсмен к предстоящим соревнованиям или нет?»

Для этих целей в современном спорте и спортивной медицине существует множество способов контроля:

  1. Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

  2. Комплексный контроль.

  3. Педагогический контроль.

  4. Биомеханический контроль.

  5. Оперативный контроль.

  6. Текущий контроль.

  7. Этапный контроль.

  8. Ежемесячное обследование.

  9. Этапные комплексные обследования.

  10. Углубленные медицинские обследования.

Эти обследования особенно актуальны стали сейчас, потому что участились смертельные случаи в результате перетренированности (даже высококвалифицированных) спортсменов. Иногда на вид спортсмен кажется совсем здоровым, а на самом деле имеет очень серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому очень важно определить физическую и психологическую готовность воспитанников на предсоревновательном этапе подготовки непосредственно перед самими соревнованиями.

Тестирование не всегда определяет насколько готов спортсмен перед соревнованием. Также невозможно определить и состояние сердечно сосудистой системы только измерением пульса. Даже кардиограмма не всегда покажет, есть проблемы с сердцем или нет. Для этих целей российские ученые разработали множество приборов для определения состояния спортсмена перед предстоящими соревнованиями. Причем если раньше эти приборы определяли только определенную задачу, то сегодня можно с полной уверенностью сказать, что современные приборы определяют

именно - комплексный контроль всех систем организма.

Эти данные позволяют тренеру определить слабые стороны в подготовке спортсмена и сделать акцент на улучшение тех или других физических качеств, в тренировочном процессе.

Целью создания данных методических рекомендаций является ознакомление тренеров-преподавателей с системами и методами современного комплексного контроля в спорте и практического его применения в своей повседневной работе с воспитанниками.

Раздел I. Разновидности комплексного контроля

В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный [3], каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

Таблица 1.1 Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов (В.М.Зациорский, 1979)



Термин/понятие



Значение термина

Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки



Пример


1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

1.1 Состояние спортсмена



1.2 Оперативное состояние.


1.3 Оперативная готовность.



1.4 Текущее состояние.


1.5 Текущая готовность



1.6 Этапное состояние


1.7 Подготовленность спортсмена


1.8 Тренированность


1.9 Модельные характеристики спортсмена


1.10 Этапные модельные характеристики

Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

Частный случай оперативного состояния , характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

Одна из сторон подготовленности спортсмена , характеризуемая степенью его приспособленности к тренировочным или тестирующим нагрузкам.

Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.



Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле


Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат


Измерения на отдельных этапах тренировки

Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок


Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.



Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат


Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

Состояние в конце подготовительного периода тренировки


Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время


Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега


Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

2. Тренировочные эффекты

2.1 Срочный тренировочный эффект


2.2 Отставленный тренировочный эффект


2.3 Кумулятивный тренировочный эффект


2.4 Частный тренировочный эффект

Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания


Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования


Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки


Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п


Изменение содержания мочевины на следующий день после тренировочного занятия или соревнования


Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне


Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

3. Разновидности контроля

3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)


3.2 Комплексный контроль



3.3 Педагогический контроль



3.4 Биомеханический контроль


3.5 Оперативный контроль


  1. Текущий контроль


  1. Этапный контроль


3.8Ежемесячное обследование

3.9 Этапные комплексные обследования


3.10 Углублённые медицинские обследования

Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки


Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом


Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными ( планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

Имеет целью разно-

стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

виды контроля

Педагогический контроль включает контроль за:

1)тренировочными нагрузками;

2) состоянием спорт смена;

3)спортивной техникой и тактикой;

4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

Ежемесячные измерения

Измерения на отдельных этапах подготовки


Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов


Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

Этапное комплексное обследование спортсмена



Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)


Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода


Диспансеризация спортсменов

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки - в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

  1. план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

(в спортивных играх - межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки - это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности - спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями

упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному , называется оперативной.

В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана

необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

Под комплексным контролем [20] следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

1.1 Содержание и организация этапного контроля


Цель этапного контроля - получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

Критериями физической работоспособности в таких тестах являются :

  1. время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

  2. объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

  3. максимальное потребление кислорода..

Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и

артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

Второй блок - это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап - с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график , но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты ( такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

1.2 Содержание и организация текущего контроля


Основная задача текущего контроля - сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее

и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

  1. достижениями в комплексе тестов;

  2. показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню - плюс-минус 500Н.

1.3 Содержание и организация оперативного контроля

Основная задача оперативного контроля - экспресс-оценка состояния, в котором находится

спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержании этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является самым важным, так как по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному.

В оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планах-конспектах подробно выписывали упражнения, способы их выполнения, дозировку и т.п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен не просто должен пробежать шесть раз по 400 метров, но сделать это так, чтобы частота сердечных сокращений во время бега не опускалась ниже 180 уд\мин, а следующее повторение начинать при уменьшении ее значений до 120 уд\мин.

Ускорение научно-технического процесса в спорте сказалось, прежде всего, на повышении эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования.

В начале задаются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жесткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет - то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, насколько чувствительны они к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов ОК определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надёжность тестов оперативного контроля зависит, прежде всего: а) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; б) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Так, например, если в первый день оперативного контроля ЧСС в беге со скоростью 7,8 м/с достигла 185 уд/мин, то при повторном испытании во второй день ЧСС будет такой же лишь в том случае, если скорость бега не изменится.

В зависимости от запланированной направленности тренировочных упражнений содержание оперативного контроля и используемые критерии состояния спортсмена меняются. Например, в тренировочных занятиях аэробной и смешанной направленности информативным критерием является ЧСС: в диапазоне от 130 до 180 уд/мин её значения линейно связаны с мощностью нагрузки и потреблением кислорода. Поэтому если тренер регистрирует у спортсмена в одном случае ЧСС 150 уд/мин, а во втором - 170 уд/мин, то он может быть уверен, что потребление кислорода возросло.

Но в занятиях анаэробной направленности ЧСС перестаёт быть информативным показателем, так как она ничего не говорит о степени интенсификации анаэробных процессов. Поэтому если у спортсмена в одном случае ЧСС равна 200 уд/мин, а в другом 220 уд/мин, то это не свидетельствует о большей активности энергетических механизмов, являющихся основными в такой работе.


Раздел II. Комплексный контроль и его место в системе управления подготовкой спортсмена высокой квалификации.

В системе управления тренировочным процессом принято выделять несколько основных этапов:

1) сбор информации о спортсмене и его состоянии;

2) анализ полученной информации;

3) принятие решения по планированию и организации тренировочной и соревновательной деятельности;

4) реализация тренировочного плана;

5) внесение коррекций в процесс спортивной подготовки.

Система комплексного контроля позволяет тренеру и врачу команды получить информацию о функциональном состоянии спортсмена и эффективности тренировочного процесса. Контроль осуществляется специалистами различного профиля - спортивными педагогами, психологами, физиологами, биохимиками и врачами, в связи с чем, в его структуре выделяют педагогический, медико-биологический, психологический, биохимический виды контроля, а также анализ тренировочной и соревновательной деятельности.

Для обеспечения комплексности контроля подготовленности спортсменов рекомендуется изучать:

1) динамику состояния спортсмена (по комплексу показателей деятельности функциональных систем);

2) динамику специальной работоспособности (по результатам педагогических тестирований);

3) динамику показателей спортивного мастерства (по результатам соревнований и контрольных тестирований в соревновательном упражнении);

4) динамику и соотношение объемов тренировочных нагрузок различной направленности.

Показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, должны не только обеспечивать объективную оценку состояния спортсмена, но и отвечать возрастным, половым, квалификационным особенностям обследуемого контингента, целям и задачам конкретного вида комплексного контроля. В процессе каждого из видов комплексного контроля используют широкий круг показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов и отвечающих определенным требованиям.

Применительно к условиям каждого из видов контроля показатели должны отвечать следующим требованиям.

1. Соответствие специфике спорта.

2. Соответствие возрастным и квалификационным особенностям спортсменов.

3. Соответствие направленности тренировочного процесса.

4. Информативность и надежность показателей контроля.

2.1 Функциональные резервы, их структура и классификация.

Функциональные резервы - это эволюционно детерминированная способность органа, системы органов и организма в целом значительно увеличивать интенсивность своего функционирования по сравнению с уровнем покоя.

В соответствии с принципом системного подхода, в структуре функциональных резервов спортсмена выделяют биохимические, морфо-функциональные, и психологические резервы организма, мощность которых увеличивается с ростом уровня тренированности (рис. 1)

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»




Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»





Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»


13

Рис.1. Функциональные резервы организма

Морфофункциональной основой функциональных резервов являются:

1) особенности структуры клеток, тканей, органов и систем органов;

2Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке») механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие поддержание гомеостаза, а также координацию работы системы движения и систем вегетативного обеспечения.

Выделяют 3 эшелона функциональ­ных резервов (рис. 2).

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»


Рис. 2. Эшелоны функциональных резервов




2.2 Функциональная подготовленность спортсмена.

Уровень функциональной подготовленности определяется мощностью, емкостью и производительностью функциональных резервов организма. Выделяя в структурно-функциональных резервах отдельно резервы нервной

системы, управляющей двигательной деятельностью спортсмена и его вегетативными системами (сердечно-сосудистой, дыхательной и т.п.), уровень функциональной подготовленности спортсмена можно рассматривать следующим образом (рис.3).

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»











Рис. 3. Структура функциональной подготовленности спортсмена

На рисунке 3 показано, что психологические и нейродинамические резервы относятся к системе управления, а энергетические и двигательные - к системе исполнения.

А) Психологические резервы:

- мотивация на спортивный результат;

- психоэмоциональное состояние спортсмена - самочувствие, настроение, активность;

- память (способности спортсмена запоминать и применять необходимые технико-тактические приемы в тренировочном и соревновательном упражнении);

- внимание (способности спортсмена концентрировать свой взгляд и долго удерживать его во времени, а также видеть как можно большее число игроков для анализа и прогнозирования ситуаций (особенно важно в спортивных играх));

- мышление (высокий уровень тактического мышления необходим во всех видах спорта, особенно в игровых и единоборствах);

Б) Резервы нейро-динамической системы подразделяются на резервы соматической и вегетативной нервной систем:

- возбудимость нервной системы (определяет скорость ответных простых и сложных двигательных реакций в ответ на зрительные, слуховые, вестибулярные и т.п. раздражения и их комплекс);

- подвижность нервной системы (определяет смену процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, а, следовательно темп и ритм движений спортсмена, быстроту технико-тактической перестройки структуры движений при смене ситуации в выполнении соревновательных упражнений);

- лабильность нервной системы (определяет в основном уровень взрывных усилий, «стартовой» скорости спортсмена, быстроты сенсомоторного реагирования);

- уравновешенность процессов возбуждения и торможения (определяет уровень технического мастерства спортсменов);

- выносливость нервной системы (определяет способность нервной системы спортсмена работать длительное время без снижения темпа работы, а также противодействовать действию очень сильных раздражителей);

- статическая и статокинетическая устойчивость (определяет сохранение необходимых положений тела при выполнении соревновательного упражнения);

- тонус вегетативной нервной системы (определяет уровень возможностей организма спортсмена обеспечивать свои клетки, ткани и органы кислородом, удалять продукты обмена, противодействовать условиям закисления внутренней среды, что обуславливает скорость врабатывания, продолжительность и мощность работы, интенсивность восстановительных процессов);

В) Энергетические резервы:

- анаэробной системы энергообеспечения (лимитируют возможности спортсмена в скоростных, преимущественно силовых и скоростно-силовых упражнениях);

- аэробной системы энергообеспечения (лимитируют возможности спортсмена в упражнениях, требующих значительного проявления аэробной выносливости, а также определяют скорость восстановительных процессов);

Г) Двигательные резервы организма определяют уровень развития и проявления основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Раздел III. Методические указания к организации и проведению комплексного контроля уровня функциональной подготовленности спортсмена

Организация комплексного обследования спортсменов требует четкой постановки цели и задач в соответствие с периодом годичного макроцикла спортсмена, специфике спорта, возрастными особенностями, уровнем квалификации. Программа комплексного контроля должна содержать стандартизированные тесты. Обработка и анализ результатов обследования должны отличаться корректностью. В случае возникновения сомнений по итогам результатов, рекомендуется провести повторные тестирования.

В случае реализации этапного и текущего видов контроля необходимо:

  • проводить обследования в утренние часы после дня отдыха через 1,5-2 часа после приема пищи;

  • изолировать обследуемого от внешних шумов, посторонних лиц, разговоров и т.д.;

  • инструктировать испытуемых четко и достаточно подробно;

  • контролировать выполнение деятельности обследуемого;

  • прекратить выполнение теста в случае неправильного его исполнения (повторение возможно спустя 2-5 минут отдыха).

Раздел IV. Оценка уровня функциональной подготовленности спортсмена


Оптимизация тренировочного процесса спортсменов направлена на совершенствование его морфофункциональных особенностей и увеличение функциональных резервов целостного организма.

Исследование и оценка уровня функциональной подготовленности спортсмена с позиций системного подхода представляет собой сложный технологический процесс. В результате тестирования уровня функциональных резервов спортсмена тренер получает огромное количество разнообразной информации, объем которой увеличивается с каждым новым исследованием.

Для оценки диапазона, направленности и значимости изменения показателей тренеру необходимы глубокие знания в области физиологии, биохимии, теории и практики избранного вида спорта. В 1985 году В.С. Фомин предложил для упрощения анализа уровня функциональной подготовленности спортсмена систему математического преобразования первичных результатов исследования в так называемые нормализованные единицы (н.ед.).

Динамика выраженности и направленности динамики значений показателей функционального состояния организма спортсмена особенно показательна в случае использования ее графического изображения, позволяет своевременно выявить состояния утомления, хронического утомления и внести текущие коррекции в планы тренировки в каждом мезоцикле. При этом за исходный уровень принимаются значения показателей, соответствующие базовому (начальному) уровню (рис. 4).

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Рисунок 1 - Динамика уровня функциональной подготовленности лыжника-гонщика в общеподготовительном периоде годичного макроцикла подготовки.

Практическая работа

Исследование уровня психологических резервов организма спортсмена

Оборудование: бланки тестов: «Оценка обычного самочувствия Ч.Д. Спилбергера», «САН»; таблицы Шульте-Платонова; секундомер; карточки с двухзначными цифрами для определения уровня памяти; микрокалькулятор.


а) Определение уровня ситуативной тревожности

Для проведения этого тестирования используется анкета самооценки уровня самочувствия Ч.Д. Спилбергера. Необходимо соотнести свое текущее состояние с каждым приведенным в анкете признаком, степень выраженности которого выражается в балловом эквиваленте.

После заполнения бланка теста просчитывается сумма баллов в вопросах №:

  1. 2, 3, 4,5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 («прямые вопросы»);

  2. 1,6, 7, 10, 13, 16, 19 («обратные вопросы»).

Расчет уровня ситуативной тревожности в баллах проводится по формуле:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»где

СТ(бал.) - ситуативная тревожность (баллы)

Σ пр.в. - сумма баллов в «прямых вопросах»;

Σ обр.в. - сумма баллов в «обратных вопросах».

Расчет уровня ситуативной тревожности в нормализованных единицах (СТ(н.ед.)) производится по формуле:


Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:


Уровень СТ (баллы):

30 и менее - низкий уровень;

30 - 45 - средний уровень;

45 и более - высокий уровень.

Уровень СТ (н. ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень

Практика показывает, что существует свой индивидуальный уровень ситуативной тревожности спортсмена, при котором его соревновательная деятельность наиболее успешна. Этот уровень определяется в результате многократного исследования и соотнесения с результатами в соревновательном упражнении. Уровень ситуативной тревожности спортсмена по данным В.С. Фомина (1985, 1995) соотносится с уровнем мотивации.

б) Оценка самочувствия, активности, настроения - САН (в модификации С.Ф. Гончарова)

При проведении теста используется бланк «САН». В бланке по каждому из 30-ти признаков выбираются:

характеристика, которая наиболее точно соответствует Вашему состоянию;

- отмечается цифра, которая соответствует степени (силе) выраженной характеристики.

Подсчет количества баллов производится по таблице 1. Проводится подсчет суммы баллов отдельно по каждой характеристике: «Самочувствие», «Активность», «Настроение».

Таблица 1

Цифра в бланке теста

3

2

1

0

-1

-2

-3

Кол-во баллов

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1


Перерасчет количества баллов теста в нормализованные единицы проводится по формулам:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»


Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»


Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:


Уровень самочувствия, активности, настроения (баллы):

4 и менее - неблагоприятный уровень;

4 -5 - средний уровень;

5 и более - благоприятный уровень.

Уровень самочувствия, активности, настроения (н. ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень.


в) Исследование объема и скорости переключения внимания

Тест проводится с использованием одного из вариантов красно-черной таблицы теста Шульте-Платонова. В этом варианте теста Шульте-Платонова таблицы должны иметь размеры: 108 мм по ширине и 104 мм по высоте. Размер клетки - 20x20 мм.

Испытуемый должен с максимальной скоростью цифры от 1 до 25. Исследователь определяет по секундомеру время прохождения теста в секундах. Представление результатов исследования в н.ед. производится по следующей шкале:

1,0 - 18 с;

0,9 - 22 с;

0,8 - 26 с;

0,7 - 30 с;

0,6 - 37 с;

0,5 - 44 с;

0,4 - 51 с;

0,3 - 58 с;

0,2 - 65 с;

0,1 - 70 с

Оценка результатов:

Уровень объема и скорости переключения внимания (с):

30 с и менее - отличный уровень;

31- 65 с - средний уровень; 66 с и более - низкий уровень.


Уровень объема и скорости переключения внимания (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень.


г) Оценка объема памяти на числа

Тест проводится с использованием одного из вариантов таблицы из 12 чисел. В течение 30 секунд испытуемый запоминает предложенные в таблице числа. В последующем в течение 1 минуты он должен воспроизвести запомнившиеся числа на листке бумаги. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных чисел - V (бит). Расчет объема памяти в н.ед. проводится по формуле:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:


Уровень объема памяти (бит.):

9 бит и более - отличный уровень;

6-8 бит - хороший уровень;

4-5 бит - удовлетворительный уровень;

3 бит и менее - неудовлетворительный уровень

Уровень объема памяти (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень.

Исследование уровня резервов нейродинамической системы организма спортсмена

Оборудование: бланк: «Теппинг-тест»; секундомер; тонометр; фонендоскоп; сантиметровая линейка (лента); транспортир.


а) Определение уровня выносливости, подвижности и лабильности нервной системы

Для проведения этого тестирования используется один из вариантов теппинг-теста (рис. 2).

1 2 3 4 5 6

5΄΄ 5΄΄ 5΄΄ 5΄΄ 5΄΄ 5΄΄



Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

10΄΄ 10΄΄ 10΄΄ 10΄΄ 10΄΄ 10΄΄


Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

5΄΄

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Рисунок 2 - Бланк для проведения теппинг-теста

По команде экспериментатора испытуемый стучит карандашом в верхнем квадрате

№ 1 в максимально быстром темпе (5 секунд), затем по команде экспериментатора без паузы отдыха последовательно переходит в верхние квадраты № 2 и 3, выполняя то же задание. После прохождения первых верхних трех квадратов, испытуемый начинает стучать в удобном для себя темпе в нижних квадратах, начиная с первого (по 10 секунд в каждом квадрате). Выполнив предыдущее задание, испытуемый без паузы переходит в верхний квадрат № 4 и начинает последовательно по 5 секунд стучать в максимально быстром темпе в оставшихся верхних квадратах. Стучать карандашом необходимо таким образом, чтобы точка в точку не попадала.

После завершения теста подсчитывается количество точек в каждом верхнем квадрате. Расчеты уровня проявления основных свойств нервной системы производятся по формулам:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

В - выносливость нервной системы;

Σ 3кв. - сумма точек в квадрате № 3;

Σ 6кв. - сумма точек в квадрате № 6.

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

П - подвижность нервной системы;

Σ 1кв. - сумма точек в квадрате № 1;

Σ 4 кв. - сумма точек в квадрате № 4.

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

Л - подвижность нервной системы;

Σ 1. 2, 3 кв. - сумма точек в квадрате № 1, 2, 3;

Σ 4, 5, 6 кв. - сумма точек в квадрате № 4, 5, 6.

Расчет уровня выносливости, подвижности и лабильности нервной системы в нормализованных единицах проводится по шкале:

1,0 - 70 %

0,9 - 75 %

0,8 - 80 %

0,7 - 85 %

0,6 - 90 %

0,5 - 95 %

0,4 - 100 %

0,3 - 110 %

0,2 - 120 %

0,1 - 130%

Оценка результатов:

Уровень выносливости, подвижности, лабильности (%):

85% и менее - высокий уровень;

86 - 114% - средний уровень;

115% и более - низкий уровень.

Уровень выносливости, подвижности, лабильности (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень.

б) Исследование уровня статокинетической устойчивости

Чувство равновесия - это комплексное восприятие и представление о положении тела и головы в пространстве, которое возникает на основе интеграции афферентной информации в центрах мозга от вестибулярной сенсорной системы и от проприорецепторов двигательной сенсорной системы о положении суставов и мышц. В сочетании со зрительным контролем лежит в основе ориентировки спортсмена в пространстве.

Исследование уровня статической и статокинетической устойчивости должно проводиться на ровной, твердой поверхности в тишине. Обувь обследуемого должна быть удобной, без каблуков.

Тест «Ходьба на месте»

На полу из одного центра вычерчиваются окружности радиусом 0,25-0,5-0,75-1,0-1,25-1,5-2,0 м. Площадь этих окружностей делится на секторы линиями, проходящими через центр под углом 45є. Во время исследования необходимо соблюдать тишину, чтобы исключить ориентировку испытуемого на звук.. Испытуемому необходимо встать в центр круга и принять положение: стоя, ноги вместе, туловище выпрямлено, руки вытянуты вперед. По команде исследователя испытуемый шагает на месте с закрытыми глазами в течение 1 минуты (темп 100 шагов/ мин). Необходимо отметить в процессе выполнения теста качественные характеристики - наличие раскачивания тела и его направление, мышечную дрожь, нарушение равновесия. После окончания теста измеряются следующие показатели:

- смещение тела по горизонтали (в см);

- угол поворота (в градусах).

Расчет значений отклонения от центра круга (см) в нормализованных единицах проводится по формулам:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:


Уровень статокинетической устойчивости:

В норме смещение тела вперед на 50-100 см, угол поворота 30є-45є

Уровень статокинетической устойчивости (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень.

в) Определение уровня тонуса вегетативной нервной системы


Исследование проводится в условиях относительного физиологического покоя и начинается только после того, как испытуемый находился 3-5 минут в положении сидя. Проводятся измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) за 1 минуту и артериального давления (АД). Вегетативный тонус рассчитывается по индексу Кердо:


Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

ВИК (%) - вегетативный индекс Кердо;

ДАД (мм рт.ст.) - диастолическое артериальное давление;

ЧСС (уд/мин) - частота сердечных сокращений.

Расчет тонуса ВНС в нормализованных единицах проводится по шкале:

1,0 - -50 %

0,9 - -45 %

0,8 - -35 %

0,7 - -25 %

0,6 - -20 %

0,5 - -10 %

0,4 - 0 %

0,3 - +10 %

0,2 - +15 %

0,1 - +30 %

Оценка результатов:

Уровень тонуса ВИК (%):

- от +15 до -15 - уравновешенность влияния симпатической и парасимпатической нервной системы;

- от + 16 до +20 - средне выраженная симпатикотония;

- от +21 до +30 - значительно выраженная симпатикотония;

- +31 и выше - резко выраженная симпатикотония;

- от - 16 до -20 - средне выраженная парасимпатикотония;

- от -21 до -30 - значительно выраженная парасимпатикотония;

- -31 и ниже - резко выраженная

парасимпатикотония.

Уровень тонуса ВИК (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,20 - 0,00 - неудовлетворительный уровень

Положительное значение ВИК означает влияние симпатического отдела, а отрицательное - парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) в состоянии относительного физиологического покоя.

Для спортсменов в состоянии покоя характерно преобладание парасимпатического отдела ВНС, что особенно важно в циклических видах спорта большой и умеренной мощности, требующих более высокой скорости восстановительных процессов.

Исследование уровня энергетических резервов организма спортсмена

Оборудование: секундомеры, метроном, велоэргометр.


а) Исследование резервов аэробной системы энергообеспечения


Определение показателя сердечной деятельности (ПСД)
по модифицированной пробе Руфье

Уровень функционирования кардиореспираторной системы, оцениваемый по ПСД, лимитирует аэробные возможности организма спортсмена и, соответственно, уровень его общей физической работоспособности.

Спустя 3-5 минут покоя в положении стоя пальпаторным или аппаратными методом определяется значение частоты пульса за 15 сек (Р1). Затем испытуемый выполняет дозированную физическую нагрузку - 30 приседаний за 1 минуту. Сразу после нагрузки в положении стоя определяется частота пульса за 15 секунд (Р2).

Последний подсчет частоты пульса проводится за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3). ПСД рассчитывается по формуле:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Расчет ПСД в нормализованных единицах проводится по формуле:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:

Уровень ПСД (у.е.):

менее 5 - отличный уровень;

6-10 - хороший уровень;

11-15 - удовлетворительный уровень;

16 и более - неудовлетворительный уровень

Уровень ПСД (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень

Оценка адаптивных резервов кардиореспираторной системы

Тест «Показатель эффективности расходования адаптивных резервов организма» (ПЭРР) позволяет оценить функциональное состояние кардиореспираторной системы при воздействии гипоксического стимула (задержки дыхания). Тест «ПЭРР» применяется для оценки динамики роста резерва адаптационных процессов к работе в анаэробно-аэробном режиме.

Выполняется трехкратное последовательное измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и времени задержки дыхания на выдохе до отказа в покое, после 20 приседаний, совершенных за 20 секунд и спустя 3 минуты отдыха стоя. Определение ЧСС проводится аппаратным (возможно пальпаторным) методом.

Расчет проводится по формулам:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

ЧССп (уд/мин) - ЧСС покоя;

Тп (с) - время задержки дыхания на выдохе в покое;

КГУ - коэффициент устойчивости к гипоксии

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

ЧССн (уд/мин) - ЧСС в конце нагрузки;

Тн (с) - время задержки дыхания на выдохе в конце нагрузки;

КГУ - коэффициент устойчивости к гипоксии

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

ЧССв (уд/мин) - ЧСС после 3-х минут восстановления;

Тв (с) - время задержки дыхания на выдохе после 3-х минут восстановления;

КГУ - коэффициент устойчивости к гипоксии

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке», где

ПЭРР(у.е.) - показатель эффективности расходования адаптивных резервов.

Расчет ПЭРР в нормализованных единицах проводится по формуле:

Методические рекомендации по теме «Использование комплексного контроля в спортивной тренировке»

Оценка результатов:

Уровень адаптивных резервов организма (у.е.):

8-30 у.е. - высокий уровень адаптивных резервов;

31-70 у.е. - средний уровень;

71 у.е. и более - низкий уровень.

Уровень адаптивных резервов организма (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень

б) Исследование резервов анаэробной системы энергообеспечения

«Тест с постоянной нагрузкой Де Брюин-Прево»

Тестирование с постоянной нагрузкой Де Брюин-Прево является типичным тестом, требующим работы до изнеможения с постоянной (или близкой к постоянной) мощностью. Выполняется на велоэргометре с использованием метронома. Рабочая нагрузка устанавливается на уровне 400 Вт с частотой педалирования 100 об/мин. За первые 5 с рабочая нагрузка повышается от 50 до 400 Вт. Тест прекращается, когда испытуемый не в состоянии продолжать требуемый ритм педалирования.

Оцениваются:

1) общее время теста (с) - общая продолжительность выполнения теста. По времени выполнения теста судят об уровне анаэробной выносливости.

2) время задержки (с) - время, необходимое для достижения требуемого ритма педалирования. По этому показателю определяют уровень анаэробной мощности.

Перевод абсолютных результатов теста в нормализованные единицы осуществляется по шкале:

Анаэробная Анаэробная

выносливость (Ан. в-ть): мощность (Ан. м-ть):

1,0 - 65 с

0,9 - 61 с

0,8 - 57 с

0,7 - 53 с

0,6 - 49 с

0,5 - 45 с

0,4 - 40 с

0,3 - 35 с

0,2 - 30 с

0,1 - 20 с

1,0 - 1 с

0,9 - 2 с

0,8 - 4 с

0,7 - 6 с

0,6 - 8 с

0,5 - 10 с

0,4 - 12 с

0,3 - 14 с

0,2 - 16 с

0,1 - 18 с


Оценка результатов:

Уровень анаэробной выносливости (с):

Уровень анаэробной

мощности (с):

5 с и более - высокий уровень;

9 - 6 с - хороший уровень;

15 - 10 с - удовлетворительный уровень;

16 с и более

54 с и более - высокий уровень;

44 - 53 с - хороший уровень;

31 - 45с - удовлетворительный уровень;

30 с и менее - неудовлетворительный уровень

-неудовлетворительный уровень

Уровень анаэробной выносливости и мощности (н.ед.):

0,71 -1,00 - отличный уровень;

0,51-0,70 - хороший уровень;

0,21-0,50 - удовлетворительный уровень;

0,00 - 0,20 - неудовлетворительный уровень


Оценка уровня функциональной подготовленности спортсмена


Оборудование: карандаши разного цвета, линейка, бланк «График функциональной подготовленности спортсмена».


Все результаты, полученные при проведении тестирования по всем видам функциональных резервов организма и рассчитанные в системе нормализованных единиц, необходимо отметить на графике (рис. 3). Соединить последовательно точки графика и провести анализ уровня функциональной подготовленности спортсменов в зависимости от вида спорта, квалификации и периода годичного макроцикла подготовки.





















Практические рекомендации в помощь тренерам-преподавателям.

  1. Организация комплексного обследования спортсменов требует четкой постановки цели и задач в соответствие с периодом годичного макроцикла спортсмена, специфике спорта, возрастными особенностями, уровнем квалификации.

  2. Для оценки диапазона, направленности и значимости изменения показателей тренеру необходимы глубокие знания в области физиологии, биохимии, теории и практики избранного вида спорта.

3. Программа комплексного контроля должна содержать стандартизированные тесты.

4. Обработка и анализ результатов обследования должны отличаться корректностью. В случае возникновения сомнений по итогам результатов, рекомендуется провести повторные тестирования.

5. В случае реализации этапного и текущего видов контроля необходимо:

проводить обследования в утренние часы после дня отдыха через 1,5-2 часа после приема пищи;

- изолировать обследуемого от внешних шумов, посторонних лиц, разговоров и т.д.;

- инструктировать испытуемых четко и достаточно подробно;

- контролировать выполнение деятельности обследуемого;

- прекратить выполнение теста в случае неправильного его исполнения (повторение возможно спустя 2-5 минут отдыха).

  1. Обследования и тестирование желательно проводить с помощью психолога и медсестры спортивного заведения.

  2. Обследования проводятся на специальных приборах психотестах «Нейрософт»и др.



























Список литературы


  1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 271 с., ил.

  2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

  3. Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. - В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988, с. 161 - 172с.

  4. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. - М.:Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006г.-272с.

  5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.- 200 с.

  6. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: Медицина, 1970. - 472 с.

  7. Теория спорта / Под ред. проф. Платонова В.Н. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. - 424с

  8. Методическая разработка по « Комплексному контролю» для студентов/ Сурина-Марышев-Ч.: типография УралГУФК.









Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Раздел I. Разновидности комплексного контроля…………………………………4

  1. Содержание и организация комплексного контроля………………………...9

  2. Содержание и организация текущего контроля……………………………....9

  3. Содержание и организация оперативного контроля…………………………10

Раздел II. Комплексный контроль и его место в системе управления подготовкой спортсмена высокого уровня………………………………………...11

  1. Функциональные резервы их структура и классификация…………………12

  2. Функциональная подготовленность спортсмена……………………………..13

Раздел III. Методические указания к организации и проведению комплексного контроля уровня функциональной подготовленности спортсмена……………14

Раздел IV. Оценка уровня функциональной подготовленности спортсмена....14

Практическая работа…………………………………………………………...…….15

Список литературы……………………………………………………………...……25

26


© 2010-2022