Методическое пособие для учителя

Разнообразные формы спортивно – познавательного туризма обеспечивают комплексный характер в воспитании, обучении и оздоровлении школьников, здесь заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности – спортивной, научной, художественной, социальной. Усвоение школьниками данных об эффекте тренировочных нагрузок, об оздоровительных силах природы в сочетании с краеведческой деятельностью способствует воспитанию трудолюбия и патриотизма, формированию многофункциональных компетентност...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Спортивно - познавательный туризм»

Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составлена на основе стандарта краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного предмета, конкретизирует содержание его разделов и тем и даёт примерное распределение учебных часов на их изучение.

Предметом образования в области спортивно-познавательного туризма является спортивно-познавательная деятельность обучающихся, интегрирующая в себе образовательную, оздоровительную и социальную функции и создающая за счёт их взаимодействия комплексное педагогическое средство: воспитательно-образовательно-оздоровительное, с помощью которого возникают условия для формирования личности, её духовного и физического оздоровления, формирования здорового образа жизни.

Основной целью изучения учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» является освоение знаний о туристских, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных возможностях Красноярского края и умение их представлять; формирование умений адаптироваться в условиях природной и социальной среды в ходе туристской спортивно-познавательной деятельности и жизнедеятельности.

В соответствии с основной целью, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

  • приобретение специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края;

  • формирование основ здорового образа жизни;

  • приобретение навыков общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно-познавательной деятельности.

Содержание учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» осваивают обучающиеся на ступени основного общего образования в образовательных учреждениях Красноярского края.

При 5-дневной учебной неделе:

  • для учащихся 5 классов на освоение содержания отводится 17 учебных часов в течение учебного года;

  • для учащихся 6 классов на освоение содержания отводится 18 учебных часов в течение учебного года;

  • для учащихся 7 классов на освоение содержания отводится 17 учебных часов в течение учебного года.

При 6-дневной учебной неделе содержание учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» осваивают учащиеся 5 - 9 классов в режиме 35 учебных часов в каждом классе в течение учебного года.

При реализации программы следует предусмотреть:

  • варианты структурирования учебного материала в учебном году;

  • конкретные климатические условия;

  • материально-технические возможности образовательного учреждения;

  • возможность реализации содержания отдельных тем через интеграцию учебных и внеучебных форм физической культуры и внеклассные мероприятия образовательно-воспитательной направленности;

  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.

Результаты изучения предмета определены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», разработаны на основании стандарта и соответствуют требованиям стандарта.

Основы туристской подготовки в 7-9 классе

№ урока

Тема

Кол-во

часов


Что учащиеся должны:



Дата проведения

Корректировка

примечание


Знать


Уметь


План


Факт

Основы туристической подготовки 16часов

1

история туризма;

-туризм- средство познания своего края;

- средство физического развития и оздоровления;

1

- историю туризма и физкультурно-спортивного движения в Красноярском крае.

- основные достопримечательности Красноярского края, их создателей и их культурно - историческое значение;

- знать и уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни;

-подготовиться к путешествию,

-организовать туристический быт,

-преодолевать естественные препятствия,

оказывать первую помощь,

- ориентироваться на местности,

-применять приёмы страховки и самостраховки, и правила техники безопасности,


2

виды туризма - история развития туризма в красноярском крае

-основные достопримечательности Красноярского края: музеи и музейные комплексы.

-путешествие (экскурсия) в музей

1


3

формы туризма;

-прогулка,

-экскурсия,

-туристическая экспедиция,

-туристический поход.

1


4

туристическое снаряжение:

-групповое,

-личное,

1


5

организация туристического быта;

-организация питания,

-организация бивачных работ,

-сворачивание лагеря.

1


6

подготовка к походу и техника безопасности.

- тактические мероприятия,

-технические мероприятия.

1


7

организация и проведение похода

- цель похода,

-распределение обязанностей,

-режим движения,

-организация бивака,

1


8

безопасность в походе факторы, влияющие на поведение детей в походе:

- Отсутствие привычного комфорта.

- Сужение круга общения

- Однообразие питания.

- Погодные условия.

1


9

профилактика травматизма в походе:

- во время заготовки дров.

- во время приготовления пищи

- во время купания.

1


10

Первая доврачебная помощь в походе:

- остановка кровотечения,

- выполнение искусственного дыхания, - помощь при ожоге,

- солнечном или тепловом ударе.

1

- музеи и музейные комплексы Красноярского края;

-природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки Красноярского края;

- спортивные сооружения, социально-культурные объекты Красноярского края;

- туристические и лечебно- оздоровительные возможности

Красноярского края.

-владеть приёмами самоконтроля, контролировать и оценивать своё состояние.

- общаться в разных формах, адекватных ситуации,

-владеть способами презентации себя и своей деятельности.

- подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);

-организовать туристский быт (установить палатку, развести костёр, обеспечить питание в туристском походе и другое);

- преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);


11.

Групповая аптечка первой помощи:

- перевязочные средства;

-обеззараживающие и дезинфицирующие средства;

- обезболивающие и жаропонижающие средства;

- желудочные средства;

сердечные средства;

- противовоспалительные средства;

- медицинские инструменты (стаканчик из полиэтилена, ванночка глазная,

термометр медицинский в футляре).

1


12

Способы транспортировки пострадавшего при травмах.

- положение пострадавшего при транспортировке

- способы транспортировки

1


13

Основы преодоления естественных препятствий в туристическом походе:

- Труднопроходимый лес

- Болота

- Склоны и перевальные участки

- Склоны и перевальные участки

- Водные препятствия

1


14

Способы и варианты движения

- Преодоление лесных завалов

- Преодоление болота вброд с шестом и по гати

- Подъём, траверс, спуск

- Переправа вброд или по камням; групповая страховка

1


15

Техника движения

- Рациональная техника движения при преодолении препятствий

- Движение вброд с шестом, движение по гати

- Рациональная техника движения - постановка ноги, техника спуска на верёвке

- Техника подъёма и вытаптывание ступеней на снежном склоне

- Техника индивидуальной переправы вброд или по камням; то же с обеспечением страховки

1


16

Приёмы обеспечения безопасности, способы страховки

- Организация движения группы с безопасным интервалом, самостраховка.

- Обеспечение самостраховки и взаимной страховки; организация групповой страховки

- Самостраховка, можно - в группе

- Разведка брода, полное обеспечение страховки первого и последнего участника

1


17

Топография и ориентирование 5 часов

Основные элементы топографии

-местность,

-рельеф,

-местные предметы.

1


18

топографическая подготовка

- топографическая карта,

-глазомерная маршрутная съёмка,

-работа с картой и компасом

1


19

ориентирование:

-способы ориентирования на местности,

( по компасу, карте и компасу, карте, топографическая привязка ориентирования).

1


20

Особенности ориентирования на местности в разных видах туризма.

(пешие, лыжные походы)

1


21

Ориентирование по местным предметам

-ориентирование в лесу,

-в горах,

-по солнцу.

1


22-23

Физическая подготовка 12 часов

Дневник самоконтроля

- ведение дневника,

-понятие функциональных проб,

-формула Кервонена,

-проба Руфье, Гарвардский степ.

2


24-25

-ходьба по местности в разных условиях, в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через препятствия, дыхание при ходьбе.

- Подвижные игры в природных условиях: «Мыши и кот»

2


26-27

-бег в разных условиях в разном темпе, в гору, с горы, с преодолением препятствий, по ровному грунту по траве;

- Подвижные игры в природных условиях: «Охотники и зайцы»

2


28-29

Кросс на дистанцию от 300 до 1000м.

-Подвижные игры в природных условиях: «Не попади в болото»

2


30-31

Бег в сочетании с ходьбой

Подвижные игры в природных условиях: «Пройди бесшумно»

2


32-33

Преодоление препятствий разными способами; перешагивание, перелезая, влезая, подлезая.

Подвижные игры в природных условиях: «С кочки на кочку»

2



© 2010-2022