- Преподавателю
- Физкультура
- Методическое пособие для учителя
Методическое пособие для учителя
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова А.В. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Спортивно - познавательный туризм»
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Спортивно-познавательный туризм» составлена на основе стандарта краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае.
Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного предмета, конкретизирует содержание его разделов и тем и даёт примерное распределение учебных часов на их изучение.
Предметом образования в области спортивно-познавательного туризма является спортивно-познавательная деятельность обучающихся, интегрирующая в себе образовательную, оздоровительную и социальную функции и создающая за счёт их взаимодействия комплексное педагогическое средство: воспитательно-образовательно-оздоровительное, с помощью которого возникают условия для формирования личности, её духовного и физического оздоровления, формирования здорового образа жизни.
Основной целью изучения учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» является освоение знаний о туристских, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных возможностях Красноярского края и умение их представлять; формирование умений адаптироваться в условиях природной и социальной среды в ходе туристской спортивно-познавательной деятельности и жизнедеятельности.
В соответствии с основной целью, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
-
приобретение специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями Красноярского края;
-
формирование основ здорового образа жизни;
-
приобретение навыков общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно-познавательной деятельности.
Содержание учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» осваивают обучающиеся на ступени основного общего образования в образовательных учреждениях Красноярского края.
При 5-дневной учебной неделе:
-
для учащихся 5 классов на освоение содержания отводится 17 учебных часов в течение учебного года;
-
для учащихся 6 классов на освоение содержания отводится 18 учебных часов в течение учебного года;
-
для учащихся 7 классов на освоение содержания отводится 17 учебных часов в течение учебного года.
При 6-дневной учебной неделе содержание учебного предмета «Спортивно-познавательный туризм» осваивают учащиеся 5 - 9 классов в режиме 35 учебных часов в каждом классе в течение учебного года.
При реализации программы следует предусмотреть:
-
варианты структурирования учебного материала в учебном году;
-
конкретные климатические условия;
-
материально-технические возможности образовательного учреждения;
-
возможность реализации содержания отдельных тем через интеграцию учебных и внеучебных форм физической культуры и внеклассные мероприятия образовательно-воспитательной направленности;
-
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.
Результаты изучения предмета определены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», разработаны на основании стандарта и соответствуют требованиям стандарта.
Основы туристской подготовки в 7-9 классе
№ урока
Тема
Кол-во
часов
Что учащиеся должны:
Дата проведения
Корректировка
примечание
Знать
Уметь
План
Факт
Основы туристической подготовки 16часов
1
история туризма;
-туризм- средство познания своего края;
- средство физического развития и оздоровления;
1
- историю туризма и физкультурно-спортивного движения в Красноярском крае.
- основные достопримечательности Красноярского края, их создателей и их культурно - историческое значение;
- знать и уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни;
-подготовиться к путешествию,
-организовать туристический быт,
-преодолевать естественные препятствия,
оказывать первую помощь,
- ориентироваться на местности,
-применять приёмы страховки и самостраховки, и правила техники безопасности,
2
виды туризма - история развития туризма в красноярском крае
-основные достопримечательности Красноярского края: музеи и музейные комплексы.
-путешествие (экскурсия) в музей
1
3
формы туризма;
-прогулка,
-экскурсия,
-туристическая экспедиция,
-туристический поход.
1
4
туристическое снаряжение:
-групповое,
-личное,
1
5
организация туристического быта;
-организация питания,
-организация бивачных работ,
-сворачивание лагеря.
1
6
подготовка к походу и техника безопасности.
- тактические мероприятия,
-технические мероприятия.
1
7
организация и проведение похода
- цель похода,
-распределение обязанностей,
-режим движения,
-организация бивака,
1
8
безопасность в походе факторы, влияющие на поведение детей в походе:
- Отсутствие привычного комфорта.
- Сужение круга общения
- Однообразие питания.
- Погодные условия.
1
9
профилактика травматизма в походе:
- во время заготовки дров.
- во время приготовления пищи
- во время купания.
1
10
Первая доврачебная помощь в походе:
- остановка кровотечения,
- выполнение искусственного дыхания, - помощь при ожоге,
- солнечном или тепловом ударе.
1
- музеи и музейные комплексы Красноярского края;
-природные объекты, в том числе заповедники и национальные парки Красноярского края;
- спортивные сооружения, социально-культурные объекты Красноярского края;
- туристические и лечебно- оздоровительные возможности
Красноярского края.
-владеть приёмами самоконтроля, контролировать и оценивать своё состояние.
- общаться в разных формах, адекватных ситуации,
-владеть способами презентации себя и своей деятельности.
- подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);
-организовать туристский быт (установить палатку, развести костёр, обеспечить питание в туристском походе и другое);
- преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);
11.
Групповая аптечка первой помощи:
- перевязочные средства;
-обеззараживающие и дезинфицирующие средства;
- обезболивающие и жаропонижающие средства;
- желудочные средства;
сердечные средства;
- противовоспалительные средства;
- медицинские инструменты (стаканчик из полиэтилена, ванночка глазная,
термометр медицинский в футляре).
1
12
Способы транспортировки пострадавшего при травмах.
- положение пострадавшего при транспортировке
- способы транспортировки
1
13
Основы преодоления естественных препятствий в туристическом походе:
- Труднопроходимый лес
- Болота
- Склоны и перевальные участки
- Склоны и перевальные участки
- Водные препятствия
1
14
Способы и варианты движения
- Преодоление лесных завалов
- Преодоление болота вброд с шестом и по гати
- Подъём, траверс, спуск
- Переправа вброд или по камням; групповая страховка
1
15
Техника движения
- Рациональная техника движения при преодолении препятствий
- Движение вброд с шестом, движение по гати
- Рациональная техника движения - постановка ноги, техника спуска на верёвке
- Техника подъёма и вытаптывание ступеней на снежном склоне
- Техника индивидуальной переправы вброд или по камням; то же с обеспечением страховки
1
16
Приёмы обеспечения безопасности, способы страховки
- Организация движения группы с безопасным интервалом, самостраховка.
- Обеспечение самостраховки и взаимной страховки; организация групповой страховки
- Самостраховка, можно - в группе
- Разведка брода, полное обеспечение страховки первого и последнего участника
1
17
Топография и ориентирование 5 часов
Основные элементы топографии
-местность,
-рельеф,
-местные предметы.
1
18
топографическая подготовка
- топографическая карта,
-глазомерная маршрутная съёмка,
-работа с картой и компасом
1
19
ориентирование:
-способы ориентирования на местности,
( по компасу, карте и компасу, карте, топографическая привязка ориентирования).
1
20
Особенности ориентирования на местности в разных видах туризма.
(пешие, лыжные походы)
1
21
Ориентирование по местным предметам
-ориентирование в лесу,
-в горах,
-по солнцу.
1
22-23
Физическая подготовка 12 часов
Дневник самоконтроля
- ведение дневника,
-понятие функциональных проб,
-формула Кервонена,
-проба Руфье, Гарвардский степ.
2
24-25
-ходьба по местности в разных условиях, в разном темпе, в гору, под гору, с перешагиванием через препятствия, дыхание при ходьбе.
- Подвижные игры в природных условиях: «Мыши и кот»
2
26-27
-бег в разных условиях в разном темпе, в гору, с горы, с преодолением препятствий, по ровному грунту по траве;
- Подвижные игры в природных условиях: «Охотники и зайцы»
2
28-29
Кросс на дистанцию от 300 до 1000м.
-Подвижные игры в природных условиях: «Не попади в болото»
2
30-31
Бег в сочетании с ходьбой
Подвижные игры в природных условиях: «Пройди бесшумно»
2
32-33
Преодоление препятствий разными способами; перешагивание, перелезая, влезая, подлезая.
Подвижные игры в природных условиях: «С кочки на кочку»
2