- Преподавателю
- Физкультура
- «Взаимодействие семьи и ДОУ в укреплении здоровья ребёнка»
«Взаимодействие семьи и ДОУ в укреплении здоровья ребёнка»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кныш Л.Н. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Ивушка»
Консультация для воспитателей
«Взаимодействие семьи и ДОУ
в укреплении здоровья ребёнка»
Воспитатели:
Кныш Л.Н.
Позднякова Т.А.
Старый Оскол
2014г.
Здоровье ребёнка с первых
дней жизни зависит от того
микросоциума который его окружает
Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.
ДОУ определяет основные принципы в работе с семьей.
-
Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
-
Системность и последовательность работы
-
Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
-
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей
Была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:
-
Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
-
Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
-
Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установления доверительных отношений.
1. Цель работы :
- Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков по сохранению здоровья.
2. Задачи:
-
обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата;
-
оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
-
учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
-
привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;
-
расширить спектр средств и способов работы с родителями;
3. Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
ДОУ предлагает следующие формы работы с семьёй
Досуговые
формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Познавательные
формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Заседания клуба для родителей: Витаминный калейдоскоп и т. д.
Наглядно-информационные
формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Папки - передвижки, странички сайта, презентации и т. д.
Интернет ресурсы:
dou-sad.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/42-fizicheskaya-kultura/213-zdorovyj-obraz-zhizni
37.krkam.caduk.ru/p78aa1.html
Используемая литература:
1. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 5 - 9.
2. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 365 с.
3. Доронова, Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63.
4. Нежина, Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
5. Юматова, А. В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А. В. Юматова // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 3. - С. 12 - 14.