- Преподавателю
- Физкультура
- Авторская программа кружка: Волейболу
Авторская программа кружка: Волейболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пилипенко А.Н. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического
совета № 1 от 28 августа 2015 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 33»
_____________ Л.Г.Салихзянова
01 сентября 2015года
Дополнительная общеобразовательная программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Волейбол»
(ФГОС)
5-6 класс
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Пилипенко Андрей Николаевич,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МБОУ "СОШ №33"
г. Нижнекамск
2015 год
-
Пояснительная записка
Программа по волейболу для спортивно-оздоровительных групп составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, определяет основную роль данного вида спорта в жизни современного общества, пропаганду волейбола среди учащихся и привлечения их к активным занятиям физической культурой и спортом, развитие личности учащихся на основе поддержки устремлений воспитанников в индивидуальной и совместной деятельности и выполнение этих задач преподавателем. Программа по волейболу рассчитана на один год обучения по 3 часовой нагрузки в неделю.
35 учебных недель, плюс 4 каникулярных недели.
-
Цель программы
Создать и развивать предпосылки для овладения занимающимися основами техники и тактики игры волейбол на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным занятиям.
Достижение этой цели обеспечивает решение следующих основных задач, направленных на:
-
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
-
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
обеспечение оптимального уровня физической подготовленности;
-
развитие специальных физических способностей;
-
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;
-
обучение основам техники и тактики игры в волейбол.
Основы программы избранного вида спортивной специализации составляют технические приёмы и тактические действия игры, освоение которых сочетается с учебным материалом по ОФП и СФП. Последние нацелены как на воспитание основных физических качеств - выносливости, быстроты (скоростных способностей), силы, гибкости, координации, так и на развитие специальных способностей - прыгучести (скоростно-силовое качество), быстроты реакции (одна из составляющих быстроты), ориентировке в пространстве, быстроты перемещения с изменяющимся направлением движения.
Важным условием выполнения программы является сохранение образовательной направленности. С этой целью в её содержание вводится курс как общетеоретических и методических знаний по основам физической культуры, так и специальных знаний и умений, который конкретизирует основные положения теории, раскрывает их суть посредством практической деятельности школьников по освоению игры волейбол, организации и проведению самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Освоение этих специальных знаний осуществляется школьниками непосредственно на практических занятиях физической культурой.
Исходя из выше перечисленных задач, ожидаемыми результатами этой программы является воплощение в жизнь таких целевых установок, как укрепление здоровья детей, формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования, овладение занимающимися базовыми ЗУН игры в волейбол.
Внеклассные занятия целесообразнее строить на сотрудничестве учителя и учеников, учёте интересов и склонностей школьников, их двигательных и психических возможностей.
Данная программа рассчитана на один год обучения с учащимися средних общеобразовательных учреждений в возрасте 11-12 лет, которые начинают изучение игры волейбол в рамках школьной программы по физическому воспитанию.
Программа имеет 6 разделов (структура курса):
-
двигательные умения и навыки;
-
общая физическая подготовка;
-
специальная физическая подготовка;
-
подвижные игры с элементами волейбола;
-
техническая и тактическая подготовка;
-
контрольные нормативы, соревновательная и судейская практика.
Реализация программы предполагает следующие условия: наличие спортивного зала с площадкой установленных размеров для проведения занятий, который соответствует гигиеническим требованиям (акт проверки требований безопасности обязателен), две стойки (опоры) с крепежом установленного образца, сетка (9 м), гимнастические скамейки, волейбольные мячи, набивные мячи весом 1-3 кг, секундомер, фишки, скакалки, гимнастические маты, теннисные мячи, волейбольные антенны, обручи.
Не случайно играволейбол пользуется большой любовью миллионов людей. Ведь именно для стиля этой игры характерны активность, коллективизм, настойчивость в достижении победы, рациональность в выборе средств и гармоничность в выборе компонентов игры. Это обобщает волейбол как зрелище, делает его ярким, наполненным напряженной спортивной борьбой. Волейбол дарит людям радость и несёт здоровье. Эта игра - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико0биологические и социологические исследования показывают, что систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и переферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кисте рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятия волейболом для осанки школьников 11-12 лет.
В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоёв населения.
-
Распределение объёмов компонентов занятия в годичном цикле.
Содержание курса
Количество часов
Двигательные умения и навыки.
25
Общая физическая подготовка (ОФП).
13
Специальная физическая подготовка (СФП).
13
Подвижные игры с элементами волейбола.
25
Технико-тактическая подготовка.
25
Контрольные нормативы, соревновательная и судейская практика
4
-
Содержание программы.
-
Теоритическая подготовка.
1.1.Обзор развития спорта.
а) История развития волейбола в России. Развитие вида спорта в Республике Татарстан, городе Нижнекамск. Лучшие достижения спортсменов школы, города, республики.
1.2. Личная и общественная гигиена.
а) Гигиенические требования к одежде, обуви. Правила личной гигиены.
б) Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
1.3. Понятие спортивной тренировки.
а) Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья.
2. Общая физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития силы.
а) общие развивающие упражнения с предметами;
б) упражнения с гантелями;
в) удерживание угла в висе и упоре;
г) силовые упражнения с собственной массой;
д) упражнения с партнёром;
е) подвижные и национальные игры;
2.2. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:
а) прыжки через скакалку;
б) прыжки на одной и двух ногах;
в) многоскоки;
г) выпрыгивание из приседа;
д) тройные и пятерные прыжки с места;
е) бег с партнёром на спине и плечах;
ж) метание набивным мячей;
з) толкание ядра;
и) игровые задания по сигналу;
к) подвижные и национальные игры.
2.3. Упражнения на общую и силовую выносливость:
а) кросс 1500 м, 2000 м по пересечённой местности;
б) прыжки со скакалкой 1-3 минуты;
в) серийное выполнение упражнений с умеренной интенсивностью. Повтор 2-3 раза;
г) круговая тренировка;
д) спортивные игры;
е) серийное выполнение силовых упражнений;
ж) вис на согнутых руках;
з) удерживание угла в упоре и висе;
и) бег 30м, 60м, 100м, 200м по беговой дорожке на стадионе.
2.4. Упражнения для развития координации:
а) разнонаправленные движения руками и ногами одновременно и последовательно;
б) жонглирование различными предметами;
в) метание на точность малого, среднего мяча, набивного (1 кг, 2кг, 3кг);
г) полосы препятствий (гимнастические скамейки, гимнастические маты, легкоатлетические барьеры);
д) эстафеты (легкоатлетические, с передачей различных предметов; с элементами волейбола);
е) подвижные и национальные игры;
2.5. Упражнения на гибкость:
а) пружинящие наклоны различных исходных положений;
б) повороты и вращения туловища с большой амплитудой;
в) акробатические упражнения.
3. Специальная физическая подготовка.
3.1. Упражнения для развития быстроты:
а) по зрительному сигналу, слуховому - рывок с места с максимальной скоростью на отрезках (5, 10, 15, 20, и т.д.) до 30 метров, с постоянным изменением длины отрезков из исходных положений: стойки волейболиста лицом, боком, спиной, сидя, лёжа на спине, на животе в различных положениях к стартовой линии;
б) бег с остановками и резким изменением направления движения: «челночный бег», отрезки пробегают лицом, спиной вперёд, правым и левым боком, приставными шагами. Тоже с набивными мячами в руках (от 1 до 3 кг);
в) бег в колонну по одному - по постоянно меняющемуся зрительному сигналу выполняется задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 360 градусов - прыжком вверх, имитация, передача.
3.2. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств:
а) одиночные и серийные прыжки толчком, двумя и одной ногой с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (верхних ячеек сетки, мячей, полосок на антенне);
б) выпрыгивание из исходного положения, стоя толчковой ногой на опоре 20-30 см.
в) подпрыгивание на месте на мате на одной и двух ногах по 5-8 отталкиваний в серии;
г) прыжки по ступенькам с максимальной скоростью;
д) прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, влево-вверх, вправо-вверх, отталкиваясь одной, двумя ногами.
3.3. Упражнения для развития специальной выносливости:
а) беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности;
б) игровые упражнения 2х2, 3х3;
в) двухсторонняя тренировочная игра по 8-10 минут.
3.4. Упражнения для воспитания специфической координации:
а) ловля и передача волейбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжки через гимнастическую скамейку, перепрыгивание через препятствия после поворотов, ускорений, кувырков;
в) упражнения с передачей мяча о стену: после смены мест с партнёром, после прыжка через мяч с поворотом на 180 и 360 градусов.
3.5. Упражнения для развития качества, необходимых при выполнении ловли, передачи, подачи и отбивания мяча:
а) сгибание, разгибание кисти, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев в положении руки вперёд, в стороны, вверх вместе;
б) передача набивного мяча в положении лёжа на спине, животе, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками вперед, вверх (особое внимание обращать на заключительное движение кистями и пальцами);
в) передача и ловля мяча правой, левой рукой из различных исходных положений;
г) передачи и броски набивного мяча двумя руками от груди, правой и левой рукой на точность, на дальность, в кольца - расположенных по зонам на игровой поверхности зала на быстроту и точность.
4. Техника и тактика волейболиста.
4.1.Остановки, повороты, исходные положения:
а) ходьба приставным шагом (вперёд-назад) и скрестным шагом вправо-влево, двойной шаг вперёд-назад;
б) бегом - рывком остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног;
в) по лицевой линии бег из зоны 1 в зону 6, остановка, поворот к сетке в стойку;
г) в стойке перемещения по периметру площадки лицом к сетке;
д) скачком - двойным шагом;
е) скачок вперёд одним шагом в стойку;
ж) рывок от линии нападения лицом к сетке, остановка в стойке, прыжок вверх - перемещение назад спиной до линии нападения, остановка в стойке, прыжок вверх;
з) рывок от лицевой линии нападения, далее боком да сетки, другим боком до линии нападения другой стороны площадки, далее спиной вперёд до лицевой линии (на рубежах - остановка в стойку);
и) в стойке перемещения по сигналу тренера в стороны, вперёд, назад;
к) ловля мяча руками в стойке после перемещения различными способами (наброс мяча неточно).
4.2. Передачи мяча:
а) положение кистей и контакт с мячом;
б) дриблинг мяча о пол;
в) поднять мяч с пола хватом пальцев;
г) бросить и поймать мяч одной рукой;
д) с одного отскока поймать мяч в положении верхней подачи над головой;
е) без отскока поймать и быстро вытолкнуть мяч;
ж) без отскока поймать мяч, перемещаясь вперёд, в стороны, поворачиваясь вправо, влево;
з) без отскока поймать мяч в приседе;
и) последовательно вытолкнуть мяч вверх и дать верхнюю подачу;
к) передача от игрока к игроку в стороны.
4.3.Подачи мяча:
а) подача в стену с расстояния 6-9 м;
б) подачи в парах (игроки на боковых линиях);
в) подачи через сетку с расстояния 3,6,9 м от сетки;
г) подача в пределы площадки из-за лицевой линии;
д) подачи в правую, левую половины площадки;
е) подача в ближнюю, дальнюю части площадки;
ж) подачи на точность в зоны 1,6,5.
4.4.Приём мяча снизу, сверху двумя руками, одной рукой:
а) в паре: один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот имитирует приём;
б) один набрасывает мяч точно перед вторым игроком, тот отбивает его снизу двумя руками;
в) то же, но мяч недоброшен;
г) то же, но мяч набрасывается в сторону от игрока;
д) приём мяча после отскока от пола (в паре или у стены);
е) жонглирование мячом на месте и в движении;
ж) передача мяча в стену, после отскока от стены - приём;
з) приём мяча, переброшенного через сетку;
и) в паре: приём (передача) мяча через сетку;
к) в паре: приём мяча после сильного нападающего удара (или броска);
л) приём-передача в тройках, четвёрках и более игроков;
м) приём с перекатом на бедро-спину;
н) приём с перекатом на грудь-живот.
4.5. Нападающие удары:
а) удар по мячу, поддерживаемого небьющей рукой;
б) удар по мячу с собственного подброса (как при верхней подаче) на месте, в прыжке, с разбега;
в) удар по мячу, стоя на одном колене;
г) удар по подвешенному мячу;
д) удар в стену через пол на месте и прыжке с собственного подброса;
е) то же, но мяч набрасывает партнёр со стороны бьющей руки;
ж) броски теннисных мячей через низкую сетку с места и с разбега;
з) после разбега и прыжка поймать мяч над сеткой;
и) удар через сетку, стоя на возвышении, с собственного подброса;
к) то же, но мяч набрасывает партнёр;
л) удар через низкую сетку в прыжке с собственного подброса с места и с разбега (начинать с одного шага);
5.Подвижныеигры с элементами игры волейбол.
5.1.Подвижные игры:
а) гонка мячей по кругу;
б) перестрелка;
в) бегуны и пятнашки;
г) мяч в воздухе;
д) пионербол;
е) день и ночь;
ж) вызов номеров;
5.2. Спортивные игры:
а) двухсторонняя игра волейбол;
б) двухсторонняя игра мини- волейбол;
в) двухсторонняя игра баскетбол;
г) двухсторонняя игра бадминтон.
5.3. Эстафеты:
а) гонка преследования;
б) весёлые старты.
IV. Учебно-тематическое планирование
5-6 класс
Тема
Количество
часов
Двигательные умения и навыки
6
1
Т.Б. в спортивном зале и при работе с мячом.
Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста.
1,5
2
История развития волейбола.Стойка волейболиста. Перемещения в стойке волейболиста.
1,5
3
Размеры, линии волейбольной площадки. Обучение технике приёма и передачи мяча двумя руками сверху.
1,5
4
Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
Подвижные и спортивные игры с элементами волейбола.
3
5
Эстафеты с мячом. П.И. «Гонка мячей по кругу».
1,5
6
П.и. «Перестрелка», с.и. «бадминтон».
1,5
Двигательные умения и навыки
6
7
Основные правила волейбола. Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
8
Приём и передача мяча двумя руками сверху.
1,5
9
Выдающиеся достижения российских спортсменов на международных соревнованиях. Обучение приёму и передаче двумя руками снизу.
1,5
10
Приём и передача двумя руками снизу.
1,5
Подвижные и спортивные игры с элементами волейбола.
3
11
Весёлые старты.
1,5
12
П.и. «Перестрелка», «Пионербол», с.и. «баскетбол».
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
13
Бег на месте в максимальном темпе,комплексы упражнений у гимнастической стенки.
1,5
Двигательные умения и навыки
6
14
Приём и передача двумя руками снизу.
1,5
15
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
16
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
17
Совершенствование изученных приёмов.
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
18
П.и. «Перестрелка».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
19
Ходьба и бег с внезапными остановками и выполнением различных заданий по сигналу, прыжки на месте с поворотами на месте 180 и 360 градусов.
1,5
Подвижные и спортивные игры с элементами волейбола.
3
20
Весёлые старты.
1,5
21
П.и. «Перестрелка», «Пионербол», с.и. «мини-волейбол».
1,5
Двигательные умения и навыки
3
22
Нижняя прямая подача.
1,5
23
Нижняя прямая подача. Обучение приёму мяча после подачи.
1,5
Общая физическая подготовка (ОФП)
1,5
24
«Челночный бег» (3х10м; 4х5м;2х15м). Броски набивного мяча (до 1 кг).
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
3
25
Основные этапы и представительство в программе Олимпийских игр. П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1,5
26
П.и. «Пионербол».
1,5
Специальная физическая подготовка (СФП)
1,5
27
Прыжки на одной и двух ногах с продвижением вперёд; прыжки по разметкам с изменением направления движения. Равномерный бег, чередующийся с ускорениями
1,5
Соревновательная и судейская практика.
1,5
28
П.и. «Перестрелка».
1,5
Двигательные умения и навыки
3
29
Нижняя прямая подача. Приём мяча после подачи.
1,5
30
Нижняя прямая подача. Приём мяча после подачи.
1,5
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
31
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1
32
П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1
Соревновательная и судейская практика.
1
33
П.и. «Пионербол».
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
1
34
Ходьба и бег по рейке гимнастической скамейки; комплексы ОРУ силовой направленности с локальным воздействием на отдельные мышечные группы.
1
Двигательные умения и навыки
2
35
Обучение нападающему удару.
1
36
Нападающий удар.
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
1
37
Ускорения из разных исходных положений; метание малого мяча в неподвижную и подвижную цель
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
38
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1
39
П.и. «Перестрелка». П.и. «Пионербол».
1
Соревновательная и судейская практика.
1
40
П.и. «Пионербол».
1
Двигательные умения и навыки
2
41
Нападающий удар.
1
42
Совершенствование изученных приёмов.
1
Тактическая подготовка
2
43
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
44
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
1
45
Приседание с отягощением. Комплексы упражнений с гимнастической палкой
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
46
П.и. «Пионербол».
1
47
П.и. «Пионербол».
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
1
48
Броски волейбольного мяча из-за головы по подвижной мишени. Повторный бег «змейкой» на дистанцию до 60-80м.
1
Тактическая подготовка
2
49
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
50
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
Двигательные умения и навыки
2
51
Совершенствование технических приёмов.
1
52
Совершенствование технических приёмов.
1
Соревновательная и судейская практика.
1
53
П.и. «Пионербол».
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
54
«Бегуны и пятнашки». « Мяч в воздухе».
1
55
Игра в волейбол по упрощённым правилам (с применением верхней передачи и нижней подачи со сменой мест в соответствии с правилами игры).
1
Тактическая подготовка
2
56
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
57
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Двигательные умения и навыки
1
58
Совершенствование изученных приёмов.
1
Соревновательная и судейская практика.
1
59
П.и. «Пионербол».
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
2
60
Прыжки с продвижением и доставанием рукой, моделируя структуру движения подач (снизу, сверху).
1
61
Броски волейбольного мяча из-за головы по подвижной мишени.
1
Тактическая подготовка
2
62
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
63
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
2
64
Прыжки на месте (одновременные, поочерёдные с одноимённым и разноимённым движением рук); многоскоки
1
65
Равномерный бег в режиме большой интенсивности в сочетании с ходьбой
1
Тактическая подготовка
2
66
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
67
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
2
68
Быстрое передвижение лицом и спиной вперёд по рейке гимнастической скамейки.
1
69
Бег с максимальной частотой движений, комплексы упражнений на растягивание.
1
Тактическая подготовка
2
70
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
71
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
2
72
Метание малого мяча в неподвижную и подвижную цель.
1
73
Повторный бег «змейкой» на дистанцию до 60-80м.
1
Тактическая подготовка
2
74
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
75
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
3
76
Прыжки на месте с поворотами на месте 180 и 360 градусов.
1
77
Игра в волейбол по упрощённым правилам.
1
78
Равномерный бег, чередующийся с ускорениями.
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
79
«День и ночь», «Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки».
1
80
Эстафеты типа «Гонка преследования».
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
2
81
Лазание по канату, приседание с отягощением.
1
82
Равномерный бег в режиме большой интенсивности в сочетании с ходьбой.
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
83
«Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки».
1
84
П.и. «Перестрелка».
1
Тактическая подготовка
2
85
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
86
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Соревновательная и судейская практика.
1
87
П.и. «Пионербол».
1
Тактическая подготовка
2
88
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
89
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
90
П.и. «Пионербол».
1
91
П.и. «Пионербол».
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
1
92
«Челночный бег» (3х10м; 4х5м;2х15м). Броски набивного мяча.
1
Тактическая подготовка
3
93
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
94
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Соревновательная и судейская практика.
1
95
П.и. «Пионербол».
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
96
П.и. «Пионербол».
1
97
П.и. «Пионербол».
1
Специальная физическая подготовка (СФП)
1
98
Прыжки с продвижением и доставанием рукой, моделируя структуру движения подач.
1
Тактическая подготовка
2
99
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
100
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Общая физическая подготовка (ОФП)
1
101
Бег с максимальной скоростью на дистанцию 15-20 м.; комплексы упражнений на растягивание.
1
Тактическая подготовка
2
102
Индивидуальные тактические действия в нападении/защите.
1
103
Групповые тактические действия в нападении /защите.
1
Подвижные игры с элементами волейбола.
2
104
Эстафеты с элементами волейбола. П.и. «Перестрелка».
1
105
П.и. «Пионербол» с элементами волейбола.
1
Требования к уровню подготовки учащихся
5-6 класс
знать:
-
историю развития волейбола,
-
основные этапы и представительство в программе Олимпийских игр,
-
выдающиеся достижения российских спортсменов на международных соревнованиях.
уметь:
-
проводить комплексы ОРУ в подготовительной части урока,
-
контролировать величину нагрузки по ЧСС и определять режим нагрузки,
-
определять направленность воздействия основных физических упражнений,
-
оказывать первую помощь при травмах и ушибах,
-
составлять комплексы определённой функциональной направленности и проводить их с группой учащихся на занятиях по волейболу.
Обучающийся научится:
-
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
-
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
-
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
-
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
-
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
-
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
-
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
-
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
-
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
-
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
-
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
-
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
-
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
-
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
-
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
-
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
-
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
-
осуществлять судейство по волейболу;
-
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Технико-тактическая подготовка
Технические действия
мальчики
девочки
Вторая передача мяча на точность из зоны 3 в зону 4 (из 5 попыток)
3
3
Передача на точность в прыжке через сетку из зоны 4 в зону 6
2
2
Подача нижняя прямая на точность
2
2
Первая передача (приём) на точность из зоны 6 в зону 3 с расстояния 6-6,5 м.
2
2
V. Методические рекомендации.
Одна из ошибок у начинающих играть в волейбол, да и не только у начинающих - плохое видение площадки (игрового поля). Отсюда и очень низкий коэффициент полезного действия каждого такого игрока и команды. Такой игрок, выполняющий подачу, передачу, приём не видит объективно расположение игроков соперника, слабого игрока, открытую зону. Приходится придумывать способы избавления играющих от этой ошибки, вырабатывать у них навыки владения мячом с постоянным контролем игровых ситуаций.
В какой-то мере решить эту задачу помогают подвижные игры, эстафеты, проводимые как на уроке физической культуры, так и на занятиях секции волейбола. Данные игры помогут участникам лучше видеть поле, партнёров по игре, определять действия и намерения действий других игроков, а также добиться необходимой продуктивности, целесообразности действий того или иного игрока. Разумеется, от степени владения мячом и начальной подготовленности учащихся зависят вариативность и особенность применения предлагаемых игр. Творческая фантазия учителя разовьёт и обогатит содержание таких игр.
Этапы педагогического контроля
Сроки
Какие ЗУН контролируются
Формы проведения контроля
Сентябрь
Знания ТБ и правил поведения в спортивном зале.
Зачёт
IIIи IV пятница месяца
Тактические действия в защите и нападении.
Практическая работа: стыковые игры.
Еженедельно
Техника владения мячом и перемещениями.
Практическая работа: стыковые игры. Зачёт
Первая тренировка каждого месяца
Правила игры в волейбол.
Теоретические занятия, лекция, показ, рассказ.
Воспитательная работа.
№
Содержание
Сроки
Ответственные
1.
Организационная работа с группой:
- расписание тренировок, режим работы, дня;
- медицинский осмотр.
2-10 сентября
Тренер-
Преподаватель
2.
Цикл бесед с юными спортсменами - волейболистами;
- внешний вид спортсмена, требования к спортивной форме;
- режим дня юного спортсмена - волейболиста;
- правила поведения в спортивном зале.
11-20 сентября
Тренер -
Преподаватель
3.
Профилактические беседы о правилах дорожного движения.
Ежемесячно
Тренер -
преподаватель
4.
Соревнования по ОФП. Награждения лучших
Сентябрь, ноябрь, февраль, май
Тренер -
Преподаватель
5.
Профилактические беседы на темы:
- вредное влияние табака, наркотических средств и спиртных напитков на любой живой организм;
- ответственность подростков за нарушения правопорядка;
- правовые меры борьбы с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
Октябрь, декабрь, май
Заведующий организационно - массовой работой; Врач наркологического диспансера; Инспектор ОППН, Врач врачебно-физкультурного диспансера.
6.
Экскурсии:
- лыжная вылазка в зимний лес;
- посещение ледового дворца, катание на коньках.
Декабрь, январь, февраль, март
Тренер-
Преподаватель, представитель родительского комитета.
7.
Товарищеские встречи по волейболу, пионерболу.
IIи IVсубботы месяца.
Тренер -
преподаватель
8.
Весенний кросс.
Апрель, май
Тренер -
Преподаватель
9.
Профилактические беседы по предупреждению травматизма.
Октябрь, декабрь, апрель
Тренер -
Преподаватель, Врач врачебно-физкультурного диспансера.
Список литературы для учителя
1.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов - М., «Просвещение», 2011 г.
2. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина - М., 2009 г.
3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. -М., 2010 г.
4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 2009 г.
5. Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 2011 г.
6. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 2005 г.
7. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
8.Барбара Л. Виера, БонниДжиллФергюсон. Волейбол. Шаги к успеху - М.:АСТ:Астрель, 2006
Литература для учащихся
-
Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для учреждений образования России. - 15-е издание. В.С. Родиченко и др. - М., Ф и С, 2008, 144с.
-
Клещёв Ю.Н. Юный волейболист. М.: Ф и С, 2008 г.
-
Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Ф и С. 2007 г.
19