Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры (4 класс)

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

4 класс

(спортивно-оздоровительное направление)



Составитель: учитель физической культуры

Коптев Евгений Сергеевич - высшая квалификационная категория



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на основании основных нормативных документов:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены 29.12.2012г.);

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные игры» отводится 34 часа в год предусмотренной учебным планом.

Игра - естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Алгоритм работы с играми.

  • Знакомство с содержанием игры.

  • Объяснение содержания игры.

  • Объяснение правил игры.

  • Разучивание игр.

  • Проведение игр.

Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.

Цели программы:

  1. Здоровьесбережение младших школьников;

  2. Развитие ловкости, быстроты, силы;

  3. Освоение культурного наследия русского народа.

Задачи:

Предметные:

  • Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;

  • Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;

  1. Формирование интереса к народному творчеству.

  2. Расширение кругозора младших школьников.

Метапредметные:

  1. Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;

  2. Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

  3. Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;

  4. Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Личностные:

  • Воспитание чувства коллективизма;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни;

  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами содержания курса «Подвижные игры» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами содержания курса «Подвижные игры» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

  • Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Теоретические

Практические

1.

Введение. Беговые игры

4

1

3

2.

Игр с мячом

6

-

6

3.

Игры с прыжками

4


4

4.

Игры малой подвижности

3

-

3

5.

Народные игры

6

-

6

6.

Зимние забавы

4

-

4

8.

Игры-эстафеты

5

-

5

9.

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

34

1

33













Календарно - тематическое планирование для 4 года обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Место проведения

Сроки проведения

1.

Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок.

Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».

1

Спортивный зал




Спортивная площадка



2.

Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем».

1

Спортивная площадка


3.

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». «Скороходы и бегуны».

1

Спортивная площадка


4.

Комплекс ОРУ с предметами . Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси и щуки». Игра «Игра «Без пары».

1

Спортивная площадка


5.

Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.

Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку".

1

Спортивный зал




6.

Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч - соседу». Игра «Охотники». Игра "Головой, ногой через сетку".

1

Спортивный зал


7.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил»

Игра «Защищай ворота».

1

Спортивный зал


8.

Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч».

Игра «Мяч в центре».

1

Спортивный зал


9.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку".

1

Спортивный зал


10.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

1

Спортивный зал


11.

Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

1

Спортивный зал





12.

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.

Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.

Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».

1

Спортивный зал






13.

Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».Игра «белые медведи».

1

Спортивная площадка


14.

Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».

1

Спортивный зал


15.

Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».

1

Спортивный зал




16.

Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра «Найди предмет». Игра "Городки".

1

Спортивный зал


17.

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный телеграф». Игра «Невидимки».

1

Спортивная площадка


18.

Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".

1

Спортивный зал






19.

Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр.

Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".

1

Спортивный зал




Спортивная площадка


20.

Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина".

1

Спортивная площадка


21.

Разучивание народных игр. Игра "Коршун".

1

Спортивная площадка


22.

Разучивание народных игр. Игра "Бабки".

1

Спортивная площадка



23.

Игра "Русская лапта".

1

Спортивная площадка


24.

Игра "Русская лапта".

1

Спортивная площадка


25.

Правила безопасного поведения

при катании на лыжах, санках.

Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение.

Игра «Снежком по мячу».

1

Спортивный зал






Спортивная площадка


26.

Игра «Пустое место».

1

Спортивная площадка


27.

Игра «Кто дальше» (на лыжах).

1

Спортивная площадка


28.

Игра «Быстрый лыжник».

1

Спортивная площадка


29.

Игра «Быстрый лыжник».

1

Спортивная площадка


30.

Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.

Способы деления на команды. Повторение считалок.

Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

1

Спортивный зал




31.

Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

1

Спортивная площадка


32.

Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».

1

Спортивная площадка


33.

Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).

1

Спортивная площадка



34.

Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).

1

Спортивный зал



Основное содержание программы

I. Игры с бегом (4 часа).

Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Повторение считалок.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».

  • Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Воробушки и кот». Игра «Пятнашки маршем».

  • Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». «Скороходы и бегуны».

  • Комплекс ОРУ с предметами . Игра «Пятнашки в кругу».Игра «Караси и щуки». Игра «Игра «Без пары».

II. Игры с мячом (7 часов)

Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра "Головой, ногой через сетку".

  • Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч - соседу». Игра «Охотники». Игра "Головой, ногой через сетку".

  • Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил»

Игра «Защищай ворота».

  • Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч».

Игра «Мяч в центре».

  • Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч капитану", "Пионербол". Игра "Головой, ногой через сетку".

  • Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

  • Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра "Мяч в кольцо", "Пионербол".

III. Игры с прыжками (4 часа).

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.

Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».

  • Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи».Игра «белые медведи».

  • Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».

  • Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».

IV. Игра малой подвижности (3 часов).

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.

Практические занятия:

  • Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра «Найди предмет». Игра "Городки".

  • Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный телеграф». Игра «Невидимки».

  • Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра «Садовник». Игра «Наблюдатели». Игра "Городки".

V. Народные игры (6 часов)

Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные праздники. Классификация народных игр.

Практические занятия:

  • Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".

  • Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина".

  • Разучивание народных игр. Игра "Коршун".

  • Разучивание народных игр. Игра "Бабки".

  • Игра "Русская лапта".

VΙ. Зимние забавы (5 часов).

Теория. Правила безопасного поведения

при катании на лыжах, санках.

Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение.

Практические занятия:

  • Игра «Снежком по мячу».

  • Игра «Пустое место».

  • Игра «Кто дальше» (на лыжах).

  • Игра «Быстрый лыжник».

VΙΙ. Эстафеты (5 часов).

Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.

Способы деления на команды. Повторение считалок.

Практические занятия:

  • Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами.

  • Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».

  • Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи).













Использованная литература:

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

  • Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

  • Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.

  • Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

  • Журналы «Спорт в школе» 2010-2011. Издательский дом «Первое сентября».

  • Зациорский В.М. Основная спортивная методология. - М., 1989.

  • ЛисицаА.И. Игры-аттракционы. - Т., 1991

  • Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 1983.

  • Полиевский Н.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М., 1989.

  • Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М., 1978.

  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М., «Советский спорт», 2007.

  • Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А. Подвижные игры для малыша. - М., «Просвещение», 1965.

  • Губерт К.Л., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. - М., «Просвещение», 1972

  • Теория и практика физической культуры. № 1 (Январь 1987 г.). Ежемесячный научно-теоретический журнал Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1987.

  • Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.

  • Кереман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» М.: Просвещение, 1989г.

  • «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.

  • Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005 г

  • Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г

  • Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г

  • Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,

2006 г

  • Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г





© 2010-2022