Исследовательская работа учеников 5-го класса Роль родителей в занятиях спортом

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


Направление: Физическая культура



Личный пример родителей в занятиях спортом

(Исследовательская работа)





Выполнена обучающимися

5 «в» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1

г. Онеги» Онежского района

Чистяковым Мироном Андреевичем




Научный руководитель - учитель муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги» Онежского района Колданова Ирина Петровна




г.Онега , 2015



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Глава

Семья и физическое воспитание школьника


1.1. Проблемы современных школьников в связи низкой двигательной скоростью

5

1.2. Формы физического воспитания в семье

6

2 Глава

Исследование влияния личного примера родителей на занятия спортом своих детей


2.1. Личный пример родителей - на основе семей Колдановых и Чистяковых

7

2.2. Опрос тренеров и учителей

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

ЛИТЕРАТУРА

11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 13





















Введение

Общаясь с некоторыми своими сверстниками, я часто вижу, что они находят любой предлог, чтобы не пойти на урок физкультуры. Хотя, и во внеурочное время многие из них не увлекаются спортом. Меня это всегда удивляет, так как я сам очень подвижный, люблю физкультуру, занимаюсь гимнастикой, спортивными играми, каратэ и просто не мыслю себя без движений. Так в чем же причина такого отношения к своему здоровью? Я считаю, что заложить основы приобщения к физической культуре, двигательной активности, здоровому образу жизни, должны, прежде всего, родители! Насколько я себя помню, мои родители всегда старались придумывать игры со своими детьми, когда мы отдыхали на даче или ездили всей семьей в отпуск. В машине у родителей всегда с собой волейбольный мяч, ракетки для бадминтона и настольного тенниса. Зимой мы часто выезжаем на Пансионат походить на лыжах, а летом частенько устраиваем прогулки на роликах и велосипедах. Мои родители сами, в школьные годы каждый из них был чем-то увлечён и добились немалых результатов в спорте. И в настоящее время они всегда интересуются успехами своих детей, приходят на все соревнования и мероприятия с нашим участием. Мы им за это очень благодарны! Ведь в наш век технического прогресса двигательная активность детей все больше снижается. Недостаток движений ведет к гиподинамии, излишней полноте, ухудшению здоровья. И только личный пример родителей является надежным средством увлечь своих детей физкультурой и спортом. Проблема, затронутая мною в данной работе, актуальна, ведь для того, чтобы дети росли физически здоровыми и готовыми к современной жизни, необходимо, чтобы они с детства были приобщены к физкультуре и спорту.

Цель данной работы: установление влияния личного примера родителей на приобщение детей к занятиям спортом.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Выяснить основные проблемы современных школьников в связи с низкой физической активностью.

2. Узнать о формах физического воспитания в семье.

3. Изучить влияние родительского примера на основе семей Колдановых и Чистяковых.

4. Выяснить отношение к данной теме тренеров и учителей и физической культуры, опираясь на вопрос «Личный пример родителей влияет на приобщение детей к занятиям спортом?»

Гипотеза исследования.

Я считаю, что личный пример родителей влияет на приобщение детей к занятиям спортом?

Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования семья. Предмет исследования: физическое развитие детей в семье. Участники исследования: семьи Колдановых и Чистяковых, тренера, учителя физической культуры.

Методы исследования: наблюдение; изучение литературы о роли родителей в физическом развитии детей; опрос учителей и тренеров; поиск семейных материалов.







1 Глава

Семья и физическое воспитание школьника.

  1. Проблемы современных школьников в связи низкой двигательной активностью.

Проблемы современных школьников связано с низкой двигательной активностью. Исследования ученых показали, что двигательная активность школьников в наш век технического прогресса заметно снижается. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Дети растут вялыми, не играют в подвижные игры, уклоняются от уроков физкультуры. Тучные, малоподвижные дети меньше общаются с товарищами, становятся замкнутыми. Без преувеличения можно сказать, движения столь же необходимы для нормального роста и гармонического развития молодого организма, как и прием, пищи. И родители обязаны заботиться о двигательной сфере ребенка. Тревожное напоминание врача может оказаться запоздалым из-за болезненных изменений, которые уже произошли в детском организме. [1] Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Казалось бы - незаменимым способом жизненной подготовки могут служить занятия физическими упражнениями. Но... Стремление человека делать себя, делать свою личность, делать свое тело неприкосновенно. Невозможно заставить человека развиваться и совершенствоваться помимо его воли. Опыт показывает, что формирование здоровья и здорового образа жизни может происходить только при собственном активном желании. Чаще же приходится сталкиваться как раз с активным нежеланием, и даже упорным противодействием учащихся использованию средств физической культуры для оздоровления и физического развития. Этому есть и объективные причины, если, например, ребенок растет в семье, где культивируются взгляды на физическую активность, как на не имеющее смысла времяпрепровождение - можем ли мы обвинить этого ребенка в лени на уроках физкультуры? Здесь речь уже идет о ценностной ориентации. С малышами проще - природная человеческая "двигательная радость" в младшем возрасте проявляется без влияния извне, важно только направить эту энергию в нужное русло. Но ребенок вырастает, и уже игровые формы не приводят к желаемому результату. [2]

1.2. Формы физического воспитания в семье.

Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определёнными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребёнок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. [2]

К наиболее распространённым формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:

  1. утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);

  2. физкультурные минутки (пауза) во время выполнение домашних заданий. Проводятся после 30-35мин непрерывной работы со школьниками младшего возраста и через 40-45 мин работы со школьниками среднего и старшего возраста.

  3. индивидуальны занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:

- силовая (атлетическая) гимнастика;

- оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шейпинг);

- стретчинг, калланетика и другие;

4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогулки, катание на велосипеде, катание на роликах, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 часов;

5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-конкурсах (типа «Мама, папа, я - спортивная семья) и викторинах;

6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные);

7) закаливающие процедур, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.

Физическое воспитание в семье требует от родителей определённых знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей. [3]


  1. Глава

Исследование влияния личного примера родителей на занятия спортом своих детей.

2.1 Личный пример родителей - на основе семей Колдановых и Чистяковых.

Все люди хотят прожить свою жизнь без болезней, многие принимают лекарства, витамины, стараются есть полезную пищу, либо садятся на диету. Но, к сожалению, лишь немногие занимаются спортом всей семьей. А ведь это так здорово!

Практическая часть работы проводилась согласно поставленным задачам на основе двух семей Колдановых и Чистяковых.

Семья Колдановых - большая любительница игровых видов спорта. Папа Николай занимается волейболом и баскетболом и имеет второй разряд по этим видам спорта, в данное время является капитаном команды «Звезда»; ежегодный участник районного туристического слёта; победитель Холмогорского района по нардам и армрестлингу в 2012 году. Мама Ирина - чемпионка области по волейболу, по данному виду спорта имеет первый разряд, по баскетболу- второй. Старший сын Марк закончил МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги». На протяжении школьной жизни был лучшим спортсменом школы. Имеет первый разряд по волейболу и второй разряд по баскетболу. В данный момент Марк служит в Военных Десантных Войсках и благодаря занятиям спортом с лёгкостью переносит все тяготы армейской жизни. Младший сын Захар тоже не отстаёт и увлекается командными видами спорта. Родители всегда с удовольствием смотрят соревнования с участием и поддерживают своих детей. Когда наступает лето, вся семья отправляется в походы, совершает выезды на море. Где бы не находилась эта семья, с ними всегда находится мяч.

Семья Чистяковы - большая любительница спорта. У каждого члена семьи есть свой любимый вид спорта. Папа Андрей несколько лет состоял в сборной города по волейболу. В настоящее время играет за команду «Ветеран». Имеет первый разряд по лыжным гонкам и боксу. В течение десяти лет играл в футбол за команду «Труд». Папа Андрей неоднократный участник марафона Андозеро-Онега. Мама Лиза в школьные годы занималась лыжными гонками, в студенческие годы выступала в соревнованиях по многоборью. Сейчас постоянно ходит на лыжах; катается на коньках, велосипеде и т.д. Старшая дочь Виолетта закончила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги». Неоднократная участница олимпиад по физической культуре. Имеет второй разряд по волейболу. Виолетта на протяжении тринадцати лет занималась танцами в ансамбле «Апрель». Младший сын Мирон посещает секции по волейболу, баскетболу, рукопашному бою и гимнастики.

Личный пример родителей этих семей ярко прослеживается(см.Приложение2).Если бы большую часть времени эти родители провели перед телевизором лежа на диване, то активный образ жизни едва ли заинтересовал детей. Скорее всего, они-бы усвоили именно «теле - диванную» модель досуга. Дети этой семьи с самого раннего возраста не на словах, а на деле осознали, что быть активным - это полезно для здоровья. Они открыли для себя, что совместные занятия спортом - это еще и радость в достижении больших результатов в спорте. Кроме того, активный семейный досуг укрепил отношения между родителями, они знают, чем можно выплеснуть негативные эмоции. И наконец, тоже получить радость от движения и спортивных забав.

2.2. Опрос тренеров и учителей физической культуры.

Продолжая практическую часть, мы задали вопрос тренерам: «Личный пример родителей влияет на приобщение детей к занятиям спортом?»

Степанцов Александр Викторович - работает на спортивной базе ЛДК тренером по волейболу на протяжении тридцати лет.

«Личный пример родителей - надежное средство увлечь детей физкультурой и спортом. Однажды мой друг рассказал, как в детстве родители пытались приучить его подтягиваться на турнике и отжиматься. Они без конца убеждали, как важно для мальчика быть сильным, крепким и спортивным. Стимулировали его деньгами за достижение определенного результата, но все без толку. Сын признавал только лыжи, а на школьные уроки физкультуры с радостью ходил лишь зимой, в лыжный сезон. Почему же не подействовали слова и поощрения родителей? «Потому что я ни разу не видел, чтобы мой отец подтягивался или отжимался, - объясняет друг. - Зато отец постоянно бегал на лыжах. Каждое воскресенье мы всей семьей ездили на природу - катались на лыжах, а потом ели бутерброды и пили чай из термоса». Эта история даёт ответ на этот вопрос. Дети - это отображение родителей. Чтобы привлечь ребёнка к занятиям спортом, необходимо на собственном примере показывать.

Аникеенко Эльвира Викторовна - работает в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Онеги» учителем физической культуры и тренером по баскетболу.

«У родителей, увлекающихся спортом, дети, как правило, рано приобщаются к культуре здорового тела. Я могу привести пример из моего детства. Я помню, как я гордилась отцом, который занимался боксом и имел неплохой результат. В школе мне повезло с учителем физкультуры и тренерами, которые был профессионалами своего дела. Я всегда хотела походить на них, они для меня были кумирами. Учитель физкультуры Марина Александровна Пешехонова, впоследствии стала «классной мамой». В детстве я занималась всеми спортивными кружкам, которые существовали в нашем городе. Но с удовольствием и надолго занималась двумя видами спорта: лыжными гонками и баскетболом. В 11 классе я даже не задумывалась над своей будущей профессией и пошла учиться на учителя физической культуры. Мои родители всегда поддерживали меня и были не против моего выбора. Все кружки, через которые я прошла в детстве помогли в моей сегодняшней профессиональной деятельности. Спустя много лет мой сын Павел стал заниматься баскетболом т.к. тренером был его отец. Он всегда был занят, у него появилась ответственность за товарищей по команде. Мы его постоянно поощряли за тренировки. Были моменты, когда он получал плохие отметки, он мы как родители, никогда не лишали его тренировок. Все познается в труде, а оценки сами собой исправлялись. Наша семья всегда была вместе в спортивном зале на протяжении школьной жизни сына. Прошло время, Паша с радостью вспоминает время, проведённое в зале. Ему сейчас 23 года он работает и играет за свое предприятие. В конце своего ответа на ваш вопрос хочу добавить, спорт - закаляет характер, спорт - это трудолюбие, здоровье, уважение к другим. Занимайтесь спортом в будущем он вам пригодиться, вот увидите!»

Пешехонова Марина Александровна работает учителем физической культуры на протяжении тридцати пяти лет.

« Ребёнок с рождения видит своих родителей, которые ежедневно занимаются спортом, и старается достичь таких же результатов сам. Он считает родителей самыми лучшими. Образ и поведение родителей присутствует в памяти ребёнка на протяжении всей жизни. Я сама в детстве получала огромное удовольствие от семейных походах на лыжах. С тех пор я полюбила лыжи. Эта любовь передалась моим дочерям, которые также как и мы с мужем окончили институт физической культуры, а теперь и внучке».



Заключение

Я проанализировал взаимосвязь родителей и детей на основе семей Колдановых и Чистяковых (см. Приложение2). Также был проведён опрос тренеров и учителей физической культуры. Наблюдая за этими семьями и ответами профессионалов детского спорта можно сделать вывод, что пример родителей играет важную роль в приобщении детей к спорту. Отсюда следует, что поставленная в начале работы гипотеза подтверждается результатами исследования.

Лучший пример - личный пример. Когда папа и мама с ребёнком занимаются спортом, ходят вместе на каток, в бассейне или просто катаются на велосипедах - это просто великолепно. Ребёнок видит родителей, вместе с ним занимающихся спортом, старается не отстать от них, стремится быть если не лучше, то хотя бы таким же, как папа или мама. А также, если любое слово о здоровом образе жизни подкрепляется наглядным примером и не на словах, а на деле, то это позволяет привлечь ребёнка к здоровому образу жизни.






Список литературы:

1. detsad-2433.ru/site/?p=338. «Личный пример родителей».

2. zdravkom.ru/health_child/lenta_57/index.html. «Как приучить семью к спорту?»

3. tver.rastemvrossii.ru/spetsialisti/. «Как привлечь детей к спортивному образу жизни».











Приложение 1

Семья Колдановых

Исследовательская работа учеников 5-го класса Роль родителей в занятиях спортом





СИсследовательская работа учеников 5-го класса Роль родителей в занятиях спортомемья Чистяковых




Приложение 2

Семья Колдановых

Вид спорта

папа Николай

мама Ирина

старший сын Марк(19 лет)

младший сын Захар(11 лет)

баскетбол

+

+

+

+

волейбол

+

+

+

+

футбол

+

_

+

+

лыжные гонки

-

+

+

-

лёгкая атлетика

+

+

+

+

виды единоборств

-

-

-

-

гимнастика

-

-

+

-

Семья Чистяковых

Вид спорта

папа Андрей

мама Лиза

старшая дочь Виолетта(19лет)

младший сын Мирон(11 лет)

баскетбол

+

+

+

+

волейбол

+

+

+

+

футбол

+

_

_

+

лыжные гонки

+

+

+

+

легкая атлетика

+

+

+

+

виды единоборств

+

_

_

+

гимнастика

+

+

+

+



© 2010-2022