Легкая атлетика. Задачи, средства и методы обучения бега на короткие дистанции

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Легкая атлетика. Задачи, средства и методы обучения бега на короткие дистанции».

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает важное место благодаря широкому разнообразию легкоатлетических упражнений и доступности данных упражнений для людей различного возраста и уровня физической подготовленности.

Легкая атлетика это один из самых древних видов спорта, который и сегодня остается наиболее массовым и любимым на всех континентах. Этому способствует то, что многие легкоатлетические упражнения являются жизненно необходимыми для человека и формируют основу его двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания). Регулярные занятия легкой атлетикой развивают основные физические качества человека: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также положительно влияют на сердечнососудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат, внутренние органы.

Легкая атлетика является одним из самых доступных и демократичных видов спорта. Она прочно вошла в систему оздоровительных тренировок людей различных возрастных групп, а также стала основой системы физического воспитания в образовательных учреждениях.

При обучении технике спринтерского бега на первом этапе главное

создать правильное представление у учащихся о технике бега по

прямой и на повороте, отдельных фазах бега, правильности выполнения

команд «На старт» и «Внимание». Только после этого можно постепенно

увеличивать интенсивность тренировочных заданий, при этом необходимо

следить за правильностью техники их выполнения. Ниже приводится вариант

построения задач на тренировочные занятия с начинающими спортсменами.

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Начиная обучение учащихся, мы должны ставить перед собой следующие задачи:

Задача 1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить его основные недостатки и пути их устранения.

Средство. Повторный бег 60-80 м.

Методические указания. Количество повторных пробежек может быть различно. Оно зависит от того, как быстро ученик пробежит дистанцию в свойственной ему манере.
Задача 2. Научить технике бега по прямой дистанции.

Средства.

1. Бег с ускорением на 50-80 м.

2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60-80 м).

3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30-40 м).

4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30-40 м).

5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40-50 м).

6. Прыжки в шаге (30-60 м).

7. Движения руками (подобно движениям во время бега).

Методические указания. Перечень упражнений и их дозировка подбираются для каждого занимающегося с учетом недостатков в технике бега. Все беговые упражнения вначале выполняются каждым в отдельности. По мере освоения техники бега упражнения выполняются группой. В беге с ускорением нужно постепенно увеличивать скорость, но так, чтобы движения бегуна были свободными. Повышение скорости следует прекращать, как только появится излишнее напряжение, скованность.

При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением - основное упражнение для обучения технике спринтерского бега. Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад.

Задача 3. Научить технике бега на повороте.

Средства.

1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом по 40-60 м с различной скоростью.

2. Бег по кругу радиусом 20-10 м с различной скоростью.

3. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (60-80 м) с различной скоростью.

Методические указания. Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточно правильная техника бега на повороте большого радиуса.

При беге с входом в поворот необходимо начинать учить наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности учащихся.

Задача 4. Научить технике высокого старта и стартовому ускорению.
Средства.

1. Выполнение команды «На старт!».

2. Выполнение команды «Внимание!».

3. Начало бега без сигнала, самостоятельно.

4. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед до 20 м.

5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20-30 м) при большом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед.

Методические указания. Начинать обучение технике бега со старта следует тогда, когда учащиеся научились бежать с максимальной скоростью без возникновения скованности. Следить, чтобы учащиеся на старте выносили вперед плечо и руку, разноименные выставленной вперед ноге. К выполнению старта по сигналу переходить только после уверенного усвоения техники старта.

Задача 5. Научить низкому старту и стартовому разбегу.

Средства.

1. Выполнение команды «На старт!».

2. Выполнение команды «Внимание!».

3. Начало бега без сигнала, самостоятельно до 20 м.

4. Начало бега по сигналу.

5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».

Методические указания. Если бегун с первых шагов после старта преждевременно выпрямляется, целесообразно установить на старте наклонную рейку, ограничивающую возможность подъема.

Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать учащимся, чтобы они не начинали бег до сигнала - фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов обращать их внимание на недопустимость фальстартов.

Задача 6. Научить переходу от стартового разбега к бегу по дистанции.

Средства.

1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью.

2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции.

3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта.

4. Переменный бег. Бег с 3-6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.

Методические указания. Вначале нужно обучать свободному бегу по инерции по прямой дистанции на отрезках 60-100 м. Обращается особое внимание на обучение умению переходить от бега с максимальной скоростью к свободному бегу, не теряя скорости.

Задача 7. Научить финишному броску на ленточку.

Средства.

1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.

3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой.

Методические указания. Обучая финишированию с броском на ленточку, надо воспитывать умение проявлять волевые усилия, необходимые для поддержания достигнутой максимальной скорости до конца дистанции. Важно также приучать бегунов заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, подбирая бегунов, равных по силам.

Задача 8. Дальнейшее совершенствование техники бега в целом.

Средства.

1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по

наклонной дорожке с выходом на прямую, бег вверх по наклонной дорожке.

2. Пробегание полной дистанции.

3. Участие в контрольных тренировках и соревнованиях.

Методические указания. Техника спринта лучше всего

совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до

максимальной, при выходах со старта с различной интенсивностью.

Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и

недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним

напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять

преимущественно свободный бег, так легче контролировать свои движения.

С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться.

Но как только учащиеся почувствуют напряженность, закрепощение

мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать.

Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание

необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не

допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать

сигнал возвращения бегунов, если кто-то начал бег раньше сигнала.

Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и искажениям естественных движений.

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой - просто сильнее и выносливее, третий стремится укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, знания и тактическое мышление преподавателя-тренера.



© 2010-2022