- Преподавателю
- Физкультура
- Использование здоровь-есберегающих технологий в образовательном процессе
Использование здоровь-есберегающих технологий в образовательном процессе
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маланчук О.А. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе.
«Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как,
когда и с какой целью их использовать.
(Н. Нильсон)
Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье человека определяется как состояние
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье-это право каждого»
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам обучения и воспитания.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа - медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа - физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа - экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа - техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа - здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
-
отсутствие назидательности и авторитарности
-
воспитание, а не изучение культуры здоровья
-
элементы индивидуализации обучения
-
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-
интерес к учебе, желание идти в школу
-
наличие физкультминуток
-
наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
-
Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
-
Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа,
уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
. Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.
ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИЙ УРОК
Построен с учетом базовых потребностей детей
Потребности в саморазвитии
1
Потребности в игре
Потребности в подражании
Приобретение опыта
2
3
4
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
-
количество видов учебной деятельности
-
их смена
-
длительность и чередование
-
отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
-
чтение,
-
письмо,
-
слушание,
-
рассказ,
-
рассматривание пособий,
-
ответ на вопрос,
-
решение примеров.
-
просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
-
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 - нерациональным.
-
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
-
физкультминутки, динамические паузы
-
минутки релаксации
-
дыхательная гимнастика
-
гимнастика для глаз
-
массаж активных точек
-
речевая гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
-
поговорка,
-
высказывание,
-
веселое четверостишие,
-
юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
-
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
-
высота ножек стула должна равняться длине голени.
-
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
-
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
-
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
-
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
-
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
-
позвоночник опирается на спинку стула.
-
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
-
надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
-
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
-
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Работа по здоровьесбережению продолжается и после уроков. Дополнительные образовательные услуги в режиме работы «Школа полного дня» дают возможность учителю проводить гимнастику, которая способствует укреплению здоровья младших школьников.
АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
-
Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается
Да
Нет
Примечание
1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете
2) Кабинет проветрен
3) Кабинет настраивает на рабочий лад
-
Ход урока
Что наблюдается
Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)
1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов)
2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.)
3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.)
4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)
5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.)
6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)
7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями)
3.Психологический климат на уроке
Что наблюдается
Результат
1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент
2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.
3) Взаимоотношения между учителем и учеником
4) Взаимоотношения между учащимися
5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)
План - анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий
№
п/п
Критерии
Вопросы для анализа
1
Гигиенические условия в классе (кабинете)
Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).
2
Число видов учебной деятельности, используемых учителем
Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 - 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.
3
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности
Ориентировочная норма - 7- 10 минут.
4
Использование учителем различных видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма - не менее трех видов за урок
5
Чередование видов преподавания
Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.
6
Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.
Это следующие методы:
-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)
-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)
-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)
7
Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами
Норма - 8-10 мин.
8
Мастерство учителя при использовании видеоматериалов
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач
9
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
10
Физкультминутки и физкультпаузы
Это обязательная составная часть урока. Норма - на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4
повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.
11
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ
Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
12
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности.
Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.
13
Благоприятный психологический климат на уроке
Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.
14
Итоговая плотность урока
Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.
15
Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 10 - 125 минут до окончания урока.
16
Темп и окончание урока
К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.
17
Интегральный показатель эффективности проведенного урока
Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе - спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.
В работе использованы материалы:
И.К.Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны
укрепления здоровья Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования.
.Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровьесберегающие технологии. - Вып. 5/авт. - сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова. - Волгоград:
Советова Е.В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. -
Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.