- Преподавателю
- Физкультура
- Программа кружковой деятельности Наш край
Программа кружковой деятельности Наш край
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головина Л.А. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Вводное занятие - 1 час.
Цель: Знакомство учащихся с образовательной программой «Наш край» , развитие познавательного интереса к изучению содержания данной программы. Углубление знаний учащихся о материальной и духовной культуре народов проживавших в Симбирской губернии.
Задачи:
обучающие:
-познакомить учащихся с целями и задачами образовательной программы ;
-познакомить учащихся с разделами образовательной программы ;
-познакомить учащихся с основными видами деятельности по образовательной программе;
развивающие:
-развитие познавательного интереса учащихся к изучению декоративно-прикладного творчества народов Симбирского Поволжья;
-развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы учащихся;
-раскрытие творческих способностей учащихся;
воспитывающие:
-формирование у учащихся бережного отношения к сохранению материальной и духовной культуры родного края;
-формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Теоретическая часть.
Цели и задачи образовательной программы «Наш край» . Разделы программы. Основные виды деятельности по данной образовательной программе. Правила по технике безопасности во время работы в классе. Правила пожарной безопасности.
Практическая часть.
Рассматривание моделей изделий, предусмотренных программой. Показ работ, самостоятельно выполненных учащимися , обмен мнениями.
Рассматривание плакатов «Пожарная безопасность». Вводная диагностика.
Методы и формы подачи материала:
рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, игровые технологии.
Формы контроля:
устный опрос, тестирование, выставка
Учащиеся должны знать:
-цели и задачи образовательной программы ;
-разделы образовательной программы «»;
-основные виды деятельности по образовательной программе «Наш край» ;
-правила по технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениям;
-правила пожарной безопасности;
Учащиеся должны уметь:
-называть цели и задачи образовательной программы «Наш край» ;
-характеризовать основные виды деятельности по образовательной программе ;
-соблюдать правила по технике безопасности во время работы ;
-соблюдать правила пожарной безопасности.
Методическое обеспечение:
Образцы национальной одежды .Образцы национальных полотенец, предметов быта. Иллюстрации национальной одежды. Инструкции по технике безопасности во время работы с инструментами и приспособлениями.
Виды оцениваемых работ:
устные ответы, самостоятельная работа.
Литература: 1,2,4,6,9,12,13,19,21,23,26.
Раздел 2. Симбирский край народными мастерами славится- 3 часа.
Цель : Формирование у детей эмоционально-личностного отношения к произведениям народного творчества Симбирского края, чувства глубокой сопричастности с людьми, создающими свои творения на родной земле.
Задачи:
обучающие:
-познакомить учащихся с разнообразием видов и форм творческой деятельности симбирских мастеров;
-формировать знания малых форм фольклора о художественных ремеслах;
-формировать умения составлять семейную родословную;
развивающие:
-развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
воспитывающие:
-формирование эстетического вкуса;
-формирование доброжелательного отношения друг к другу.
Теоретическая часть.
История возникновения Симбирского населения и происхождение названия города. Народные художественные ремесла( гончарство, вышивка, домовая резьба) в нашем крае. Продажа изделий народных мастеров на ярмарках.
Практическая часть.
Ориентирование на карте Ульяновской области- нахождение знакомых детям сел, поселков, городов.Составление семейных родословных.
Методы и формы подачи материала:
рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, экскурсия.
Формы контроля:
устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.
Учащиеся должны знать:
-общие сведения о многообразии видов и форм творческой деятельности народов населяющим Симбирский край;
-правила построения и оформления семейной родословной;
-виды ремесел и их место расположение.
Учащиеся должны уметь:
-состовлять свою родословную;
-различать виды и формы ремесел Симбирской губернии;
Методическое обеспечение:
Карта Симбирской губернии Х1Х века. Карта Ульяновской области. Таблицы «Динамика национального состава населения Ульяновской области», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей татарской национальностью», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей чувашской национальностью», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей мордовской национальностью».
Виды оцениваемых работ:
практические задания, самостоятельная работа.
Литература: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 25, 26.
Раздел 3. Художественные ремесла Симбирского края- 31час.
Цель : Ознакомление детей с разнообразием видов и форм творческой деятельности симбирских мастеров.
Задачи:
обучающие:
-дать общие представления о ремеслах распространенных в Симбирской губернии;
-познакомить с региональными особенностями лепки из глины;
-познакомить с историей суконной промышленности Симбирской губернии;
-расширить и углубить знания о женском рукоделии- вышивке ;
-познакомить учащихся с особенностями национальной вышивки народов Среднего Поволжья ;
-формировать знания по способам украшения домов деревянной резьбой;
развивающие:
-развитие умения оформлять глиняную посуду по мотивам работ карсунских мастеров;
-развитие практических умений для плетения национальных поясов;
-развитие творческих способностей учащихся;
-развитие двигательной сферы учащихся ( овладение моторикой мелких мышц рук);
воспитывающие:
-формирование эмоционально- эстетического отношения к работам народных мастеров;
-воспитывать чувство гордости за свой край, сохранивший и возрождающий свои ремесла.
Теоретическая часть.
Особенности керамической посуды Симбирского края: изготовление из красной и белой глины, орнамент желтого и зеленого цвета. Наиболее крупный центр- Карсун.Посуда, выполняемая карсунскими мастерами: горшки, плошки, балакири, квасники.
Процесс создания полотна и его использование (полотенце, одежда). Украшение тканных полотенец орнаментом из перунова цветка. Обереговое значение элементов и цветов орнамента.
Особенности Симбирской вышивки: швы (тамбурный, крест, гладь), цвета (красный, черный). Зеркальный орнамент.
Крестьянский дом как модель миропонимания народа. Инструменты, необходимые для постройки и украшения дома. Единство орнамента во всех видах народного творчества. Геометрический орнамент. Значение его элементов. Зооморфный орнамент.
Практическая часть.
Силуэтное вырезывание посуды (балакиря, кувшина), выполнение простейших элементов линейного орнамента, украшение посуды в технике аппликации.
Плетение пояса.
Зарисовка традиционных орнаментов народов Поволжья. Украшение «полотенец» орнаментом из элементов «перунов цветок» в технике аппликации.
Написание сочинения по теме: «Описание произведения народного декоративно-прикладного искусства- русского декоративного полотенца».
Рисование по теме: «Эскиз по мотивам народного костюма».
Изготовление рождественской открытки с изображением крестьянского дома. Вырезывание геометрического орнамента из «гармошки» бумаги для украшения дома. Творческие работы по украшению дома с использованием зеркального и линейного орнамента. Вырезывание розетки.
Методы и формы подачи материала:
рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа, экскурсия.
Формы контроля:
устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.
Учащиеся должны знать:
-кустарные промыслы;
-историю развития промыслов Симбирского Поволжья;
-основы композиции;
-характерные особенности керамической посуды Симбирского края;
- технологию изготовления керамических изделий базового хозяйства народных художественных промыслов;
-способы оформления керамической посуды: балакиря и кувшина;
-процесс создания полотна на ткацком станке;
-характерные особенности местной народной вышивки, выполненной счетными швами, тамбуром и гладью;
-иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки Симбирской губернии;
-иметь представление о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;
-применение вышивки для узорного оформления национальных костюмов и предметов домашнего обихода;
-способы отделки вышивкой элемента женского крестьянского костюма- рубашки;
-разнообразие домовой резьбы;
-узоры наличников, фронтона крыши, крылец, ворот;
-единство символов в орнаментах вышивки, ткачества, домовой резьбе.
Учащиеся должны уметь:
-зарисовывать художественные керамические изделия несложной формы с простой отделкой, сочетающие народные художественные традиции и современные требования (с учетом местного производства народных художественных промыслов);
-подбирать орнамент в зависимости от формы и размера посуды;
-делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки геометрические и растительные узоры;
-выполнять раппорт узора;
-распологать орнамент на полотенце, одежде, наличниках.
Методическое обеспечение:
Изделия карсунских мастеров, керамического цеха фабрики сувениров, предприятия «Стройкерамика». Домотканные полотенца, дорожки, элементы национальных костюмов чуваш, татар, мордвы и русских. Изделия симбирских вышивальщиц, украшенные вышивкой в разной технике. Работы мам и бабушек учащихся.Иллюстрации деревянных домов Симбирска, фотографии инструментов, необходимых для постройки и украшения их
.
Виды оцениваемых работ:
практическое задание, самостоятельная работа.
Литература:1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 19, 20, 22,24, 25, 26,27,28.
Раздел 4. Традиционный народный костюм Симбирской губернии- 19 часов.
Цель : Познакомить учащихся с народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде- для оберега от неблагоприятных воздействий. Показать важную роль женских рукоделий в создании национальной одежды.
Задачи:
обучающие:
-дать краткую характеристку национального костюма Симбирской губернии;
-познакомить с региональными особенностями национальной одежды;
-формировать знания по способам украшения национальных головных уборов, обуви;
-познакомить с комплексами национальной одежды и аксессуарами;
-формировать знания малых форм фольклора о традиционной национальной одежде;
развивающие:
-развитие познавательного интереса учащихся к изучению элементов материальной культуры- национальной одежды;
-совершенствование у учащихся умения выражать свое собственное отношение к искусству и действительности в художественных и словестных образах;
-развитие у учащихся эстетического и художественного вкуса;
-раскрытие творческих способностей учащихся;
-развитие двигательной сферы учащихся (овладение моторикой мелких мышц рук);
воспитывающие:
-формирование уважительного отношения к художественному творчеству народа;
-формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу;
-формирование у учащихся трудолюбия, усидчивости.
Теоретическая часть.
Национальная одежда как своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Материал для пошива одежды. Женская одежда. Ее виды, местные названия элементов одежды. Их покрой, отделка. Мужская одежда. Ее виды, материал, покрой, отделка. Головные уборы: девичьи, женские, мужские. Материал, украшения, способы и время ношения. Обувь. Виды, способы и время ношения. Пояса. Украшения. Основные комплексы будничной крестьянской одежды.
Практическая часть.
Узорное оформление калфака.
Украшение сапог- ичигов в технике аппликации.
Украшение узором союзки башмачка в технике аппликации.
Зарисовка национальных чувашских украшений.
Написание сочинения по теме: «Описание праздничного костюма замужней женщины мордвы- эрзя».
Рисование по теме: «Эскиз по мотивам русского народного костюма».
Изготовление куклы-оберега из ниток.
Методы и формы подачи материала:
рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа,экскурсия.
Формы контроля:
устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.
Учащиеся должны знать:
-традиционную одежду народов Симбирской губернии;
-особенности национальной одежды Симбирского края;
- последовательность изготовления женской и мужской одежды;
-способы оформления головных уборов и обуви: калфака, сапог-ичигов и башмаков;
-значение пояса в народном костюме;
-особенности национальных украшений;
-применение вышивки оберега для узорного оформления кафтана ,сарафана, рубахи, передника, головного убора и поясного украшения ;
-разнообразие комплексов будничной крестьянской одежды;
Учащиеся должны уметь:
-работать с фотоальбомами;
-подбирать одежду к традиционным праздникам;
-подбирать орнамент в зависимости от назначения одежды;
-определять размер и место расположения декоративного оформления, пропорции и характер узора;
-разрабатывать несложные композиции декоративного оформления;
-делать зарисовки национальных украшений;
-рисовать национальные костюмы;
-делать куклы-обереги.
Методическое обеспечение:
Плакат «Изготовление куклы- желанницы». Иллюстрации национальной одежды. Коллекция отдельных предметов и комплексов национальной одежды. Схемы узоров. Технологические карты. Инструкционные карты.
Виды оцениваемых работ:
практические задания, самостоятельная работа.
Литература:2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 22, 26, 28, 29, 30.
Раздел 5. Праздники и обряды- 13 часов.
Цель : Познакомить учащихся с духовной культурой народов Симбирской губернии.Создать условия для формирования эмоционально- эстетического отношения к народной культуре через знакомство с традиционными народными праздниками.
Задачи:
обучающие:
-расширить представления о многогранности российской культуры, ее тесной связи с мировой культурой;
-познакомить учащихся с традиционными праздниками народов Поволжья;
-научить изготовлению игрушек- сувениров из различных материалов;
-закрепить начальные знания в области технологии работы с текстилем, бумагой, пластиком и другими материалами;
развивающие:
-развитие эмоционального восприятия народного праздника как отражение красоты народной души;
-развитие художественно-творческих способностей;
-развитие умения осознанно использовать полученные знания, умения, навыки для создания художественного образа конкретного изделия;
-ориентация детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни;
воспитывающие:
-воспитание позитивного отношения к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в народном искусстве;
-воспитание потребности постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;
-воспитание социальной роли личности как носителе национальных традиций художественной культуры;
-формирование и развитие коммуникативных навыков;
-формирование умения объективно оценивать результаты своего и чужого труда.
Теоретическая часть.
Роль национальных ценностей каждого народа: искусство, традиции, язык, литература.
Первые документы культуры- календари. Месяцеслов. Годовой праздничный круг. Народные праздники (официальные церковные, языческие). Народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев. Пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года. Медицинские и астрономические прогнозы.
Практическая часть.
Изготовление маски- личины в технике бумажная пластика.
Изготовление святочной звезды в технике бумажная пластика.
Изготовление елки, елочных игрушек в технике текстильная пластика.
Изготовление ангела или подвески «Рождество» в технике бумажная пластика.
Изготовление оберега с солярным (солнечным) знаком. Работа с соленым тестом.
Изготовление текстильного венка в технике «пучки».
Изготовление салфетки «Пчелка», этикетки «Фруктовый урожай», мешочка «Дары лета» в технике трафаретной печати.
Изготовление куклы- оберега.
Методы и формы подачи материала:
рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа, экскурсия, игровые технологии.
Формы контроля:
устный опрос, практическая проверка, самостоятельная работа, выставка.
Учащиеся должны знать:
-особенности и основные закономерности традиционных праздников России;
-традиционные праздники родного края;
-основные сведения о народных промыслах симбирского Поволжья;
-основные сведения о декоративной композиции;
-технологию работы с текстилем, бумагой, соленым тестом.
Учащиеся должны уметь:
-применять традиции народного творчества в своей работе;
-видеть красоту и мудрое устройство изделий народного творчества;
-выражать свое отношение к народному искусству;
-работать, самостоятельно читая простейшие чертежи и схемы;
-использовать несложные приемы работы с различными материалами;
-анализировать свои работы и работы товарищей.
Методическое обеспечение:
Плакат «Основы композиции». Иллюстрации народных игрушек. Образцы творческих работ. Коллекция схем, рисунков народных орнаментов. Технологические карты.Кроссворды и викторины по народному творчеству. Стихи, песни, прибаутки для оформления работы в качестве подарка. Инструкционные карты.
Виды оцениваемых работ:
практические задания, самостоятельная работа.
Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 16, 17, 18, 20, 27, 28.