Программа кружковой деятельности Наш край

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            «Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.»                                                                                                                   В.А.Сухомлинский          Из далекого прошлого, сквозь века наш народ пронес любовь к прекрасному. Как легенды и песни, так и народное декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение, бережно хранится. Народное искусство в национальной культур...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. Вводное занятие - 1 час.

Цель: Знакомство учащихся с образовательной программой «Наш край» , развитие познавательного интереса к изучению содержания данной программы. Углубление знаний учащихся о материальной и духовной культуре народов проживавших в Симбирской губернии.

Задачи:

обучающие:

-познакомить учащихся с целями и задачами образовательной программы ;

-познакомить учащихся с разделами образовательной программы ;

-познакомить учащихся с основными видами деятельности по образовательной программе;

развивающие:

-развитие познавательного интереса учащихся к изучению декоративно-прикладного творчества народов Симбирского Поволжья;

-развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы учащихся;

-раскрытие творческих способностей учащихся;

воспитывающие:

-формирование у учащихся бережного отношения к сохранению материальной и духовной культуры родного края;

-формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Теоретическая часть.

Цели и задачи образовательной программы «Наш край» . Разделы программы. Основные виды деятельности по данной образовательной программе. Правила по технике безопасности во время работы в классе. Правила пожарной безопасности.

Практическая часть.

Рассматривание моделей изделий, предусмотренных программой. Показ работ, самостоятельно выполненных учащимися , обмен мнениями.

Рассматривание плакатов «Пожарная безопасность». Вводная диагностика.

Методы и формы подачи материала:

рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, игровые технологии.

Формы контроля:

устный опрос, тестирование, выставка

Учащиеся должны знать:

-цели и задачи образовательной программы ;

-разделы образовательной программы «»;

-основные виды деятельности по образовательной программе «Наш край» ;

-правила по технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениям;

-правила пожарной безопасности;

Учащиеся должны уметь:

-называть цели и задачи образовательной программы «Наш край» ;

-характеризовать основные виды деятельности по образовательной программе ;

-соблюдать правила по технике безопасности во время работы ;

-соблюдать правила пожарной безопасности.

Методическое обеспечение:

Образцы национальной одежды .Образцы национальных полотенец, предметов быта. Иллюстрации национальной одежды. Инструкции по технике безопасности во время работы с инструментами и приспособлениями.

Виды оцениваемых работ:

устные ответы, самостоятельная работа.

Литература: 1,2,4,6,9,12,13,19,21,23,26.

Раздел 2. Симбирский край народными мастерами славится- 3 часа.

Цель : Формирование у детей эмоционально-личностного отношения к произведениям народного творчества Симбирского края, чувства глубокой сопричастности с людьми, создающими свои творения на родной земле.

Задачи:

обучающие:

-познакомить учащихся с разнообразием видов и форм творческой деятельности симбирских мастеров;

-формировать знания малых форм фольклора о художественных ремеслах;

-формировать умения составлять семейную родословную;

развивающие:

-развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

воспитывающие:

-формирование эстетического вкуса;

-формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Теоретическая часть.

История возникновения Симбирского населения и происхождение названия города. Народные художественные ремесла( гончарство, вышивка, домовая резьба) в нашем крае. Продажа изделий народных мастеров на ярмарках.

Практическая часть.

Ориентирование на карте Ульяновской области- нахождение знакомых детям сел, поселков, городов.Составление семейных родословных.

Методы и формы подачи материала:

рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, практическая работа, экскурсия.

Формы контроля:

устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.

Учащиеся должны знать:

-общие сведения о многообразии видов и форм творческой деятельности народов населяющим Симбирский край;

-правила построения и оформления семейной родословной;

-виды ремесел и их место расположение.

Учащиеся должны уметь:

-состовлять свою родословную;

-различать виды и формы ремесел Симбирской губернии;

Методическое обеспечение:

Карта Симбирской губернии Х1Х века. Карта Ульяновской области. Таблицы «Динамика национального состава населения Ульяновской области», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей татарской национальностью», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей чувашской национальностью», «Населенные пункты Ульяновской области с численно преобладающей мордовской национальностью».

Виды оцениваемых работ:

практические задания, самостоятельная работа.

Литература: 1, 2, 3, 8, 9, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 25, 26.

Раздел 3. Художественные ремесла Симбирского края- 31час.

Цель : Ознакомление детей с разнообразием видов и форм творческой деятельности симбирских мастеров.

Задачи:

обучающие:

-дать общие представления о ремеслах распространенных в Симбирской губернии;

-познакомить с региональными особенностями лепки из глины;

-познакомить с историей суконной промышленности Симбирской губернии;

-расширить и углубить знания о женском рукоделии- вышивке ;

-познакомить учащихся с особенностями национальной вышивки народов Среднего Поволжья ;

-формировать знания по способам украшения домов деревянной резьбой;

развивающие:

-развитие умения оформлять глиняную посуду по мотивам работ карсунских мастеров;

-развитие практических умений для плетения национальных поясов;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развитие двигательной сферы учащихся ( овладение моторикой мелких мышц рук);

воспитывающие:

-формирование эмоционально- эстетического отношения к работам народных мастеров;

-воспитывать чувство гордости за свой край, сохранивший и возрождающий свои ремесла.

Теоретическая часть.

Особенности керамической посуды Симбирского края: изготовление из красной и белой глины, орнамент желтого и зеленого цвета. Наиболее крупный центр- Карсун.Посуда, выполняемая карсунскими мастерами: горшки, плошки, балакири, квасники.

Процесс создания полотна и его использование (полотенце, одежда). Украшение тканных полотенец орнаментом из перунова цветка. Обереговое значение элементов и цветов орнамента.

Особенности Симбирской вышивки: швы (тамбурный, крест, гладь), цвета (красный, черный). Зеркальный орнамент.

Крестьянский дом как модель миропонимания народа. Инструменты, необходимые для постройки и украшения дома. Единство орнамента во всех видах народного творчества. Геометрический орнамент. Значение его элементов. Зооморфный орнамент.

Практическая часть.

Силуэтное вырезывание посуды (балакиря, кувшина), выполнение простейших элементов линейного орнамента, украшение посуды в технике аппликации.

Плетение пояса.

Зарисовка традиционных орнаментов народов Поволжья. Украшение «полотенец» орнаментом из элементов «перунов цветок» в технике аппликации.

Написание сочинения по теме: «Описание произведения народного декоративно-прикладного искусства- русского декоративного полотенца».

Рисование по теме: «Эскиз по мотивам народного костюма».

Изготовление рождественской открытки с изображением крестьянского дома. Вырезывание геометрического орнамента из «гармошки» бумаги для украшения дома. Творческие работы по украшению дома с использованием зеркального и линейного орнамента. Вырезывание розетки.

Методы и формы подачи материала:

рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа, экскурсия.

Формы контроля:

устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.

Учащиеся должны знать:

-кустарные промыслы;

-историю развития промыслов Симбирского Поволжья;

-основы композиции;

-характерные особенности керамической посуды Симбирского края;

- технологию изготовления керамических изделий базового хозяйства народных художественных промыслов;

-способы оформления керамической посуды: балакиря и кувшина;

-процесс создания полотна на ткацком станке;

-характерные особенности местной народной вышивки, выполненной счетными швами, тамбуром и гладью;

-иметь представление о разнообразии композиционного строя, мотивах и колорите народной вышивки Симбирской губернии;

-иметь представление о характере орнамента и предметах народного быта, оформленных вышивкой;

-применение вышивки для узорного оформления национальных костюмов и предметов домашнего обихода;

-способы отделки вышивкой элемента женского крестьянского костюма- рубашки;

-разнообразие домовой резьбы;

-узоры наличников, фронтона крыши, крылец, ворот;

-единство символов в орнаментах вышивки, ткачества, домовой резьбе.

Учащиеся должны уметь:

-зарисовывать художественные керамические изделия несложной формы с простой отделкой, сочетающие народные художественные традиции и современные требования (с учетом местного производства народных художественных промыслов);

-подбирать орнамент в зависимости от формы и размера посуды;

-делать зарисовки на бумаге и кальке с образцов народной вышивки геометрические и растительные узоры;

-выполнять раппорт узора;

-распологать орнамент на полотенце, одежде, наличниках.

Методическое обеспечение:

Изделия карсунских мастеров, керамического цеха фабрики сувениров, предприятия «Стройкерамика». Домотканные полотенца, дорожки, элементы национальных костюмов чуваш, татар, мордвы и русских. Изделия симбирских вышивальщиц, украшенные вышивкой в разной технике. Работы мам и бабушек учащихся.Иллюстрации деревянных домов Симбирска, фотографии инструментов, необходимых для постройки и украшения их

.

Виды оцениваемых работ:

практическое задание, самостоятельная работа.

Литература:1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 19, 20, 22,24, 25, 26,27,28.

Раздел 4. Традиционный народный костюм Симбирской губернии- 19 часов.

Цель : Познакомить учащихся с народным костюмом Симбирской губернии, выделить защитную функцию орнамента в одежде- для оберега от неблагоприятных воздействий. Показать важную роль женских рукоделий в создании национальной одежды.

Задачи:

обучающие:

-дать краткую характеристку национального костюма Симбирской губернии;

-познакомить с региональными особенностями национальной одежды;

-формировать знания по способам украшения национальных головных уборов, обуви;

-познакомить с комплексами национальной одежды и аксессуарами;

-формировать знания малых форм фольклора о традиционной национальной одежде;

развивающие:

-развитие познавательного интереса учащихся к изучению элементов материальной культуры- национальной одежды;

-совершенствование у учащихся умения выражать свое собственное отношение к искусству и действительности в художественных и словестных образах;

-развитие у учащихся эстетического и художественного вкуса;

-раскрытие творческих способностей учащихся;

-развитие двигательной сферы учащихся (овладение моторикой мелких мышц рук);

воспитывающие:

-формирование уважительного отношения к художественному творчеству народа;

-формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу;

-формирование у учащихся трудолюбия, усидчивости.

Теоретическая часть.

Национальная одежда как своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Материал для пошива одежды. Женская одежда. Ее виды, местные названия элементов одежды. Их покрой, отделка. Мужская одежда. Ее виды, материал, покрой, отделка. Головные уборы: девичьи, женские, мужские. Материал, украшения, способы и время ношения. Обувь. Виды, способы и время ношения. Пояса. Украшения. Основные комплексы будничной крестьянской одежды.

Практическая часть.

Узорное оформление калфака.

Украшение сапог- ичигов в технике аппликации.

Украшение узором союзки башмачка в технике аппликации.

Зарисовка национальных чувашских украшений.

Написание сочинения по теме: «Описание праздничного костюма замужней женщины мордвы- эрзя».

Рисование по теме: «Эскиз по мотивам русского народного костюма».

Изготовление куклы-оберега из ниток.

Методы и формы подачи материала:

рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа,экскурсия.

Формы контроля:

устный опрос, практическая проверка, игровые технологии.

Учащиеся должны знать:

-традиционную одежду народов Симбирской губернии;

-особенности национальной одежды Симбирского края;

- последовательность изготовления женской и мужской одежды;

-способы оформления головных уборов и обуви: калфака, сапог-ичигов и башмаков;

-значение пояса в народном костюме;

-особенности национальных украшений;

-применение вышивки оберега для узорного оформления кафтана ,сарафана, рубахи, передника, головного убора и поясного украшения ;

-разнообразие комплексов будничной крестьянской одежды;

Учащиеся должны уметь:

-работать с фотоальбомами;

-подбирать одежду к традиционным праздникам;

-подбирать орнамент в зависимости от назначения одежды;

-определять размер и место расположения декоративного оформления, пропорции и характер узора;

-разрабатывать несложные композиции декоративного оформления;

-делать зарисовки национальных украшений;

-рисовать национальные костюмы;

-делать куклы-обереги.

Методическое обеспечение:

Плакат «Изготовление куклы- желанницы». Иллюстрации национальной одежды. Коллекция отдельных предметов и комплексов национальной одежды. Схемы узоров. Технологические карты. Инструкционные карты.

Виды оцениваемых работ:

практические задания, самостоятельная работа.

Литература:2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 22, 26, 28, 29, 30.

Раздел 5. Праздники и обряды- 13 часов.

Цель : Познакомить учащихся с духовной культурой народов Симбирской губернии.Создать условия для формирования эмоционально- эстетического отношения к народной культуре через знакомство с традиционными народными праздниками.

Задачи:

обучающие:

-расширить представления о многогранности российской культуры, ее тесной связи с мировой культурой;

-познакомить учащихся с традиционными праздниками народов Поволжья;

-научить изготовлению игрушек- сувениров из различных материалов;

-закрепить начальные знания в области технологии работы с текстилем, бумагой, пластиком и другими материалами;

развивающие:

-развитие эмоционального восприятия народного праздника как отражение красоты народной души;

-развитие художественно-творческих способностей;

-развитие умения осознанно использовать полученные знания, умения, навыки для создания художественного образа конкретного изделия;

-ориентация детей на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни;

воспитывающие:

-воспитание позитивного отношения к нравственным общечеловеческим ценностям, обобщенным в народном искусстве;

-воспитание потребности постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;

-воспитание социальной роли личности как носителе национальных традиций художественной культуры;

-формирование и развитие коммуникативных навыков;

-формирование умения объективно оценивать результаты своего и чужого труда.

Теоретическая часть.

Роль национальных ценностей каждого народа: искусство, традиции, язык, литература.

Первые документы культуры- календари. Месяцеслов. Годовой праздничный круг. Народные праздники (официальные церковные, языческие). Народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев. Пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года. Медицинские и астрономические прогнозы.

Практическая часть.

Изготовление маски- личины в технике бумажная пластика.

Изготовление святочной звезды в технике бумажная пластика.

Изготовление елки, елочных игрушек в технике текстильная пластика.

Изготовление ангела или подвески «Рождество» в технике бумажная пластика.

Изготовление оберега с солярным (солнечным) знаком. Работа с соленым тестом.

Изготовление текстильного венка в технике «пучки».

Изготовление салфетки «Пчелка», этикетки «Фруктовый урожай», мешочка «Дары лета» в технике трафаретной печати.

Изготовление куклы- оберега.

Методы и формы подачи материала:

рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, упражнения, практическая работа, экскурсия, игровые технологии.

Формы контроля:

устный опрос, практическая проверка, самостоятельная работа, выставка.

Учащиеся должны знать:

-особенности и основные закономерности традиционных праздников России;

-традиционные праздники родного края;

-основные сведения о народных промыслах симбирского Поволжья;

-основные сведения о декоративной композиции;

-технологию работы с текстилем, бумагой, соленым тестом.

Учащиеся должны уметь:

-применять традиции народного творчества в своей работе;

-видеть красоту и мудрое устройство изделий народного творчества;

-выражать свое отношение к народному искусству;

-работать, самостоятельно читая простейшие чертежи и схемы;

-использовать несложные приемы работы с различными материалами;

-анализировать свои работы и работы товарищей.

Методическое обеспечение:

Плакат «Основы композиции». Иллюстрации народных игрушек. Образцы творческих работ. Коллекция схем, рисунков народных орнаментов. Технологические карты.Кроссворды и викторины по народному творчеству. Стихи, песни, прибаутки для оформления работы в качестве подарка. Инструкционные карты.

Виды оцениваемых работ:

практические задания, самостоятельная работа.

Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 16, 17, 18, 20, 27, 28.


© 2010-2022