- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 4 класс
Рабочая программа по физической культуре 4 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хадыкина Е.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МЯСНИКОВСКИЙ РАЙОН, СЛ.ПЕТРОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ№6
уманитарного цикла ____________________ __________________
/Панченко В.Н./ /Азарова Л.И./ /Карапыш М.Н./
протокол №__ «___»_____________2011г. приказ №___
от «__»____________2013г. от «__»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ 4 КЛАСС_
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ : Всего 105часов, в неделю 3 часа
УЧИТЕЛЬ : Лухменева Валентина Михайловна
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:
комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич 2011г. в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.
2014г.
Физическая культура
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана на основании документов:
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010 г.
-
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2011 г;
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Раздел 2. Характеристика учебного предмета
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть
входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры является игровой метод. Большинство заданий учащимся рекомендуется планировать и давать в форме игры.
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Место в учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год, (3 часа в неделю).
Форма организации урока
Основными формами организации является: урок изучения и отработки нового материала, урок - игра, урок - эстафета, сдача нормативов.
Ценностные ориентиры: Уроки физической культуры строятся на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса и способствуют укреплению здоровья.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
4
1
Базовая часть
78
11.
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
12.
Лёгкая атлетика. Подвижные игры.
16
13.
Гимнастика с элементами акробатики.
18
14.
Легкоатлетические упражнения
18
15.
Кроссовая подготовка. Подвижные игры.
32
2
Вариативная часть
21
6
Подвижные игры c элементами баскетбола
21
ИТОГО:
105
Раздел 3. Содержание учебного предмета.
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы,
- социально-психологические основы,
- приёмы закаливания,
- способы саморегуляции,
- способы самоконтроля.
- Легкоатлетические упражнения:
- бег,
- прыжки,
- метания.
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения,
- общеразвивающие упражнения с предметами и без них.
- упражнения в лазанье и равновесии.
- простейшие акробатические упражнения.
- упражнения на гимнастических снарядах.
- Кроссовая подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе.
- чередование ходьбы с бегом.
- упражнения на развитие выносливости.
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов.
- система упражнений с мячом.
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами баскетбола
Раздел 4. Результаты( в рамках ФГОС общего образования) освоения учебного курса
Учащиеся должны знать:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;
О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;
О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или коны высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов", "Часовые и разведчики", "Перетягивание в парах", "Выталкивание из круг".
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с)
6.5
7.0
Силовые
Прыжок в длину с места (см)
Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)
130
5
125
4
Выносливость
Бег 1000 м
Без учета времени
Координация
Челночный бег 3x10 м (с)
11.0
11.5Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.
Образовательные технологии:
-здоровьесберегающие,
- проблемная,
- личностно-ориентированные,
- игровые
Раздел 5. Критерии и нормы оценивания.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она
помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины физической культуры
-
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
2. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
3. Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
Материально- техническое обеспечение дисциплины
Футбольный и волейбольный мячи, кегли, резиновые мячи, напольное бревно,
гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, мат, секундомер, скакалки,
обручи, гимнастические палки, свисток.
Календарно - тематическое планирование
№
п\п
Дата прове-дения
Тема урока
Легкая атлетика. П\игры - 16 часов
1.
01.09
Вводный инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Виды ходьбы.
2
02.09
Разновидности ходьбы и бега.
3
04.09
Техника безопасности при проведении подвижных игр. Подвижная игра.
4
08.09
Разновидности ходьбы и бега.
5
09.09
Бег на скорость 30, 60 м.
6
11.09
Игры: «Белые медведи», «Космонавты».
7
15.09
Бег на скорость 30, 60 м.
8
16.09
Техника прыжка (в длину, с разбега). Развитие скоростно-силовых способностей.
9
18.09
Игры: «Пятнашки», «Кто дальше бросит»
10
22.09
Техника прыжка (в длину, с разбега). Развитие скоростно-силовых способностей.
11
23.09
Прыжок в длину способом согнув ноги.
12
25.09
Игры: «Пятнашки», «Точный расчет».
13
29.09
Метание теннисного мяча на дальность
14
30.09
Метание теннисного мяча на дальность
15
02 10
Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву»
16
06.10
Метание теннисного мяча на дальность
Кроссовая подгот. П\ игры - 17 часов
17
07.10
Равномерный бег 5 мин
18
09.10
Игры: «Прыжки по полосам», «Удочка».
19
13.10
Равномерный бег 6 минут
20
14.10
Равномерный бег 6 мин
21
16.10
Игры: «Удочка», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами».
22
20.10
Равномерный бег 7 мин
23
21.10
Равномерный бег 7 мин
24
23.10
Игры: «Удочка», «Мышеловка», «Невод».
25
27.10
Равномерный бег 8 мин
26
28.10
Равномерный бег 8 мин
27
30.10
Игры: «Гонка мячей», «Третий лишний».
28
10.11
Равномерный бег 9 мин
29
11.11
Равномерный бег 9 мин
30
13.11
Игры: «Перестрелка», «Гонка мячей».
31
17.11
Равномерный бег 10 мин
32
18.11
Кросс 1 км по пересеченной местности.
33
20.11
Игры: «Удочка», «Мышеловка», «Невод».
34
24.11
Техника безопасности на занятиях гимнастикой с элементами акробатики. ОРУ с предметами.
Гимнастика П\игры 18 часов
35
25.11
Техника акробатических упражнений.
36
27.11
Игры: «Удочка», «Кто дальше бросит», «Невод».
37
01.12
Техника акробатических упражнений.
38
02.12
Оценка техники выполнения акробатических упражнений.
39
04 12
Игры: «Охотники и утки», «Подсечка», «Четыре стихии».
40
08.12
Ходьба по бревну на носках.
41
09.12
Висы и упоры. Строевые упражнения.
42
11.12
Игры: «Удочка», «Кто дальше бросит», «Невод».
43
15.12
Висы и упоры. Строевые упражнения.
44
16.12
Висы и упоры (оценка техники).
45
18.12
Игры: «Воробьи и вороны», «Что изменилось?», «К своим флажкам».
46
22.12
Висы и упоры. Подтягивание в висе (на результат).
47
23.12
Прыжки через скакалку
48
25.12
Игры: «Овладей мячом», «Охотники и утки».
49
29.12
Прыжки через скакалку
50
30.12
Прыжки через скакалку
51
12.01
Игры: «Эстафеты с мячом», «Гонка мячей по кругу», «Веревочка».
Подвижные игры на основе баскетбола - 21 час.
52
13.01
Передача двумя руками от груди.
53
15.01
Передача двумя руками от груди.
54
19.01
Игры: «Космонавты», «Пятнашки», «Мельница».
55
20.01
Передача мяча сверху из-за головы
56
22.01
Передача мяча сверху из-за головы
57
26.01
Игры: «Бой петухов», «Вызов», «Караси и щука», «Дотронься до…»
58
27.01
Ловля и передача мяча
59
29.01
Ловля и передача мяча
60
02.02
Игры: «Пустое место», «Невод».
61
03.02
Ведение мяча.
62
05.02
Ведение мяча.
63
09.02
Игры: «Класс, смирно!», «Перестрелка», «По местам».
64
10.02
Ведение мяча.
65
12.02
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
66
16.02
Игра "Собери друзей", «Третий лишний».
67
17.02
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
68
19.02
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
69
24.02
Игры: «Перестрелка», «Мини - баскетбол».
70
26.02
Мини-баскетбол.
71
02.03
Мини-баскетбол.
72
03.03
Игры: «Быстро и точно», «Мини баскетбол»
73
05.03
Бег по пересеченной местности
74
10.03
Бег по пересеченной местности
75
12.03
Игры: «По местам», «Перестрелка».
76
16.03
Равномерный бег 6 мин.
77
17.03
Равномерный бег 7 мин.
78
19.03
Игры: «Удочка», «Мышеловка», «Невод».
79
23.03
Равномерный бег 8 мин.
80
24.03
Равномерный бег 9 мин.
81
26.03
Игры: «Перестрелка», «Прыжки по полосам».
82
30.03
Равномерный бег 9 мин.
83
31.03
Равномерный бег 10 мин.
84
02.04
Игры: «Подвижная цель», «Мини баскетбол».
85
06.04
Равномерный бег 10 мин.
86
07.04
Кросс 1 км
87
09.04
Игры: «Охотники и утки», «Перестрелка».
Легкая атлетика. П\игры. - 18 часов.
88
13.04
Виды ходьбы и бега.
89
14.04
Спринтерский бег.
90
16.04
Игра «Перестрелка». Эстафета.
91
20.04
Спринтерский бег.
92
21.04
Спринтерский бег
93
23.04
Игры: «Вызови по имени», «Мини баскетбол».
94
27.04
Бег на результат 30, 60 м
95
28.04
Техника прыжков
96
30.04
Игры: «подвижная цель», «Мяч ловцу».
97
05.05
Техника прыжков
98
07.05
Техника прыжков
99
12.05
Игры: «подвижная цель», «Мяч ловцу».
100
14.05
Прыжок в длину с места.
101
18.05
Метание мяча на дальность
102
19.05
Игры: «Охотники и утки», «Перестрелка».
103
21.05
Метание мяча на дальность
104
25.05
Метание мяча на дальность
105
26.05
Заключительная эстафета.
Итого за год: 105 часов.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания зам.директора по УВР
методического совета ____________/Азарова Л.И./
МБОУ СОШ №6
от_______2014г.№______ __________ 2014г.
7