Программа Волейбол в школу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением

обществознания и экономики»

Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор МАОУ «СОШ № 34»

МАОУ «СОШ № 34» ____________ Л. В. Демидова

(протокол № от г.) «____» _____________ 2010 г.



Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛУ»


Автор программы:

Педагог дополнительного образования

Однолетова Татьяна Викторовна.

Возраст обучающихся: 11-15 лет (1- 4 год)

Срок реализации программы: 4 года



Великий Новгород

2010 год


Пояснительная записка


Дополнительная образовательная программа «Волейбол в школу» предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы основной школы и имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода и реализуется в спортивной секции «Волейбол» МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля».

Программа адаптирована для условий МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением предметов экономического профиля» и возрастных особенностей воспитанников (от 11 до 15 лет).

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.

Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Программа работы секции волейбола рассчитана на 4 года. Программа предназначена для подростков 11-15 лет.

При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего возраста, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах, минуя группы начальной подготовки. Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.

Данная программа направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают:

-метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;

-метод максимальности и постепенности повышения требований;

-метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;

-метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные;

-метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.

Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности учащихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.

В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные и специальные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений. Специальные упражнения адаптированы к уровню подготовки учащихся.

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключении снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

Новизна данной программы состоит в том, что разучиванию и совершенствованию технических и тактических приемов игры уделяется большее количество часов, что имеет не маловажное значение для такой спортивной игры, как волейбол. Благодаря этому будет достигнут более высокий уровень результативности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами.

Программа актуальна на сегодняшний день, которая состоит в том, что за счет увеличения количества часов учащиеся смогут овладеть необходимыми техническими и тактическими приемами игры во внеурочное время, так как для качественного овладения игровыми навыками и тактическими приемами количество часов школьной программы слишком мало.

Цель программы: качественное овладение обучающимися техническими и тактическими приемами игры, основными ее правилами, а так же всестороннее развитие их физических качеств.

Задачи:

обучающие:

• обучение техническим приёмам и правилам игры;

• обучение тактическим действиям;

• обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

• овладение навыками регулирования психического состояния.

развивающие:

• повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

• совершенствование навыков и умений игры;

• развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

воспитывающие:

• выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

• воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

• воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

• формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов.

Основной акцент в программе сделан на изучение новейших тактических приемов, что позволяет достигнуть более высокого уровня результативности в игре. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и девочек в одну группу.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 11-15 лет, (1- 4 год).

Сроки реализации образовательной программы - 4 года обучения

(1-4 год обучения - 2 часа в неделю, 72 учебных часа в год).

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» «Примерная наполняемость групп», что составляет до 15 человек в группе.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав групп может изменяться по следующим причинам:

• учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

• смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях

Данная программа предусматривает три этапа подготовки:

1 год обучения - начальная подготовка;

2 год обучения - модернизация обучения технике игры;

3 год обучения - совершенствование технической подготовки, углубленное обучение тактической подготовки, психологическая подготовка;

4 год обучения - совершенствование технико-тактической, психологической и специальной физической подготовки. Всего 288 часов.

Формы проведения занятий: тренировки, соревнования, товарищеские встречи, контрольные испытания, самостоятельная подготовка, индивидуальные занятия, контрольные нормативы, мониторинг.

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма, умение контролировать своё психическое состояние;

- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у учащихся, занимающихся по данной программе;

- успешное выступление на соревнованиях городского и областного уровнях;

- присвоение спортивных разрядов учащимся;

- устойчивое овладение умениями и навыками игры;

- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

1 год обучения:

- мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;

- тестирование на знание теоретического материала

- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

- сдача контрольных нормативов по ОФП.

2 год обучения:

- мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;

- тестирование на знание правил соревнований и терминологии;

- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;

- сдача контрольных нормативов по ОФП.

- результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.

3 год обучения:

- мониторинг на начало и на окончание в третьего года обучения;

- проверка умения организовывать и судить соревнования по волейболу (организация и судейство соревнований между классами и параллелями);

- тестирование на умение выполнять индивидуальные и групповые технико-тактические действия («крест», «волна»);

- результаты соревнований районного уровня.

4 год обучения:

- мониторинг на начало и на окончание в четвёртого года обучения;

- тестирование ОФП и СФП;

- тестирование на знание судейских жестов и судейской терминологии

- тестирование на умение выполнять технико-тактические действия («крест»; «волна», «эшелон», «морита»);

- результаты соревнований городского уровня.















Учебно-тематический план


1 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика


Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом

1

1


1.

1. 1.

1. 2.

1. 3.

1. 4.

Общая физическая подготовка

Значение ОФП в подготовке волейболистов

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Упражнения на снарядах и тренажёрах

Подвижные игры

36





1


35


на каждом занятии


7

28

2.

2. 1.

2. 2.

2. 3


2. 4.

2. 5.


2. 6.

Специальная физическая подготовка

Значение СФП в подготовке волейболистов

Упражнения, направленные на развитие силы

Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц

Упражнения, направленные на развитие прыгучести

Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости

Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

11



1

10


2


2

2


2


2

3.

3. 1.

3. 2.

3. 3.

3. 4.

3. 5.

Техническая подготовка

Значение технической подготовки в волейболе

Стойки и передвижения (остановки, повороты)

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Нападающие удары

20



1


19


1

9

5

4

4.

4. 1.

4. 2.

4. 3.

Тактическая подготовка

Значение тактической подготовки в волейболе

Тактика подач

Тактика приёмов и передач

3



1

1

1


5.

Правила игры

1

1



Итого:

72

8

64















2 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика


Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий


1

1


1.

1. 1.

1. 2.

1. 3.

1. 4.

Общая физическая подготовка

Методы и средства ОФП.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Упражнения на снарядах и тренажерах

Футбол, баскетбол, подвижные игры


20







1


19


на каждом занятии

8

11

2.

2. 1.


2. 2.

2. 3

2. 4.


2. 5.


2. 6.

Специальная физическая подготовка

Методы и средства СФП в тренировке волейболистов

Акробатические упражнения

Упражнения, направленные на развитие прыгучести

Упражнения, направленные на развитие быстроты реакции

Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости

Игры по характеру действия сходные с волейболом

15



1


14



2

3

2


2


5

3.

3. 1.

3. 2.

3. 3.

3. 4.

3. 5.

3.6.

Техническая подготовка

Характеристика техники сильнейших волейболистов

Стойки и передвижения (остановки, повороты)

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Нападающие удары

Блоки

32



1


31


на каждом занятии

15

8

6

2

4.

4. 1.


4. 2.

4. 3.

Тактическая подготовка

Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд

Тактика подач

Тактика приёмов и передач

3

1

1



2



1

1

5.

Правила игры

1

1



Итого:

72

6

66

















3 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика


Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности

1

1


1.

1. 1.

1. 2.

1. 3.

1. 4.

Общая физическая подготовка

Теоретические основы тренировки

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Упражнения на снарядах и тренажёрах

Спортивные и подвижные игры

13



1


12


на каждом занятии

8

4

2.

2. 1.

2. 2.

2. 3


2. 4.


2. 5.


2. 6.

Специальная физическая подготовка

Теоретические основы СФП

Упражнения, направленные на развитие силы

Упражнения, направленные на развитие быстроты сокращения мышц

Упражнения, направленные на развитие прыгучести

Упражнения, направленные на развитие специальной ловкости

Упражнения, направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

15




1









14

3

3

3

3


2


3.

3. 1.


3. 2.

3. 3.

3. 4.

3. 5.

3.6.

Техническая подготовка

Технический план игры команды и задания отдельным игрокам

Стойки и передвижения (остановки, повороты)

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Нападающие удары

Блоки

34



1


33




на каждом занятии

15

9

7

2

4.

4. 1.

4. 2.


4. 3.

4. 4.

Тактическая подготовка

Тактический план игры

Тактика групповых и командных действий в нападении и защите

Тактика нападающих ударов

Тактика приёма нападающих ударов

4



1


3


1


1

1


5.

5.1.

5.2.

5. 3.

5. 4.


Психологическая подготовка

Способы регуляции психического состояния

Упражнения на релаксацию

Упражнения на достижение ОБС

Аутогенная тренировка


4



1


3


1

1

1

6.

Правила игры

1

1



Итого:

72

7

65










4 год обучения


п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика


Введение: Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов

1

1


1.

1. 1.


1. 2.

1. 3.

1. 4.

Общая физическая подготовка

Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма

Общеразвивающие упражнения

Упражнения на снарядах и тренажёрах

Занятия другими видами спорта

12



1


11




на каждом занятии

9

2

2.

2. 1.


2. 2.



2. 3.

2. 4.

2. 5.

Специальная физическая подготовка

Воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат

Упражнения сходные с основным видом действия по характеру нервно-мышечных усилий и по структуре движений

Акробатические упражнения

Подвижные и спортивные игры

Специальные эстафеты и контрольные упражнения

10



1


9



3



3

2

1

3.

3. 1.


3. 2.

3. 3.

3. 4.

3. 5.

3. 6.

3.7.

Техническая подготовка

Теоретические основы технического совершенствования

Стойки и передвижения (остановки, повороты)

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Нападающие удары

Блоки

Защитные действия

39



1



38



на каждом занятии

15

10

8

3

2

4.

4. 1.


4. 2.


4. 3.

4. 4.

Тактическая подготовка

Характеристика игры команд соперников Тактический анализ

Тактика групповых и командных действий в нападении и защите

Тактика нападающих ударов

Тактика приёма нападающих ударов

5


2

1

1

3



1


1

1

5.

5.1.

5.2.

5. 2.

5. 3.

Психологическая подготовка

Способы регуляции психического состояния

Достижение ОБС перед соревнованиями

Сохранение ОБС вовремя соревнований

Аутогенная тренировка

4

3

1

1

1


1




1

6.

Правила игры

1

1



Итого:

72

10

62







Содержание программы


1 год обучения


Введение: История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом.

Общая физическая подготовка

Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах. Подвижные игры.

Специальная физическая подготовка

Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.

Техническая подготовка

Теория: Значение технической подготовки в волейболе.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары.

Тактическая подготовка

Теория: Значение тактической подготовки в волейболе. Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча.

Правила игры


2 год обучения

Введение: Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Общая физическая подготовка

Теория: Методы и средства ОФП.

Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.

Специальная физическая подготовка

Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов.

Практика: Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходные с волейболом.

Техническая подготовка

Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху. Нападающие удары (прямые и с переводом). Защитные действия (блоки, страховки).

Тактическая подготовка

Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд.

Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.

Правила игры


3 год обучения


Введение: Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности.

Общая физическая подготовка

Теория: Теоретические основы тренировки.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Специальная физическая подготовка

Теория: Теоретические основы СФП

Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.

Техническая подготовка

Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи мяча. Нападающие удары (прямые, с переводом). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой).

Тактическая подготовка

Теория: Тактический план игры.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).

Психологическая подготовка

Теория: Способы регуляции психологического состояния.

Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на достижение ОБС. Аутогенная тренировка.

Правила игры

4 год обучения

Введение: Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов.

Общая физическая подготовка

Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма.

Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.

Специальная физическая подготовка

Теория: Воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат.

Практика: Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Акробатические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Техническая подготовка

Теория: Теоретические основы технического совершенствования.

Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, с переводом). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).

Тактическая подготовка

Теория: Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.

Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна», «эшелон», «морита»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).

Психологическая подготовка

Теория: Способы регуляции психологического состояния. Достижение ОБС перед соревнованиями. Сохранение ОБС вовремя соревнований.

Практика: Аутогенная тренировка.

Правила игры






























В результате освоения программы учащиеся должны

уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной

деятельности и организации собственного досуга;

- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;

- соблюдать правила игры;

- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;

- достигать оптимального боевого состояния;

- организовывать и судить соревнования;

- осуществлять соревновательную деятельность

знать:

- историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;

- значение здорового образа жизни;

- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;

- правила игры;

- терминологию игры и жесты судьи;

- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;

- методику регулирования психического состояния.


Способы, определяющие результативность освоения программы:


  1. Опрос учащихся по пройденному материалу.

  2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.

  3. Мониторинг результатов по каждому году обучения.

  4. Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовок.

  5. Тестирование по теоретическому материалу.

  6. Контроль соблюдения техники безопасности.

  7. Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня.

  8. Контрольные игры с заданиями.

  9. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.

  10. Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.

  11. Результаты соревнований.

  12. Встреча с учащимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.

















Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общая физическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов

Специальная физическая подготовка

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный метод, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг

Техническая подготовка

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований

Повторный метод, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты

Тактическая подготовка

Лекция, беседа, тренировка показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях

Теоретическая подготовка

Лекция, беседа, посещение соревнований

Рассказ, прослушивание аудио и просмотр видео материалов. Наблюдение за соревнованиями

Опрос учащихся, тестирование

Психологическая подготовка

Объяснение, практическое занятие


Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка


Наблюдение за учащимися.

Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях

Контроль умений и навыков


Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований

Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса



Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов





Материально-техническое оснащение занятий


Для реализации данной программы в школе имеется и может и может быть использовано:

1. Спортивный зал площадью 290 м2

2. Две уличных волейбольных площадки.

3. Три волейбольных сетки.

4. Настенные крепежи.

5. Волейбольные мячи 20 штук.

6. Набивные мячи 10 штук.

7. Сетка для переноса мячей 1 штука.

8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование

9. Тренажёр.

10. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение.

11. Школьный стадион.

Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:

- учебники по физической культуре;

- методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок;

- правила соревнований;

- инструкции по технике безопасности;

- нормативные документы по дополнительному образованию;

- учебные карточки с заданиями;

- разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.


Список литературы.


Для педагога:

Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.

Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.

Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.

Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.

Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.

Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.

Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2010г.

Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт»1969.

Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.

Для родителей и учащихся:

Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.

Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.

Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.

Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.






Тестовый контроль


1 год обучения


Общая физическая и специальная физическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

6,1 - 5,5

6,3 - 5,7

2

Челночный бег 3х10 м, с

9,3 - 8,8

9,7 - 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160 - 180

150 - 175

4

6-минутный бег, м

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

4 - 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, см

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, см

40-45

35-40


Технико-тактическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз)

8-10

5-7

3

Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз)

5-7

4-6

4

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

5

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

По результатам выполнения

По результатам выполнения













2 год обучения


Общая физическая и специальная физическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

5,8 - 5,4

6,2 - 5,5

2

Челночный бег 3х10 м, с

9,0 - 8,6

9,6 - 9,1

3

Прыжки в длину с места, см

165 - 180

155 - 175

4

6-минутный бег, м

1100-1200

900 -1050

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 8

9 - 11

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

4 - 6

11 - 15

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)

110-120

120-130

8

Прыжки в высоту с разбега, см

95-105

85-95

9

Прыжки в высоту с места, см

45-50

40-45



Технико-тактическая подготовка



№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Верхняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

3

Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз)

10-12

7-10

4

Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз)

7-10

6-8

5

Передача назад после подбрасывания мяча партнёром (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

6

Прямой нападающий удар через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

7

Нападающий удар по диагонали через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10)

6-8

4-6

8

Позиционное нападение с изменением позиций игроков

По результатам выполнения

По результатам выполнения












3 год обучения


Общая физическая и специальная физическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

5,6 - 5,2

6,0 - 5,3

2

Челночный бег 3х10 м, с

8,8 - 8,4

9,4 - 8,9

3

Прыжки в длину с места, см

170 - 185

160 - 180

4

6-минутный бег, м

1200-1300

1000 -1150

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

7 - 9

10 - 12

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

6-8

12 - 17

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин)

120-130

130-140

8

Прыжки в высоту с разбега, см

105-115

95-105

9

Прыжки в высоту с места, см

50-55

45-50


Технико-тактическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Верхняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Верхние передачи в парах (кол-во раз)

25-30

15-20

3

Нижние передачи в парах (кол-во раз)

15-20

10-15

4

Нападающий удар по диагонали через сетку высотой 220 см (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

5

Нападающий удар из-за линии нападения через сетку высотой 220 см (м) и через сетку высотой180 см (д), (кол-во удачных попыток из 10)

6-8

5-7

6

Командные действия в нападении («крест», «волна»)

По результатам выполнения

По результатам выполнения

7

Групповые действия при приёме нападающих ударов

По результатам выполнения

По результатам выполнения













4 год обучения


Общая физическая и специальная физическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

5,4 - 5,0

5,8 - 5,1

2

Челночный бег 3х10 м, с

8,6 - 8,2

9,2 - 8,7

3

Прыжки в длину с места, см

175 - 190

165 - 185

4

6-минутный бег, м

1300-1400

1100 -1200

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

8 - 10

11 - 14

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки)

8-10

14 - 18

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).

130-140

130-140

8

Прыжки в высоту с разбега, см

110-125

100-110

9

Прыжки в высоту с места, см

55-60

50-55


Технико-тактическая подготовка


№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

1

Верхняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

8-10

7-9

2

Нападающий удар по диагонали (кол-во удачных попыток из 10)

8-10

7-9

3

Нападающий удар из-за линии нападения (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

4

Командные действия в нападении («крест», «волна», «эшелон», «морита»)

По результатам выполнения

По результатам выполнения

5

Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки)

По результатам выполнения

По результатам выполнения



















Основные двигательные действия в волейболе


Стойки и перемещения

Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.

Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».

Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии - приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.

Передачи

Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд (допускается одна остановка). Норматив 4 передачи.

Передача мяча над собой непрерывно (разрешается две остановки). Норматив 3-4 передачи.

Передача мяча над собой (не выходя за пределы зоны нападения, разрешается две остановки). Норматив 5 передач.

Передача мяча в стену (расстояние от стены 1.5 м, высота-3м). Норматив 8 передач.

Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения. Норматив 4 передачи.

Подачи

Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из-за лицевой линии. Норматив 4 попадания.

Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из-за лицевой линии (10 попыток). Норматив 4 попадания.

Нападающий удар

Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток). Высота сетки 2 м 10 см. Норматив 5 попаданий

Блокирование

Блокирование нападающего удара из зоны 4 по мячу, установленному над сеткой в держателе высота сетки 2 м 25 см (5 попыток). Норматив 3 задержания

















Судейская жестикуляция


Программа Волейбол в школу









Программа Волейбол в школу


Программа Волейбол в школу






Программа Волейбол в школу








































© 2010-2022