- Преподавателю
- Физкультура
- Айкидо, как альтернатива урокам физической культуры
Айкидо, как альтернатива урокам физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валиев И.Р. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Айкидо, как альтернатива урокам физической культуры
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков1.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Несмотря на то, что термин "инновация", как утверждают специалисты, впервые используется в научных текстах XIX века, инновационная проблематика как отражение объективных потребностей в сфере управления обществом и самоуправления личности зафиксирована (пусть в ином терминологическом оформлении) еще в классической древности. Отношение к новому было принципиальным пунктом размышлений не только Лао-Цзы и Конфуция, софистов и Сократа, но и оппонирующих друг другу идеологов всех последующих эпох.
Однако объективная потребность в новом у общества в целом и аналогичная ориентация субъектов конкретной сферы деятельности формируются отнюдь не синхронно. И если во второй половине XX века эстафету разработки инновационной проблематики из рук теоретиков социально-политических преобразований принимают эксперты в области научного и промышленного менеджмента, то субъекты управления спортом и физической культурой не торопятся последовать их примеру. Это не обнаруживается даже у чутких ко всему новому американцев, если судить по достаточно серьезному с фактологической точки зрения обзору А.В. Серебрякова и Н.И. Пономарева. Что же говорить об отечественной науке, где даже в общей постановке вопроса социология спорта и физической культуры на один-два порядка уступает в темпах становления и развития спортивной науки стран-лидеров?
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Есть понятие и предмет - физическое воспитание детей школьного возраста. Достаточно объемное и сложное. Основная задача - осуществление общей физической подготовки и общего физического развития. Осуществление системное, целенаправленное, в соответствии с возрастными периодами развития организма.
И боевые искусства, в том числе и айкидо, вполне могут в данном возрасте, решать задачи общего физического воспитания и развития.
В современном виде Айкидо для детей - это не только спортивные развлечения, но и образ жизни, а также система воспитания, если говорить об айкидо применительно к детям.
Айкидо направлено на:
- формирование физически и духовно совершенного подрастающего поколения;
- укрепление здоровья;
- повышение работоспособности;
- продление жизни человека.
Практика айкидо является альтернативным путем решения проблем саморазвития личности. Сочетание физической и психологической подготовки позволяет мягко скорректировать личностные качества ребенка.
Что дают ребенку занятия айкидо?
На занятиях ребенок сталкивается с различными новыми терминологиям, изучая которые он развивает память и внимательность.
Существует множество правил, без которых занятия айкидо невозможны (это как техника безопасности, дисциплинарные требования, так и правила работы с партнером), соблюдение которых также заставляет ребенка контролировать собственную деятельность.
Ребенок учится контактировать со сверстниками.
На занятиях применяют игровые методики тренировок, в которых присутствуют элементы соревнований, что формирует лидерские качества
Если ребенку интересно и нравятся занятия, то овладение всеми этими навыками и способностями происходит легко и в удовольствие ребенку.
Наличие множества страховок и акробатических упражнений и т.д. помогают ребенку научиться владеть собственным телом, чувствовать его, что снимает двигательную расторможенность, развивает моторику.
Работа в стойках, последовательные передвижения рук и ног развивают межполушарные связи, помогают ребенку лучше усваивать информацию.
В программу обучения айкидо также входит работа с оружием: с деревянным мечом (боккеном), короткой палкой (дзе), и т.д. Передвижения в стойках с оружием поддерживают правильную осанку.
Физическая нагрузка подбирается с учетом возраста детей и соответствует изучаемой базовой технике айкидо.
Внимание также уделяется соблюдению правил этикета.
Кроме физического и умственного развития, занятия айкидо приносят также повышение самооценки ребенка, появление уверенности в себе.
Польза игровых элементов для детей:
Говоря о пользе игр для детей, прежде мы имеем в виду подвижные игры. Все они важны для формирования многих личностных качеств ребенка.
Подвижные игры, функционально нагружая организм, формируют и совершенствуют его. В отличии от занятий физкультурой игра протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность ребенка.
Развлекательная сторона игр соответствуют функциональным и психологическим особенностям детского организма.
Навык приходящий к юному айкидоке через чувство - самый прочный и долговременный.
Замечено, что игровое начало на тренировках позволяет выполнять значительные тренировочные нагрузки без перенапряжения, комплексно воздействует и на интеллект, воспитывает чувство ответственности и заботы о своих партнёрах.
Ребенок должен играть, соревноваться, получать подтверждение своих достижений. И в первую очередь, ребенок не должен скучать.
Список литературы
1. Быховская И. М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: Методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 12.
2. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 1.
3. Николаев Ю. М. Теоретические аспекты интегративного содержания человеко-творческой сущности физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1998. № 4.
4. Панцова Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания в высшей школе // Физическая культура и личность: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. 28-29 октября 2004 г. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 114-117.
5. Мицуги С. Айкидо и гармония в природе / Пер. с англ. Н. Шпет. Киев: София, 1998. 303 с.
6. Тедеев Д. Ю. Айкидо и оружие. Минск: Харвест, 2006. 102 с.
7. Шустин Б. Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки. М.: Логос, 1995. 34 с.