Мастер-классы учителей физической культуры - участников Международного Конгресса

С 27 июня по 1 июля 2012 г. в Петрозаводске проводился уже ставший традиционным Конгресс учителей физической культуры, в котором приняло участие свыше 500 человек из 40 регионов России и 15 стран. Мы попытались разобраться, что нового и полезного можно было почерпнуть из целой сотни мастер-классов, лекций, круглых столов и заседаний, а также чем отличался этот конгресс от предыдущих.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер».

г. Москва

Будет Карелия сниться…

III Международный конгресс учителей физической культуры

С 27 июня по 1 июля в г. Петрозаводске проводился уже ставший традиционным Конгресс учителей физической культуры, в котором приняло участие свыше 500 человек из 40 регионов России и 15 стран. Мы попытались разобраться, что нового и полезного можно было почерпнуть из целой сотни мастер-классов, лекций, круглых столов и заседаний, а также чем отличался этот конгресс от предыдущих.

Важным отличием III конгресса было большое количество мастер-классов, проведенных инструкторами ведущих московских фитнес-клубов. Участники смогли не только познакомиться с программой для учащихся 8-11-х классов, подготовленной Федерацией фитнес-аэробики России, но и поучаствовать в занятиях по аэробике, степ-аэробике, аква-аэробике, узнать, что такое функциональная тренировка, пилатес и фитнес-трофи.

На открытии конгресса к его участникам обратилась Ирина РОДНИНА, депутат Государственной Думы, председатель Центрального совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное общество "Спортивная Россия"». Ее доклад был немного сумбурным и очень эмоциональным. Главное, что удалось из него почерпнуть, - Ирина Константиновна видит будущее в развитии физического воспитания в стране через систему школьного спорта по модели, которая выстроена в США.

Учителей интересовало всё: от причин расформирования Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации до изменения Положения о Президентских состязаниях, для которых до сих пор не разработаны оценочные таблицы для учащихся 6-9 лет. Учителя даже городских школ жаловались на то, что не могут выставить на соревнования классы, в которых есть 8 мальчиков и 8 девочек, отнесенных к основной медицинской группе. Большую проблему обозначили преподаватели ссузов, в которых, в отличие от общеобразовательных школ, не увеличивается, а уменьшается количество уроков физической культуры и дополнительных занятий. Большинство вопросов так и осталось без ответа, так как находились вне компетенции докладчика. Однако лица участников буквально были наполнены радостью от того, что их приехала поздравить трехкратная олимпийская чемпионка - кумир многих нынешних учителей и тренеров.

Большинство участников конгресса принимали участие в его работе во второй, а многие - и в третий раз. Они отмечали, что проводят мастер-классы в основном одни и те же люди, а некоторые даже продемонстрировали те же занятия, что и два, и четыре года назад. Увеличение количества участников создало организационные проблемы: их пришлось расселить по разным гостиницам. Сложнее стало организовывать питание и проезд, так как выросло и количество площадок, где проводились мастер-классы, а также расстояние между ними. В перерывах между занятиями участникам и зрителям приходилось буквально бегать от одного спортивного сооружения к другому.

Многие отметили, что в содержании мастер-классов, особенно у наших зарубежных коллег, не было самого главного - методики обучения тем или иным двигательным действиям.

Ведущий двух круглых столов Анатолий МАТВЕЕВ отметил, что конгрессу не хватает единой проблематики. Поэтому, прослушав совершенно разные по содержанию лекции и поучаствовав в работе разных мастер-классов, очень трудно рассортировать полученную информацию.

В то же время все участники единодушны в том, что подобные встречи необходимы, в первую очередь для общения. Такой многодневный выездной формат обмена опытом позволяет не только повысить свою квалификацию, но и хорошо отдохнуть после тяжелого учебного года.


Нестандартное оборудование

На одном из мастер-классов Арко МЯКИПЕЛТО, учитель физической культуры и основ здорового образа жизни из г. Курика (Финляндия), предложил подвижную игру с обычными бельевыми прищепками, которые каждый прикрепляет себе на спину и старается отстегнуть их у соперников. Если ему это удается, он прикрепляет прищепку себе на грудь, и ее уже никто не может отстегнуть. Участник, который остался без прищепки на спине и на груди, выбывает из игры. Если у игрока отцепили прищепку на спине, но у него есть хотя бы одна прищепка на груди, он должен прикрепить ее на спину. Побеждает тот, у кого к концу игры останется больше прищепок на груди.

Ирина БЫСТРИЦКАЯ, учитель физической культуры МАОУ Гимназия № 13 г. Томска, показала, что с резиновыми жгутами можно тренировать мышцы не только рук, но и ног. Для этого ноги связывают жгутом между собой, для большей сложности - «восьмеркой» и выполняют ими - как согнутыми, так и прямыми - маховые движения в положениях стоя, сидя, лежа на животе, на спине и на боку.

Многим учителям понравилась авторская программа элективного конкурса «Упражнения со скакалкой», разработанная учителем физической культуры МБОУ СОШ № 42 г. Краснодара Инной КАРАКУЛИНОЙ. О ней мы подробно рассказывали в № 21/2010.


Танцевальные занятия

Как и в прошлые годы, на этом конгрессе было много танцевальных занятий: рок-н-ролл, хаус, хип-хоп, самба, зумба - далеко не полный перечень направлений мастер-классов. Эти мастер-классы не несли в себе методической или образовательной составляющей. Учителя получили весьма поверхностное представление о каждом из направлений, но зато смогли вдоволь потанцевать под энергичную музыку. Больше всех меня удивила Таина КОЙСТИНЕН из Финляндии. Раньше она работала учителем физической культуры, а сейчас вот уже почти три года директор школы. При этом на спортивных часах и дополнительных занятиях она танцует вместе с детьми и не останавливается на достигнутом. Я не смог представить на ее месте ни одного из знакомых мне директоров российских школ. А было бы здорово!


Цирк

Бо'льшая часть мастер-классов носила скорее развлекательный, чем образовательный характер. Порой учителя показывали такие упражнения, которые можно выполнить только в цирке. Яан МАЛЬМБЕРГ из Эстонии предложил участникам своего мастер-класса упражнения с баскетбольными и набивными мячами. Всем очень понравилось упражнение в парах, в котором один игрок подбрасывает мяч над собой, получает передачу от партнера и тут же возвращает мяч ему, а сам ловит мяч, подброшенный первым. Более сложный вариант - выполнение этого упражнения со сменой ролей.

Любовь ЭККИ, учитель физической культуры МБСОУ № 82 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Тюмени, провела мастер-класс «Цирк». Демонстрационное занятие началось с прослушивания выходного марша Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк». Слушателям было предложено угадать автора мелодии. На уроке ребятам предстояло попробовать себя в различных цирковых номерах.

Участники упражнялись в жонглировании одним, двумя и тремя мячами, а затем - в различных способах подбрасывания и перебрасывания резиновых колец одной рукой, а также одной и двумя ногами. Следующим номером программы были прыжки через вращающуюся скакалку: по одному, в парах, в тройках и с выполнением элементов повышенной сложности, придуманных самостоятельно. Цирковые артисты упражнялись во вращении одного и нескольких обручей на талии и на вытянутой руке, прыжках через обруч, пробовали подбрасывать его из одной руки в другую и ловить, закручивая катить по полу так, чтобы он потом вернулся обратно. Большой интерес вызвали упражнения с гимнастической лентой.

Не обошлось и без игровых заданий. Участники разделились на две команды с воздушными шариками - по числу занимающихся, - которые сами предварительно надули. Расположившись на разных сторонах спортивного зала, по сигналу учителя они начали перебрасывать шарики на сторону соперника. По окончании музыкальной композиции подсчитывается, сколько шариков осталось на сторонах команд: у кого их меньше, тот и победил.

Любовь Михайловна выдала всем участникам по листу бумаги, который нужно было скомкать одной рукой так, чтобы он поместился в ладонь. Образовавшийся мячик предложено было положить себе на голову и пройти по линии разметки спортивного зала, словно канатоходец, стараясь не уронить его; то же, выполняя различные танцевальные движения руками и ногами.

Не обошлось и без фокусов. Ведущая предложила собравшимся разрезать ножницами лист бумаги формата А4 так, чтобы через него можно было пролезть. Невыполнимое, на первый взгляд, задание оказалось не таким уж сложным, если проявить смекалку.


Групповое взаимодействие

Арунас КРАСАУСКАС, преподаватель физической культуры и основ здорового образа жизни Университета им. Миколаса Ромериса из Литвы, на своем мастер-классе показал игровые упражнения, которые помогают определить неформальных лидеров.

Учащиеся делятся на две команды и садятся в круги, у каждой по теннисному мячу. По сигналу ведущего нужно начать передавать его рукой в разные стороны, но не соседу. Ловить мяч можно только одной рукой. Какая из команд быстрее наберет 25 передач? В случае падения мяча подсчет начинается заново. Во время выполнения задания учитель внимательно следит за тем, кто и кому направляет мяч. Обычно дети доверяют тем, кто наиболее успешен в ловле и передачах, и тем, кто имеет определенный авторитет. Проводя эту игру второй раз, педагог вводит новое правило: нельзя возвращать мяч тому же игроку - нужно сделать так, чтобы в упражнении были задействованы все учащиеся. Проигравшая команда тоже должна выполнить все задание полностью, громко ведя подсчет передач. Игроки мобилизуются и стараются сделать все как можно лучше, а руководит ими, как правило, один из неформальных лидеров.

Затем Арунас предложил усложнить задание, работая с двумя мячами. При этом предварительно участники должны были обсудить стратегию, чтобы мячи не сталкивались во время передач, были задействованы все игроки, не было обратных передач и передач соседнему игроку. Во время обсуждения можно выявить, кто берет на себя инициативу и кого в первую очередь слушают ребята.

Ведущий предложил целый ряд игр, основанных на том, что в случае неудачи одного из игроков ему могут помочь другие, если пренебрегут своими амбициями ради успеха команды. В гимнастическом или борцовском зале, где пол полностью застелен матами, участники играют в салочки, передвигаясь по покрытию в положении упора, стоя на коленях. Двое водящих могут выполнять кувырки вперед. Осаленный игрок не покидает площадку, а ложится на спину и ждет, когда его выручат. Это может сделать любой другой участник, если встанет над ним в упоре стоя. После этого ранее осаленный игрок возвращается в игру.

Или вариант всем известной игры «Перестрелка»: две команды располагаются на разных сторонах площадки, у каждой по одному или два мяча. Участники стараются выбить ими как можно больше соперников; броски в голову запрещены. Выбитый принимает упор присев, а выручить его может любой игрок команды, который, положив руку ему на голову, пробежит вокруг него; то же, но выбитого игрока для спасения нужно вынести за пределы игровой зоны. Важно использовать мягкие мячи, чтобы не нанести травму.

Более интересные варианты спасения - те, в которых задействован не один, а несколько участников. Например, через лежащего на спине ранее выбитого игрока должны одновременно перепрыгнуть двое, взявшись за руки, или трое, которые должны встать над выбитым и, взявшись за руки над ним, одновременно произнести слово: «Гром!» - и опустить руки. Перед выполнением каждого из этих заданий участникам предлагается в течение 1-2 мин. обсудить тактику игры: выбрать бригаду спасения, определить зоны для игры, тех, кому можно доверить броски по сопернику, решить, как поступить в той или иной ситуации. Тут на первый план выходит умение лидеров распределить функции между участниками.

Затем Арунас предложил еще одно задание на командную работу. Всем участникам нужно было уместиться на одном гимнастическом мате и громко сосчитать до двадцати. Это не вызвало больших затруднений, а когда мат сложили вдвое, пришлось проявить смекалку, чтобы справиться с заданием.

В заключение участники образовали коридор, через который по очереди пробежали все, ударяя ладонью в ладонь друг друга: так часто делают спортсмены в игровых видах спорта при выходе на площадку под громкие овации. Таким образом все выражают признательность каждому за работу на уроке. Последним в коридор вбежал ведущий мастер-класса, что стало логичным завершением занятия.

Мастер-класс Элины ЮЛХЯ, учителя физической культуры из Рованиеми (Финляндия), был заявлен как «Развитие чувства баланса через танец», но тоже был посвящен умению работать сообща - в парах. Участники выполнили комплекс упражнений хатха-йоги «Сурья-намаскар», а затем, сделав 8 шагов, произвольно перемещаясь по площадке, нужно было принять положение приседа, поставив руки на колени (4 счета), потом стойку на одной ноге, руки вверх (4 счета), и продолжить задание под энергичную музыку. Ведущая, которая выполняла задание вместе со всеми, предлагала принять другие позы на равновесие: одно - в полуприседе, другое - в высокой стойке. Затем задание усложнялось: в конце первой восьмерки участники должны были подойти к другу, образовав любую пару, и принять положение равновесия на одной ноге, касаясь друг друга ступнями, потом сменить положение ног; то же, принимая положение полуприседа и держась за руки; то же спиной друг к другу, руки вперед или в стороны; то же, объединив три предыдущих задания.

Затем Элина предложила разделиться на пары и попробовать выполнять различные позы на удержание равновесия из числа показанных на рисунке (см. приложение к номеру). Участники должны были определить, какие позы у них лучше получаются, и выбрать три, которые они потом продемонстрируют.

Пары составили и собственные композиции на заранее прослушанную мелодию, в которые вошли:

- танцевальные движения в ходьбе;

- первая позиция в равновесии;

- танцевальные движения, связанные с вращениями;

- вторая позиция в равновесии;

- прыжковые танцевальные движения;

- третья позиция (финал).

Получились интересные проекты, в которых нашлось место и кувыркам, и колесам, и оригинальным поддержкам. Завершилось занятие совместным исполнением финского вальса под вдохновенное пение ведущей.

Важности работы в команде был посвящен и мастер-класс Арто Мякипелто из Финляндии, который познакомил собравшихся с игрой в кинбол: огромный - 120 см в диаметре - надувной и в то же время легкий мяч. Все были разделены на четыре команды, которые различались цветом повязок на предплечьях: красных, желтых, синих, белых. Нужно было совместными усилиями ловить мяч на вытянутые вперед руки, ладони вниз. Затем один из участников бил по нему рукой, направляя обязательно вверх, при этом все громко называли цвет команды, которая должна быстро, выставив руки вперед, остановить полет мяча, не дав тому упасть. Без слаженной работы всех участников этого не получится. Если мяч опускается на пол, команда, которая должна была его поймать, наказывалась штрафным очком.


Педагогические хитрости

О том, что на конгрессе собрались действительно мастера своего дела, можно судить по тому, как они моментально находили выход из создавшихся нестандартных ситуаций. Так, на мастер-классе по флорболу, который проводили Марья-Сиско Луоде и Таина Сильвиус из Финляндии, участников оказалось больше, чем клюшек. Какой выход нашли педагоги? Они предложили участникам разделиться на пары и взяться за одну клюшку вдвоем. В итоге это была уже другая игра, но в занятие были вовлечены все.

На мастер-классе по кинболу у Арто Мякипелто из Финляндии внезапно сдулся мяч. Пока организаторы накачивали его, педагог предложил выполнить упражнения на координацию движений: одной рукой поглаживать себя по голове по часовой стрелке, а другой - по животу против часовой; то же, сменив положение рук, - или одной рукой похлопывать себя по груди, а другой поглаживать по животу; то же, сменив положение рук. Затем - прыжки: два одинаковых, третий - кардинально отличный от них; то же с движениями рук. Участники так увлеклись работой, что забыли про мяч. До окончания мастер-класса еще оставалось время, а намеченная программа уже была завершена. Ведущий тут же предложил участникам выполнить упражнения в парах для укрепления кистей рук: передвижения в упоре стоя и лежа. Наиболее сложным оказалось упражнение «Часы». Два игрока в упоре лежа исполняют роль минутной и часовой стрелок; ведущий называет время, а участники должны, передвигаясь в упоре, изобразить положение стрелок на часах. Понравилось собравшимися и упражнение «Гусеница»: первый номер принимает положение упора лежа, второй берет его за голени, третий принимает положение упора лежа перед первым номером и кладет ноги ему на плечи; в этом положении гусеница должна пройти несколько шагов. Если это удается, присоединяются четвертый и пятый номера.

Более сложный вариант - отжимания в парах. Первый номер принимает положение лежа на спине. Второй в упоре, лежа над ним, руками упирается в голени первого. Тот, в свою очередь, держится руками за голени второго. Второй выполняет отжимание - не без помощи первого, после чего, согнув руки, оба партнера делают перекат, после которого первый оказывается вверху, а второй - внизу на спине; задание повторяется.

Очень много различных методических приемов из своей модульной программы третьего урока продемонстрировал Дмитрий БЕСПОЛОВ из Москвы. С данной программой можно познакомиться в № 16/2011.


Баскетбол и не только

Среди мастер-классов по игровым видам спорта больше всех был представлен баскетбол. Ведущими были и заслуженный тренер СССР и России Евгений ГОМЕЛЬСКИЙ, и постоянный участник конгресса Джеф ЗОУНИР, учитель физической культуры и основ здорового образа жизни из Колледжа Святого Майкла (Торонто, Канада). Но мне хотелось бы подробнее остановиться на мастер-классе Яака ЯЛАКАСА из Эстонии, который впервые на конгрессе знакомил собравшихся с тестовыми упражнениями по баскетболу, используемыми всеми тренерами-преподавателями этой страны в системе школьного спорта. По этим тестам свыше 20 лет проводятся соревнования в разных возрастных группах в рамках ежегодного фестиваля баскетбола, преподаватели сравнивают результаты нынешних учеников с результатами их ровесников других лет, выявляют проблемные места в своей работе. Хороший стимул для ребят - результаты их предшественников, которые добились больших успехов и играют в профессиональных баскетбольных клубах.

Задания достаточно просты и могут быть использованы в качестве контрольных упражнений при оценивании на уроках баскетбола, а также включены как отдельные задания в программу школьных олимпиад по предмету.


Броски с точек

Ученику предлагается выполнять броски с девяти разных мест вдоль линий ограниченной зоны. Ученик имеет право перейти на следующую точку только в случае успешного броска с предыдущей. Мальчики могут ошибиться лишь один раз, девочки - два. В случае второго промаха у мальчиков и третьего - у девочек задание прекращается. Подсчитывается количество попаданий в кольцо.


Штрафные броски

Ученик выполняет броски с линии штрафного броска в течение 1 мин. При этом каждый раз после броска он сам бежит за мячом и возвращается на линию с ведением мяча. Подсчитывается количество попаданий, результат умножается на 2.


Слалом

Напротив участника, стоящего за лицевой линией, располагаются шесть стоек на расстоянии 3 м одна от другой. Первая стойка располагается на расстоянии 3 м от него. По сигналу судьи ученик выполняет ведение мяча, поочередно обводя стойки то с правой, то с левой стороны. Достигнув последней стойки, он обегает ее с левой стороны и выполняет то же задание в обратную сторону, начиная обводку стоек с левой стороны; добежав до лицевой линии, кладет на нее мяч. В этот момент выключается секундомер.


Большая восьмерка

На площадке устанавливают шесть стоек справа и слева от линии штрафных бросков и центрального круга. Ученик располагается за лицевой линией. По сигналу судьи он выполняет ведение мяча, обводя первую стойку справа, вторую - слева, третью - справа, и бросает его в кольцо в движении с правой стороны; в случае результативного броска выполняет задание в другую сторону, а в случае промаха - бросает мяч до тех пор, пока не попадет в цель. Задание выполняется на время; секундомер останавливается в момент касания мячом пола после второго результативного броска или если ученик затратил на него более 30 сек.


Броски после ведения

Ученик с мячом располагается в центральном круге. По сигналу судьи он выполняет ведение к ближайшему кольцу, потом бросок в движении с левой стороны, в случае промаха продолжая бросать до попадания; затем подбирает мяч, также с ведением бежит к линии штрафного броска, выполняет бросок по кольцу, в случае промаха подбирая отскочивший мяч и продолжая выполнять штрафные броски до попадания; подбирает мяч, ведет его за линию трехочковых бросков и выполняет броски с дальней дистанции до попадания. В случае промаха каждый раз нужно возвращаться за линию трехочковых бросков с ведением мяча. Задание выполняется на время; секундомер останавливается в момент касания мячом пола после второго результативного броска или если ученик затратил на него более 45 сек.


Челночный бег

Ученик с мячом располагается в центральном круге. По сигналу судьи он выполняет ведение мяча к ближайшему кольцу, затем бросок в движении с правой стороны, в случае промаха продолжая бросать до попадания, затем с ведением мяча возвращается в центральный круг и повторяет это же задание еще 2 раза. Вернувшись в центральный круг третий раз, ученик должен положить мяч на среднюю линию. В этот момент выключается секундомер. Задание прекращается, если ученик затратил на него более 30 сек.


Оценивание

Результаты каждого теста в баллах записываются в таблицу. В первых двух тестах засчитывается количество попаданий; в штрафных бросках действует двойной коэффициент. В других тестах баллы начисляются по занятым местам и зависят от количества участников. В основе оценивания - принцип: последнее место - 1 балл, предпоследнее - 2 балла, и т.д. Если участник не уложился в отведенное время, ему будет начислен только 1 балл. Победитель определяется по наибольшей сумме баллов.


Применение в игре

В Школьной баскетбольной лиге Эстонии два из этих тестов влияют на результаты баскетбольных матчей. Перед началом игры участники каждой команды, которая состоит из девяти игроков, включая запасных, выполняют тест на броски после ведения мяча. Каждый ученик имеет право на один бросок и выполняет задание один раз, после чего передает эстафету другому. Учитывается и количество попаданий, и время. Команда, которая быстрее справится с заданием, получает 2 очка. Например, одна команда выполнила задание раньше другой, и ее игроки поразили кольцо 7 раз, в то время как ее соперники - 5. Это означает, что игра начнется со счета (сюда) не 0:0, а 9:5: 7 очков - по количеству попаданий плюс 2 - за лучший результат. При этом игра начинается розыгрышем спорного броска.

Перед началом второй половины встречи все игроки команд выстраиваются в колонну и друг за другом в течение 1 мин. выполняют штрафные броски. Подсчитывается количество попаданий, которое суммируется с очками, набранными в первой половине встречи, после чего игра продолжается.

Из других игровых видов спорта была представлена лапта. Эта игра вызвала очень большой интерес, особенно у наших иностранных коллег. Особенностью мастер-классов Виктора ЛЕПЁШКИНА, учителя физической культуры гимназии № 8 г. Дубна Московской обл., было то, что он адаптировал правила лапты под условия обычного спортивного зала размером 24×12 м.


До новых встреч!

На закрытии конгресса Александр ВОРОНОВ, министр по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, сообщил, что традицию проведения этого мероприятия обязательно сохранят, и пожелал всем снова встретиться в 2014 году. Приятно, что, несмотря на усталость после учебного года, учителя находят в себе силы, ищут средства, обмениваются опытом и ищут новые пути преподавания предмета.

© 2010-2022