Техническая подготовка юных футболистов

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД «ДЮСШ № 3» Г. ОРЛА





Тема по самообразованию:

«Техническая подготовка юных футболистов»









Тренер-преподаватель: Ноздрин В.А.
















Орел-2015







ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ

ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ








ВВЕДЕНИЕ

Формирование технического мастерства - одна из задач всесторонней подготовки футболистов. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола и совершенствования ее. Прочное освоение всего многообразия рациональной техники (на основе использования законов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность применения приемов для решения тактических задач в сложных условиях игры. Техническое мастерство футболистов базируется на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности.

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Техническая подготовка-это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение техникой игры.

Основными задачами технической подготовки считаются:

-прочное освоение всего многообразия рациональной техники;

- обеспечение разностороннего владения техникой и умения сочетать в разной последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча;

- надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры (при противодействии игроков команды соперника).

Для повышения эффективности тренировочного процесса и в целях неуклонного роста мастерства исключительно важно учитывать взаимосвязь физической и технической подготовки футболистов. Правильная организация тренировочного процесса должна способствовать высокому уровню развития и надежности тех систем организма, которые несут основную нагрузку при многократном выполнении технических приемов в условиях тренировок и соревнований.

Основные средства решения задач технической подготовки - соревновательные и тренировочные упражнения. К соревновательным относятся технико-тактические действия в календарных, контрольных, учебных и других играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные упражнения. Цель подготовительных упражнений - подготовить мышечно-связочный аппарат футболиста к нагрузкам; подводящих - к правильному выполнению изучаемого приема; специальных - овладеть сложным арсеналом технико-тактических приемов. Специальные упражнения состоят из отдельных технических элементов, а также из различных связок. По координации, усилиям, амплитуде и другим особенностям они должны быть схожи с техническими действиями, применяемыми футболистами в игре.

Эффективность применяемых средств технической подготовки игроков во многом зависит от методов обучения. На всех этапах подготовки футболистов используют общепринятые методы физического воспитания.

Метод упражнений (целостный или расчлененный) дает возможность создать оптимальные условия для освоения технических приемов и их разновидностей.

Игровой метод физического воспитания открывает перед занимающимися широкие перспективы проявлять самостоятельность, инициативу, находчивость, решительность и настойчивость.

Соревновательный метод используется в контрольных, товарищеских и календарных играх. В форме соревнований проводятся также отдельные упражнения (например: кто точнее поразит цель? кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке?). Особенности проведения соревнований, ярко выраженные противоборства, высокая эмоциональность усиливают физиологическое и педагогическое воздействие физических упражнений. В процессе соревнований возможности точно дозировать нагрузку ограничены. Руководство деятельностью занимающихся сводится к разработке установки на игру. Необходимые коррективы вносятся в ходе игры.

Методы обеспечения наглядности помогают созданию у занимающихся конкретных представлений об изучаемых движениях. В процессе обучения находят применение: показ упражнений, демонстрация фотографий, рисунков, схем и т. п.; просмотры кинофильмов и видеозаписей, технические средства.

Методы использования слова дают возможность сообщать определенные сведения, ставить задачи, анализировать результаты и т. д. В практике применяют рассказ (краткий и развернутый), сопроводительное пояснение, указания и словесные оценки, беседы в разных формах.

Средства и методы технической подготовки подбирают в зависимости от целевых установок многолетней тренировки, от конкретных задач, условий и от уровня подготовленности юных футболистов.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ

При изучении отдельного технического приема выделяют следующие этапы: первоначальное обучение; углубленное разучивание; закрепление и совершенствование техники.

Каждый этап имеет ряд особенностей, с учетом которых тренеры ставят конкретные задачи и выбирают рациональную методику обучения.

Первоначальное обучение. Главная цель этапа - освоение основ техники изучаемого приема.

Первые попытки выполнить прием конкретным способом ведут к формированию коркового динамического стереотипа. Вначале они характеризуются иррадиацией нервных процессов в коре головного мозга. А недостаточно развитое у детей внутреннее торможение часто вызывает неточное воспроизведение кинематических и динамических характеристик изучаемого действия, неустойчивость его ритма, ненужные дополнительные движения. По мере формирования двигательного навыка у занимающихся создается целостное зрительное представление о приеме владения мячом и о его основных элементах.

Первоначальное изучение приема начинается с ознакомления (чаще всего при помощи рассказа, показа и практического упражнения).

В рассказе дается точное описание приема, сообщаются сведения о его значении и месте в условиях игры, объясняются основы техники выполнения. Поскольку внимание у детей неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.

Показ должен быть образцовым не только по форме. Необходимо оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительностей, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при изучении технического приема. Часто показ сочетается с сопроводительным пояснением, которое усиливает и углубляет восприятие.

Для создания двигательных ощущений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике футбола преимущественно используют методы целостного упражнения, так как расчленение приемов часто приводит к резкому искажению их структуры.

Поначалу техническим приемам необходимо обучать через «ведущую» (по методике) ногу и в удобную сторону.

Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у юных футболистов утомление нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две-три серии по 8- 10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха, для получения необходимых замечаний от тренера и для повторного показа упражнений. Новый материал изучают на 3-5 последующих уроках.

Углубленное разучивание. Этот этап характеризуется закреплением основ техники и углубленным уточнением деталей каждого изучаемого движения. В процессе освоения движений совершенствуется первоначальное умение, как бы автоматизируется выполнение навыка. Технический прием выполняется правильно, четко, свободно.

В успешном решении задач обучения на этом этапе большое значение приобретает способность занимающихся сознательно и активно оценивать двигательные ощущения. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснения и более глубокий анализ техники, самоанализ и т. д. Непосредственную демонстрацию дополняет широкое использование наглядных пособий: фото- и киноматериалов, плакатов, рисунков, схем и т. п. Существенный эффект дает применение разных средств информации о ходе и основных параметрах движения.

На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Все упражнения должны носить строгую целевую направленность. Число стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, но с разными параметрами движений) уменьшается, зато значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой проходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик движений. Предпринимаются попытки выполнить изучаемый прием со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом техника выполнения приема не должна искажаться, а целевая точность не должна выходить за пределы допустимой. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений - 30 и 70 %.

Преобладание вариативного выполнения двигательных действий, которые сопровождаются разными по характеру ощущениями и восприятиями, предъявляет повышенные требования к деятельности анализаторных систем и способствует формированию точных представлений об изучаемых движениях. Число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действие необходимо повторять в течение 10-12 мин, после чего вводятся 3,5-5-минутные переключения. Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем - снова многократные повторения изучаемого действия в таком же временном отрезке. Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что дает возможность обновлять изучаемый материал.

На данном этапе широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование техники. Основные задачи этого этапа - закрепить освоенную технику, довести специальные двигательные навыки до высшей степени автоматизма и приспособить эти навыки к условиям игры.

На данном этапе находит применение весь комплекс методов физического воспитания. В теории и практике футбола выделяют три способа воздействия на систему движений при ее совершенствовании:

  • изменение обстановки, в которой действует спортсмен (проведение занятий в разных климатических и метеорологических условиях: в зале, на поле с разным покрытием, на заснеженных площадках, в футбольных городках и т. д. Использование мячей разного веса и размера, разной упругости);

  • изменение функционального состояния самого спортсмена (выполнение упражнений в состоянии повышенной эмоциональности или в состоянии утомления, но непременно в соответствии с объективными данными педагогического и врачебного контроля);

  • изменение задачи в ходе выполнения упражнения: облегчение (уменьшать расстояния, скорости и усилия; избегать помех в выполнении упражнений и др.) или усложнение (увеличивать расстояния и скорости, выполнять упражнение на оценку, применять сложные соединения приемов; внезапно переключать внимание и т. д.) ее. Варьирование задач в упражнениях вызывает изменение формы и характера выполнения движений.

ГЛАВА 3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ТРЕНИРОВКИ

Техническое мастерство характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игры. Поскольку техника футбола представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с мячом, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с меньшей затратой времени и усилий большое значение имеют систематизация изучаемого материала и определение рациональной последовательности обучения технике.

Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, но не сводится только к использованию методических подходов «от простого - к сложному» и «от легкого - к трудному». Вначале осваивают основные доступные приемы и способы ведения игры, а на их базе формируют новые двигательные навыки.

В процессе ознакомления с техническими приемами и разучивания их используется в основном фронтальный способ организации занимающихся. Для каждого этапа многолетней тренировки отбирают определенный круг приемов и способов, которые изучают параллельно: вначале (до освоения основ техники) каждый в отдельности, затем - в сочетании с другими (освоенными). В одном уроке не следует обучать одновременно более чем 2-3 новым приемам.

Постановка конкретных задач по технической подготовке футболистов на каждом этапе многолетней тренировки обусловливается многими факторами: целевой направленностью этапов, возрастными особенностями развития детей и подростков, динамикой воспитания физических качеств, особенностями структуры формирования двигательных навыков.

На этапе начальной подготовки задача номер один - ознакомление начинающих футболистов с основными доступными техническими приемами. Успешное решение этой задачи способствует формированию стойкого интереса занимающихся к футболу.

Обучение на данном этапе начинается с изучения техники передвижения: основных приемов бега, остановок, поворотов и прыжков. Параллельно юные футболисты знакомятся с приемами техники владения мячом и с основными способами выполнения этих приемов:

  • с ударами по мячу ногой (внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема);

  • с ударами по мячу головой (средней частью лба);

  • с остановками мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой и бедром);

  • с ведением мяча ногой (средней и внешней частью подъема);

  • с обманными движениями «уходом»;

  • с отбором мяча (отбиванием ногой в выпаде);

-с вбрасыванием мяча из-за боковой (с места).
Задача этапа специализации - овладение основами техники игры.

На этом этапе юные футболисты более углубленно разучивают технические приемы, с которыми знакомились на предыдущем этапе, и приступают к изучению остальных приемов обращения с мячом. Вратари изучают основные приемы техники: ловлю, отбивание и броски мяча. В дальнейшем закрепляют и совершенствуют освоенное. У юных футболистов вырабатываются прочные навыки выполнения всего многообразия технических действий и формируются умения комплексно и эффективно применять эти навыки в условиях игры.

По мере усвоения технических приемов занимающиеся совершенствуются:

  • в прямых и резаных ударах разными способами по мячам, летящим по разным траекториям и в разных направлениях;

  • в остановках мяча с переводами;

  • в ведении мяча разными способами;

  • в обманных движениях;

  • в отборе мяча ударом и остановкой в выпаде и в подкате, толчком плеча;

  • во вбрасывании мяча из-за боковой с места, в движении, с падением.

Вратари совершенствуются в ловле, отбивании и переводах мяча разными способами: без падения, в падении, в прыжке.

В конце этапа специализации (в отдельных случаях несколько раньше или позже) футболистов обычно закрепляют по игровым амплуа. Поэтому к совершенствованию приемов владения мячом необходимо подходить дифференцированно.

Этап спортивного совершенствования характеризуется дальнейшей углубленной отработкой технических приемов, доведением технических навыков до высшей степени автоматизма и адаптацией футболистов к экстремальным условиям игры. Занятия все больше носят тренировочный характер и строятся в полном соответствии с условиями и с режимом соревновательной деятельности. Задачи физической, технической и тактической подготовки решаются в тесной взаимосвязи.

При правильной организации тренировочного процесса не только усиленно осваиваются отстающие элементы техники, но и совершенствуются наиболее полюбившиеся приемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Золотарев А.П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1996. - 76 с.

  2. Романенко А. Н., Джус О. Н., Догадин М. Е. Книга тренера по футболу. - Киев: Здоровье, 2008.

  3. Футбол: Учеб. /Под общей ред. П.Н. Казакова. - М.:ФиС, 2009. - 146 с.


© 2010-2022