• Преподавателю
  • Физкультура
  • Научный проект «Влияние занятий лечебной физической культуры на функциональное состояние старшеклассников»

Научный проект «Влияние занятий лечебной физической культуры на функциональное состояние старшеклассников»

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов,несовершенство системы обучения неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья школьникови организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальн...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Научный проект

« Влияние занятий лечебной физической культуры на функциональное состояние старшеклассников»



Руководитель: учитель Краснознаменской СШ

Абитов Д.С.







 Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1 Врачебно - педагогическая характеристика учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ ……………...…...……………………………… 5

2 Средства физического воспитания, как фактор оздоровления и функционального состояния учащихся ………………………………..……..8

2.1 Физические упражнения - ведущее оздоровительное и стимулирующее средство………………………………………………….……8

3 Анализ научно - методической литературы………..…………….12

3.1 Организация исследования, методы и методики, используемые в работе …….………………………………………………………………………15

3.2 Обсуждение результатов исследования…………………………..18

Выводы....................................................................................................25.

Список используемой литературы…………………………………….26





































Введение

Сегодня, в ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение, создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Несмотря на успехи в деле охраны здоровья детей и подростков, за последние годы у школьников резко выросло число заболеваний органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Врачи отмечают «омоложение» и рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, нарушения обмена веществ. Во многих школах таких детей освобождают от занятий физической культурой.[26]

Учащающаяся заболеваемость детей и подростков является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм человека живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней и внутренней среде, но на двигательную активность он отвечает совершенно поразительным образом, приходя в состояние значительных нарушений функционального состояния и здоровья при гипокинезии. Напротив, достигая высочайшего развития своих функций и систем при правильно организованном тренирующем режиме систематических нагрузок. Двигательная недостаточность не только неблагоприятно влияет на функциональное состояние и здоровье растущего организма. Она своеобразный «пусковой механизм», провоцирующий развитие других нарушений, которые в свою очередь усиливают влияние гипокинезии. Таким образом, формируется порочный круг: двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма ребёнка, это в свою очередь, ведёт к нарушению способности выполнять физические нагрузки. Складывается парадоксальная ситуация - организм нуждается в двигательной активности, в занятиях физическими упражнениями, однако, будучи «недогружен» ими, утрачивает приспособляемость к выполнению мышечной деятельности и отвыкает от нее. Постепенно развивающееся при этом двигательное «голодание» все более ухудшает функциональное состояние организма ребёнка и ведет к развитию заболеваний.

Известно, что важнейшим стимулятором роста и развития является «мышечная деятельность». Без работы мышц вся жизнедеятельность организма остается несовершенной: обмен веществ не способствует накоплению энергетического потенциала, а идет по типу расходования его; сердце работает неэкономично, а вся система кровообращения и дыхания остается неприспособленной для того, чтобы обеспечить интенсивную деятельность организма.

Мышечная деятельность- основное условие нормального возрастного развития и формирования функций важнейших органов и систем. Такое влияние мышечная деятельность оказывает на организм благодаря моторно-висцеральным рефлексам, т.е. воздействиям, берущим свое начало в мышцах и по нервным проводникам через центральную нервную систему передающимся по всем внутренним органам. Каждый моторно-висцеральный рефлекс несёт в себе импульс, повышающий жизнедеятельность ткани или целого органа. Именно поэтому не только полезны, но и жизненно необходимы влияния мышц. Если раньше их рассматривали как исполнительный орган, то теперь стало ясно, что эта их функция - не самая главная. Именно эта «внутренняя отдача» мышечной деятельности, представленная моторно-висцеральными рефлексами делает её исключительно важной для человека в любом возрасте и, особенно в детстве и юношестве. По-своему влиянию на организм мышечная деятельность может быть поставлена в один ряд с кислородом и витаминами. Недостаток мышечной деятельности подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на организм. Естественно более всего страдает от двигательной недостаточности - гипокинезии - растущий организм. Вот почему одним из самых важных, жизненно необходимых условий формирования здорового организма является обеспечение в периоде роста и развития ребенка полноценной, т.е. достаточной по количественному составу (разнообразное использование упражнений) и по количественным показателям (объем применяющихся нагрузок) двигательной активности.

Сегодня точно известно: гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает здоровье и нормальное развитие школьников, составляет 6-15 часов, только организованных занятий в неделю. Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему организму для нормальной здоровой жизнедеятельности, то необходимый уровень количества организованных (проводимых с преподавателями) и неорганизованных (осуществляемых самостоятельно в форме пребывания в движении на свежем воздухе или в подвижных играх со сверстниками) занятий должен составлять 12-30 часов в неделю. Однако школьник получает гораздо меньшую «дозу» двигательной активности - в среднем - 3-5 часов в неделю. Отсюда и нарушения в здоровье и физическом развитии детей, обделённых жизненно необходимыми им движениями.

Гипотеза. В связи со сказанным выше в основу исследования положены малоинтенсивные аэробные нагрузки с применением обширных мышечных групп, выполняемые в подготовительном и основном периодах учебного процесса по физическому воспитанию с детьми специальной медицинской группы (СМГ), которые оказывают положительные функциональные сдвиги и влияют на уровень двигательных возможностей у данной категории учащихся.

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить существующие методики и подходы к занятиям физическим воспитанием учащихся СМГ для старшеклассников.

2. Исследовать комплекс малоинтенсивных аэробных нагрузок с включением обширных мышечных групп.

3. Проанализировать уровень функционального состояния учащихся СМГ, развитие долговременной адаптации и ликвидации обострения заболеваний у детей.

Объектом исследования стал учебно-педагогический процесс учащихся СМГ г.Петропавловска КГУ сш№9

Цель работы:

1. Повысить качество и эффективность процесса физического воспитания с учащимися СМГ в условии сельской школы.

2. Способствовать, благодаря занятиям по предложенной программе, переводу учащихся из СМГ в подготовительную группу.

В связи с этим научная новизна работы заключается в обосновании, доступности малоинтенсивных аэробных нагрузок с использованием больших мышечных групп для ослабленных детей.

Методический материал работы может быть использован в практической деятельности учителей физической культуры. Предлагаемая методика комплексно - аэробных нагрузок приемлема в любых школьных условиях и не требует дополнительного оборудования, инвентаря. А также может использоваться для самостоятельных занятий.

1 Врачебно - педагогическая характеристика учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.

Существуют данные о том, что акселерированные школьники больше всего склоны к заболеваниям органов дыхания и некоторым хроническим болезням. Так, хронический тонзиллит поражает, примерно, каждого 4-5-го школьника. Он способствует возникновению многих заболеваний внутренних органов, в первую очередь сердца, сосудов, почек, а также служит постоянным очагом интоксикации и сенсибилизации организма снижает работоспособность и отрицательно влияет на успеваемость учащихся. У этих школьников наблюдается снижение функционального состояния сердечно-сосудистой и адреналовой систем и ухудшение состава периферической крови. Переносимый нередко «на ногах» и проявляющийся часто в виде легких периодически наступающих болей в горле, хронический тонзиллит является серьезным заболеванием, которое опасно не только само по себе, но и свойственными ему осложнениями. Наиболее высокий процент пораженности хроническим тонзиллитом отмечается у девочек 12-14 лет и мальчиков 16 лет, что можно объяснить изменением реактивности в период полового созревания. [16,17]

По данным различных авторов на одном из первых мест находится патология почетно-выделительной системы (в большинстве случаев обусловленная аномалией развития почечной лоханки и мочеличников). Несколько реже (2,5-4,0% случаев) у школьников отмечают хронические заболевания носа и уха.

Значительно распространен среди школьников кариес зубов. Известно, что при кариесе снижается умственная работоспособность, ухудшается самочувствие детей. Интоксикация, сопровождающая кариозный процесс, ослабляет организм ребенка и приводит к аллергизации.

Нередки у детей школьного возраста и болезни краевого - пародонта, которые отмечаются при заболеваниях ревматизмом и гепато-холециститом. Ведущую роль в развитии этого заболевания играют негигиеническое содержание рта (89%), аномалии прикуса (60%).

Хронические заболевания печени, желчевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта возрастает от младших классов к старшим и достигает максимума в 10-11 классах. На фоне большой учебной нагрузки, нервного напряжения в выпускном классе наблюдается обострение указанных заболеваний.

Отмечается рост числа аллергических заболеваний у детей. Выраженный эксудативный диатез, экзема, нейродерматиты, бронхиальная астма, отек Квинке - далеко не полный перечень аллергических заболеваний.

Высок процент детей с нарушениями в деятельности центральной нервной системы, в основном дети, с так называемой микросимптоматикой:

(раздражительность, головные боли, страх, плохой сон),что резко снижает работоспособность и эмоциональный тонус учащихся и может привести к началу более серьезных заболеваний.

Расстройства типа неврозов у школьников наблюдается чаще всего у мальчиков 3-6, 9-10 классах, у девочек - в 10-11 классах. В большинстве случаев проявляются в виде астенических состояний.

Выявлены различные нарушения эндокринных функций. Нарушение менструального цикла, экзогенное - конституциональное ожирение. Избыточная масса в детском возрасте представляет далеко не без обидное явление. Нарушается функция сердечной мышцы, нередко отмечается случаи миокардиодистрофии. Наступают изменения в суставах нижних конечностей, х-образная форма ног, плоскостопие.

Отмечаются различные функциональные отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы, особенно в уровне артериального давления (повышенное или пониженное давление), что чаще всего обусловлено умственным перенапряжением учащихся, особенно в специализированных школах.

Нарушение осанки и телосложения у детей составляет серьёзную проблему, только стойкие деформации позвоночника (кифозы, сколиозы, лордозы) составляют около 6,5% среди всего детского населения, не считая начальные стадии нарушений телосложения.

Сердечно-сосудистая патология - врожденные пороки сердца или приобретенные ревматического происхождения, нередко тоже являются причиной ослабления детей.

Существенное значение для оценки состояния здоровья учащихся имеет характеристика их заболеваний. В структуре её у школьников 7-15 лет первое место занимают болезни органов дыхания, причем 75,5% из них принадлежат респираторным инфекциям. С возрастом происходит изменение структуры заболеваемости: если в 1-ом классе второе место по частоте занимают детские инфекции, то к 8-9-му классу они перемещаются уже на пятое место, а на второе место выходят заболевания органов чувств, которые во всех классах занимают 2-3 место деля их в 5-8 классах с травмами.

Сравнение данных заболеваемости учащихся города и сельской местности выявляет у последующих несколько более низкий уровень, регистрируемый по обращаемости. Однако структура заболеваемости и ранговое распределение болезней по возрасту идентичны.

Опасность гипокинезии позволяет понять, почему при большинстве заболеваний либо завершившихся, либо протекающих в хронической форме необходима мышечная деятельность. Гиппократ, живущий более 400 лет до н. э. которого считают "отцом" медицины, уже знал, что после выздоровления от различных болезней нужно заниматься физическими упражнениями и применял с успехом это средство не только для взрослых, но и для детей.

Организация и комплектование специальных медицинских групп.

Учащиеся общеобразовательных школ проходят медицинский осмотр не реже одного раза в течении учебного года (в основном в первом полугодии). На основании данных о состоянии здоровья и физического развития они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.



Таблица 1.1 Распределение учащихся на медицинские группы для участия в занятиях по физической культуре


Медицинские группы

Допускаемые мероприятия

Медицинская характеристика

1

2

3

Основная группа

  1. Занятия по школьной программе в полном объеме

  2. Последовательная сдача нормативных требований.

  3. Занятия в одной из спортивных секций школы, ДСО, ДЮСШ, участия в соревнованиях.

Школьники без отклонений в физическом развитии без отклонений в состоянии здоровья.

Учащиеся с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, но с достаточной физической подготовкой.

Подготовительная группа

Занятия по школьной программе при условии исключения некоторых видов физических упражнений.

Сдача нормативных требований и зачетов с особого разрешения врача.

Занятия в спортивных секциях запрещаются, рекомендуется занятия в группах ОФП.

Школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии без достаточной степени физической подготовленности.

Специальная группа

Занятия по специальным учебным программам. Освобождается от сдачи норм.

Школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера, требующие ограниченных физических нагрузок.



Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа "А" (обучающиеся с обратными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу). Подгруппа "Б" (обучающие с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

В группу «А» относят учащихся с отклонениями, не оказывающими существенного влияние на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающие двигательными навыками, а также школьников, временно отнесенных в специальную мед. группу для полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы.

В группу «В» относят учащихся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата.

2. Средства физического воспитания, как фактор оздоровления и функционального состояния учащихся в СМГ

2.1 Физические упражнения - ведущее оздоровительное и стимулирующее средство

Физические упражнения способствуют повышению функционального состояния организма, создают специальный, направленный эффект самого различного содержания. Существуют различные классификации физических упражнений, связанные с особенностями реакции организма на физические нагрузки.[24]В работе с ослабленными и больными учащимися целесообразно придерживаться классификации, в основу которой положен оздоровительный и развивающий (стимулирующий) эффект управления. Различают следующие группы физических управлений:

  • обще оздоровительные - оказывают общий неспецифический оздоровительный эффект и применяют при любом заболевании.

  • специально-оздоровительные (лечебные) - оказывают действие на конкретное звено болезненного процесса в организме.

  • общеразвивающие и общестимулирующие - оказывают развивающий эффект на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают базу для развития основных физических качеств.

  • специально-развивающие - развивают отдельные двигательные качества: силу, ловкость, скорость, выносливость, гибкость и др., вызывая в организме специфические изменения.

  • физические упражнения для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья используются в той же последовательности, которая значится в классификации. Они являются основным элементом содержания урока физкультуры и многих других форм занятий. Комплексным использованием различных упражнений достигается необходимая общая двигательная активность, обеспечивающая оздоровительно-развивающее воздействие на ослабленный организм.

  • общеоздоровительные физические упражнения: общеоздоровительные упражнения делятся на три группы: а) динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию организма; б) упражнения, формирующие и исправляющие осанку; в) дыхательные упражнения.

Динамические циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию. Общий оздоровительный эффект оказывают физические упражнения циклического характера с динамической работой мышц. К ним относятся: бег, ходьба, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, специально подобранные гимнастические упражнения и др. Они легко дозируются по своей интенсивности (мощности), хорошо соизмеряются с возможностями организма. Эти упражнения воздействуют на все системы организма главным образом на аппараты крово и лимфообращения, на дыхательную систему. Они стимулируют неспецифические, общие защитные силы организма. Малая реакция достигается упражнениями, выполняемыми относительно медленно, при этом частота сердечных сокращений увеличивается максимально до 120 ударов в минуту. АД не превышается или превышается незначительно. Умеренная реакция характеризуется несколько большим темпом и соответственно большими сдвигами в организме: пульс от 120 до 150 ударов в минуту, АД систолическое повышается до 150 мм.рт.ст.

Упражнения, вызывающие малую реакцию, используется при значительном ослаблении здоровья, для ускорения восстановительных процессов после интеллектуальной и физической работы, должны быть обязательным компонентом активного отдыха. По мере адаптации к малым нагрузкам, необходимо переходить к упражнениям с умеренной физиологической реакцией, т.к. иначе теряется оздоровительный эффект. Нагрузки с умеренной физиологической реакцией должны занимать 15-20 минут в день и больше (в зависимости от состояния) либо 30-40 минут через день; с малой реакцией как можно больше времени в продолжении дня. Функциональные способности организма, достигнув определенного уровня, перестают развиваться, поэтому приходиться увеличивать темп упражнения или включать дополнительные сопротивление

Правильная осанка - залог здоровья. Ее формирование является специальной задачей физического воспитания, особенно в период роста тела, развития и созревания функций. В первую очередь важно выяснить причины вызывающие ее нарушения. Либо это отражение слабости мышечной системы, общей слабости организма, заболеваний позвоночника, нервной системы или это следствие статического перенапряжения мышц туловища. Исправление дефекта осанки - процесс достаточно длительный, требует целенаправленных занятий физическими упражнениями. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует строгого подхода к организации занятий, не реже 3-х раз в неделю. Подкреплять стереотип осанки необходимо самостоятельными занятиями дома. Исправление осанки достигается с помощью специальных упражнений, которые дают возможность изменить и нормализовать нарушения физиологических изгибов позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, нормализовать брюшной пресс. Правильное положение частей тела во время движения закрепляется путем создания естественного мышечного корсета. Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, даст стойкий эффект при одновременном формировании навыка правильной осанки. Он создается на базе мышечно-суставного чувства. Для этого используются: тренировка перед зеркалом (зрительный контроль), взаимоконтроль, контроль осанки у стены, предметы на голове, зрительный контроль учителя и др. средства. Важно уметь напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц. Например, после коррекции осанки перед зеркалом или у стены, выполняются упражнения в расслаблении мышц туловища, и снова команда - быстро принять правильную осанку и выполнять различные упражнения при которых обязательно сохранятся правильное положение тела, упражнения в равновесии, на координацию. Широко используются игры, предусматривающие сохранение правильной осанки.

Дыхательные упражнения. Оказывают оздоравливающее действие на сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную систему, обмен веществ и д.т. Часто недостаточность внешнего дыхания, связанная с ослабленностью организма сочетается с отсутствием навыков рационального дыхания. Существуют различные типы дыхания, отличающиеся друг от друга участвием в дыхательных движениях той или иной части грудной клетки. Грудной тип характеризуется движением реберной части грудной клетки и может быть разделен на верхне-средне - и нижнегрудной типы. Преобладание того или иного типа дыхания связано с характером телосложения, формой грудной клетки, состоянием мышц груди, с процессами ограничивающими подвижность того или иного участка грудной клетки.

Брюшной или диафрагмальный тип характеризуется широкими движениями диафрагмы в дыхании передающимися через внутренние органы живота на брюшную стенку, он считается более рациональным, чем грудной. Дыхание осуществляется с большим увеличением лёгочного объема, вентилируются наиболее глубокие участки лёгочной ткани. Улучшаются функции пищеварения, крово- и лимфообращение в брюшной полости, стимулируется перистальтика кишечника, облегчается отток желчи из печени, желчного пузыря.

Глубокое полное дыхание способствует улучшению кровообращения в малом кругу, облегчая отток венозной крови к сердцу, усиливается один из главных механизмов лимфообращения - присасывающее действие грудной полости необходимое для наполнения лимфой главных лимфатических стволов, расположенных в грудной клетке.Упражнения для развития брюшного дыхания. Часто учащиеся животом дышать не умеют. Лучше обучаться с исходном положении лёжа на спине, когда расслаблены все мышцы и функционируют только дыхательные. Одна рука ложится на грудь, другая на живот, обращается внимание на движения стенки живота, понемногу усиливая эти движения. На вдохе - живот надувается, на выдохе втягивается. Затем можно использовать исходное положение, стоя и сидя. Сидя - самое трудное для брюшного дыхания.

Упражнения для развития только глубокого дыхания.

Они выполняются после овладения брюшным дыханием. Лучшее исходное положение - лёжа и стоя. Вначале выполняется глубокий максимальный выдох, втянуть живот, затем начинать вдох с движения живота. После «наполнения» живота начинается движение нижних, затем средних и в последнюю очередь верхних отделов грудной клетки. Выдох осуществляется в обратном порядке. На выдохе и вдохе необходима достаточно большая пауза, чтобы получить возбуждение дыхательного центра и тем самым стимулировать дыхательные движения; 3-4 дыхательных движения следует повторять 2-3 раза с интервалом в несколько минут. После овладения этими упражнениями нужно их выполнять при различных физических упражнениях.

Специально - оздоровительные (лечебные) физические упражнения.

Кроме обще оздоровительных физических упражнений для полного восстановления здоровья и достижения необходимого уровня функционального состояния организма требуется использовать специальные упражнения, направленные на определенные звенья болезненного процесса.

Специальные упражнения при отклонении сердечно-сосудистой системы. Динамические, циклические упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию, оказывают обще оздоровительный эффект преимущественно через воздействие на сердечно-сосудистую систему и в этом отношении рассматриваются как специальные. Мало интенсивные упражнения с участием в работе большого количества мышечной массы, помогают при утомлении, наличии застойных явлений. Рекомендуется использовать различные исходные положения: лёжа (иногда с приподнятыми ногами), полулежа или сидя и включать их в комплексы вечерней гимнастики для разгрузки сердечно-сосудистой системы.

Оздоровительное значение оказывают более интенсивные упражнения, но с участием малых мышечных групп (мышцы конечностей). Они развивают периферическое сосудистое русло и способствуют нормализации кровяного давления. При пониженном АД целесообразно скоростно-силовые упражнения с участием малых мышечных групп с небольшой физиологической реакцией.

Специальные упражнения при отклонениях в состоянии органов дыхания.

Для улучшения функции больной половины грудной клетки после овладения навыком полного дыхания, необходимо упражняться в выполнении его в исходном положении лежа на здоровой (более подвижной) половине грудной клетки.[24].При дефектах наполнения воздухом легочной ткани лечебный эффект оказывают, так называемые, парадоксальные дыхательные упражнения - вдох осуществляется при сокращении скелетной мускулатуры (наклоне, встречном движении рук, выпаде), что затрудняет расширение грудной клетки и воздух наполняет спавшиеся участки легочной ткани. Для стимуляции выдоха выполняют упражнения с произношением звуков, с преодолением искусственно созданных препятствий (выдох через сжатые губы, зубы, в воду через трубочку). Звуки используются шипящие, звенящие, рычащие (ф., р, х, ш).

Обще-развивающие упражнения.

При отсутствии в организме болезненных изменений, которые препятствуют развитию функциональных свойств организма, используются упражнения обще развивающей направленности. Они оказывают выраженный общий эффект на все функции организма, способствуют повышению показателей физического развития и основных двигательных качеств.[22]

Динамические циклические упражнения, вызывающие большую физиологическую реакцию.

Большая физиологическая реакция достигается при ходьбе, беге, ходьбе на лыжах, плавании, езде на велосипеде, выполнении динамических гимнастических упражнений в значительном темпе. Частота сердечных сокращений при этом достигает 150-180 ударов в мин., систолическое давление повышается до 180 мм рт. ст. Развивающий эффект от этих упражнений наблюдается лишь при систематических занятиях ежедневно не менее 10-15 минут или через день не менее 20-30 минут. Стимулируется развитие кардиореспираторной системы, совершенствуется обменный процесс вывод продуктов жизнедеятельности ускоряется, что повышает общую работоспособность организма. Повышается выносливость к выполнению работы умеренной и большой мощности, сила, скоростные качества и гибкость.

Силовые упражнения.

Упражнения, при которых создаются значительные напряжения мышц, вызывают ряд специфических изменений в организме, способствующих развитию силы. Если выполняются упражнения с ограниченным числом мышц, то происходят главным образом, изменения местного характера - в определенных мышцах и соответствующих отделах нервной системы. Если в силовых упражнениях участвуют не менее 2/3 общей мышечной массы тела, то наблюдается выраженная общая реакция организма. Стимулируются железы внутренней секреции (гипофиз, половые), они выбрасывают анаболические ростовые гормоны, что способствует усилению биологического созревания, роста скелета, мышечной массы и других тканей. Выполнение их вызывает сильное напряжение сердечно-сосудистой и других систем. Организм должен быть к ним подготовлен упражнениями, развивающими высокий уровень общего функционального развития. Эти упражнения не являются собственно силовыми, напряжения соответствуют 50-75% от максимально возможной силы мышц. Это могут быть упражнения на перекладине (подтягивание), на гимнастической стенке, с гантелями, специальные гимнастические упражнения без предметов. Их необходимо выполнять от 3-5 раз за одно занятие с произвольным интервалом отдыха. Проводятся занятия один раз в день или через день, но с увеличенным количеством повторений. Анаболические упражнения способствуют развитию быстроты и гибкости. Сочетание упражнений циклического характера большой мощности с упражнениями силовыми (анаболическими) создает достаточно разностороннее развивающее воздействие на организм.

3 Анализ научно - методической литературы

Учащиеся СМГ более медленно усваивают учебный материал в силу пониженных функциональных возможностей и относительно слабой приспособляемости к физическим нагрузкам, что вызывает необходимость более частых повторений. Поэтому уроки в основном носят комплексный характер. Такой подбор материала дает возможность дольше использовать средства, направленные на формирование того или иного двигательного навыка, закрепить усвоенное, обеспечивать разностороннее воздействие на организм занимающейся, рассеивает физическую нагрузку, позволяет лучше удовлетворять интересы учащихся, поддерживать их на высоком уровне. При планировании учебного материала необходимо это учитывать особенно в основном периоде.[21,2]

Уроки физической культуры отличаются своей оздоровительной направленностью. Это обеспечивают строгим соответствием содержания, объема и интенсивности двигательной деятельности школьников, их возрастным и анатомо-физиологическим особенностям, уровню физической подготовленности, характеру заболеваний.

Оздоровительный эффект занятий достигается также широким использованием закаливающим факторов. По возможности большую часть уроков следует проводить на открытом воздухе, т. к. комплексное воздействие физических упражнений и естественных закаливающих факторов более благоприятно действует на терморегуляционные механизмы, повышает устойчивость организма к окружающей среде.

Существенное значение имеют положительные эмоции. Очень важно чаще использовать поощрение, поддержать каждый, даже самый небольшой успех ученика, не подчеркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенной требовательности к личности при выполнении упражнений, обеспечивать доступность заданий и не увлекаться установкой на «преодоление трудностей». Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и др.) вредно влияет на здоровье детей. Залогом оздоровительной направленности уроков физической культуры является также неукоснительное соблюдение важнейших методических принципов физического воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуальности, систематичности, динамичности.

Принцип сознательности и активности

Предусматривает формирование у занимающихся осмысленного отношения, устойчивого интереса к физическим упражнениям и умения применять их самостоятельно. Важно, чтобы учащиеся в результате своих личных наблюдений и объяснений преподавателя осознали значение и необходимость выполнения тех или иных физических упражнений для укрепления здоровья. Это стимулирует активность и интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышает их воздействие на организм. Учащиеся всегда должны точно представлять себе, чем они будут заниматься и что они должны усвоить, хорошо знать механизм влияния физических упражнений на организм, правильно оценивать сдвиг в физическом развитии, двигательной подготовленности, состоянии здоровья.

На практике принцип сознательности и активности реализуется путем использования самых различных приемов работы: четкая постановка задач, доступная пониманию учащихся, объективное подведение итогов, словесное поощрение школьников, подробное объяснение всех упражнений по ходу их выполнения, проведение бесед (проводятся они по подтемам в течение 3-5 минут), систематическая оценка достигнутых результатов и т.д. Важную роль играет педагогическое мастерство преподавателя, правильная методика построения занятия.

Принцип наглядности.

Естественное обоснование данного принципа дает учение И.П. Павлова об анализаторах, которые осуществляют связь мозга с внешней средой. При согласованной работе различных анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) более точно воспринимаются предлагаемые двигательные действия. На уроках физической культуры с учащимися СМГ объяснение физических упражнений всегда дожно сочетаться с непосредственным показом, широким использованием опосредствованной наглядности (кинограммы, муляжи, наглядные пособия и т.д.). Это концентрирует внимание занимающихся, придает упражнениям большую доступность и правильность выполнения.

Принципы доступности и индивидуализации.

Этот принцип обязывает осуществлять обучение и воспитание в строгом соответствии с возможностями учащихся, учитывая их возрастные, половые особенности, уровень подготовленности, а также характер заболевания и индивидуальные различия в физических и психических способностях т.к. интенсивным воздействиям подвергаются жизненно важные функции организма, ослабленные болезнью.

Когда мы говорим о доступности упражнений, это совсем не значит, что следует избегать сложных элементов. Если упражнение не удается с первой попытки, от него не нужно отказываться, его нужно объяснить, показать и разучить, придерживаясь основного педагогического правила «от простого к сложному».

В процессе занятий мера доступного изменяется по мере повышения функциональных возможностей: что было недоступно на одном этапе, становится вполне доступным на другом, более высоком этапе физического совершенствования. Поэтому следует учитывать сдвиги в функциональном состоянии организма под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и постепенно ставить и решать новые, более сложные задачи, в совершенствовании двигательных способностей учащихся. [18]

Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность: отсутствие ведет к потере интереса, преодоление ее вызывает интерес к занятиям, создает уверенность в своих силах. Преодоление трудностей способствует постоянному беспрерывному повышению функциональных способностей, физической подготовке занимающихся.

Возраст занимающихся требует учета индивидуальных особенностей. Без учета анатомо-физиологических особенностей детей нельзя добиться успеха в обучении.[27]

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения (6-8 класс).

Костная система приобретает относительную прочность, однако, окостенения позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей еще не заканчивается. Большая эластичность и податливость скелета при относительно слабом развитии мышц у этих детей при неблагоприятных условиях ведет к возникновению нарушений осанки и деформации позвоночника. Боковые переднезадние искривления позвоночника, впалая грудная клетка, сколиозы, кифозы, нарушения функционирования внутренних органов. Поэтому особенно важно следить за сохранением осанки. Общеразвивающие и корригирующие упражнения, прежде всего, должны способствовать созданию такого мышечного корсета, который был бы надежной защитой от возможных искривлений позвоночника. Для этой цели используются общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса; циклические упражнения: бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля. Формированию правильной осанки способствуют упражнения в равновесии. Они развивают мышечное чувство, способствуют хорошей координации движения.[2]

Развитие движений в подростковом возрасте происходит неравномерно. Растет количество движений, но умение владеть ими, соразмерять их несколько нарушается.

Следует помнить, что при усиленном росте конечностей замечается отставание в росте грудной клетки, таза, дети этого возраста выглядят неуклюжими, угловатыми. Мускулатура тела увеличивается непропорционально увеличению массы сердца, а объем сердца растет быстрее, чем сосудистая система. Отсюда - явление возникновения головных болей, головокружения, сердцебиения, повышенная утомляемость. Регулярные занятия физической культурой совершенствуют функциональные способности организма, укрепляют мускулатуру; проведение бесед о соблюдении правильного режима дня, ослабляют влияние неблагоприятных явлений в физическом развитии подростков.

В этом же периоде происходит половое созревание, связанное с глубокой перестройкой эндокринной системы, с появлением вторичных половых признаков. Со стороны психики у части детей наблюдаются повышенная раздражительность, грубость, у некоторых излишняя застенчивость. Подростки остро переживают собственные неудачи, выделение их в СМГ и особенно освобождение от уроков физкультуры, угнетающе действует на сознание, затрагивая самолюбие. Дети в этом возрасте категоричны в суждениях: «Раз освобожден от физкультуры, значит больной». Поэтому важно создать у детей уверенность в своих силах.

Физическое развитие старших школьников приближается к физическому развитию взрослых. У большинства девушек к этому времени заканчивается половое созревание, замедляется темп их роста, увеличивается относительный объем груди, нарастает мышечная сила, повышается физическая работоспособность. Но у ослабленных учащихся наблюдается повышение сердечно- сосудистой и нервной чувствительности ко всякого рода внешним воздействиям.

Учебная нагрузка у старшеклассников высокая- 10-13часов, а в период экзаменов это время увеличивается, поэтому повышается роль физических упражнений как стимулятора умственной деятельности и активного отдыха.

Старшие школьницы охотно выполняют элементы художественной, ритмической, женской гимнастики, аэробики, упражнения формирующие осанку, обеспечивающие подтянутость и стройность фигуры. Опыт показывает, что почти по всем видам движений можно проводить занятия с ослабленными детьми: «Опасен не вид движений для здоровья, а то как проводятся эти занятия».[12,24]



3.1 Организация исследования, методы и методики, используемые в работе

Исследование, запланированное по эксперименту проводилось в период с сентября 2013 года по апрель 2014 года на базе г.Петропавловск сш№9 с учащимися отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). В учебную группу в составе 10 человек были зачислены учащиеся различные, как по характеру заболевания, так и по возрасту. Диагнозы заболевания следующие (Бронхиальная астма смешанная форма; Ожирение II степени. Функциональная кардиопатия; Бронхиальная астма средней степени тяжести; Хронический пиелонефрит; Смешанный астигматизм; ВСД по гипертоническому типу; НЦД по кардиальному типу; НЦД по смешанному типу; Хронический гастрит).

На каждом занятии осуществлялось внутри групповое распределение по функциональному состоянию, руководствуясь результатами ЧСС в покое. С наименьшей чистотой ЧСС в покое дети занимали правый фланг строя, а с наибольшим замыкали строй, что позволяло дозировать нагрузку и контролировать степень утомления по внешним признакам.

Особенностью нашей методики с учащимися СМГ являлись дополнительные формы занятий, проводимые во внеурочное время. Объем физической нагрузки составлял от 3 часов в неделю. Два дня в неделю - (понедельник ,пятница) проводились в зале по 45 минут каждое по традиционной методике главной задачей которой, является выполнение материала школьной программы. И 1 день (четверг) на открытом воздухе по 30 мин. с использованием: ходьбы, ускоренной ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и игр. Эти упражнения являлись основой комплекса аэробных нагрузок, т.к. при выполнении относительно продолжительной работы нарастание потребления кислорода идет пропорционально увеличению нагрузки. Поэтому в программу реабилитации больных детей необходимо включать упражнения аэробного характера для развития общей выносливости и компенсации гипоксических состояний при ЧСС 130 - 140 уд/мин.

Методика проведения занятий в подготовительном периоде (сентябрь - октябрь)

Подготовительный период первых двух недель - ходьба от 3до 5 мин, на третьей, четвертой - чередование быстрой ходьбы и медленного бега (3 мин. ходьбы, 3 мин. бега), на четвертой бег низкой и умеренной интенсивности от 3-4 мин. с постепенным увеличением объема до 10- 12 мин. в дальнейшем.

Структура дополнительного занятия на открытом воздухе в подготовительном периоде.

В вводно - подготовительной части дополнительного занятия на открытом воздухе включало в себя предварительную разминку с использованием общеоздоровительных упражнений: упражнения формирующие и исправляющие осанку, упражнения (брюшного, диафрагмального, глубокого, и ритмичного) дыхания и общеразвивающие упражнения, вызывающие малую и умеренную физиологическую реакцию организма. ЧСС допустима от 120 уд\мин до 130 уд.мин. Такая вводно - подготовительная часть позволяет перейти к основной части дополнительного занятия - быстрой ходьбе и бегу. ЧСС на первом месяце занятий не должна превышать 130 -135 уд\мин т.е объем нагрузки и ее интенсивность должны обязательно и постепенно возрастать, учитывая индивидуальное, функциональное состояние и физическое развитие каждого ребенка на данный момент. В конце основной части дополнительного занятия на открытом воздухе проводились подвижные игры умеренной и низкой интенсивности с аэробной направленностью, выполняемые в однократном или повторном режимах. Однократно выполняют дети ослабленные быстро утомляющиеся , многократные более выносливые. Длительность упражнения в однократном режиме составляет 10-15 мин и более, а интенсивность такова чтобы ЧСС не превышала уровня аэробного порога, т.е 135 - 140 уд\мин

Таблица 4.2.2 Показатели ЧСС уд/мин в разные периоды занятий

Периоды занятий

Номера занятий

Показатели ЧСС

Подготовительный период

1 - 24

120 - 130 уд/мин

Основной период

25 - 60

125 - 135 уд/мин

Конец основного периода

61 - 96

130 - 145 уд/мин





При выполнении упражнений в повторном режиме компоненты могут быть такими. Длительность упражнения 3 - 10 мин, интенсивность до 135 уд\мин в аэробном пороге. Длительность интервалов отдыха определяется временем уменьшения ЧСС до 115 уд\мин Количество повторений 2 - 5 раз.

Упражнения аэробной направленности (На примере оздоровительных упражнений с футбольным мячом)[5]

1. Ведение мяча

2. Ведение мяча жонглированием ногами

3. Ведение мяча по кругу с игрой «в стенку» и ускорением к мячу

4. Передача мяча в однокасание в тройках

5. Игра на площадке 20х20 м. «Четыре против двух» (4х2) Четыре игрока передают мяч друг другу. Пятый и шестой игроки пытаются отобрать его у них. Если им удается это сделать или если мяч покинет пределы площадки в процессе передач, один из игроков (в порядке очередности) меняется местом с тем игроком, который последним коснулся мяча. Передавать мяч можно после одного касания или после неограниченного количества касаний с возвратом тому же партнеру или другому.

Упражнения аэробной направленности (На примере оздоровительных упражнений, используемых в баскетболе).

1. Передачи набивных мячей.

2. Передвижение в защитной стойке с набивным мячом в руках.

3. Ведение двух мячей.

4. Подбросить мяч, присесть встать и поймать его.

5. Броски мяча после передачи с противодействием.

6. Игра пять против пяти (5х5) без ведения мяча и бросков в кольцо на удержание мяча или количество передач.

7. Ведение мяча вдоль боковых и лицевых линий баскетбольной площадки, с изменением способов передвижения и ведения

8. Игроки располагаются по углам квадрата 15х15 м. Передачи мяча поочередно со сменой мест.

9. Игра в мяч на волейбольной площадке, где мяч передается ударом о землю.

10. Передачи мяча различными способами во встречных колоннах со сменой мест.

11. Двухсторонняя игра в баскетбол по упрощенным правилам.

После выполнения каждой работы обязательно шел подсчет пульса. После выполненного подсчитывался пульс и спустя 2 - 3 мин после отдыха повторялся для определения быстроты восстановления организма. Учащиеся, у которых шло быстрое восстановление пульса необходимо на следующем этапе нагрузку увеличивать.

В заключительной части дополнительного занятия проводились упражнения на внимание, координацию, релаксацию. Давалось задание на дом, подсчитывался пульс сразу после окончания заключительной части и спустя 3-5 минут.

Такая структура дополнительного занятия на свежем воздухе проводилась в осенний, весенний и летний периоды.

В зимний период времени на дополнительных занятиях проводились прогулки на лыжах с 49 по 73 занятие от 2 до 3 км. в начальный период, до 5 - ти км в дальнейшем. Темп умеренный, ЧСС 130-140 уд\мин

Для самостоятельных занятий, домашних заданий учащимся СМГ рекомендовались ежедневные прогулки на свежем воздухе от 1 до 1,5 с использованием игр, коньков, санок.

Таким образом, чередование занятий на свежем воздухе (3 раза в неделю), занятия в спортивном зале (2 раза в неделю) позволило в течение недели равномерно распределить функциональную нагрузку. Оказать более разностороннее влияние на организм учащихся, исключить монотонность физических упражнений, что в свою очередь повысило интерес занимающихся и помогло сформировать у учащихся потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями.

  1. Обсуждение результатов исследования

Для учета эффективности данной методики нами было проведено исследование уровня физиометрических показателей и уровня физической подготовленности учащихся СМГ в сентябре 2013 года первичное исследование, и в апреле 2014 года повторное.

Анализируя первичные показатели необходимо отметить, что масса тела у пяти учащихся соответствовала возрастной норме и составляет в среднем 53,5 кг. у двоих учащихся наблюдается ожирение II степени. Масса тела превышает нормы на 40 %, у троих детей масса несколько снижена, что характеризует дефицит массы тела.

Таблица 4.3.1 Результаты первичного тестирования физиометрических показателей СМГ в сентябре 2013 года.





Ф.И

Воз-раст

Диагноз заболевания

Показатели

Масса(кг)

ЧСС уд\мин

Задержка дыхания на вдохе (сек)

1

А.Г

16

Бронхиальная астма смешанная форма

61

90

12

2

А.Н

15

Ожирение II степени. Функциональ-ная кардиопатия

60



93



10

3

Д.А

15

Бронхиальная астма средней степени тяжести

42

85

12

4

Е.Н

15

Хронический пиелонефрит.

49

82

22

5

Л.К

15

Смешанный астигматизм

54

92

16

6

К.А

14

ВСД по гипертоническому типу

63

102

14

7

Р.А

15

НЦД по кардиальному типу

50

84

12

8

Т.А

15

НЦД по смешанному типу

47

86

12

9

У.С

15

Хронический гастрит

46

80

22

10

У.А

15

Хронический гастрит.

44

82

16



Пульс у детей более частый, чем у взрослых, что объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы у них, меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков, у спортсменов реже, чем у школьников, не занимающихся спортом.

В среднем для 13 - 14 норма составляет у мальчиков от 72,5 - 73 уд\мин, у девочек для этой возрастной группы от 72 до 76,1 уд\мин. Показатели ЧСС в нашей группе оказались несколько выше на начало исследования: от 80 в покое до 102 уд\мин, что характеризует повышенную возбудимость нервной системы у данной категории детей и сниженную сократительную способность миокарда. Особое внимание в процессе выполнения физической нагрузки необходимо уделять учащимся, чей пульс в покое превышает 90-102 уд\мин. Это дети, имеющие ожирение, заболевание органов дыхания и сердечно - сосудистой системы.

Простая и доступная проба Штанге - задержка дыхания на вдохе позволяет в определенной степени оценить функциональное состояние системы дыхания, косвенно указывает на уровень выносливости испытуемого и напрямую коррелирует с состоянием сердечно - сосудистой системы. Норма данного показателя у здоровых детей с 6 до 18 лет находится в пределах от 16 до 55 сек. У наших испытуемых проба Штанге у шести учащихся была ниже нормы и составляла в среднем от 10 до 12 сек. У одной испытуемой показатель составлял 22 сек.

Таблица 4.3.2 Результаты первичного тестирования уровня физической подготовленности учащихся СМГ в сентябре 2013 года

Ф.И

Показатели

Прыжки в длину с места (см)

Челночный бег 3*10 м (сек)

Метание набивного мяча (1 кг) из- за головы сидя на полу (см)

Наклоны вперед сидя на полу (см)

1

А.Г

226

8.3

410

11

2

А.Н

123

11.2

260

-8

3

Д.А

134

10.0

265

1

4

Е.Н

160

9.4

301

8

5

Л.К

150

10.1

290

10

6

К.А

139

9.9

310

0

7

Р.А

160

9.1

305

12

8

Т.А

155

9.4

300

8

9

У.С

158

8.9

310

10

10

У.А

144

9.3

315

6





Анализируя результаты тестирования прыжков в длину с места необходимо отметить, что скоростно-силовая подготовка у данной категории детей отличаются большим различием в показателях: от 226 см до 123 см. Самый низкий показатель 123 см. у мальчика с ожирением, что даже ниже прыжка в длину у девочек.

Результаты челночного бега отражают скоростную выносливость детей. В нашей группе они оказались достаточно низкими от 8.3 сек 11.2 у мальчика с ожирением, и имеющих заболевание сердечно - сосудистой системы.

Метание набивного мяча массой - 1 кг, в И.П. сидя на полу. Характеризует в определенной степени силу мышц туловища и плечевого пояса верхних конечностей. В среднем показатели в группе равные от 260 см до 315 см, исключение составляет 1 мальчик, который метнул 410 см. В целом показатели в метании набивного мяча не высокие.

Наклоны вперед сидя на полу, определяет такое качество, как гибкость. С потерей гибкости связывают наступление старения организма. Анализируя первичные показатели учащихся СМГ, необходимо отметить однородность показателей у всей группы за исключением трех человек. Это связано с наличием ожирения у двоих учащихся: у мальчика (-8), и у девочки (0). У мальчика в связи с тем, что он постоянно был освобожденным от занятий и только в этом году начал заниматься.

Повторное тестирование всех выше названных показателей было проведено в конце апреля 2014 года, т.е после 8 месяцев занятий по выше названной методике.

Таблица 4.3.3 Результаты повторного тестирования физиометрических показателей СМГ в апреле 2014 года





Ф.И

Воз-раст

Диагноз заболевания

Показатели

Масса (кг)

ЧСС уд\мин

Задержка дых. на вдохе (сек)

1

А.Г

16

Бронхиальная астма смешанная форма

61

80

24

2

А.Н

15

Ожирение II степени. Функциональ-ная кардиопатия

54



80



18

3

Д.А

15

Бронхиальная астма средней степени тяжести

43

78

26

4

Е.Н

15

Хронический пиелонефрит.

51

74

32

5

Л.К

15

Смешанный астигматизм

52

82

22

6

К.А

14

ВСД по гипертоническому типу

57

90

24

7

Р.А

15

НЦД по кардиальному типу

49

68

19

8

Т.А

15

НЦД по смешанному типу

48

72

16

9

У.С

15

Хронический гастрит

49

66

37

10

У.А

15

Хронический гастрит.

47

68

22









Сравнение сдвигов в результатах тестирования позволяет наглядно оценить эффективность влияния комплекса аэробных нагрузок в реабилитации больных и ослабленных детей.

Исследование пульсового режима показывает, что период врабатывания у больных детей длится до двух месяцев, при этом ЧСС остается без изменений, а в следующие месяцы постепенно наступает стабилизация ЧСС в покое, т.е. начиная с 5 - 6 месяца занятий наступает устойчивая адаптация к нагрузкам, частота пульса в покое приближается к норме у 9 детей (от 68 уд\мин до 82 уд\мин) и только у одной остается равной 90 уд\мин в покое (диагноз вегето сосудистая дистания по гипертоническому типу). т.е. в среднем снижение пульса в покое произошло на 12.8 уд,мин. Такая стабилизация ЧСС в покое косвенно указывает на укрепление сердечной мышцы и свидетельствует о развитии механизма долговременной адаптации.

Таблица 4.3.4 Результаты повторного тестирования уровня физической подготовленности учащихся СМГ в апреле 2014 года

Ф.И

Показатели

Прыжки в длину с места (см)

Челночный бег 3*10 м(сек)

Метание набивного мяча (1 кг) из- за головы сидя на полу (см)

Наклоны вперед сидя на полу (см)

1

А.Г

232

7.9

410

0

2

А.Н

134

10.4

275

-2

3

Д.А

142

9.5

280

6

4

Е.Н

187

8.6

318

10

5

Л.К

158

9.8

310

12

6

К.А

147

9.1

322

4

7

Р.А

168

8.5

330

13

8

Т.А

162

8.9

328

11

9

У.С

165

8.2

319

11

10

У.А

156

8.5

325

8







Задержка дыхания на вдохе у всех возросла. В среднем прирост составляет +9.2 сек, что также косвенно указывает на устойчивую адаптацию к нагрузкам и гипоксическим сдвигам.Стабильное снижение веса мы наблюдаем у детей с ожирением от 2 до 6 кг, что в среднем составляет - 3.75 кг., но и у детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, почек, где был дефицит массы, наблюдается увеличение веса тела до 2 кг, что характеризуется улучшением обмена веществ, усилением процессов ассимиляции (усвоением)

Анализ повторного тестирования уровня физической подготовленности позволил определить насколько эффективно влияние комплекса аэробных нагрузок в реабилитации ослабленных детей. Проанализировав результаты прыжков в длину с места необходимо отметить, что скоростно-силовая подготовка у детей возросла в показателях в среднем на +10.2 см, наименьший показатель первичного тестирования был 123 см у мальчика, его прирост составил 11 см, что больше среднего прироста и указывает на то, что дети, имеющие изначально низкий показатель при регулярных систематических занятиях дают значительное увеличение показателя т.е. догоняют или перегоняют своих сверстников. Изначальный высокий показатель был у мальчика 226 см. но увеличился на 6 см. т.е. ниже среднего показателя, т.е. при высоких показателях добиться прироста труднее.

Таблица 4.3.5 Сравнительные результаты уровня физиометрических показателей учащихся СМГ на начало и конец периода исследования









Ф.И

ЧСС уд\мин



Задержка дыхания на вдохе (сек)

Масса тела (кг)

Нач.

года

Ко-нец года

Раз-ница

Нач.

года

Конец года

Раз-ница

Нач.

года

Кон-ец года

Раз-ница

1

А.Г

90

80

-10

12

24

+12

61

61

0

2

А.Н

93

80

-13

10

18

+8

60

54

-6

3

Д.А

85

78

-7

12

26

+14

42

43

+1

4

Е.Н

82

74

-8

22

32

+10

49

51

+2

5

Л.К

92

82

-10

16

22

+6

54

52

-2

6

К.А

102

90

-12

14

24

+10

63

57

-6

7

Р.А

84

68

-16

12

19

+7

50

49

-1

8

Т.А

86

72

-14

12

16

+4

46

49

+3

9

У.С

80

66

-14

22

37

+15

44

49

5

10

У.А

82

68

-14

16

22

+6

44

47

+3

Средн.показа-тель






-12.8





+9.2



-3.75

+2 кг

Сравнительный показатель в челночном беге составляет - 0.81, т.е. время пробегания снизилось, а скорость увеличилась. Мальчик, имеющий самую высокую скорость в первичном тестировании 8.3 сек., дал прирост -0.4 сек., ниже, чем средний, а тот у которого был самый низкий показатель 11.2 сек. дал прирост -0.8 сек., также низкий прирост показала девочка с проблемами зрения, что указывает на затруднение в выполнении скоростной работы при сниженном зрении.Рассматривая результаты в метании набивного мяча массой 1 кг. в И.П. сидя на полу можно отметить, что показатели возросли в среднем на +15.1 см. Отдельные дети показали прирост от 20 до 28 см., что указывает на значительный прирост силовой подготовки. Средний показатель гибкости равен +2.65 см., т.е. гибкость у детей в среднем стала лучше, чем до начала занятий.

Таблица 4.3.6 Сравнительные результаты уровня физической подготовленности учащихся СМГ на начало и конец периода исследования









Ф.И





Прыжки в длину с места (см)





Челночный бег 3*10 м(сек)





Метание набивного мяча (1 кг) из- за головы сидя на полу (см)





Наклоны вперед сидя на полу (см)




Нач

год

Конец год

Разни-ца

Нач

год

Ко-нец год

Раз-ница

Нач

год

Ко-нец год

Раз-ница

Нач

год

Кон-ец год

Раз-ница

1

А.Г

226

232

+6

8.3

7.9

-0,4

410

410

0

11

16

+5

2

А.Н

123

134

+11

11.2

10.4

-0,8

260

275

+15

-8


-2

+6

3

Д.А

134

142

+8

10.0

9.5

-0,5

265

280

+15

1

6

+5

4

Е.Н

160

187

+27

9.4

8.6

-0,8

301

318

+17

8

10

+2

5

Л.К

150

158

+8

10.1

9.8

-0,3

290

310

+20

10

12

+2

6

К.А

139

147

+8

9.9

9.1

-0,8

310

322

+12

0

4

+4

7

Р.А

160

168

+8

9.1

8.5

-0,6

305

330

+25

12

13

+1

8

Т.А

155

162

+7

9.4

8.9

-0,5

300

328

+28

8

11

+3

9

У.С

158

165

+7

8.9

8.2

-0,7

310

319

+9

10

11

+1

10

У.А

144

156

+12

9.3

8.5

-0,8

315

325

+10

6

8

+2

Средний

показатель




+10.2



-0.81



+15.1



+2.65

Выводы

В процессе выполнения научной работы были решены следующие задачи:

1.Проведено изучение литературы по данному вопросу.

2.Подробно рассмотрены физические упражнения - как, ведущее оздоровительное и стимулирующее средство для развития больных и ослабленных детей.

3.Показана традиционная методика физического воспитания с больными и ослабленными детьми в зависимости от периода занятий.

4.Раскрыта структура уроков и их содержания в зависимости от периода занятий с учащимися специальной медицинской группы (СМГ).

5.Освещены особенности организации учебного процесса и методические принципы в физическом воспитании при занятиях с учащимися СМГ.

6.Исследование пульсового режима показывает, что период врабатывания больных детей длится до 6 - 8 недель, при этом ЧСС остается без изменений, а в следующие месяцы постепенно наступает стабильное ЧСС в покое, т.е. начиная с 5 - 6 месяца занятий наступает устойчивая адаптация к нагрузкам.

7. Значительно увеличилось время задержки дыхания на вдохе, что свидетельствует о расширении функциональных возможностей дыхательной системы и адаптации организма к гипоксическим сдвигам.

8. Наблюдается стабилизация веса у детей в зависимости от диагноза.

9. Проведенное тестирование скоростно-силовых способностей с учащимися СМГ показала прирост во всех показателях.

10. По результатам дополнительного медицинского осмотра в мае 2014 года шесть человек переведены из СМГ в подготовительную, т.к. задержка в СМГ тормозит их возрастное и физическое развитие.

11. На летний период учащимся СМГ рекомендованы самостоятельные занятия в виде игр, прогулок, плавания, семейного отдыха на природе для поддержания достигнутых результатов.

12. В ходе проведенного исследования были решены все поставленные задачи. Выполнена главная цель: приобщение детей СМГ к регулярным физическим занятиям и сформировано желание заниматься физической культурой.

13. Таким образом, мало-интенсивные аэробные нагрузки с применением обширных мышечных групп должны выполняться, длительное время, не менее 7 - 8 месяцев. Положительные сдвиги в результатах тестирования свидетельствуют о развитии механизма долговременной адаптации.

Список использованной литературы



  1. Кончиц Н.С. Элементы валеологического мониторинга для образовательных учреждений 1997г.

  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания.,М., 1990г.

  3. Белая Н.А. Лечебная физическая культура и массаж. М.,2002г.

  4. Аухадеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах. М.Высшая школа, 1988г.

  5. Бондин В.И. Игры с мячом для здоровья 1998г.

  6. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по ФВ. М., Просвещение, 1984г.

  7. Н.Б.Коростелев Слагаемые здоровья 1995г

  8. Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. М.2000г.

  9. Дубровский В.И.Лечебная физическая культура. М.2001г.

  10. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. Минск 1998г.

  11. Бальсевич В.К. Ваш первый физкультурный год 1994г

  12. Литвинов Е.Н. Готовимся к школе. М., ФиС, 1986г.

  13. Лях В.И.Тесты в физическом воспитании школьникои.М.1998г.

  14. Мейксон Г.Б, Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М., Просвещение, 1989г.

  15. Кузнецова З.И.Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы. М.: Просвещение, 1988 год.

  16. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнусенными к СМГ. М.: Просвещение, 1988 год.

  17. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.М.:Просвещение, 1991г.

  18. Холодов Ж.К.,КузнецовВ.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.М.,2001г.

  19. Хрущев С.В. Физкультура в школе продленного дня.М.:ФиС, 1986 год.

  20. Физическое воспитание школьников, отнесенных к СМГ. Методическая разработка. Алматы, 1978год, (институт физкультуры).

  21. Методические рекомендации по физическому воспитанию №6. М.: Высшая школа, 1988 год.

  22. Методические рекомендации по организации занятий с учащимися СМГ в IV-VI классах. Алматы, (республикинский учебно-мет.кабинет), 1988 год.

  23. Методические рекомендации по организации занятий с учащимися СМГ в VII-XI классах. Алматы, (республикинский учебно-мет.кабинет), 1988 год.

  24. Методические рекомендации. Организация занятий по ФВ школьников, отнесенных к СМГ. Физическая культура в школе . №11, 12. 1987.

  25. Программа по физической культуре для уч-ся 1-11 классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.ФК в школе №2-6, 1982.

  26. Справочник по детской ЛФК под ред. к.м.н.Фонарева М.И. Ленинград. Медицина, 1989.

  27. Борисова О. Физическое воспитание детей в семье 1999г.











































© 2010-2022