Система работы по использованию нестандартных форм физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по использованию нестандартных форм физической культуры

Оздоровительная работа специальной (коррекционной) школы-интерната включает не только традиционное проведение уроков физической культуры, но и различные нестандартные формы

Система работы по использованию нестандартных форм физической культурыС целью организации здоровьесберегающей деятельности и поддержания интереса детей к урокам физической культуры используем нестандартные формы занятий. Эти занятия ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее развитие: познавательно-социальное, нравственное, речевое, формирование психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, тактильная. Главное внимание здесь уделяем проблеме выработки навыков формирования жизненной позиции. Ведь осознание своих личностных способностей и возможностей, которое приходит к ребенку с детства, необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

В системе проводятся традиционные занятия (классический тип). Занятия традиционного типа мы строим на доступных детям видах физических упражнений: построение и перестроение, общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры. Они направлены на разучивание или закрепление физических упражнений.

Но такое стандартное проведение, похожее на урок физической культуры, может ограничивать возможности для педагогического творчества. К тому же не всегда учитывается естественная любознательность ребенка (особенно ребенка с нарушениями здоровья 8 вида), что часто приводит воспитанника к снижению интереса и желания заниматься.

Поэтому перспективные планы составляем с включением всех типов спортивных часов. Выбор типа занятия осуществляется в зависимости от

- цели занятия (обучение или закрепление);

- возрастной адресованности;

- стремления добиться высокой моторной плотности;

- желания воспитанников;

- результатов работы предыдущих занятий.

Тематические занятия посвящаем одному виду спортивных упражнений (лыжи) или одному виду спортивной игры (баскетбол, футбол, хоккей, волейбол). Они включают в свое содержание серию подготовительных, подводящих и специальных упражнений, помогающих нашим детям овладеть техническими особенностями спортивных упражнений и элементами спортивных игр.

Система работы по использованию нестандартных форм физической культурыДвигательная деятельность, основанная на музыкальных ритмических движениях. В занятиях используем комплексы физических упражнений с элементами акробатики, художественной гимнастики, занимаемся аэробикой, шейпингом. Мы подбираем движения интересные по содержанию и легко выполнимые детьми. Все занятия проводятся под музыкальное ритмичное сопровождение с включением различных видов ходьбы ("паучки", "котята", "крокодилы", "черепашки" и т.д.), бега, прыжков, танцевальных движений в соответствии с возрастом.

Развитие чувства ритма является необходимым условием овладения многими видами двигательной деятельности. Ритмика позволяет вырабатывать компоненты координации движений, улучшать двигательный режим, устранять недостатки физического и функционального развития.

Во время занятий у детей совершенствуются музыкально-эстетические чувства, развивается слуховое внимание, чувство ритма, умение работать в коллективе.

Занятия по интересам направлены на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Например, разбиваем зал на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия:

1-ая зона: мячи разных типов и размеров, набивные мячи (0,5 кг), хоппы и т.д.

2-ая зона: обручи разных размеров, скакалки, кольцебросы, ленты, кегли.

3-я зона: полоса препятствий (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, массажные коврики, кубы и т.д.).

4-я зона: тренажер различных типов (резиновые жгуты, массажные дорожки, диски "Здоровье" и др).

5-я зона: комплект для спортивных игр (бадминтон, городки и др.).

Такие занятия проводим по единому сюжету. Например: "Полет в космос", "Подводный мир", "Путешествие в мир животных" и др.

Занятия сюжетно-игрового типа (занятие-игра, занятие-драматизация, занятие по сказкам и литературным произведениям). Например: "Волшебник изумрудного города", "Цирк", "Русские красавицы", "По мотивам форт Боярд" и др. На этих занятиях осуществляется формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентирующих на выполнение физических упражнений. Движения осваиваются детьми не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего двигательную импровизацию, двигательное воображение, двигательное экспериментирование.

Занятия по типу "Спортивное ориентирование", "По карточкам" развивает у ребят ориентацию на местности, развивает память, мышление, уверенность в себе, самостоятельность.

Занятия из серии "Изучаем свое тело" очень нравится нашим детям. На этих занятиях проводятся беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказание первой медицинской помощи. Например, такие занятия: "Опора и двигатели нашего организма", "Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу", "Дым вокруг от сигарет, мне в том доме места нет","Преодолей себя" и др.

Занятия из серии "История спорта", где дети развиваются не только физически, но и интеллектуально. Это такие занятия: как "Первобытные люди", где дети выясняют, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные навыки имелись у первобытного человека; "Первые Олимпийские игры", где дети знакомятся с зарождением Олимпийского движения; "Знакомство с современными видами спорта", где дети знакомятся с самыми различными видами спорта с помощью наглядных пособий (книг, картин, видиофильмов и др.).

Занятия по детскому экспериментированию, где дети учатся понимать, как строить движение, каким образом можно менять его форму и содержание. Экспериментирование порождает связь воображения и мышления в границах детского возраста. Эта связь сама по себе возникнуть не может. И мы в сотрудничестве с детьми ее конструируем:

- детям предлагается тема, к которой они подбирают известные движения и способы их выполнения;

- по аналогии с известными движениями дети самостоятельно придумывают свои, а также способы их выполнения;

- решают двигательные задачи и выполняют движения в нестандартных ситуациях.

Занятия из серии "Детское экспериментирование" оказывают развивающее внимание на двигательные способности детей и в совокупности составляют основу двигательного творчества.

На протяжении всей работы мы стараемся повысить интерес детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений во всех частях занятий, например в разминке - увеличение количества и качества упражнений, выполняемых детьми поточным способом по кругу. Предлагаем детям различные виды ходьбы: одна нога на пятке, другая на носке, ходьба на носке, ходьба на четвереньках (слоники, обезьянки, раки, пауки). Предлагаем детям такие игровые приемы, как например, во время бега дети должны взять один или два пластмассовых кубика из корзины, и, пробежав один круг, положить их обратно в корзину.

Произносим рифмованные фразы к каждому виду движений во время выполнения детьми упражнений в разминке. Они повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: «обезьянки, обезьянки, бегут дружно по полянке (ходьба на четвереньках); мы на пятках топ-топ-топ (ходьба на пятках); побежали, побежали, никого не обогнали (бег)».

Повышают интерес детей к занятиям и спортивно-дидактические игры, которые мы предлагаем детям, например: "Строитель", "Построй пирамидку", "Полоса препятствий", "Салют", "Волшебное облако" и др.

В последнее время активно включаем в элементы занятия комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики в игровой и стихотворной форме. Они важны не только для профилактики заболеваний, но и нацелены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. И мы учим своих детей правильно, дышать посредством специальных обще-развивающих упражнений, которые укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Точечный массаж, который дети выполняют с большим удовольствием - это элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

В последнее время мы используем в своей работе мышечное расслабление и элементарную релаксацию. С помощью таких интересных упражнений, как "Сорви яблоко" - расслабляется тело, концентрируется внимание. "Поймай мышь" - приятный перерыв в работе, позволяющий воспитанникам снова собрать свою энергию. "Тряпичная кукла" - быстрое расслабление, состояние ребенка приводится к исходным показателям. Эмоциональное возбуждение, учащение пульса, двигательное напряжение в процессе занятия необходимы для тренировки, по окончании которой утомленные мышцы должны отдохнуть.

Проводим релаксацию под музыкальное сопровождение "Восточная фантазия", "Голоса птиц", "Шум дождя", "Голос моря" и др. Без этих специальных упражнений дети могут сильно перевозбудиться, нарушится процесс торможения. В таком состоянии детям трудно сосредоточиться, адекватно реагировать на происходящее, заснуть во время тихого часа.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа, использование в работе нетрадиционных методов проведения занятий дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развивать физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье.



© 2010-2022