• Преподавателю
  • Физкультура
  • Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад

Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад

Данная статья представляет собой опыт работы в ОУ по обеспечению преемственности здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса. Создание единого здоровьеформирующего пространства, приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни. Раскрывает основные принципы отбора содержания образования, которые представляют целостную систему знаний о здоровье, культуре здоровья, опыте осуществления здоровьесберегающей деятельности. В статье описывается модель ФОТ, которая...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.


Е.М. Казанцева

руководитель по физическому воспитанию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Частинская начальная школа - детский сад,

Пермский край, с. Частые.


В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предлагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, а также сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Это можно проследить и в национальной Доктрине развития образования[1,2].

Решая эти задачи, наше образовательное учреждение столкнулось с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья ребенка, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса.

Наиболее перспективным путем оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении, на наш взгляд, является создание единого здоровьеформирующего пространства, приобщение дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни и коррекция нарушений здоровья воспитанников. Все это обусловлено тем, что в русле оздоровительной работы с детьми решаются, не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи.

Анализ практико-ориентированной деятельности педагогического коллектива Частинской начальной школы - детский сад позволил определить основные принципы отбора содержания образования:

Принцип системности - требует рас­сматривать ее не только как самостоятельное звено, все эле­менты которого не просто связаны, а находятся во взаимоза­висимости, но и как часть здоровьесберегающего образовательного пространства.

Принцип партнерства обеспечивает становление детско-взрослой общности в образовательном процессе, способствующей решению целей и задач ОУ.

Принцип дополнительности позволяет создать в ОУ особое содержание образования, обеспечивающее обучение дошкольников и школьников навыкам здорового образа жизни и формированию культуры здоровья.

Принцип создания успеха в обучении, развитии, воспитании стимулирует взаимопонимание между педагогами, родителями и детьми, что обеспечивает единство ОУ и семьи.

Опора на эти принципы дала основание представить целостную систему знаний о здоровье, культуре здоровья, опыте осуществления здоровьесберегающей деятельности, ценностного отношения к здоровью и средствам деятельности человека по его укреплению.

Педагогический коллектив нашего учреждения, работая в режиме опытно-педагогической площадки по теме: «Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в детском саду, семье и школе в аспекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» под руководством Т.Э.Токаевой, занимается разработкой модели педагогической системы развития ребёнка как субъекта ФОД в учреждении. Актуальность данной проблемы очевидна - обеспечить здоровье ребёнка в дошкольном и младшем школьном детстве - значит заложить фундамент в развитии здорового поколения.

«Модель ФОД» предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса и описывает деятельность в следующих направлениях:

- ребёнок (дошкольник, младший школьник);

- педагог (воспитатель, учитель);

- специалисты (педагог-валеолог, музыкальный руководитель, руководитель по физическому воспитанию, медицинский работник, психолог, учитель-логопед);

- родители;

- социум.

Важным условием является создание необходимой развивающей среды, обеспечивающей широкое практикование самостоятельных действий ребёнка и положительная мотивация к ЗСД, итогом работы является результат.

Цель:

  • приобщение развивающейся личности дошкольника и младшего школьника к сохранению своего здоровья и физической культуре;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ОУ в области физической культуры;

  • оптимизация деятельности детского сада и семьи по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей.

Успешность деятельности «Модели ФОД» может быть обеспечена следующими факторами:

  • Интеграцией оздоровительной и образовательной деятельности дошкольников и школьников в целостном педагогическом процессе и инициированием ФОД, расширяющих здоровьесберегающее пространство ОУ.

  • Формированием физкультурно-оздоровительной среды осуществления педагогического процесса, минимизирующей влияние негативных средовых факторов и продуцирующей факторы развития здоровья детей.

  • Целенаправленным обучением дошкольников и школьников основам здорового образа жизни, активному противодействию употребления наркотиков и психоактивных веществ, формированию социальной и личной компетенции в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

  • Организацией психолого-педагогического сопровождения формирования личностного развития дошкольников и школьников, процесса формирования субъектной позиции ребенка как носителя здорового образа жизни, эмоционально-ценностного отношения к этому процессу, реализации системы мониторинга изменений психофизиологического состояния детей, их психического, физического и духовного здоровья.

Модель ФОД имеет ряд характерных особенностей: интегрирует образовательную, оздоровительную деятельность ребенка в целостном образовательном процессе, формирует экологически благоприятную среду, «здоровый социум», минимизирует влияние негативных социально-экологических факторов и продуцирует факторы развития здоровья ребенка.

Деятельность нашего ОУ формирует и активизирует субъектную позицию ребенка как носителя здорового образа жизни, сознательно пропагандирующего цель и ценности здорового образа жизни, владеющего технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.

Педагогический процесс предполагает освоение дошкольниками и школьниками системы специфических знаний о сущности здоровья, выработку эмоционально-ценностного отношения к здоровью, овладение системой практических навыков по созданию и расширению здоровьесберегающего пространства.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.-1999.-№ 11.- с. 3-10.

  3. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.

Карасёва Т.В.

Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.Обеспечение преемственности здоровьсберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса в Частинской начальной школе-детский сад.

© 2010-2022