Методическая разработка Формирование коммуникативных компетенций на учебно-тренировочных занятиях

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных компетенций на учебно-тренировочных занятиях

Учение, лишённое всякого интереса и взятое
только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдёт.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он - добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. - до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один - задача тренера состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к тренировке нужно выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, позволяют тренеру достичь максимальных результатов в решении многих задач.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для всех? Я предлагаю компетентностно-деятельный подход - ориентация на "результат" обучения, который зафиксирован в современном образовательном стандарте, а именно: на формирование у учащихся спортивной школы комплекса различных компетенций (коммуникационной, информационной, социально-культурной, а также готовности к образованию и саморазвитию). Отсюда формирование коммуникативных компетенций является превалирующим.

Мне он помогает поддерживать хорошие результаты учащихся в тренировочной и соревновательной деятельности, личностное развитие ребенка.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения на тренировочных занятиях в командных видах спорта, и чем раньше начинается этот процесс, тем лучше.

Социальная значимость коммуникативной компетенции: владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам.
Личная значимость: умение анализировать и оценивать деятельность друзей; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии.

Этот подход обучения решает одновременно три основные задачи:

  • познавательную;

  • коммуникативно-развивающую;

  • социально-ориентационную.

И позволяет:

  • формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

  • усилить мотивацию к тренировочному процессу;

  • создать благоприятную атмосферу в команде;

  • самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

  • отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при компетентностном подходе обучении?

Это:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет возрастных и физиологических особенностей;

  • поисковые и исследовательские методы;

  • игровые методы.

Выбирая ту или иную форму проведения тренировки, я руководствуюсь своими профессиональными и личностными принципами.

Например, для меня было важно найти такую форму занятия, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

  • задействовать на тренировке всю группу

  • в полной мере учесть возрастные особенности детей

  • учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.

При проведении тренировочных занятий выяснилось, что учащиеся наиболее включены в занятия при организации и проведении сопутствующих подвижных, спортивных игр («Игры можно рассматривать как предвосхищение и обучение тем видам деятельности, которые должны появиться позже….» А. Валлон) изучении их правил,

Игры традиционно популярны среди людей всех возрастов благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Специфика игр определяет ряд требований к участникам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. Следовательно, в игре вырабатывается коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания. Воздействие коллектива на участника игры может быть весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию соответствующих личностных качеств.

Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать коммуникативной и социальной компетенцией.

Практика показала, что игра - это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности. Так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.

Неклюдов Ф.В., студент 3 курса



© 2010-2022