- Преподавателю
- Физкультура
- Разработка по физической культуре программа
Разработка по физической культуре программа
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соколова С.Ю. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
модифицированная
на 2013- 2017 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Обоснование необходимости реализации программы
-
Актуальность
-
Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МАОУ СОШ с.Минаевки
-
Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития МАОУ СОШ с.Минаевки
-
Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
-
Ресурсы МАОУ СОШ с.Минаевки, поддерживающие реализацию Программы
-
Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
-
Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;
-
Стратегические цели программы;
-
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
-
Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
-
Условия (организационные механизмы) реализации Программы
-
Организационно-функциональная модель реализации Программы
-
Финансово-экономическое обоснование реализации Программы
План мероприятий программы
-
Этапы и сроки реализации программы
-
Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
-
Методика оценки эффективности реализации программы.
-
Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
-
Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
-
Основные термины и понятия программы.
-
Приложения
Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа Программы
Приложение 2.. Здоровье школьников МАОУ СОШ с.Минаевки
Приложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работы
Приложение 4. Дополнительное образование
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья обучающихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования 2011-2020 гг. «Минаевская школа» (направление «Здоровье в школе»), Планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в МАОУ СОШ с.Минаевки на 2013-2017 годы.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
Результаты медицинского осмотра обучающихся МАОУ СОШ с.Минаевки свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые; (Приложение 2).
Целевая программа «Здоровье» МАОУ СОШ с.Минаевки - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В МАОУ СОШ С.МИНАЕВКИ
В МАОУ СОШ с.Минаевки - большой опыт по здоровьесозидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье - это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесозидающих технологий и на обеспечение высоких достижений обучающихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки обучающихся.
В школе реализуется программа «Здоровье», в начальной школе - «Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни».
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.
В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры обучающихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
-
формирование ценностного отношения обучающихся к проблемам здоровья;
-
осуществление мониторинга здоровья обучающихся;
-
реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности обучающихся как компонента воспитательной работы школы.
-
организация рационального питания (Приложение 3);
-
создание материально-технического обеспечения, формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры обучающихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга обучающихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
В школе работает 3 группы продлённого дня (1-4 классы), где воспитатели не только помогают ребятам выполнить домашние задания, но и ведут различные кружки, дополнительные занятия и организовывают различные мероприятия.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции.
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в уделяется значительное внимание.
В МАОУ СОШ с.Минаевки ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у обучающихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью.
Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
-
Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);
- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
-
Профилактические мероприятия:
- совместная работа с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
За счет сетевого взаимодействия ОУ с социальными партнерами значительно расширен круг различных услуг здоровьесозидающего характера. Школа активно сотрудничает с другими организациями
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ МАОУ СОШ С. МИНАЕВКИ
Внешние факторы
Возможности
Угрозы
-
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
-
Поддержка со стороны отдела образования и Комитета по образованию.
-
Развитая сеть учреждений, занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровьесозидающей деятельности.
-
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
-
Наличие городских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как «Толерантность».
-
Наличие городской системы профилактики беспризорности и правонарушений.
-
Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
-
Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
-
Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
-
Ухудшение общей экологической обстановки в Асиновском районе.
-
Низкая межведомственная координация.
-
. Относительно низкий культурный уровень социума
-
Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Внутренние факторы
Преимущества
Недостатки
-
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.
-
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников.
-
Наличие в МАОУ СОШ с.Минаевки соглашения по инновационной деятельности и другими организациями, учреждений различных уровней, занимающихся проблемами в области сохранения и укрепления здоровья (Приложение).
-
Наличие Служб здоровья в. МАОУ СОШ с.Минаевки
-
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
-
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
-
Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровьесбережения.
-
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
-
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
-
Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
-
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
-
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
-
проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
-
организацию социально-профилактической работы с обучающимися, в том числе создание условий для адаптации детей /формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
-
проблемы улучшения материально-технической базы
-
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесозидающей. Решение данных проблем в МАОУ СОШ с.Минаевки
РЕСУРСЫ МАОУ СОШ С.МИНАЕВКИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы
- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий,
- развитие службы здоровья ОУ,
- опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
45% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории,4 учителя имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в Информационно -методичеком центре района В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник, школьный библиотекарь, классные руководители.
организации внутрифирменного обучения в качестве лекторов приглашаются специалисты: работники полиции (участковый), представители медицины и др.
Материально-технические ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка ,компьютерный классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. В школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и обучающихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, 1кабинет немецкого языка, кабинет музыки, спортивный зал, столовая.
Методические ресурсы.
К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесозидающих технологий. Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителе, регулярного обновления сайта школы и пр.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация Минаевской школы на признание ценности здоровья обучающегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях. В связи с этим реализация в ОУ целевой программы «Здоровье» (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесозидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают:
1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
-
Сохранение здоровья
-
Укрепление здоровья
-
формирование (развитие) здоровья
В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин).
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.
Программа "Здоровье " основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
-
Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровьесозидания, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.
-
Построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ
ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
-
Выявить проблемы состояния здоровья обучающихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
-
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
-
Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
-
Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры обучающихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
-
Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
-
Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
-
Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, городского, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
-
Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления
Ценностные установки
Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ,
Улучшение здоровьесозидающей среды в МАОУ СОШ с. Минаевки.
(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)
2. Использование возможностей УМК «Перспектива» в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесозидающий характер
Отношение к здоровью детей как к главной ценности.
Установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности
Формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.
Формирование у обучающихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.
Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности.
Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.
Повышение эффективности учебного процесса.
Снижение функционального напряжения и утомления детей.
Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
обучающихся. .
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.
Повышение адаптивных возможностей организма.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование культуры здоровья.
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)
Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
5. Реализация дополнительных образовательных программ
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Включение обучающихся в здоровьесозидающую деятельность
Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Здоровье детей - главная ценность семейного воспитания
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
-
Организация здорового питания
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания
Организация здорового и рационального питания
Качественное и разнообразное питание
-
Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды.
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесозидающей образовательной среды ОУ.
Формирование валеологической компетентности у педагогов ОУ
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
№
Мероприятия
Сроки
реализации
Ответственный
Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
Сентябрь - май
2013-2017г.
Председатель Службы здоровья
Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
2013 - 2017
Служба здоровья
Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.
Ноябрь каждого уч.г.
Председатель Службы здоровья
Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.
ежегодно
Зам. дир . по УВР
Применение на уроках здоровьесозидающих технологий
2013 - 2017
Зам. директора по УВР
Систематическая диагностика состояния здоровья обучающихся
ежегодно, сентябрь
Группа сопровождения
Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда
ежегодно, 1 раз в четверть
Зам. директора по УВР, классные руководители
Анализ состояния здоровья обучающихся
ежегодно, 1 раз в полугодие
Зам. директора по ВР
Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья обучающихся.
ежегодно,
1 раз в четверть
Учителя по физической культуре
Проведение музыкальных и спортивных перемен
Постоянно
Зам. директора по ВР
Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе
Систематически с 2013-2017 уч. г.
Учителя по физической культуре
Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков
ежегодно, сентябрь
Зам. директора по ВР
- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ
- Участие в спартакиаде школьников МО,
в течение учебного года по графику спорт. соревнований.
Зам. директора по ВР
Организация и проведение, и походов Дней здоровья с привлечением родителей обучающихся,
ежегодно,
1 раз в триместр
Зам. директора по ВР
Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей
ежегодно
Зам. директора по ВР
Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся
ежегодно,
1 раз в триместр
Зам. директора по ВР
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)
Постоянно
Зам. директора по ВР
Профилактика травматизма
постоянно
Зам. директора по ВР, служба сопровождения
Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья обучающихся
постоянно
Зам. директора по УВР
Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей
2013 - 2017
Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения
Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда
Постоянно
Зам. директора по УВР
Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений
2013-2017 уч.г.
Зам. директора по УВР
Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ
2013 - 2017
Зам. директора по УВР
Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)
ежегодно
Зам. директора по УВР
Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме
2013 - 2017
Зам. директора по начальной школе, служба сопровождения
Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе
2013 - 2017
Зам. директора по начальной школе
Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»
2013 - 2017
Зам. директора по начальной школе
Обеспечение качественным горячим питанием обучающихся 1 - 11х классов
ежедневно
Зав. столовой
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)
Реализация программы предполагается в период 2013- 2017гг. в три этапа:
I этап. - 2013-2014г. - Подготовительный этап реализация Программы.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап. - 2014- 2016 г. - Формирующе-преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности щколы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства.
III этап - 2017г. - Итогово-обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)
-
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
-
повышение успешности обучающихся в образовательной деятельности;
-
формирование у обучающихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
-
снижение заболеваемости и функциональной напряженности обучающихся;
-
повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
-
усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
-
Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности ОУ;
-
Повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
-
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
-
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
-
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
-
Рост спортивных достижений обучающихся;
-
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:
- снижение заболеваемости обучающихся на 10%;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;
- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%
- снижение показателей заболеваемости обучающихся и педагогов школы.
доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
-
среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
-
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости обучающихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия обучающихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований
- опросы обучающихся, родителей, педагогов.
- общественная оценка качества работы школы- анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации целевой программы
Для образовательных учреждений:
-
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
-
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
-
доля обучающихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
-
численность обучающихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для обучающихся:
-
количество пропусков учебных занятий обучающимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
-
количество уроков физической культуры, пропущенных обучающимися
-
(воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
-
доля обучающихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
-
доля обучающихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
-
доля обучающихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
-
количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
-
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности обучающихся, по отношению к общему их количеству, %
-
доля педагогов, владеющих здоровьесозидающими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Социальный эффект от реализации программы
Для ОУ и родителей
Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.
Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения
Развитие службы здоровья и службы сопровождения.
Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;
Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг
Для обучающихся
Обеспечение образовательных запросов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.
Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы
Пути их преодоления
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
- Просветительская работа с педагогами.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.
- Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность бюджетного финансирования
Поиск дополнительных финансовых средств.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, региональные нормативные акты, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)
-
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
-
Здоровьесозидающая образовательная среда (ЗОС)- совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов - педагогов, обучающихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
-
Культура здоровья (КЗ) - сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
-
Сетевое взаимодействие - установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае - службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно «горизонтальное», не иерархическое взаимодействие членов сети.
-
Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) - организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
-
Социальное партнерство - технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья дете
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
-
Конвенция о правах ребенка
Законы и подзаконные акты Российской Федерации
-
Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
-
Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»
-
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
-
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
-
«Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»
-
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
-
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
-
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ СОШ с. Минаевки
В школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.
-
Характеристика состава обучающихся школы по здоровью
Учебный год
Количество
обуч-ся
I группа
основная
II группа подготовительная
III группа специальная
IV группа здоровья
2012-2013
98
46
48
2
2
2013-2014
80
43
34
2
1
2014-2015
86
41
41
-
4
Классификация обучающихся, состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям
Год
2012-2013уч.год
2013-2014 уч.год
2014-2015 уч.год
Всего обучающихся
98
80
86
Из них имеют:
Заболевание
2012-2013 уч.год
2013-2014уч.год
2014-2015 уч.год
Сердечно сосудистые
1
1
-
Почек
2
-
-
ЛОР
9
6
6
Органов пищеварения
4
2
2
Эндокринной системы
4
-
-
ЦНС
-
1
2
Органов зрения
8
9
9
Ортопедические
2
2
2
Органов дыхания
3
5
5
Кожи
-
-
-
итого
33
26
26
В связи с тем, что в школе большое количество обучающихся с ослабленным здоровьем,педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с родителями и медицинским персоналом больницы.В школе работает Служба
здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог, социальный педагог, врач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
В школе работают оснащенные спортивные залы (1), имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Традиционные дела
Кружки и секции
Общешкольные проекты
Реализация на уроках физкультуры программы«Здоровая осанка»(профилакти-ка плоскосто-
пия и сколиоза)
Курс «Физическая культура» способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни.
На уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и рук.
Динамические перемены
Диспансеризация
Дни Здоровья
Спортивный праздник «КВН- А ну-ка парни», «Смотр строя и песни»
Акция -« Спорт альтернатива пагубным привычкам»
Спортивный праздник «День здоровья»
по параллелям,органи-
зованные учителем физкультуры,роди-
телями,классными руководителями.
Праздники здоровья на природе, акции
Спецгруппа
Спортивные игры
Веселые старты
Азбука здоровья
Школа здоровья
Участие детей и учителей, родителей в ежегодном забеге:
«Лыжня России»
«Слет учителей»
Участие детей в районных мероприятиях:
«Лыжные гонки»,
«К старту готов»
«Кросс- Нации»
«Безопасное колесо»
Игра «Зарница»
Спортивный
праздник школы.
Первенство школы по шахматам
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В системе дополнительного образования занимаются свыше 70% обучающихся школы
Дополнительное образование состоит из 3-х блоков:
-
кружки, развивающие личность ребенка;
-
студии
-
спортивные секции.
Программы секционной и кружковой работы
№
Название кружка
класс
Ф.И.О.педагога
Нагрузка
Часы работы
День недели
1
«Радуга»
1-5
Леонтьева Н.Н.
2часа
14.00-15.00
Вторник четверг
2
«Юнный шахматист»
1-4
Лиджигоряев А.М.
2 часа
16.00-18.00
Вторник четверг
3
«Лыжные гонки»
2-11
Соколова С.Ю.
6 часов
16.00-18.00
Понедельник вторник четверг
4
«Пресс центр»
7-11
Маслова Т.В.
1 час
15.30-16.30
Среда
5
«Акварелька»
2-4
Леонтьева Н.Н.
1час
14.00-14.30
Понедельник
6
«Мир информатики»
1-4
Попова Л.А.
1час
15.00-16.00
Пятница
7
«Спортивные игры»
5-11
Соколова С.Ю.
2часа
16.00-17.30
Среда
8
«Веселые старты»
1-4
Соколова С.Ю.
2 часа
15.00-15.35
Понедельник Пятница
9
«Юнный эколог»
2-3
Суцкель Т.М.
2 часа
15.00-15.35
Вторник Среда
10
Азбука здоровья»
3-4
Попова Л.А.
1час
14.00-14.35
Четверг
11
«Умелые ручки»
2
Захаркова Т.С.
2 часа
14.00- 14.35
Вторник
12
«Школа здоровья»
1
Попова Л.А.
1час
14.00-14.35
Среда