Программа организации третьего часа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы

Структура и содержание учебной программы третьего часа физической культуры представлены соответствующими разделами: «Основы знаний о здоровом образе жизни», «Подвижные игры», «Основные виды движений», «Физическое совершенствование», «Профилактические и коррекционные упражнения».  1.Основы знаний о здоровом образе жизни. Раздел «Основы знаний о здоровом образе жизни» содержит знания о человеке, его здоровье и физическом развитии, правилах личной гигиены и закаливания, приёмах самоконтроля. Тело человека: Строение тела человека. Скелет человека,  мышцы, суставы.  Напряжение и расслабление мышц при выполнении физических упражнений. Внутренние органы, пищеварительная и выделительная системы. Дыхательная система. Роль зрения и слуха при занятиях физическими упражнениями. Основы здорового образа жизни:   Правила личной гигиены и режима дня. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правильное дыхание при выполнении физических нагрузок. Основные физические качества и их тестирование. Измерение ЧСС (частоты сердечных сокращений) в процессе занятий физическими упражнениями. Закаливание. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Значение и важность правильного выбора здоровой пищи. Рациональное питание.   Вредные привычки и их влия...           Корригирующая гимнастика: Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки. Влияние физических упражнений на формирование осанки и укрепление свода стопы психическую и эмоциональную сферу человека.    2.  Подвижные игры. Подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции. Игры протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность и отодвигают возникновение утомления. Кроме того, естественные, не регламентированные в играх движения, выполняются в индивидуальном темпе и ритме, соответствующем особенностям де...      В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. В одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия учеников неидентичны.  У  обучающегося начальной школы необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением, поэтому в  работе используются игры по направлениям: - игры на развитие внимания; - игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации); - игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления); - игры, способствующие закреплению умения общаться.       Игры  должны отвечать  следующим требованиям: соответствовать  анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста;доступны по содержанию и интересны детям;физическая и психологическая нагрузка  должна соответствовать  нормальной физиологической кривой;игры не  носят остроконфликтный характер,  не вызывают чрезмерный азарт и нервозность;игры должны быть такими,  которые при желании или необходимости  можно сразу остановить.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования администрации городского округа

город Рыбинск



Программа организации третьего часа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы



Караченина Наталия Адольфовна,

учитель физической культуры


Программа

организации третьего часа

по предмету «Физическая культура»

для учащихся начальной школы



муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

17

152914 г. Рыбинск
ул. Набережная Космонавтов, д.39

директор МОУ СОШ № 17

Иванова Наталья Александровна



Рыбинск, 2011



Пояснительная записка

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие чётких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Среди контингента детей, поступаюших в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные.

В структуре детской заболеваемости Ярославской области на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором - органов пищеварения, затем - болезни эндокринной системы, психической сферы.

Мышечная гипотония является характерным признаком для многих детей. Особенно выражено снижение силы мышц спины. Наиболее часто диагностировались функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

К типичным школьным паталогиям - нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника, плоскостопию - добавляются считавшиеся прежде «взрослыми» заболевания: гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства.

Наблюдения показывают, что последние несколько лет всё больше становится чрезмерно подвижных детей. Эти дети неусидчивы, неорганизованны, часто конфликтуют со сверстниками. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: "подвижные", "импульсивные", "дети с повышенной аффективностью", гиперактивные дети. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки.

Цель программы: - создание условий для организации учебного процесса для учащихся с разным уровнем физических возможностей и образовательных потребностей.

Программа занятий третьего часа физической культуры для детей начальной школы позволяет решать задачи физического и нравственного воспитания, формируя у обучающихся целостный подход к физическим упражнениям как психофизической основе воспитания нравственности, а именно:

  • укрепление здоровья школьников и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • формирование умений управлять своими эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность и хладнокровие;

  • формирование представления о своём нравственном и физическом здоровье как личном и общем достоянии;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

  • обучение приёмам саморегуляции и релаксации.

Программа занятий третьего часа физической культуры для учащихся начальной школы опирается на реализацию принципов:

  • вариативности, обосновывающего планирование занятий с учётом половозрастных особенностей учащихся;

  • достаточности и сообразности, определяющего распределение материала с учётом особенностей познавательной активности учащихся;

  • соблюдение дидактических правил планирования занятий и поэтапного освоения приёмов саморегуляции и релаксации;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений для самостоятельных занятий.

Представленная программа третьего часа физической культуры является попыткой решения проблем здоровья современного школьника. Программа третьего часа физической культуры рассчитана на 34 часа в год, из расчёта один учебный час в неделю.

Отличительной особенностью программы является:

  • возможность синтезирования практической деятельности по коррекции нарушения осанки и плоскостопия, организации комплексной помощи гиперактивным детям и формирования знаний учащихся о здоровом образе жизни с целью осознания важности сохранения собственного здоровья;

  • использование игровых технологий для организации и проведения третьего часа по физической культуре;

  • организация возможности совместных занятий учащихся, имеющих разный уровень физического развития и физической подготовленности, а также школьников по состоянию здоровья, отнесённых к разным медицинским группам;

  • использование на занятиях (уроках) простейшего спортивного оборудования и инвентаря;

  • подведение итогов каждого занятия (урока) с помощью невербальных рефлексивных техник эмоционального состояния;

Программа третьего часа по предмету «физическая культура» составлена на основе современных научных подходов к воспитанию и обучению детей младшего школьного возраста в рамках существующих государственных образовательных стандартов и основана на следующих нормативных документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений»;

  • Письмо МО РФ от 20.04.2001 № 408\13-13 «Рекомендации по организации обучения в 1-х классах в адаптационный период»;

  • Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • Письмо МО РФ «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 12.08.2002 № 13-51-99/14;

  • Письмо МО РФ «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» № 13-51-237/13 от 03.10.2003;

  • Методические рекомендации для учителей физической культуры по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Под общ. ред. Е.Б.Евладовой. - М., 2009;

  • Письмо Департамента образования и Департамента здравоохранения и формации Ярославской области от 14.02.2008 № 612\01-11 и № 745/02 «Об освобождении от занятий физической культурой, организации работы и аттестации обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»;

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 17.05.2010 № 1888/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2010/2011 учебном году»;

  • Приказ МО РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план»


Содержание программы


Структура и содержание учебной программы третьего часа физической культуры представлены соответствующими разделами: «Основы знаний о здоровом образе жизни», «Подвижные игры», «Основные виды движений», «Физическое совершенствование», «Профилактические и коррекционные упражнения».


  1. Основы знаний о здоровом образе жизни.

Раздел «Основы знаний о здоровом образе жизни» содержит знания о человеке, его здоровье и физическом развитии, правилах личной гигиены и закаливания, приёмах самоконтроля.

Тело человека: Строение тела человека. Скелет человека, мышцы, суставы. Напряжение и расслабление мышц при выполнении физических упражнений. Внутренние органы, пищеварительная и выделительная системы. Дыхательная система. Роль зрения и слуха при занятиях физическими упражнениями.

Основы здорового образа жизни: Правила личной гигиены и режима дня. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений. Правильное дыхание при выполнении физических нагрузок. Основные физические качества и их тестирование. Измерение ЧСС (частоты сердечных сокращений) в процессе занятий физическими упражнениями. Закаливание. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Значение и важность правильного выбора здоровой пищи. Рациональное питание. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Корригирующая гимнастика: Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки. Влияние физических упражнений на формирование осанки и укрепление свода стопы психическую и эмоциональную сферу человека.

2. Подвижные игры.

Подвижные игры имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма, активизируют обмен веществ, стимулируют функции желез внутренней секреции. Игры протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность и отодвигают возникновение утомления. Кроме того, естественные, не регламентированные в играх движения, выполняются в индивидуальном темпе и ритме, соответствующем особенностям детского организма. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным возможностям детского организма.

В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением приятных двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. В одной и той же игре, даже периодически повторяемой, действия учеников неидентичны.

У обучающегося начальной школы необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением, поэтому в работе используются игры по направлениям:

- игры на развитие внимания;

- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

- игры, способствующие закреплению умения общаться.

Игры должны отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать анатомо-физиологическим и психологическим особенностям детей данного возраста;

  • доступны по содержанию и интересны детям;

  • физическая и психологическая нагрузка должна соответствовать нормальной физиологической кривой;

  • игры не носят остроконфликтный характер, не вызывают чрезмерный азарт и нервозность;

  • игры должны быть такими, которые при желании или необходимости можно сразу остановить.


Программный материал по подвижным играм


Направления игр

Цель игры

Рекомендуемые игры

Игры

на развитие

внимания

  • приобретение навыка концентрировать внимание на деталях;

  • умение распределять внимание;

  • приобретение навыка анализа воспринимаемых словесных образов

«Найди отличие», «Броуновское движение», «Коршун», «Корректор», «Последний из могикан», «Учитель», «Лови - не лови», «Только ободном», «Зоркий глаз», «Ушки на макушке», «Волшебное число», «Всё наоборот».

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

  • снятие мышечных зажимов;

  • снижение агрессивности;

  • развитие чувственного восприятия;

  • снижение излишней двигательной активности.

«Бокс», «Подушечные бои», «Снеговик», «Передай мяч», «Насос и мяч», «Шалтай - Болтай», «Солдат и тряпичная кукла», «Прикосновение».

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);


  • развитие навыков самоконтроля;

  • приобретение навыков саморегуляции;

  • тренировка волевого акта целеполагания

«Молчу - шепчу - кричу», «Говори по сигналу», «Час тишины» и «Час можно», «Замри», «Царевна Несмеяна», «Доброе животное», «Два барана», «Глаза в глаза».

Игры, способствующие закреплению умения общаться (коммуникативные)


  • обучение навыкам взаимодействия с детьми;

  • обучение согласованности совместных действий;

  • приобретение умений следовать инструкциям взрослого;

«Сиамские близнецы», «Разговор через стекло», «Ожившие игрушки», «Чужими глазами», «Головомяч», «Пилка дров», «Насос», «Кузница», «Зеркало», «Рукопожатие».

3. Основные виды движений.

Раздел «Основные виды движений» включает простейшие виды построений и перестроений, различные виды ходьбы и бега, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, то есть естественные движения, которые жизненно необходимы и ориентированы на гармоничное физическое развитие школьников. Особенное значение при выполнении упражнений следует придавать сохранению правильной осанки, контролировать точность положений, движений тела и конечностей.

Ходьба: обычная, на носках, на пятках, прогнувшись, с высоким подниманием бедра, на наружной стороне стопы, в полуприседе, перекатом, по разметкам.

Бег: обычный, широким шагом, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голеней, с изменением направления и темпа, равномерный.

Упражнения в равновесии: ходьба правым и левым боком по разметке с различным положением рук; ходьба по линии с мешочком на голове; стойка закрыв глаза с различным положением стоп, ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук, с предметами в руках; ходьба с высоким подниманием коленей, на носках, с перешагиванием предметов; повороты направо, налево; приседы на скамейке и переход в упор присев.

Лазанье: ползание по полу на четвереньках с опорой на стопы и ладони; ползание по-пластунски; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; подползание под шнур; перелезание через предметы и гимнастические снаряды разной высоты; лазанье по гимнастической стенке.

Прыжки: на месте с мягким приземлением на обе ноги;

Упражнения с большим мячом: передача мяча по кругу вправо, влево; передача мяча в колонне; подбрасывание мяча вверх и ловля его; удары мяча об пол и ловля его; перебрасывание мяча друг другу; ведение мяча в ходьбе и на месте; забрасывание мяча в корзину.

Упражнения с малым мячом: броски мяча вверх и ловля его двумя руками и одной рукой; ловля мяча после отскока от пола; ловля мяча после дополнительных движений (хлопки, повороты, приседания).

4. Физическое совершенствование.

Содержание раздела ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, его всестороннюю физическую подготовленность и укрепления здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Общеразвивающие упражнения: ОРУ без предметов, типа гимнастики, с мячом, с гимнастической палкой, с гантелями, с обручем, скакалкой, скамейкой, в парах, лежа на гимнастических матах.

Элементы акробатики: перекаты в сторону прогнувшись, группировка в приседе, сидя; группировка лежа на спине; перекаты назад - вперед лежа на спине в группировке.

Элементы ритмической гимнастики: имитационные упражнения; танцевальные упражнения (шаг с подскоком; приставные шаги вперед, в сторону, шаг галопа), упражнения на восстановление дыхания, групповые танцевальные движения.


  1. Профилактические и коррекционные упражнения.

Данный раздел решает задачи по профилактике и коррекции нарушения осанки, плоскостопия и регуляции психофизического поведения.

Для формирования правильной осанки: стойка с грузом на голове с различным положением рук; лежа на животе, руки согнуты, подбородок касается кистей, поднимать и опускать голову и плечи; то же, но руки вверх; лежа на животе, опора на предплечья, поднимать и опускать правую (левую) ногу, то же, но поднимать обе ноги; стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания. Стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя первоначальное положение. Опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеча), другая рука на поясе поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад. С грузом на голове (150-200 г) поднимание на носки, полуприсед, передвижение шагом; укрепление мышц спины, укрепление мышц брюшного пресса.

Упражнения на скок-шаре имеют значительное воздействие на формирование координации движений и правильной осанки.

Для укрепления свода стопы: разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола; захватывание стопами мяча и приподнимание его; максимальное сгибание и разгибание стоп; сдавливание стопами резинового мяча; катание палки подошвами; ходьба по гимнастической палке; ходьба по бруску с наклонными поверхностями; скольжение стопой вперед и назад с помощью пальцев; ходьба на носках и пятках, на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь); перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); сидя на гимнастической скамейке, руки на поясе, ноги прямые, сгибать и разгибать стопы; в том же положении вращать стопы вправо и влево.

Для развития координации движений: одновременное отведение правой руки вперед и левой ноги назад и наоборот; одновременное поднимание согнутой в локте правой руки и согнутой в колене левой ноги и наоборот; одновременное круговое движение правой рукой вперед и левой рукой назад.

Для формирования тонких движений пальцев рук: комплексы упражнений пальчиковой гимнастики (приложение).

Профилактические и специальные дыхательные упражнения: упражнения на отработку длительного и полного выдоха, имитирующее задувание свечи, с произнесением звуков на выдохе. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук на грудной клетке, пальцами вперед, отвести локти назад - вдох, наклониться вперед со ступенчатым выдохом и толчкообразными нажимами кистей рук на ребра с произнесением звуков оо-оо-оо.

Все пять разделов программы являются обязательными компонентами каждого занятия (урока).

В каждом классе учащиеся отличаются друг от друга по состоянию здоровья, уровню физического развития и развития физических качеств.

Работа на уроках с учащимися подготовительной и специальной медицинской группы представляет для учителя значительную сложность. Эти дети отстают в показателях жизненной ёмкости лёгких, становой силы, показывают худшие результаты в беге, прыжках и метаниях.

Учащиеся, отнесённые к специальной медицинской группе, занимаются на занятиях, специально организованных для них, как правило, проводятся после уроков, что не всегда удобно учащимся. У таких школьников нередко складывается ощущение неполноценности, если они не занимаются физической культурой со своим классом.

Урок, построенный на сочетании различных видов игр:

  • во-первых, вызывает интерес у учащихся, повышая познавательную активность на уроке;

  • во-вторых, с учётом упрощения техники исполнения, игры доступны практически для всех учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к основной, подготовительной группе и СМГ, сохраняя оздоровительную направленность и повышая уровень их физической подготовленности;

  • в-третьих, специально подобранные игры позитивно влияют на рейтинг уроков физкультуры и помогают решить нравственные, психологические проблемы учащихся начальной школы вообще и гиперактивных детей в частности.

Для организации и проведения подвижных игр не требуется дорогостоящего оборудования и спортивного инвентаря. К использованию подходит простейший инвентарь (малые мячи, строительные кубики, обручи, гимнастические палки, кегли, пазлы, пирамидки).




Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала для обучающихся 1- 4 классов



Вид программного

материала

Количество часов

Класс

1

2

3

4

I

Основы знаний о здоровом образе жизни

В процессе занятий

II

Подвижные игры

33

34

34

34


1. Игры на развитие внимания

12

11

8

5


2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения


9


10


9


7


3. Игры, развивающие навыки волевой регуляции

6

8

8

8


4. Коммуникативные игры

6

6

10

14

III

Основные виды движений

33

34

34

34


1. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, в полуприседе.

33

34

34

34


2. Бег равномерный, с изменением направления и темпа, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени



33



34



34



34


3. Упражнения в равновесии

10

9

8

8


4. Лазание

14

11

9

6


5. Упражнения с малыми мячами

4

6

6

4


6. Упражнения с большими мячами

2

3

5

8


7. Прыжки с мягким приземлением

33

34

34

34

IV

Физическое совершенствование

33

34

34

34


1. Общеразвивающие упражнения

33

34

34

34


2. Элементы акробатики

4

5

6

8


3. Элементы ритмической гимнастики

4

6

8

10

V

Профилактические и коррекционные упражнения

33

34

34

34


1. для формирования правильной осанки

33

34

34

34


2. для укрепления свода стопы

33

34

34

34


3. для развития координации движений

6

6

10

14


4. для формирования тонких движений пальцев рук

12

11

8

5


5. специальные дыхательные упражнения

6

8

8

8


Основные принципы занятий (уроков):

  1. индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребёнка;

  2. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

  3. длительности применения физических упражнений, с целью достижения положительной динамики;

  4. постепенного нарастания физической нагрузки в процессе курса;

  5. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений;

  6. соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

  7. всестороннего воздействия на организм учащегося с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;

  8. учёта возрастных особенностей.

Условия построения занятий


При построении занятий (уроков) соблюдаются следующие условия:

  1. перед каждым занятием у школьников определяется частота сердечных сокращений (ЧСС);

  2. на каждом занятии, в подготовительной части учащимся сообщаются теоретические сведения по теме здоровьесбережения и используются подвижные игры на развитие внимания, упражнения на формирование правильной осанки, укрепления мышц свода стопы;

  3. постепенное повышение физиологической кривой и снижение её к концу занятий;

  4. в основной части применяются упражнения для мышц спины и живота, а также координации движений для закрепления навыка правильной осанки;

  5. в заключительной части применяются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, упражнения релаксации;

  6. в конце занятия проверка пульса (ЧСС), самоконтроль осанки, применение рефлексивных техник.



Процедура подведения итогов каждого занятия проводится с помощью невербальных рефлексивных техник эмоционального состояния, которые способствуют саморазвитию и самообразованию ребёнка, учат его понимать и принимать себя, а также отслеживать своё состояние в отношениях со сверстниками. Рефлексивные техники (приложение) эмоционального состояния строятся на рисовании, закрашивании, приклеивании отдельных шаблонов (рисунков).

Перечень рефлексивных техник эмоционального состояния: «Паровозик настроения», «Ромашка настроения», «Погодное настроение», «Клубничное настроение», «Морское настроение», «Дерево настроения», «Дом настроения», «Гусеничка настроения», «Лучики настроения», «Облачное настроение», «Корабли настроения», «Сердечное настроение», «Лестница настроения», «Поляна настроения», «Аквариумное настроение», Лучики настроения», «Гора настроения», «Волны настроения», «Корзина настроения», «Этажи настроения», «Звездопад настроения», «Река настроения», «Цветочное настроение», «Кинолента настроения», «Шаровое настроение», «Мишень настроения», «Речек настроения», «Строительство настроения», «Пазлы настроения», «Роза настроения», «Лента настроения», «Карта настроения», «Ваза настроения», «Настроение в лучах солнца», «Мелодия настроений, «Уголок согласия и несогласия» и др. Каждый раз педагог должен дать чёткую инструкцию, показать алгоритм выполнения данной техники. В зависимости от того, какие цели преследует педагог, вариативность техник может меняться. Нельзя использовать одну и ту же технику несколько раз подряд. Необходимо дать возможность детям забыть её.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля используются результаты медицинского обследования и психологического тестирования учащихся.





Прогнозируемые результаты

По окончании прохождения курса учащиеся научатся:

  • общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

  • бережно относиться к своему телу, нравственному и физическому здоровью;

  • соблюдать гигиенические правила по уходу за собственным телом; правильно дышать, делать дыхательную зарядку, тренировать силу выдоха;

  • выполнять простейшие процедуры закаливания с учётом правил закаливания организма;

  • выполнять упражнения для укрепления мышц свода стопы и профилактики плоскостопия;

  • проводить сеансы расслабления; массировать рефлекторные точки ладони и стопы;

  • находить свой пульс и подсчитывать его;

  • знать приёмы саморегуляции и релаксации, уметь их применять с учётом своего физического и психоэмоционального состояния.









Список использованной литературы


  1. Величко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: «Физкультура и спорт», 1989.


  1. Гоголев Ю.В., Луканина М.Ф. Сохранение и укрепление здоровья школьников через формирование мотивации здорового образа жизни - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005г

  2. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растём здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. - М.: Просвещение, 2002.

  3. Доман Г. Гармоническое развитие ребенка, Аквариум, 1996.

  4. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: АРКТИ, 2007 г.

  5. Лямираль С., Рипо К. Растите детей здоровыми. Пер. с франц. Казанцевой Л. - М.: Физкультура и спорт, 1991.


  1. Мамедов К.Р. Физкультура для учащихся специальных медицинских групп. Тематическое планирование, игры и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Науменко Ю.В. Здоровьесберагающая деятельность школы: мониторинг эффективности (методические рекомендации для педагогов и руководитеолей общеобразовательных учреждений) Москва издательство «Глобус», 2009 г.

  3. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. Дошкольное воспитание, 2005, № 1, с. 60-64.


  1. Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе - М. АРКТИ, 2005 г.


  1. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994.


  1. Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей Волгоград издательство «Учитель», 2010 г


  1. Силачёва Л.Н. Физкультура в радость!: спортивные игры с нестандартным оборудованием. - СПб.: Детство-пресс, 2001.


  1. Халемский Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников: методические рекомендации. СПб.: Детство-пресс, 2001.


  1. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004.




© 2010-2022