- Преподавателю
- Физкультура
- Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классе
Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классе
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева А.Ю. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №50
664080, г. Иркутск, м-н Топкинский, 42
тел/факс: (3952) 33-89-44
Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ
в 9-м классе
Тема: Транспортировка утопающего, первая медицинская помощь (СЛР)
Цели урока:
а) Воспитание чувства ответственности за свою жизнь, безопасность окружающих, взаимовыручки и коллективизма.
б) Формирование у учащихся необходимого стереотипа по соблюдению правил поведения и техники безопасности на воде.
в) Обучение оказания первой медицинской помощи при утоплении(транспортировка пострадавшего, первая реанимационная помощь)
Задачи урока:
а) Повторение навыков ныряния и нахождения под водой.
б) Совершенствование навыков и умения плавания кролем на спине.
в) Улучшение деятельности сердечно-сосудистых и дыхательной системы.
г) Формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни.
д) Оздоровление и популяризация физической культуры.
Методы и формы современной технологии:
Групповой и индивидуальный подход.
Современные педагогические технологии:
Личностно-ориентированный подход к обучению
Оборудование и инвентарь:
Удлинитель электрический (безопасный), телевизор, видеомагнитофон, видеофильм(по правила поведения на воде), медицинский тренажер «Витим», гимнастические скамейки, стол демонстративный.
Учителя физической культуры:
Севрюк Марина Евгеньевна
Соколова Мария Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Смертность от утопления среди несчастных случаев занимает третье место. В мире ежегодно тонет около 20000 человек, что составляет 5,6 смертного случая на каждые 10000 населения в год. При этом от общего числа утонувших дети дошкольного возраста составляют 18,6%, дети школьного возраста 27,9%, люди в возрасте 20-24 лет 13,1%, люди старше 25 лет 40,4%.
Ежегодно в России при утоплении гибнет около 10000 человек. При этом объем 65%о человек попавших в ситуацию утопления возвращены к жизни людьми, не имеющими медицинского образования, но обученными методам спасения и СЛР. Этот факт еще раз подчеркивает насколько важно научить население доступным и эффективным методам оживления. Одним из этапов которого является обучение детей школьного возраста. Наиболее насыщенной практическими и теоретическими знаниями и умениями является форма проведения интегрированных уроков ОБЖ и физической культуры. Бинарное занятие решает ряд вопросов, которые при проведении классических уроков просто упускаются.
Программа 9-го класса по ОБЖ в разделе Медицинская подготовка предусматривает обучение учащихся правилам поведения на воде; определение необходимости оказания помощи на воде; знание и навыки поиска и транспортировки утопающего; знание, навыки и умение проведения СЛР и ИВЛ. При этом совершенно невозможно обучить детей практическим навыкам поиска и транспортировки пострадавших.
Программа физической культуры в разделе плавание предусматривает обучение учащихся большому спектру теоретических и практических знаний и умений: «спасение утопающих». Учащиеся свободно овладевают практическими навыками и умениями поиску и транспортировки пострадавшего, но раздел оказания ПМП является только теоретическим.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что интеграция ОБЖ и физической культуры по разделу плавание является непросто актуальным, но и совершенно необходимым, для того чтобы учащиеся получили полный объем знаний и умений. Для того чтобы наши дети могли без труда применить в жизни то, что им дает школа.
При построении структуры данного занятие были поставлены следующие задачи:
-
Образовательные
-
Воспитательные
-
Оздоровительные
Поскольку при обучении используются электрические приборы (телевизор и видеомагнитофон) и тренажер «Витим-2», для обучения приемам экстренной реанимации. Данное занятие в чаше бассейна имеет следующую структуру:
-
Организационная часть
-
Обучение оказанию ПМП при утомлении (с применением электроприборов)
-
Обучение транспортировки пострадавших (непосредственно в воде)
4. Заключительная часть
Распределение времени:
20м и н 1 и 2 часть
20мин 3 и 4 часть
Всего продолжительность занятия 40 минут
Правила техники безопасности при использовании электроприборов соблюдаются следующим образом:
-
Использование безопасных удлинителей;
-
Поднятие телевизора и видеомагнитофона на демонстрационный стол;
-
При вхождении в чашу учащиеся насухо вытираются полотенцем;
-
Изоляция тренажера «Витим-2» осуществляется использованием резинового покрытия, отделяющего прибор от пола;
-
Учащиеся при проведении первой и второй частей находятся на деревянных гимнастических скамьях, ноги учащихся находятся на сухой матерчатой поверхности;
-
Во время проведения 3 и 4 части занятия электроприборы отключаются и накрываются гидроизолирующей тканью.
Правила поведения и техника безопасности в плавательном бассейне
-
В бассейн заходить только с разрешения учителя или инструктора по плаванию;
-
При посещении уроков плавания при себе иметь: мыло, мочалку, плавательную шапочку, плавательный костюм (плавки, купальник), полотенце, расческу;
-
Обязательно перед входом в чашу бассейна тщательно вымыться под душем и пройти через ванночку со специальным раствором;
-
В воду заходить только с разрешения учителя физкультуры или инструктора по плаванию после проверки и допуска медицинской сестры;
-
Спускаться в воду только по специально оборудованным лестницам. соблюдая очередность и правильность спуска (спиной к воде, лицом к лестнице;
-
Во время урока по плаванию внимательно слушать учителя и выполнять все требования и задания предъявляемые учителем;
-
Прыгать в воду можно только с разрешения учителя, только с резиновых ковриков и специально отведенных для прыжков мест;
-
Во время урока по плаванию почувствовав недомогание, срочно обратиться к медицинской сестре.
Тема: «Обучение правилам оказания ПМП при
утоплении»
ЧУ
Содержание
Д
ОМУ
1
Организационная часть
ЗОсек
организовать
2
Построение
внимание на
3
I [риветствие
уроке
Сообщение задач урока
ЗОсек
Обучение оказанию ПМП при утоплении
1. Вводные данные, необходимость изучения оказанию ПМП
Ежегодно в мире тонет около 200000чел., это 5,6 смертей на 1000 чел. гибнет:
18,6% - дети дошкольного возраста 27,9% - дети школьного возраста 13,1%- люди в возрасте 20-24 лет 40,4% - люди старше 25 лет
2 Что такое утопление: Утопление - одно из форм механической остановки дыхания, поступающей чаще всего от попадания воды в верхние дыхательные пути и легкие.
3. Клинические варианты утопления (использование плакатов
и планшетов)
а) «Истинное» - это присутствие сознания, попадание воды в трахеи и
легкие, отсутствие дыхания, потеря сознания.
б) «Асфиктическое» - торможение центральной нервной системы
(алкоголь, сотрясение мозга...), потеря сознания, попадание небольшого
количества воды в легкие, остановка дыхания.
в) «Синкопальное» - потеря сознания (гидрошок, эмоциональное
потрясение...), остановка дыхания (отсутствие воды в легких).
4. Как узнать, что человек тонет?
-
крики о помощи;
-
тело человека стоит в воде вертикально;
-
голова периодически скрывается под водой;
-
судорожное взмахивание руками;
-
тело находится в воде неподвижно.
5. Оказание первой помощи пострадавшему (использование
видеофильмов)
-
поиск пострадавшего;
-
транспортировка пострадавшего;
-
извлечение пострадавшего из воды;
-
оказание IIМП.
6. Проведение СЛР при утоплении
(использование: тренажера «Витим-2», съемные планшеты)
I. Подготовка к проведению реанимации
-
освободить от одежды верхнюю часть туловища, расстегнуть ремень;
-
опорожнение растянутого желудка от воды:
уложить пострадавшего на бок и надавить на верхнюю часть живота (область желудка);
- освобождение дыхательных путей:
положить пострадавшего на спину, повернуть голову на бок, выполнить 5-6 толчкообразных движений в поддиафрагменную область;
- осмотр ротовой полости.
II. Осмотр пострадавшего
- проверить наличие пульса ил его отсутствие (при наличии пульса
провести ИВЛ: при отсутствии ИВЛ с НМС).
III. Проведение СЛР (один реаниматор)
-
положить на спину;
-
запрокинуть голову (держать в таком состоянии);
-
вывести нижнюю челюсть;
-
зажать нос пострадавшего;
-
выполнить два выдоха (вдох для пострадавшего);
-
на нижнюю треть грудины, основание кистей, выше мечевидного отростка при максимальном разгибании локтевых суставов совершить 15 надавливаний.
При проведении трех циклов СЛР без нарушений правил тренажер переходит в режим «Человек жив».
7. Наиболее частые ошибки при оказании ПРМ и их
последствия (по частоте повторения)
-
сильное погружение грудины: неправильное положение рук, переломы;
-
недостаточное количество вдуваемого воздуха, малая компрессия легких;
-
сильное вдувание воздуха, попадание воздуха в желудок;
-
неправильное положение локтевых суставов реаниматор быстро устает;
-
недостаточный темп проведения СЛР - пострадавший не оживает;
-
не удаление воды из дыхательных путей - пострадавший не оживает.
8. Восстановление проходимости дыхательных путей и
проведение СЛР
-
показ;
-
выполнение учащимися;
-
выявление и исправление ошибок.
Перечень используемых плакатов и планшетов
1. Плакаты
-
строение внутренних органов человека;
-
работа ССС;
2. Планшеты
-
«Истинное утопление»;
-
«Асфиктическое утопление»;
-
«Синкопальное утопление»
-
вода в легких;
-
остановка дыхания 3;
-
потеря сознания 3;
-
торможение ЦНС;
-
отсутствие воды в легких;
-
помощь утопающему;
-
поиск;
-
транспортировка;
-
извлечение из воды;
-
осмотр 2;
-
пульс -/+;
-
ИВЛ;
-
СЛР;
-
ремень, одежда;
-
удаление воды;
-
дыхательные пути;
-
утопление.
Порядок размещения планшетов (схемы)
Вода в легких
«Истинное»
Остановка дыхания
Потеря сознания
«Асфиктическое»
Торможение ЦНС Потеря сознания Вода в легких Остановка дыхания
«Синкональное»
Потеря сознания Остановка дыхания Отсутствие воды в легких
Ч/У
Содержание
д
О.М.У.
ОРУ на суше:
1) Круговые вращение рук
25 сек.
следить за осанкой
1 -4 вперед 5-8 назад
руки прямые
2) 1-2 отведение согнутых рук перед
25 сек.
следить за осанкой
грудью
3-4 отведение прямых рук назад
3) мельница работа рук
25 сек.
следить за работой
рук
4) отведение рук мах. в сторону
25 сек.
руки прямые
5) наклоны вперед
25 сек.
наклоны
6) наклоны в стороны
25 сек.
] глубже
7) выпады вперед
25 сек.
выпады мах. вперед
8) выпады в сторону
25 сек.
в сторону, спина
прямая
9) перекаты с одной ноги на другую
25 сек.
выполнять не
поднимаясь
10) приседание СПУ в воде:
25 сек.
пятки вместе носки врозь
- кроль на спине
25 м.
следить за
- проплывание с одной рукой
25 м.
правильностью и
- ныряние в воду с мах.
3 раза
точностью
нахождением под водой
выполнения задания
1) Разбиваемся по тройкам один
6 мин.
Следить за
пострадавший, двое других
правильностью
спасатели. Задача пострадавшего
выполнения
находиться в горизонтальном
положении, задача спасателя
1фиблизиться к пострадавшему взять
под руки и отбуксировать его к
безопасному месту.
2) Разбиваемся по парам один
6 мин.
Следить за
пострадавший, один спасатель.
правильностью
Задача пострадавшего находиться в
выполнения (хват за
горизонтальном положении, задача
подбородок)
Ч/У
Содержание
д
О.М.У.
-кроль на спине (спокойно)
25 м.
следить за
синхронностью
движения
-Построение
30 сек.
организовать внимание на уроке
-подведение итогов (выставление оценок)
30 сек.
в журнал
- домашнее задание (отжимание, работа рук при кроле на спине, ПМП при утоплении)
30 сек.
проверить на следующем уроке
спасателя приблизится к
пострадавшему одноименной рукой через руку пострадавшего взяв за подбородок и отбуксировать его в безопасное место.
Для подготовки занятий использовалась следующая литература:
-
Абрамович Г.М. «Первая помощь при клинической смерти от различных причин» (г.Иркутск, 2000г.)
-
Бородин Л.А., Назаров Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков» (1990г.)
-
Булгакова Н.Ж. «Плавание в пионерском лагере» (1991 г.)
-
Видеофильм «Спасение утопающих»
-
Инструкция по работе с тренажером «Витим»
-
Пономарев В.Т. «Энциклопедия безопасности» (Украина г.Донецк «Сталкер», 1997г.)
-
Руководство по эксплуатации, тренажер «Витим-2» для обучения приемам экстренной реанимации
-
Российское общество красного креста «Первая<помощь» (учебник 1997г.)
-
Ситников В.П. «Справочник школьника- ОБЖ» (Москва, 1997г.)