Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классе

Тема: Транспортировка утопающего, первая медицинская помощь (СЛР)     Цели урока: а) Воспитание чувства ответственности за свою жизнь, безопасность                                            окружающих, взаимовыручки и коллективизма.  б) Формирование у учащихся необходимого стереотипа по соблюдению правил поведения и техники безопасности на воде. в) Обучение  оказания первой медицинской помощи при                                 утоплении(транспортировка пострадавшего, первая реанимационная помо...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50

664080, г. Иркутск, м-н Топкинский, 42

тел/факс: (3952) 33-89-44



Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ

в 9-м классе



Тема: Транспортировка утопающего, первая медицинская помощь (СЛР)



Цели урока:

а) Воспитание чувства ответственности за свою жизнь, безопасность окружающих, взаимовыручки и коллективизма.

б) Формирование у учащихся необходимого стереотипа по соблюдению правил поведения и техники безопасности на воде.

в) Обучение оказания первой медицинской помощи при утоплении(транспортировка пострадавшего, первая реанимационная помощь)

Задачи урока:

а) Повторение навыков ныряния и нахождения под водой.

б) Совершенствование навыков и умения плавания кролем на спине.

в) Улучшение деятельности сердечно-сосудистых и дыхательной системы.

г) Формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни.

д) Оздоровление и популяризация физической культуры.

Методы и формы современной технологии:

Групповой и индивидуальный подход.

Современные педагогические технологии:

Личностно-ориентированный подход к обучению

Оборудование и инвентарь:

Удлинитель электрический (безопасный), телевизор, видеомагнитофон, видеофильм(по правила поведения на воде), медицинский тренажер «Витим», гимнастические скамейки, стол демонстративный.

Учителя физической культуры:

Севрюк Марина Евгеньевна

Соколова Мария Леонидовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Смертность от утопления среди несчастных случаев занимает третье место. В мире ежегодно тонет около 20000 человек, что составляет 5,6 смертного случая на каждые 10000 населения в год. При этом от общего числа утонувших дети дошкольного возраста составляют 18,6%, дети школьного возраста 27,9%, люди в возрасте 20-24 лет 13,1%, люди старше 25 лет 40,4%.

Ежегодно в России при утоплении гибнет около 10000 человек. При этом объем 65%о человек попавших в ситуацию утопления возвращены к жизни людьми, не имеющими медицинского образования, но обученными методам спасения и СЛР. Этот факт еще раз подчеркивает насколько важно научить население доступным и эффективным методам оживления. Одним из этапов которого является обучение детей школьного возраста. Наиболее насыщенной практическими и теоретическими знаниями и умениями является форма проведения интегрированных уроков ОБЖ и физической культуры. Бинарное занятие решает ряд вопросов, которые при проведении классических уроков просто упускаются.

Программа 9-го класса по ОБЖ в разделе Медицинская подготовка предусматривает обучение учащихся правилам поведения на воде; определение необходимости оказания помощи на воде; знание и навыки поиска и транспортировки утопающего; знание, навыки и умение проведения СЛР и ИВЛ. При этом совершенно невозможно обучить детей практическим навыкам поиска и транспортировки пострадавших.

Программа физической культуры в разделе плавание предусматривает обучение учащихся большому спектру теоретических и практических знаний и умений: «спасение утопающих». Учащиеся свободно овладевают практическими навыками и умениями поиску и транспортировки пострадавшего, но раздел оказания ПМП является только теоретическим.

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что интеграция ОБЖ и физической культуры по разделу плавание является непросто актуальным, но и совершенно необходимым, для того чтобы учащиеся получили полный объем знаний и умений. Для того чтобы наши дети могли без труда применить в жизни то, что им дает школа.

При построении структуры данного занятие были поставлены следующие задачи:

  1. Образовательные

  2. Воспитательные

  3. Оздоровительные

Поскольку при обучении используются электрические приборы (телевизор и видеомагнитофон) и тренажер «Витим-2», для обучения приемам экстренной реанимации. Данное занятие в чаше бассейна имеет следующую структуру:

  1. Организационная часть

  2. Обучение оказанию ПМП при утомлении (с применением электроприборов)

  3. Обучение транспортировки пострадавших (непосредственно в воде)

4. Заключительная часть
Распределение времени:
20м и н 1 и 2 часть
20мин 3 и 4 часть

Всего продолжительность занятия 40 минут

Правила техники безопасности при использовании электроприборов соблюдаются следующим образом:

  1. Использование безопасных удлинителей;

  2. Поднятие телевизора и видеомагнитофона на демонстрационный стол;

  3. При вхождении в чашу учащиеся насухо вытираются полотенцем;

  4. Изоляция тренажера «Витим-2» осуществляется использованием резинового покрытия, отделяющего прибор от пола;

  5. Учащиеся при проведении первой и второй частей находятся на деревянных гимнастических скамьях, ноги учащихся находятся на сухой матерчатой поверхности;

  6. Во время проведения 3 и 4 части занятия электроприборы отключаются и накрываются гидроизолирующей тканью.

Правила поведения и техника безопасности в плавательном бассейне

  1. В бассейн заходить только с разрешения учителя или инструктора по плаванию;

  2. При посещении уроков плавания при себе иметь: мыло, мочалку, плавательную шапочку, плавательный костюм (плавки, купальник), полотенце, расческу;

  3. Обязательно перед входом в чашу бассейна тщательно вымыться под душем и пройти через ванночку со специальным раствором;

  4. В воду заходить только с разрешения учителя физкультуры или инструктора по плаванию после проверки и допуска медицинской сестры;

  5. Спускаться в воду только по специально оборудованным лестницам. соблюдая очередность и правильность спуска (спиной к воде, лицом к лестнице;

  6. Во время урока по плаванию внимательно слушать учителя и выполнять все требования и задания предъявляемые учителем;

  7. Прыгать в воду можно только с разрешения учителя, только с резиновых ковриков и специально отведенных для прыжков мест;

  8. Во время урока по плаванию почувствовав недомогание, срочно обратиться к медицинской сестре.

Тема: «Обучение правилам оказания ПМП при

утоплении»

ЧУ

Содержание

Д

ОМУ

1

Организационная часть

ЗОсек

организовать

2

Построение

внимание на

3

I [риветствие

уроке

Сообщение задач урока

ЗОсек

Обучение оказанию ПМП при утоплении

1. Вводные данные, необходимость изучения оказанию ПМП

Ежегодно в мире тонет около 200000чел., это 5,6 смертей на 1000 чел. гибнет:

18,6% - дети дошкольного возраста 27,9% - дети школьного возраста 13,1%- люди в возрасте 20-24 лет 40,4% - люди старше 25 лет

2 Что такое утопление: Утопление - одно из форм механической остановки дыхания, поступающей чаще всего от попадания воды в верхние дыхательные пути и легкие.

3. Клинические варианты утопления (использование плакатов

и планшетов)

а) «Истинное» - это присутствие сознания, попадание воды в трахеи и
легкие, отсутствие дыхания, потеря сознания.

б) «Асфиктическое» - торможение центральной нервной системы
(алкоголь, сотрясение мозга...), потеря сознания, попадание небольшого
количества воды в легкие, остановка дыхания.

в) «Синкопальное» - потеря сознания (гидрошок, эмоциональное
потрясение...), остановка дыхания (отсутствие воды в легких).

4. Как узнать, что человек тонет?

  • крики о помощи;

  • тело человека стоит в воде вертикально;

  • голова периодически скрывается под водой;

  • судорожное взмахивание руками;

  • тело находится в воде неподвижно.

5. Оказание первой помощи пострадавшему (использование

видеофильмов)

  • поиск пострадавшего;

  • транспортировка пострадавшего;

  • извлечение пострадавшего из воды;

  • оказание IIМП.

6. Проведение СЛР при утоплении

(использование: тренажера «Витим-2», съемные планшеты)

I. Подготовка к проведению реанимации

  • освободить от одежды верхнюю часть туловища, расстегнуть ремень;

  • опорожнение растянутого желудка от воды:

уложить пострадавшего на бок и надавить на верхнюю часть живота (область желудка);

- освобождение дыхательных путей:

положить пострадавшего на спину, повернуть голову на бок, выполнить 5-6 толчкообразных движений в поддиафрагменную область;

- осмотр ротовой полости.

II. Осмотр пострадавшего

- проверить наличие пульса ил его отсутствие (при наличии пульса
провести ИВЛ: при отсутствии ИВЛ с НМС).

III. Проведение СЛР (один реаниматор)

  • положить на спину;

  • запрокинуть голову (держать в таком состоянии);

  • вывести нижнюю челюсть;

  • зажать нос пострадавшего;

  • выполнить два выдоха (вдох для пострадавшего);

  • на нижнюю треть грудины, основание кистей, выше мечевидного отростка при максимальном разгибании локтевых суставов совершить 15 надавливаний.

При проведении трех циклов СЛР без нарушений правил тренажер переходит в режим «Человек жив».

7. Наиболее частые ошибки при оказании ПРМ и их

последствия (по частоте повторения)

  • сильное погружение грудины: неправильное положение рук, переломы;

  • недостаточное количество вдуваемого воздуха, малая компрессия легких;

  • сильное вдувание воздуха, попадание воздуха в желудок;

  • неправильное положение локтевых суставов реаниматор быстро устает;

  • недостаточный темп проведения СЛР - пострадавший не оживает;

  • не удаление воды из дыхательных путей - пострадавший не оживает.

8. Восстановление проходимости дыхательных путей и

проведение СЛР

  • показ;

  • выполнение учащимися;

  • выявление и исправление ошибок.

Перечень используемых плакатов и планшетов

1. Плакаты

  • строение внутренних органов человека;

  • работа ССС;

2. Планшеты

  • «Истинное утопление»;

  • «Асфиктическое утопление»;

  • «Синкопальное утопление»

  • вода в легких;

  • остановка дыхания 3;

  • потеря сознания 3;

  • торможение ЦНС;

  • отсутствие воды в легких;

  • помощь утопающему;

  • поиск;

  • транспортировка;

  • извлечение из воды;

  • осмотр 2;

  • пульс -/+;

  • ИВЛ;

  • СЛР;

  • ремень, одежда;

  • удаление воды;

  • дыхательные пути;

  • утопление.

Порядок размещения планшетов (схемы)

Вода в легких

«Истинное»

Остановка дыхания

Потеря сознания

«Асфиктическое»

Торможение ЦНС Потеря сознания Вода в легких Остановка дыхания

«Синкональное»

Потеря сознания Остановка дыхания Отсутствие воды в легких

Ч/У

Содержание

д

О.М.У.

ОРУ на суше:

1) Круговые вращение рук

25 сек.

следить за осанкой

1 -4 вперед 5-8 назад

руки прямые

2) 1-2 отведение согнутых рук перед

25 сек.

следить за осанкой

грудью

3-4 отведение прямых рук назад

3) мельница работа рук

25 сек.

следить за работой

рук

4) отведение рук мах. в сторону

25 сек.

руки прямые

5) наклоны вперед

25 сек.

наклоны

6) наклоны в стороны

25 сек.

] глубже

7) выпады вперед

25 сек.

выпады мах. вперед

8) выпады в сторону

25 сек.

в сторону, спина

прямая


9) перекаты с одной ноги на другую

25 сек.

выполнять не

поднимаясь

10) приседание СПУ в воде:

25 сек.

пятки вместе носки врозь

- кроль на спине

25 м.

следить за

- проплывание с одной рукой

25 м.

правильностью и

- ныряние в воду с мах.

3 раза

точностью

нахождением под водой

выполнения задания

1) Разбиваемся по тройкам один

6 мин.

Следить за

пострадавший, двое других

правильностью

спасатели. Задача пострадавшего

выполнения

находиться в горизонтальном

положении, задача спасателя

1фиблизиться к пострадавшему взять

под руки и отбуксировать его к

безопасному месту.


2) Разбиваемся по парам один

6 мин.

Следить за

пострадавший, один спасатель.

правильностью

Задача пострадавшего находиться в

выполнения (хват за

горизонтальном положении, задача

подбородок)

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классеЧ/У

Содержание

д

О.М.У.

-кроль на спине (спокойно)

25 м.

следить за

синхронностью

движения

-Построение

30 сек.

организовать внимание на уроке

-подведение итогов (выставление оценок)

30 сек.

в журнал

- домашнее задание (отжимание, работа рук при кроле на спине, ПМП при утоплении)

30 сек.

проверить на следующем уроке

спасателя приблизится к


пострадавшему одноименной рукой через руку пострадавшего взяв за подбородок и отбуксировать его в безопасное место.


Для подготовки занятий использовалась следующая литература:

  1. Абрамович Г.М. «Первая помощь при клинической смерти от различных причин» (г.Иркутск, 2000г.)

  2. Бородин Л.А., Назаров Р.Д. «Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков» (1990г.)

  3. Булгакова Н.Ж. «Плавание в пионерском лагере» (1991 г.)

  4. Видеофильм «Спасение утопающих»

  5. Инструкция по работе с тренажером «Витим»

  6. Пономарев В.Т. «Энциклопедия безопасности» (Украина г.Донецк «Сталкер», 1997г.)

  7. Руководство по эксплуатации, тренажер «Витим-2» для обучения приемам экстренной реанимации

  8. Российское общество красного креста «Первая<помощь» (учебник 1997г.)

  9. Ситников В.П. «Справочник школьника- ОБЖ» (Москва, 1997г.)

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классеИнтегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классе

Интегрированный урок по физической культуре и ОБЖ в 9-м классе

© 2010-2022