- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработка Система оценки физической подготовленности обучающихся с использованием тестовой технологии Президентские состязания
Методическая разработка Система оценки физической подготовленности обучающихся с использованием тестовой технологии Президентские состязания
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гофман А.Э. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Басимская основная общеобразовательная школа»
Методический материал
Система оценки физической подготовленности обучающихся
с использованием тестовой технологии «Президентские состязания»
Выполнил: Гофман Александр Эдмундович
учитель физической культуры
МБОУ «Басимская основная общеобразовательная школа»
первая квалификационная категория по должности «учитель»
п. Басим
2015
Система оценки физической подготовленности обучающихся
с использованием тестовой технологии «Президентские состязания»
Для определения физической подготовленности учащихся в большинстве рекомендуемых и утверждённых учебных программ оценка чаще всего выражена в словесной форме: «высокий», «средний», «низкий». При этом диапазон результатов доходит до значительных различий.
Согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта рекомендуется оценивать уровень физической подготовленности по реальным изменениям показателей физической подготовленности ученика за определённый период времени. Такая система оценки уровня физической подготовленности положена в основу спортивно-оздоровительных Игр детей России «Президентские состязания». Использование Игр обеспечивает систематическую самооценку занимающихся и контроль учителем физической культуры уровня физической подготовленности детей. Об общей идее «Президентских состязаний» в журнале «Физическая культура в школе» рассказано в №2 за 1994 г. По этой идее все учащиеся школы проходят тестовые испытания два раза в год: в сентябре и мае. Хотели организовать единый банк информации и с помощью компьютерных программ определять рейтинг учебных классов. В нашем районе мониторинг физического развития и физической подготовленности на основе компьютеризации пыталась внедрить Белова Г.Б.преподаватель Чайковского института физкультуры совместно с Департаментом образования. В1997 году в №7 журнала «Физическая культура в школе» были даны рекомендации и даны формулы для оценки индивидуального уровня физической кондиции. За основу оценки индивидуального уровня физической подготовленности взяты шесть тестов: 1.отжимание в упоре лёжа,2. вис на перекладине на согнутых руках,( силовая выносливость),3. прыжок в длину с места,(скоростно-силовые качества) 4.поднимание туловища за 30 сек,( сила мышц живота),5. наклоны туловища вперёд в положении сидя,(гибкость),6. бег 1000 м.(общая выносливость). Методика проведения «Президентских состязаний» разработана в Челябинске автором Ю.Н. Вавиловым, где принято называть уровень физической подготовленности как общий уровень физической кондиции (ОУФК).
Подсчитывая по специальным формулам свой уровень физической кондиции в каждом из видов, учащиеся могут определить свой уровень физической кондиции в каждом из видов и в общем определить свой общий уровень физической кондиции: ОУФК= (О+П+С+В+Н+Б) :6.(Приложение 1).
Используя эту методику, учащийся самостоятельно может внести корректировку в свою подготовку, с помощью учителя составить план занятий. Сравнивая свои результаты с данными специальной таблицы учащийся определяет индивидуальный уровень физической кондиции.
По этой методике учащимся приходилось самим подсчитывать свои результаты. Дети неохотно занимались данными процедурами. Основную работу приходилось выполнять преподавателю. Для учащихся лучше, когда они видят реальный результат, оцененный оценкой «5», «4», «3». Недостатком данных тестов, по мнению большинства преподавателей, был тест - вис на перекладине на согнутых руках и отсутствие определения скоростных качеств. В 2006 году были изменены некоторые тесты: отжимание в упоре лёжа оставили для девочек, а для мальчиков ввели подтягивание в висе - вместо виса на перекладине. Для определения скоростных качеств включена дистанция 30 м.
Были апробированы и опубликованы новые таблицы. В данных таблицах результаты, показанные учащимися, в соответствии с возрастом, переводились в очки. Каждый школьник мог сам видеть без сложных подсчётов какое количество очков он заработал, но общей оценки уровня физической подготовленности дети не могли определить. Исследуя эту проблему, я использовал нормативы, приведённые в региональной учебной программе Пермской области 1994 года. Выбрав нормативы на «3», «4» и «5» составил оценочную таблицу для каждого возраста с 10 до 17 лет. (Приложение 2). В словесной форме результат на «3» соответствует уровню подготовленности -«низкий», на «4» - «средний», на «5» -«высокий».
Эти данные выписаны на листы с таблицами соответствующего возраста. Для нашей школы усовершенствовал сводный протокол по данным «Президентских состязаний». В этом протоколе вносятся данные по результатам тестирования в сентябре и мае с определением количества набранных очков за каждый из шести тестов и сумма очков, набранная учеником. В протоколе результаты выделяются разными цветами для быстрой ориентировки по своим результатам в начале и в конце учебного года. По результатам прошлого года и в предыдущие годы в конце учебного года результаты выше, чем в начале учебного года .Данный протокол помещён на стенде в методическом кабинете учителя физкультуры. (Приложение 3).
В нашей школе использую эту систему для активизации учащихся в совершенствовании своей физической подготовки, заинтересованности в её улучшении с 1998 года. Результаты показателей уровня физической подготовленности учитываются при подведении итогов спартакиады школы.
Проблему повышения уровня физического развития и уровня физической подготовленности исследовал в 2005 году и использовал при написании реферата при защите на высшую квалификационную категорию по теме: «Основы саморегуляции и самоконтроля за физическим развитием детей подросткового возраста». Если проследить за показателями отдельных учащихся, можно увидеть, как под влиянием физических упражнений и самоподготовки они изменяются. Ученик с большой степенью ожирения в 5 классе все нормативы выполнивший на уровне с минусом, не преодолевший дистанцию 1000 м, в 7 классе имел такие показатели : сгибание рук - 0, удержание тела в висе - 0, бег 1000м - 5 мин.15 сек., в 9 классе: сгибание рук - 5, вис на перекладине - 14 сек, бег 1000 м - 3 мин. 53 сек., ОУФК - сентябрь - 0,43, май - 0,26; 11 класс : сгибание рук -40, вис на перекладине - 77 сек., бег 1000м - 3 мин. 35 сек. ОУФК + 0,23. Проходя медосмотр при первоначальной постановке на воинский учет в 2009 году, комиссия не отметила никаких заболеваний и заключение - годен к военной службе. Систематически занимаясь физическими упражнениями, данный ученик за два года снизил свой вес с 98 кг до 68 кг, Если проследить за показателями отдельных учащихся, можно увидеть, как под влиянием физических упражнений и самоподготовки они изменяются. Отрадно заметить, что юноши нашей школы к 8-9 классу осознают, что самостоятельные занятия физическими упражнениями помогут в дальнейшей жизни. На переменах почти всегда можно видеть их соревнующимися в подтягивании на перекладине, поднятии гирь, штанги, занимающимися на тренажёрах.
Методы и способы, которые применяю в процессе занятиями физической культурой и спортом, помогают школьникам улучшать свою физическую подготовленность и на достаточно высоком уровне выступать на спортивных соревнованиях и олимпиадах по предмету.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка индивидуального уровня физической кондиции
Формулы для вычисления физической кондиции (ФК):
Отжимание в упоре лежа:- О = (Р - НВП): НВП;
Прыжки в длину с места:- П = (Р - НВП): НВП;
Поднимание туловища:- С = (Р - НВП): НВП;
Вис на перекладине:- В = (Р - НВП): НВП;
Наклон туловища вперед:- Н = (Р - НВП): НВП;
Бег 1000м:- Б =(НВП - Р): НВП.
Обозначения: Р - результат в соответствующих тестах; НВП - норматив из таблицы, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Общий уровень физической кондиции
ОУФК = (О + П + С + В + Н + Б): 6
Оценка индивидуального уровня физической кондиции
Значение ОУФК и ФК
Оценка
От 0,61 и выше
От 0,21 до 0,60
От - 0,20 до 0,20
От - 0,60 до - 0,21
От - 1,00 до - 0,61
От - 1,01 и ниже
Супер
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
Неудовлетворительно
Опасная зона
Таблица возрастных оценочных нормативов для школьников
Для мальчиков, юношей.
Тест
Возраст (лет)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Отжимание в упоре лежа (раз)
Прыжки в длину с места (см)
Поднимание туловища (раз за 30сек.)
Вис на перекладине (сек.)
Наклоны туловища вперед (см)
Бег 1000м (сек.)
13
112
13
9
4
332
15
127
14
11
5
315
17
140
15
14
6
298
19
152
16
18
7
281
21
163
17
22
8
268
23
174
18
26
9
256
25
185
19
30
9
243
28
196
20
35
10
233
32
206
21
40
10
224
37
216
22
46
11
216
40
225
23
51
11
209
42
233
24
55
11
203
Для девочек, девушек.
Тест
Возраст (лет)
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Отжимание в упоре лежа (раз)
Прыжки в длину с места (см)
Поднимание туловища (раз за 30сек.)
Вис на перекладине (сек.)
Наклоны туловища вперед (см)
Бег 1000м (сек.)
8
104
12
6
6
374
9
120
13
9
7
257
10
132
14
12
8
340
11
142
15
15
9
325
12
152
16
19
10
311
13
160
17
23
11
298
14
167
18
27
12
288
14
173
19
31
12
279
15
177
20
35
13
271
15
180
21
39
13
265
16
180
21
41
13
262
16
178
21
42
13
262
Расчет двигательного возраста
По таблице возрастных оценочных нормативов находим возраст, соответствующий вашему результату в каждом тесте, складываем все найденные значения возрастов и делим на количество тестов.
Приложение 2
ПРОТОКОЛ
класс 2-4 число учащихся в классе 11 чел освобождено от физкультуры 0чел. учитель физкультуры Гофман А.Э.
№
Фамилия, имя
пол
возраст
Результаты тестирования
сумма очков
бег 1000м.
(мин., сек)
бег 30
(мин., сек)
сгибание, разгибание рук в упоре лёжа (девочки), подтягивание (мальчики)
прыжок в длину с места (см)
поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз)
наклоны туловища вперед из положения сидя (см)
рез-тат
очки
рез-тат
очки
рез-тат
очки
рез-тат
очки
рез-тат
очки
рез-тат
очки
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
с
м
1
Казанцева Наташа
ж
09.05.
6,10
6,10
18
18
6,3
6,0
35
46
14
14
34
34
90
130
2
20
12
14
19
23
+1
+4
8
17
116/4
158/4
2
Варга Дима
м
05.05.
5,40
5,57
18
14
6,1
5,9
32
8
3
4
25
30
130
135
13
15
16
18
24
28
+8
+10
46
53
158/4
178/4
3
Чугайнов Дима
м
01.05.
5,50
6,15
15
10
6,2
6,0
29
35
2
2
20
20
125
135
10
15
10
11
12
14
+8
+10
46
53
132/4
147/4
4
Гуммель Вика
ж
10.04
6,0
6,0
20
20
6,4
6,3
32
35
10
18
26
44
120
130
15
20
13
15
21
25
+4
+6
17
23
131/4
167/4
5
Попов Дима
м
11.03
5,20
5,41
23
16
5,8
6,0
42
35
1
1
15
15
140
150
18
23
20
22
32
36
+0
-1
14
10
144/3
145/3
6
Северюхина Ксения
ж
01.05.
6,10
18
6,3
35
10
18
26
44
120
14
15
25
13
15
21
25
+4
+6
17
23
132/4
117/3
7
Елькина Надежда
ж
08.01.
4,45
4,40
32
29
5,8
5,5
30
36
17
22
28
32
150
150
20
13
20
21
29
21
0
+4
4
12
143/4
143/4
8
Елькина Карина
ж
09.03.
4,43
4,12
51
44
6,8
5,7
20
45
12
22
30
40
145
140
2
20
18
23
32
40
-1
0
3
3
164/4
192/5
9
Лопатин Сережа
м
08.02
5,26
4,10
17
34
6,4
5,6
11
26
1
3
13
17
145
160
13
15
23
26
35
36
-2
-5
5
1
94/3
129/3
10
Чугайнова Диана
ж
12.02.
4,40
40
6,0
5,6
31
50
22
16
44
32
130
140
15
20
22
24
38
42
+5
+10
13
27
181/4
11
Стенина Валерия
ж
04.02.
5,55
6,06
16
9
6,3
6,4
20
11
10
13
20
20
130
155
15
23
21
23
36
35
+7
+9
18
20
125/3
118/3
12
13
14
15
16
17
Список литературы:
-
Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. №1, 2006.
-
Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. №2, 2006.
-
Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. №3, 2006.
-
Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. №4, 2006.
-
Региональная учебная программа по физической культуре учащихся 1-4 общеобразовательных школ. Пермь, 1994
-
Региональная учебная программа по физической культуре учащихся 5-9 общеобразовательных школ. Пермь, 1994
-
Региональная учебная программа по физической культуре учащихся 10-11 общеобразовательных школ. Пермь, 1994
-
Спорт в школе. №9, 2004.
-
Спорт в школе. №18, 2004.
-
Спорт в школе. №4, 2004.