Внеурочная деятельность для 1 класса

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 101»


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы № 101 Протокол методического

совета от: на заседании МО

________________ _________________ ________________

«___» ________ 2015г. «___» _______ 2015г. «____» _____2015г.


Программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Юный олимпиец»

( 1-ый год обучения, для детей 6,5-8 лет)









Автор-составитель:

Моськина М.А.

Преподаватель

физической культуры:

Галынин А.А




г. Новокузнецк, 2015



Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план

3.

Содержание программы

4.

Методическое обеспечение программы

5.

Список литературы

  1. Пояснительная записка

Ценность игры как средства познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята довольно давно. Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем - в игре. Игра как своеобразная форма обучения младших школьников, обеспечивает активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.

Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Не нужно считать каждую игру чем-то неизменным. В большинстве игр возможны вариации, поэтому не надо бояться экспериментировать и переделывать пра­вила, которые можно как упрощать, так и усложнять. Не следует недооценивать похожие игры, поскольку для детей даже маленькая деталь приобретает огромный смысл. Одна и та же игра, если ее преподнести разны­ми способами, будет по-другому восприниматься. Глав­ное, чтобы играть было весело, интересно и полезно. Очень важно учитывать количество обучающихся и их подготовку, так как в каждом классе могут быть группы учеников с различным уровнем подготовки, следова­тельно, для одних игру можно усложнить, а для других - облегчить.

Актуальность программы внеурочной деятельности « Юный олимпиец», обусловлена отсутствием личных приоритетов здоровья, что в свою очередь способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Цель программы внеурочной деятельности « Юный олимпиец» :

- разностороннее физическое развитие детей, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Задачи:

- развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.

Новизна и отличительная особенность программы «Юный олимпиец» от других программ заключается в том, что в этой программе собраны подвижные игры, направленные не только на развитие физических качеств, но и на развитие психических процессов.

Особенности программы «Юный олимпиец»

Запас двигательной энергии ребенка, особенно в младшем возрасте, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем - в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра также является наиболее эффективной формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с ее помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний. Подвижная игра относится к разряду тех средств, которые:


  • интегральны, многофункциональны по своему характеру;

  • способствуют самореализации, самовыражению личности;

  • интересны детям;

  • органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы;

  • обогащают оздоровительные возможности образовательного процесса;

  • решают важную воспитательную задачу приобщения учеников к истории и традициям родного и других народов, вносят свою лепту в воспитание духовности, формирование системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей (народная подвижная игра);

  • развивают творческие способности детей.

Детям очень нравится самим придумывать новые игры. Такие игры одновременно стимулируют попытки ребят самостоятельно использовать их в досуговой деятельности,

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Юный олимпиец»

Программа ориентирована на младших школьников 6,5-8 лет, 1 год обучения.

Объем программы по внеурочной деятельности «Юный олимпиец» составляет 66 часов в год. Режим занятий: 2 занятия в неделю по 45 минут.

Планируемые результаты 1-го года обучения:

Планируемые результаты освоения программы «Юный олимпиец» отслеживаются по трем компонентам: предметный, личностный, метапредметный .

Предметные результаты :

Обучающиеся будут знать:

- о способах и особенностях движение и передвижений человека;

  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

  • о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

Личностные результаты:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- умение выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий во время занятия;

- учиться работать по определенному алгоритму

2. Познавательные УУД:

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

3. Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Формы подведения итогов реализации программы «Юный олимпиец»:

После обучения по дополнительной образовательной программе «Юный олимпиец» итоговое занятие проходит в форме спортивного праздника.


Учебно-тематический план


1-ый год обучения



Название раздела

Общее

количество

часов

Теория


Практика

1.

Подвижные игры

50

3

47

1.1

«Бег по кочкам»

1

0,5

0,5

1.2

«Бег с мячом между ног»

1

0

1

1.3

« Белая палочка»

1

0

1

1.4

«Бесшумный шаг»

1

0,5

0,5

1.5

«Бой петухов»

1

0,5

0,5

1.6

« Быстро шагай»

1

0

1

1.7

«Воздушная палка»

1

0

1

1.8

«Воробьи-попрыгунчики и кот»

1

0

1

1.9

«Всадники ловят мяч»

1

0

1

1.10

«В речку-на берег»

1

0,5

0,5

1.11

«Маятник»

1

0

1

1.12

«Кто сильнее?»

1

0

1

1.13

«Коршун и наседка»

1

0

1

1.14

«Лабиринт»

1

0

1

1.15

«Кросс с мячом»

1

0

1

1.16

«Метание палки»

1

0

1

1.17

«Выбей мяч»

1

0

1

1.18

«Кенгурбол»

1

0

1

1.19

«Кубик»

1

0

1

1.21

«Ловля птиц на лету»

1

0

1

1.22

«Лопни шарик»

1

0

1

1.23

«Кружева»

1

0

1

1.24

« Метко в цель»

1

0

1

1.25

«Мяч-ловцу»

1

0

1

1.26

«Мяч-среднему»

1

0

1

1.27

«Найди пару»

1

0

1

1.28

« Прыгай через ров»

1

0

1

1.29

«Салки с мячом»

1

0

1

1.30

« Перемена мест»

1

0

1

1.31

«Удочка»

1

0

1

1.32

«Совушка»

1

0

1

1.33

«Белки, лисы, волки»

1

0

1

1.34

« Два деда мороза»

1

0

1

1.35

«Метко в цель»

1

0

1

1.36

«Попрыгунчики-воробушки»

1

0

1

1.37

«Волк во рву»

1

0

1

1.38

«Охотники и утки».

1

0

1

1.39

« Море волнуется-раз»

1

0,5

0,5

1.40

«Белочки -собачки»

1

0

1

1.41

«Гуси лебеди»

1

0

1

1.42

«Стоп самолет»

1

0

1

1.43

«Невод»

1

0

1

1.44

«Не зевай!»

1

0

1

1.45

«Найди мяч»

1

0

1

1.46

Повторение изученных игр

3

0

3

1.47

«Атомы и молекулы»

1

0

1

1.48

«Море и суша»

1

0,5

0,5

1.49

«Пятнашки на веревочке»

1

0

1

2.

Игры на развитие психических процессов

10

0

10

2.1

Игры на развитие восприятия.

2

0

2

2.2

Упражнения и игры на внимание

2

0

2

2.3

Игры на развитие памяти.

2

0

2

2.4

Игры на развитие воображения.

2

0

2

2.5

Игры на развитие мышления и речи.

1

0

1

2.6

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

1

0

1

3.

Народные игры

5

0

5

3.1

Русская народная игра «У медведя во бору»

1

0

1

3.2

Русская народная игра «Филин и пташка».

1

0

1

3.3

Русская народная игра «Горелки».

1

0

1

3.4

Русская народная игра «Кот и мышь».

1

0

1

3.5

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

1

0

1

4.

Спортивный праздник

1

0

1


Всего:

66

3

63











Содержание внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Юный олимпиец»


1 раздел. Подвижные игры

1 тема. Подвижная игра «Бег по кочкам». Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. Способы и особенности движения и передвижений человека

2 тема. Подвижная игра «Бег с мячом между ног». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

3 тема. Подвижная игра « Белая палочка». Правила игры. Проведение игры.

4 тема. Подвижная игра «Бесшумный шаг». Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. Способы и особенности движения и передвижений человека

5 тема. Подвижная игра «Бой петухов». Правила игры. Проведение игры. Причины травматизма и правилах его предупреждения.

6 тема. Подвижная игра « Быстро шагай» Правила игры. Проведение игры.

7 тема. Подвижная игра «Воздушная палка» Правила игры. Проведение игры

8 тема. Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики и кот» Правила игры. Проведение игры

9 тема. Подвижная игра «Всадники ловят мяч» Правила игры. Проведение игры.

10 тема. Подвижная игра «В речку-на берег». Правила игры. Проведение игры. Правила использования закаливающих процедур.

11 тема. Подвижная игра «Маятник». Правила игры. Проведение игры.

12 тема. Подвижная игра «Кто сильнее?». Правила игры. Проведение игры.

13 тема. Подвижная игра «Коршун и наседка». Правила игры. Проведение игры.

14 тема. Подвижная игра «Лабиринт». Правила игры. Проведение игры.

15 тема. Подвижная игра «Кросс с мячом». Правила игры. Проведение игры.

16 тема. Подвижная игра «Метание палки». Правила игры. Проведение игры.

17 тема. Подвижная игра «Выбей мяч». Правила игры. Проведение игры.

18 тема. Подвижная игра «Кенгурбол». Правила игры. Проведение игры.

19 тема. Подвижная игра «Кубик». Правила игры. Проведение игры.

20 тема. Повторение изученных игр. Повторение игр на внимательность, скорость.

21 тема. Подвижная игра «Ловля птиц на лету». Правила игры. Проведение игры.

22 тема. Подвижная игра «Лопни шарик». Правила игры. Проведение игры.

23 тема. Подвижная игра «Кружева». Правила игры. Проведение игры.

24 тема. Подвижная игра « Метко в цель». Правила игры. Проведение игры.

25 тема. Подвижная игра «Мяч-ловцу». Правила игры. Проведение игры.

26 тема. Подвижная игра «Мяч-среднему». Правила игры. Проведение игры.

27 тема. Подвижная игра «Найди пару». Правила игры. Проведение игры.

28 тема. Подвижная игра « Прыгай через ров». Правила игры. Проведение игры. Совершенствование координации движений.

29 тема. Подвижная игра «Салки с мячом». Правила игры. Проведение игры.

30 тема. Подвижная игра « Перемена мест». Правила игры. Проведение игры.

31 тема. Подвижная игра «Удочка». Правила игры. Проведение игры. Игры со скакалкой, мячом.

32 тема. Подвижная игра «Совушка». Правила игры. Проведение игры.

33 тема. Подвижная игра «Белки, лисы, волки». Правила игры. Проведение игры.

34 тема. Подвижная игра « Два деда мороза». Разучивание и проведение игры.

35 тема. Подвижная игра «Метко в цель». Метание снежков в цель.

36 тема. Подвижная игра «Попрыгунчики-воробушки». Правила игры. Проведение игры.

37 тема. Подвижная игра «Волк во рву». Правила игры. Проведение игры.

38 тема. Подвижная игра «Охотники и утки». Правила игры. Проведение игры.

39 тема. Подвижная игра « Море волнуется-раз». Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

40 тема. Подвижная игра «Белочки -собачки». Правила игры. Проведение игры.

41 тема. Подвижная игра «Гуси лебеди». Правила игры. Проведение игры.

42 тема. Подвижная игра «Стоп самолет». Правила игры. Проведение игры.

43 тема. Подвижная игра «Невод». Правила игры. Проведение игры.

44 тема. Подвижная игра «Не зевай!». Правила игры. Проведение игры.

45 тема. Подвижная игра «Найди мяч». Правила игры. Проведение игры.

46 тема. Повторение изученных игр.

47 тема. Подвижная игра «Атомы и молекулы». Правила игры. Проведение игры.

48 тема. Подвижная игра «Море и суша». Правила игры. Проведение игры.

49 тема. Подвижная игра «Пятнашки на веревочке». Правила игры. Проведение игры.

50 тема. Повторение изученных игр.

2 раздел. Игры на развитие психических процессов.

2.1 тема. Игры на развитие восприятия. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров».

2.2 тема. Игра на развитие восприятия. «Волшебная палитра». Правила игры. Проведение игры.

2.3 тема. Упражнения и игры на внимание. Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно».

2.4 тема. Упражнения и игры на внимание. «Заметь всё», «Запомни порядок». Правила игр. Проведение игр.

2.5 тема. Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения». Правила игр. Проведение игр.

2.6 тема. Игры на развитие памяти. Игра «Художник». Правила игры. Проведение игры.

2.7 тема. Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?». Правила игр. Проведение игр.

2.8 тема. Игры на развитие воображения. Игра «Возьми и передай». Правила игры. Проведение игры.

2.9 тема. Игры на развитие мышления и речи. Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку». Правила игр. Проведение игр.

2.10 тема. Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка . Игры «Баба Яга», «Три характера». Правила игр. Проведение игр.

3 раздел. Народные игры

3.1 тема. Русская народная игра «У медведя во бору». Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

3.2 тема. Русская народная игра «Филин и пташка». Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

3.3 тема. Русская народная игра «Горелки». Правила игры. Проведение игры.

3.4 тема. Русская народная игра «Кот и мышь». Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

3.5 тема. Русская народная игра «Блуждающий мяч». Правила игры. Проведение игры.

Заключительный урок проходит в виде спортивного праздника, на котором выявляется команда сильнейших учеников по средствам эстафет и игр.

Методическое обеспечение дополнительной обра­зовательной программы «Юный олимпиец»

Формы занятий программы проходят в изучении и выполнения подвижных игр.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности. В дальнейшем изучают игры с элементами коллективной деятельности - переходные. Завершающий этап - командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к играм с активным противодействиям и командным соучастием. Важное условие успешной игровой деятельности - ясность понимания содержания и правил игры. И здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения. Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил, объяснив главное, воспитатель начинает игру.

Содержание сложной игры объяснять сразу целиком неправильно. Дети, и особенно младшие, понять и запомнить его не смогут, поэтому лучше проводить объяснение в несколько этапов:

1-й этап - ознакомление с игрой (название, сюжет, основные правила);

2-й этап - дальнейшее изучение содержания и правил;

3-й этап - внесение дополнений и изменений в содержание и правила игры.

Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих.

При организации и проведении подвижной игры в начальных классах необходимо придерживаться следующих правил:

1) правила игры должны быть просты, точно сформулированы, доступны для понимания детей;

2) игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной и двигательной деятельности;

3) для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из играющих станет активным ее участником;

4) исключение даже малейшей возможности риска, угрозы здоровью детей (но не исключать трудные правила);

5) безопасность используемого инвентаря;

6) игра не должна унижать достоинства играющих;

7) при проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного - к легкому, от сложного - к простому, т.е. вначале проводить более трудную (новую) по содержанию игру, а наиболее легкую и более живую проводить в конце урока;

8) подвижные игры должны чередоваться со спокойными;

9) на уроках игры имеют параллельно оздоровительному, познавательное значение, поэтому в них на равных решается не только двигательная, но и умственная задача;

10) игру нельзя обрывать незавершенной;

11) ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально.

Основная функция контроля - постоянное прослеживание процесса развития младшего школьника, своевременное внесение необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию и реализации двигательных потребностей обучающихся. Особенность использования подвижных игр в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что самостоятельность действий обучающихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль и оценку своих игровых действий. Перед игрой осуществляется разбор игровых правил, распределение ролей. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре.

Техническое оснащение занятий: спортивный инвентарь

Список основной литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. :Просвещение, 2010.

Список дополнительной литературы


  1. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. М. : Знание, 1987.

  2. Спортивные игры. / Под редакцией Ю.И. Портных. М. : Ф и С, 1975.

3. ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2009.

4. metodsovet.su

5. russhooli.ru

6. nsportal.ruВнеурочная деятельность для 1 класса


© 2010-2022