Уроки баскетбола от Е. Я. Гомельского и Д. Зоунира

Наибольший интерес у участников II Международного конгресса учителей физической культуры в Петрозаводске вызвал мастер-класс, который провел заслуженный тренер России Евгений Яковлевич Гомельский. Так получилось, что следом за ним в том же зале проводил баскетбольную тренировку учитель физкультуры из Канады Джефф Зоунир. Было очень интересно сравнить содержание и методику этих занятий.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Баскетбол через океан

Анализ двух мастер-классов Конгресса учителей физкультуры


Даже целый номер нашей газеты (№ 17/2010) не смог вместить в себя рассказ обо всех мероприятиях В этом номере мы познакомим вас с некоторыми его материалами.

Пожалуй, наибольший интерес вызвал у участников II Международного конгресса учителей физической культуры в Петрозаводске мастер-класс, который провел заслуженный тренер России Евгений Яковлевич Гомельский. Так получилось, что следом за ним в том же зале проводил баскетбольную тренировку учитель физкультуры из Канады Джефф Зоунир. Нам было очень интересно сравнить содержание и методику этих занятий.


Слова не расходятся с делом

Накануне мастер-класса Евгений Яковлевич Гомельский, который тренировал наших олимпийских чемпионок по баскетболу, в своем докладе на открытии конгресса подчеркнул: «В) сегодняшнем ребенке нужно видеть прежде всего личность; непозволительно учителю, тренеру что угодно говорить и как угодно поступать.

Урок физкультуры, если говорить образно, стоит на трех китах. Первый - это процесс воспитания физических качеств у детей. Второй - оздоровительная работа. Третий - образовательная значимость урока физкультуры: процесс, во время которого не только идет обучение правильному исполнению различных спортивных элементов, но и проявляется высокая культура общения учителя с учениками».

Слова великого тренера отложились у меня в памяти, и хотя я нисколько не сомневался, что сам Евгений Яковлевич является примером в соблюдении своих же постулатов, захотелось все-таки посмотреть, как он этого достигает.


Сила авторитета

После небольшого вступительного слова президент Академии братьев Гомельских пригласил 12 желающих выйти на площадку и стать непосредственными участниками занятия. Участвовать в мастер-классе у именитого тренера вызвалось намного больше желающих, причем многие из них - женщины. Это, с одной стороны, меня удивило - почему-то считается, что баскетбол более любим мужчинами-преподавателями, - а с другой, было закономерно, так как Евгений Яковлевич больше известен как тренер женской команды (сборная СНГ под его руководством завоевала золотые медали на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г. - Прим. ред.). Тем не менее, никому из желающих не было отказано в участии. Работа с женскими командами имеет свою специфику, и только эмоционально сдержанный, тактичный, интересный в общении человек может найти необходимый контакт с воспитанницами и добиться высоких результатов. В этом можно было еще раз убедиться, глядя на то, как знаменитый тренер разговаривает со своими подопечными.

Евгений Яковлевич не стал заострять свое внимание на каком-то одном техническом элементе или развитии одного физического качества, а провел общее занятие, сакцентировав внимание на методике обучения. За один час невозможно показать весь арсенал баскетбольных упражнений, которых, по словам ведущего, десятки тысяч, а вот понять, на что нужно обратить внимание учителю и какие ошибки нельзя совершать, помогали паузы между упражнениями, во время которых мэтр отечественного баскетбола давал столь важные для всех рекомендации.


Советы от Гомельского


  1. Игроки должны выполнять упражнения всегда с поднятой головой, чтобы видеть все происходящее на площадке и за ее пределами. Учитель должен постоянно следить за этим.

Поэтому в разминке предлагались упражнения в ходьбе, с приставлением одной стопы к другой, упражнения на баланс - сделать два шага, на третий остановиться и держать равновесие, ходьба перекатом с пятки на носок, причем все упражнения участники выполняли лицом и спиной вперед, не опуская взгляд вниз.


  1. Учащихся нужно убедить, что от хорошо выполненной разминки зависит успех команды. Если один из игроков, плохо размявшись, получит травму, от этого пострадает вся команда. Наибольшее внимание нужно уделять разминке голеностопного сустава.

С этой целью выполнялись прыжки на месте и из стороны в сторону, ходьба и бег скрестным шагом.


  1. Баскетбол - сложно координационная игра, поэтому в разминке должно быть больше упражнений для развития ловкости и координации движений.

Одним из примеров может послужить обычная игра в ладушки, выполняемая в прыжках на месте и в движении. Затем Евгений Яковлевич предложил участникам мастер-класса потанцевать вальс со своими партнерами. При этом он отметил, что у игроков экстра-класса это упражнение вызывает большие затруднения. Что касается учителей физкультуры, то они исполнили этот танец сравнительно легко.


  1. Упражнения должны выполняться на согнутых ногах. Если высокорослый игрок не сгибает ноги при выполнении движений, это не дает ему преимущества в борьбе под щитом.

Есть много упражнений для обучения этому действию: например, зажать мяч между коленями и попытаться пройти, пропрыгать или пробежать с ним вперед и назад. Если выпрямишь ноги, то, скорее всего, мяч выскочит.


  1. Больше улыбайтесь! Если тренер или учитель ни разу не улыбнулся за урок, это плохой наставник.

На этот счет не существует специальных упражнений - об этом нужно помнить. Здесь помогут уместная шутка, свежий анекдот, необидная пародия, смешное сравнение и др. Самое сложное при этом - определить грань, если не заходить за нее, шутка не обидит человека, а, наоборот, вдохновит. Вот это и отличает профессионала от неопытного тренера.


  1. Не ругайте детей за их ошибки, особенно девочек. Придет время, и они смогут их исправить. Лучше подберите для них более доступное упражнение.

Такой случай имел место на нашем мастер-классе. В конце занятия было предложено достаточно трудное упражнение, которое оказалось не под силу даже мужчинам из числа занимающихся. Тренер быстро заметил это и сразу же предложил другое упражнение.


  1. Никогда не оскорбляйте своих воспитанников. Это не делает чести учителю - скорее наоборот. Будьте примером для своих учеников.

За время мастер-класса я ни разу не услышал от его ведущего каких-то упреков, замечаний в адрес его участников. Но это не значит, что Евгений Яковлевич не обращал внимания на дисциплину или на технику выполнения движений, - отнюдь, но при этом все замечания были сделаны в корректной и дипломатичной форме. Скорее всего, при таком отношении учителя и его высоком авторитете у учеников желания нарушить дисциплину у них не возникнет.


  1. При персональной опеке игрока не сближайтесь с ним - держите его на дистанции. Чем выше скорость опекаемого соперника, тем больше дистанция.

Упражнение в парах. Выполняется от одной лицевой линии до другой. Защитник располагается в защитной стойке на расстоянии 2 м от нападающего, который, постоянно меняя направление, пытается пробежать вперед. Защитник на согнутых ногах вместе с нападающим отступает, пытаясь преградить дорогу нападающему. Вначале это упражнение выполнялось в невысоком темпе, затем в быстром. С увеличением скорости росла и дистанция между партнерами.


  1. Особое внимание нужно уделять технике выполнения баскетбольных упражнений. Над ней нужно работать постоянно. Не стоит позволять ученикам останавливаться на достигнутом, если они научились попадать в кольцо или быстро отдавать пас, выполняя элемент с техническими ошибками. Результат не должен превалировать над техникой. В качестве примера могут послужить игроки НБА. При взгляде на их игру может показаться, что все они в детстве занимались у одного тренера, хотя это не так, настолько филигранна техника выполнения ими баскетбольных приемов.

Евгений Яковлевич иллюстрировал свои слова, отмечая лучших учеников в том или ином упражнении, постоянно хваля тех, кто абсолютно правильно выполнял упражнения. Конечно, за одно занятие невозможно научить всех и всё делать без ошибок - это невозможно и не является целью мастер-класса, но не говорить об этом нельзя.


  1. Баскетбол - это командная игра. Успех в ней определяется слаженными действиями пяти игроков, а не одного. Даже если этот игрок забивает по 35 очков за игру, а команда проигрывает, нет оснований считать команду хорошей.

Об этом ведущий говорил тогда, когда предлагал выполнить упражнения в парах и тройках, акцентируя внимание занимающихся на роли каждого в выполнении задания. Участники мастер-класса сделали вывод: совершенству нет предела, и развиваться должен не только лидер команды, но и все ее игроки. Тогда, и только тогда, можно добиться успеха.


Баскетбол с улыбкой

Учитель частной школы из Торонто (Канада) Джефф Зоунир проводил свой баскетбольный мастер-класс следующим. Я обратил внимание, что сам он не присутствовал на мастер-классе Евгения Гомельского, а когда я рассказал ему о том, кто проводил это занятие и насколько знаменит Евгений Яковлевич в России, сильно расстроился. Еще больше Джефф расстроился оттого, что его багаж застрял на пути между Торонто, Хельсинки, Санкт-Петербургом и Петрозаводском, а в нем находилось самое главное для высокорослого баскетболиста - обувь. Найти в столице Карелии обувь почти 50-го размера в течение нескольких часов нам не удалось. Джефф принял решение проводить мастер-класс в единственных шлепанцах и в самом начале обыграл это с юмором, наказав самого себя отжиманиями.


Страх наказания?

Кстати, о наказаниях. Канадский учитель сразу же заявил участникам мастер-класса, что будет их наказывать. Все, включая зрителей, были удивлены. Но это оказалось правдой. Наказание было небольшим - всего одно отжимание от пола, но применял его Джефф Зоунир регулярно. Отжимались те, кто последним вставал в строй, неправильно выполнял упражнение, ронял мяч во время объяснения и т.п. Более того, на протяжении всего занятия его ведущий предлагал упражнение на внимание: после одного его хлопка все должны были сразу повторить это действие, после двух хлопков - выполнить два хлопка. При этом Джефф подавал команды: «Раз!» или «Два!» - при этом выполняя другое количество хлопков. Именно его команды и сбивали с толку участников, вынуждая ошибаться и… отжиматься. Благодаря этому нехитрому приему и юмору ведущего все занимающиеся находились в постоянном внимании, а наказание воспринималось как шутейная игра. Однако по ходу занятия можно было существенно улучшить свой результат в отжиманиях…


Совершенствуя дриблинг…

Что же касается самого занятия, то, в отличие от мастер-класса Евгения Гомельского, Джефф Зоунир предлагал упражнения, направленные на развитие одного технического элемента - ведения мяча.

Он начал с различных вариантов перевода мяча с одной руки на другую: перед собой, за спиной, под ногой и пивот - с разворотом спиной вперед - и в сочетании всех четырех вариантов. Затем то же задание предлагалось выполнить в парах: один из партнеров - нападающий, он выполняет ведение мяча, тот или иной вариант перевода мяча с одной руки на другую и меняя направление движения; другой - защитник, он старается препятствовать продвижению нападающего вперед.

Затем Джефф с юмором обучал защитников в этом упражнении «подставляться под фол»: вставать на пути нападающего и при малейшем физическом контакте падать на пол, «вскрикивая от боли». Этот артистический трюк порой провоцирует судей дать свисток, которые ошибочно полагают, что имеет место нарушение. Это упражнение вызвало неоднозначную реакцию у зрителей: стоит ли школьному учителю заострять внимание на проявлениях нечестной борьбы и учить их обманывать судей? С одной стороны, это часть игры, с другой - провокация. В одном, думаю, можно согласиться с Джеффом: данное упражнение учит детей правильно падать, а это позволит избежать травм при любых столкновениях. Участникам мастер-класса понравилось другое: что данное упражнение выполнялось весело, каждый старался сыграть роль обиженного соперником наиболее артистично.

Затем ведущий предложил ряд упражнений для развития кисти: перебрасывание мяча с одной руки на другую над головой, вокруг туловища, под ногой. Все эти упражнения применяются школьными учителями физкультуры во время разминки, так же как и хлопки при подброшенном вверх мяче. Потом участники поупражнялись в переводе мяча с одной руки на другую под ногой по «восьмерке» и вокруг себя, сидя на полу - вокруг себя и под ногами в положении седа углом, в упоре лежа.

Затем Джефф предлагал упражнения с двумя мячами: выполняя одновременное и попеременное их ведение, а затем меняя их местами.


…не забываем играть

Без игры не должно проходить ни одно занятие, считает Джефф Зоунир. Для отработки навыка ведения мяча он предложил салки с ведением мяча, затем игровое упражнение, в котором водящий, выполняя ведение мяча, свободной рукой старается выбить его у любого из играющих. Это же задание можно усложнить, если водящими являются все.

Наибольший интерес вызвала игра, которую Джефф назвал «Монстры в центре». Двое водящих располагаются в середине зала, а все играющие - на одной из лицевых линий площадки. Их задача - выполняя ведение мяча, добежать до другой лицевой линии, стараясь избежать осаливания. Тот, кого осалили, встает в центр зала вместе с водящими. Самое трудное - окончание игры, когда число водящих превышает количество играющих, но от этого задание становится только более интересным.

Не обошлось и без традиционных эстафет. Для усложнения задания - а то, как с каждой минутой усложняются задания, заметили не только участники, но и зрители - Джефф предложил после ведения мяча у разворотной стойки выполнить 10 кругов вокруг нее в положении наклона вперед и после это - ведение мяча в обратном направлении. Это задание оказалось очень трудным - бывали даже падения, - но выполнимым.

В ходе мастер-класса канадца я неоднократно ловил себя на мысли, что Джефф, не посетив занятие Евгения Гомельского, следовал практически всем его рекомендациям. Было весело, интересно, занимающихся хоть и «наказывали», но не ругали. Большое внимание уделялось развитию координации движений, не в ущерб технике двигательных действий. Все это, видимо, и составляет классику баскетбола, которую нельзя забывать.


© 2010-2022