Опыт работы Организация уроков лечебной физической культурой

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Физкультурно-оздоровительная работа с ограниченными возможностями здоровья у детей (ОВЗ)


Организация уроков лечебной физической

культуры в школе





Подготовила:

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 12 г.Ессентуки

Самойлова Е.М.














Организация групп ЛФК в условиях школы-непростая задача. Серьезной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров, необходимого инвентаря и оборудования. Но тем не менее эта деятельность очень важна.

Лечебная физкультура (ЛФК) - это медицинская дисциплина, в которой используются средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, ликвидации последствий травм как средства реабилитации и профилактики осложнений и обострений хронических заболеваний.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. движения специально организованные и применяемые в качестве неспецифического раздражителя для лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению как физических, так и психических сил, стимулируют процесс роста, развития и формирования организма, стимулируют деятельность всех систем организма как функциональных, так и физиологических.

Действие ЛФК на организм:

1. Специфическое - происходит восстановление, нормализация и развитие функций органов или систем организма, нарушенных в результате заболеваний или травм. Это происходит за счет развития компенсаторных механизмов(помогающих приспосабливаться).

2. Неспецифическое - происходит оздоровление всего организма в целом и повышение адаптационных возможностей к увеличивающимся физическим нагрузкам, повышение иммунитета и реактивности.

ЛФК показано заниматься на соответствующих этапах развития заболевания, при различных хирургических вмешательствах, при ряде нервных заболеваний, при большинстве терапевтических заболеваний, т.е. когда нет противопоказаний: общее тяжелое состояние больного, наличие интенсивных болей, .опасность усиления кровотечения, высокая температура тела, очень высокое артериальное давление, некоторые случаи онкозаболеваний и некоторые формы туберкулеза.

Среди основных средств ЛФК можно выделить физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные виды, подвижные игры и элементы спортивных игр, пассивные рефлекторные и коррегирующие движения, упражнения на тренажерах), факторы внешней среды и трудотерапия. Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, количества повторений, амплитуды движений, темпа движений, количества и вида суставов, участвующих в движении.

Принципами занятий ЛФК являются индивидуальность (в зависимости от характера заболевания, возраста, возраста, физической подготовленности и т.д.), системность (правильный подбор упражнений и последовательность их выполнения), регулярность, длительность, постепенность.

Гимнастические упражнения больше всего применяются на уроках ЛФК, потому что упражнения можно разделить на составляющие элементы и разучивать поэтапно, удобно для избирательного воздействия на больной или поврежденный орган, их легко дозировать, можно проводить в различных условиях, возможность проведения занятий индивидуально и коллективно.

Действие физических упражнений на организм ребенка:

1. Действие на опорно-двигательный аппарат. Импульсы несут информацию от рецепторов в мышцах, сухожилиях от внутренних органов (интерорецепторы) слуха, зрения, вестибулярного аппарата (экстерорецепторы) доставляют информацию в кору головного мозга, т.е. происходит стимуляция активизация деятельности всех физиологических систем организма. При дефиците движений происходит ухудшение работы.

2. Действие на сердечно-сосудистую систему. При гиподинамии происходит ухудшение работы сердца: снижается сила сердечных сокращений, уменьшается выброс крови в периферическое сосудистое русло. Ощущается дефицит кислорода и питательных веществ, ухудшается обмен веществ и как следствие наступает зашлакованность организма. Для восполнения дефицита кислорода и питательных веществ происходит учащение сердечных сокращений, т.е. сердце работает неэкономично.

3. Влияние на костную систему. Под влиянием физических упражнений костные клетки лучше снабжаются кровью, при правильно дозированных нагрузках происходит активный рост и нормальное строение костей.

4. Влияние на скелетную мускулатуру. Повышается тонус мышц, сила, увеличивается мышечная масса.

5. Физическая культура способствует развитию у ребенка двигательных умений и навыков, улучшается координация и пространственная ориентация.

6. Физическая культура оказывает воспитательное воздействие.

7. Чередование умственной и физической нагрузки обеспечивает быстрое восстановление работоспособности.

Комплектование групп ЛФК в школе (специальная медицинская группа подгруппа А) происходит в апреле, мае предыдущего года. С 25 августа до середины октября происходит уточнение списков. Комплектование проводится по заключению врача. В группе должно быть не менее 10, не более 20 человек. Комплектуется по заболеваниям или по противопоказаниям и по возрасту. Первая группа - 1-4 классы, вторая группа - 5-8 классы, третья группа - 9-11 классы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут или 3 раза по 30 минут желательно в сетке часов. Этим детям дается задание на дом по физической культуре, желательно давать дополнительные занятия, особенно если дети занимаются в группе продленного дня. Для стимулирования интереса к занятиям ЛФК для каждого индивидуально планировать сдачу нормативов и зачетов.

Задачи подготовительного периода:

1. Постепенно подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную систему к нагрузкам.

2. Научиться контролировать реакцию организма на физические нагрузки (самоконтроль).

На первых 6-8 уроках упражнения выполняются из исходного положения сидя или лежа. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих упражнений 1:1. На первых уроках необходимо обучить ребенка правильному дыханию, вдох и выдох производить через нос. При нормальной адаптации к физическим нагрузкам объем движений увеличивается, добавляется исходное положение стоя, а затем в движении. Если дети адекватно реагируют на нагрузку, допускается учащение частоты сердечных сокращений до 125-130 ударов в минуту.

Задачи основного периода:

1. Освоение основных двигательных умений и навыков программы по физической культуре.

2. Повышение общей тренированности и функциональных возможностей.

3. Оздоровительная.

Упражнения: все исходные положения, даются элементы легкой атлетики, художественной, спортивной гимнастики и спортигр.

Схема урока ЛФК.

Различают 3 части урока: вводно-поготовительная, основная и заключительная.

Вводно-подготовительная часть - от 3 до 8 минут, т.е. 10-20 % от урока

Задачи: подготовить организм к предстоящей работе, в данном периоде разминка проводится из И.П. сидя и лежа, затем при нормальной адаптации к нагрузкам добавляется И.П. стоя, сначала с опорой, затем в движении.

В основном периоде И.П. зависят от заболеваний. Основная часть составляет 50-70% от урока, продолжительность 20-30 минут. Задачи: улучшение кровообращения, обменных процессов во всем организме, улучшение психоэмоциональной сферы, нормализация тонуса сосудов, улучшение работы больного органа, привитие двигательных умений и навыков. Средства: общеразвивающие, специальные упражнения, игры.

Заключительная часть - 3-5-8 мин, 10-20% от урока.

Задачи: постепенное снижение нагрузки, возвращение в обычное состояние систем кровообращения и дыхания. Применяются упражнения на расслабление, ходьба в различных положениях, игры, дыхательные упражнения.

Таким образом, лечебная физкультура способствует восстановлению как физических, так и психических сил, стимулируют процесс роста, развития и формирования организма, адаптации организма ребенка на физические нагрузки, стимулируют деятельность всех систем организма как функциональных, так и физиологических.


© 2010-2022