Концепция конкурса Учитель года

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физической культуры МКОУ Клеповская СОШ.

Педагогическая концепция учителя физкультуры

I квалификационной категории

Алексенцевой Любови Алексеевны


В твоих руках, учитель, наш XXI век,

А веком, как известно, правит человек,

Который созидает, творит и создает,

Который за собою всегда вперед ведет!

Неизвестный автор.

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 28 лет. С 2005 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Основные факторы, влияющие на формирование моей педагогической концепции:

- ухудшение здоровья детей;

- снижение мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- слабая материально-техническая база;

- уменьшение наполняемости классов.

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно - творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время - во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Цель физического воспитания в нашей школе - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей. Вся работа направлена на вовлечение большого числа учащихся к активным занятиям физическими упражнениями.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны.

Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека - его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни - главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;

- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и низкой учебной мотивацией учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.

Технологический аспект опыта

«Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры и внеклассных спортивных мероприятий в сельской школе».

Личная концепция:

- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Основные методы:

-Фронтальный

-Поточно-групповой

-Диагностика

-Интерактивные

Формы организации и виды уроков:

- Урок-игра

- Урок-соревнование

- Урок-турнир

- Интегрированный урок

Условия:

-Личностно-ориентированный подход в обучении

Результат:

-Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся

-Активизация внеурочной деятельности школьников

-Улучшение здоровья учащихся

За годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания - в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составила подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.

Известно, что дети сильно подвержены к простудным заболеваниям и эффективным средством против них является закаливание организма. Так как в нашей школе нет бассейна, душа, тоя в своей практике опираюсь на естественные факторы закаливания и провожу большую часть занятий на свежем воздухе, температурный предел которых - 18 градусов. При проведении занятий на свежем воздухе включаю бег по пересеченной местности, футбол, а также занятия на спортивной площадке, где оборудованы волейбольная и баскетбольная площадки и площадка для подвижных игр. О том, что дети стали меньше болеть можно судить по заболеваниям обучающихся:

Заболевания

2010 -2011

2011-2012

2012-2013

Всего учащихся

182+9

156+6

143+7

Сердечно-сосудистые

8

11 /6,8 %

8/5,3%

ЛОР-патологии

34

36/22%

12/8%

Сколиоз

1

3/1,8%

1/0,7%

Костно - мышечной системы ( + осанка)

27

42/26%

20/13,3%

Всего с различн. заболеваниями

80 /41,8%

132/ 81,5%

95/63,3%

Абсолютно здоровы


30/18,5%

29/19,3%


Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:

Учебный год

Кол-во учащихся

Классы,

Успеваемость по предмету (в %)

Кол-во и % обуч-ся, успевающих на «4» и «5»

2010-2011

170

5-11

100%

92 %

2011-2012

160

5-11

100%

98 %

2012-2013

140

2, 5-11

100%

94,8 %

Результаты участия в спортивно - массовых мероприятиях

№п/п

Год

Название

соревнований

Место

Уровень

соревнований

1

2010

«Кожаный мяч»

2

Муниципальный

2

2012

Баскетбол

2

Зональный

3

2013

Л/а кросс

3

Муниципальный

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую Дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования. Ежегодно принимаем активное участие в районных соревнованиях по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, олимпиаде по физической культуре, футболу, лапте. Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами районных и зональных соревнований, о чем свидетельствуют полученные грамоты. В 2013 году четверо обучающихся нашей школы выполнили нормы третьего юношеского разряда по легкой атлетике. Трое выпускников нашей школы обрели профессию учителя физической культуры, я горжусь их выбором и их успехами. В школе на протяжении 3леттрадиционно функционируют спортивные секции и кружки: ОФП, спортивные игры, руководителем которых я являюсь. Охват детей этими формами дополнительного образования составляет 56%.

Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. В школу сегодня пришли новые информационные и педагогические технологии, изменилась материальная база школы.

Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 45% до 67%.

Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что учащиеся реже стали болеть простудными заболеваниями. Результаты ежегодных медицинских осмотров позволяют строго дозировать нагрузку обучающихся с различными видами патологий и подходить индивидуально для выполнения разнообразных видов упражнений контрольных испытаний. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то я корректирую индивидуальные задания. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе.

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ.

2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.

3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни

4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

5. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе, а также в органах ученическогосамоуправления.

С результатами работы по данной программе выступаю с докладами на окружном методическом объединении.

Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ.

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.

Я, совместно собучающимися являюсь участником Всероссийского конкурса «Займись спортом» и разработчиком проекта, в номинации «Привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом».

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна - важное условие повышение интереса учащихся.

Я всегда стремлюсь выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечаю каждый их успех. Стараюсь быть чистосердечной в своей оценке и щедрой на похвалу. Главное - видеть и уважать в ребенке Личность.

Школа для меня - это отдельный, особый мир, в котором оживают сказки, сбываются мечты, здесь учатся прощать и понимать, уважать и сострадать, быть честными и справедливыми, получают знания. Для своих учеников я стараюсь быть и лучшим другом, и благодарным собеседником, и строгим, но справедливым критиком.

Я убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.

Моё мнение таково: самыми лучшими урокам становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом, а поднимают «планку» выше. Тем самым, укрепляя своё здоровье.

Я очень люблю свою профессию за её неординарность, за то, что она не позволяет стоять на месте, заставляет думать, учиться, позволяет переживать и сопереживать. Радует, что с каждым годом увеличивается круг людей, с которыми тебе интересно идти по жизни, радуют достижения твоих выпускников, когда ты видишь, что твоя работа дала результаты, что, став взрослыми, твои ученики помнят тебя, с удовольствием делятся своими достижениями, своими победами.

Путь педагога тернист и труден, но когда я вижу настоящий прогресс в достижениях своих учеников, их успехи в классе, родной школе, испытываю гордость и понимаю, что не ошиблась в выборе профессии, жизненного пути. Всякое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Исхожу в своей работе из правила: прежде чем объяснять - заинтересовать, прежде чем заставить действовать - подготовить к действию, прежде чем сообщить что- то новое - вызвать ожидание нового.

Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения физического совершенствования, духовности, веком нравственного расцвета, веком души и сердца, а не холодного разума.


© 2010-2022