Статья для сборника статей

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Салданов Виктор Владимирович

Учитель физической культуры

МАОУ лицей №27, г. Улан-Удэ.

«Бег к невидимой цели»

Сегодня в развитии системы общего образования возрастает необходимость дополнительного образования детей, так как идет качественное обновление образования. Новые условия обучения и воспитания, повышение роли школы в социализации школьника в динамично изменяющемся социуме и другие аспекты жизнедеятельности требуют пересмотра организации деятельности школы, а именно, наряду с совершенствованием общего образования, нужно повышать уровень дополнительных образовательных услуг и способствовать сохранению и укреплению здоровья детей через кружки, секции.

И целью данного семинара является: разработка наиболее эффективных форм и методов обучения школьника спортивному ориентированию. Поставленную цель, возможно, реализовать через решение образовательных, воспитательных и развивающих задач:

  1. Познакомить с приемами и средствами, активизирующими познавательную активность учащихся в учебном процессе и игровой деятельности и развивающими умственные и физические силы;

  2. Познакомить с технологиями, способствующими укреплению и сохранению здоровья в рамках ФГОС;

  3. Использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.

По своей сути, ориентирование на местности представляет собой индивидуальный вид спорта. Но занятия спортивным ориентированием сплачивают мальчишек и девчонок в дружный коллектив, что немаловажно в современном обществе.

Спортивное ориентирование на местности является ориентированием с помощью карты и компаса и скоростных способов преодоления дистанции в лесном массиве, где, так близко соприкасаясь с природой, школьник ощущает ее благотворное воздействие, что не может не сказываться положительно на его умственном и физическом развитии. Как военно-прикладной вид спорта спортивное ориентирование играет важную роль в военно-патриотическом воспитании школьников, в подготовке молодежи к защите Родины. Основная сущность спортивного ориентирования на местности - быстрейшее передвижение школьников по лесу в целях скорейшего обнаружения расположенных на местности контрольных пунктов с помощью карты и компаса.

Благотворное влияние спортивного ориентирования на здоровье школьника.

Занятия спортивным ориентированием на открытом воздухе, да еще и в лесу даже при неблагоприятных метеорологических условиях, но с соблюдением определенных гигиенических правил и методических требований, способствуют улучшению физического развития детей, закаливает организм, уменьшает число простудных заболеваний, а так же повышает работоспособность занимающихся, их всестороннюю физическую подготовленность. Спортивное ориентирование - это циклический вид спорта связанный с бегом по пересеченной местности. При интенсивной беговой тренировке усиливается действие гормонов гипофиза, которые выделяются в кровь при физической нагрузке. Данные гормоны вызывают ощущение радости, физического и психологического благополучия, подавляют чувства голода и боли. В итоге резко улучшается настроение. Я, будучи спортсменом, когда бежал по дистанции в поисках КП испытывал при их нахождении прилив дополнительных сил, неиссякаемость чувств и бежал по дистанции, словно только что стартовал в марафонском беге. Большую пользу занятие спортивным ориентированием оказывает и на центральную нервную систему школьника. При постоянном занятии спортивным ориентированием изменяется личность ребенка, его психический статус. Школьники становятся более общительными, контактными, доброжелательными, имеют более высокую самооценку и уверенность в своих силах и возможностях. Конфликтные ситуации у них возникают значительно реже и переносятся намного спокойнее, психологический стресс или вообще не развивается или же вовремя нейтрализуется, что является лучшим следствием профилактики заболеваний сердечнососудистой системы.

Систематические занятия спортивным ориентированием оказывают существенное влияние на систему кровообращения молодого человека, происходят изменения и в биологическом составе крови, что повышает сопротивляемость организма к инфекционным и другим заболеваниям. Эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей, сердечнососудистой системы школьника. Новейшими исследованиями ученых было установлено, что регулярные занятия бегом приводят к увеличению массы левого желудочка сердца, за счет, утолщения его задней стенки и межжелудочковой перегородки, которая сопровождается ростом производительности работы сердца и способности миокарда, лучше усваивать кислород. У молодых людей занимающихся данным видом спорта масса тела близка к идеальной, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у пассивных к спорту школьников. При этом следует отметить, что юные ориентировщики не ограничивают свой пищевой рацион и не придерживаются специальных диет. Таким образом положительный эффект нормализации массы тела обусловлен только дополнительным расходом энергии тренировок и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию. Регулярные тренировки в данном виде спорта положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата. Циклические виды нагрузок, к которым относится и бег по пересеченной местности, увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвоночным дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.

Положительное влияние бега на функции суставов возможно только при условии использования адекватных, не превышающих возможности двигательного аппарата, постепенного увеличения нагрузок в процессе занятий спортивным ориентированием. За многие годы наблюдения, я убедился, что уровень физической подготовленности школьников регулярно занимающихся спортивным ориентированием, значительно выше, чем у ребят посещающих только уроки физической культуры. Занятия спортивным ориентированием способствуют укреплению здоровья и повышают закалку организма подростка. Юные спортсмены не боятся резких охлаждений и меньше болеют простудными заболеваниями, а, следовательно, реже пропускают уроки в школе и не отстают в учебе. Ребята, занимающиеся спортивным ориентированием, показывают результаты значительно выше и на уроках физической культуры, чем их сверстники, особенно это заметно в легкой атлетике, то есть в сдаче нормативов в кроссе и прыжкам в длину. На уроках физической культуры они являются лидерами в своих классах и именно на них чаще равняются остальные учащиеся.

Внимание уделяю и психологической подготовке юных ориентировщиков. Главное на что обращаю внимание - это воспитание устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности в регулярной тренировке, которая должна перейти затем в привычку. Содействую формированию твердых утверждений, слежу за поведением учащихся, за отношением к самим себе и к товарищам, за соблюдением правил поведения.

Система спортивных занятий способствует выработке у школьников целеустремленности, настойчивости и упорства, инициативы и самоустремленности, решительности и смелости, выдержке и самообладанию, повышение ответственности за свои действия перед коллективом. Коллективные занятия помогают воспитывать у детей правдивость, приветливость, скромность и другие положительные черты характера. Обучаю подростков умению сохранять эмоциональную устойчивость к экстремальным условиям спортивной борьбы. В данном случае спортивное ориентирование является тем видом спорта, где в первую очередь необходима психологическая устойчивость школьников. Ведь ребята чаще всего находятся в лесу одни, им нужно уметь преодолеть себя, почувствовать уверенность в своих силах и пройти дистанцию.


© 2010-2022