- Преподавателю
- Физкультура
- Педагогический опыт учителя физической культуры Синичкиной Татьяны Константиновны
Педагогический опыт учителя физической культуры Синичкиной Татьяны Константиновны
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Синичкина Т.К. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Синичкиной Татьяны Константиновны
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия постоянные и значительные, и заменить их нельзя ни чем.
Проблема, над которой я работаю: Развитие двигательной активности как средство формирования практических навыков здорового образа жизни. Ведь именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей.
Главная цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
Работа школы по физическому воспитанию детей с недостатками слуха направлена на осуществление важной задачи - формирование интереса к физкультуре и спорту, желания совершенствовать свое спортивное мастерство. Школьная практика показывает, что дети с недостатками слуха проявляют интерес к спорту, но этот интерес не является устойчивым, и лишь у немногих он превращается в личностную направленность.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (труды И.И. Брехмана, Л.С. Выготского, Г.К. Зайцева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой, К.Д. Ушинского и др.).
Перед началом года я составляю план, в котором ставятся следующие задачи:
-
Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;
-
Укрепления здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;
-
Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;
-
Развитие двигательных качеств;
-
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;
-
Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;
-
Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
Свои уроки я строю так, чтобы каждый обучающийся стремился к самооценке, самоанализу и самосовершенствованию своих возможностей, а это позволяет включать в активную деятельность на уроке не только сильных, но и более слабых, а так же медлительных учеников и способствует поднятию на более высокий уровень двигательных умений и навыков. Достижение более высокого результата (для одного ученика победа в игре на уроке, для другого - победа на соревнованиях) вызывает положительные эмоции от уроков физической культурой, способствует движению вперед и развитию ребенка.
В своей работе я применяю личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Для реализации поставленных целей и задач использую всевозможные формы работы учеников на уроке: групповые, метод индивидуальных заданий (дополнительные упражнения по овладению двигательными действиями), при этом учитываю интересы учеников, их двигательные и психические возможности.
Как известно, в классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть ученики, хорошо физически подготовленные. И наряду с ними - ученики со средней и даже слабой подготовкой. Кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров. Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред их здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому в начале каждого учебного года ученики проходят медосмотр, с результатами которого я обязательно знакомлюсь. Затем в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности школьников дозирую нагрузку на уроке.
Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. С целью закаливания и укрепления здоровья детей уроки физической культуры я провожу по возможности на открытом воздухе. В январе-феврале дети ходят на лыжах. Уроками лыжная подготовка не ограничивается, я стараюсь с детьми проводить и выходные дни на свежем воздухе: это походы в лес, различные соревнования на лыжах. Главная цель уроков на свежем воздухе - закаливание и повышение уровня общей физической подготовки учащихся.
Большое значение для здоровья имеет бег. О его оздоровительной пользе говорили и в древности, и современные медики. Научить школьников правильно бегать, рационально используя свои силы и возможности, - трудно. Но научить бегать быстро - задача вдвое сложнее. Чтобы научить бегать быстро, важно в первую очередь привить детям любовь к бегу, так чтобы ребёнок испытывал потребность в нём. В своей практике по развитию скоростных качеств я использую систему подводящих и специальных упражнений, в основе которой лежит дидактический принцип "от простого - к сложному". Одни упражнения направлены на развитие мышц ног, на их растягивание и расслабление. Другие - скоростно-силового характера, для развития быстроты реакции и быстроты движений. При этом часто применяю игровой метод.
Веду также внеклассную работу по предмету: занятия спортивного кружка(баскетбол), часто провожу различные соревнования, конкурсы, ведь интересы учеников и отношение их к занятиям различны. Одни любят футбол, другие - гимнастику, легкую атлетику. А во внеклассных мероприятиях, особенно в соревнованиях - эстафетах, с удовольствием выполняют все задания. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом учителя. Содействуют воспитанию активности и инициативы такие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность школьников: каждому хочется поскорее догнать товарищей. И поэтому успеваемость, и качество успеваемости всегда 100%.
Более 40% от числа всех учащихся нашей школы постоянно занимаются в спортивных секциях, участвуют в различных соревнованиях не только внутри школы, но и по республике и по России. Среди них есть победители и призеры различных соревнований, по легкой атлетике, лыжным гонкам, о чем свидетельствуют различные грамоты, награды, кубки.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми как интеллектуально, духовно, так и физически.