- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработкаПрограмма подготовки к эколого-краеведческой экспедиции по системе озера Вуокса
Методическая разработкаПрограмма подготовки к эколого-краеведческой экспедиции по системе озера Вуокса
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балина Н.А. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка «Программа подготовки к Эколого-краеведческой байдарочной экспедиции по системе озера Вуокса» Подготовила: Балина Нина Александровна ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского р-на СПб. Педагог дополнительного образования отдела туризма. Краеведения и спорта Актуальность экспедиции Эколого-краеведческая экспедиция является эффективным сочетанием образовательного процесса и отдыха. Байдарочные экспедиции по системе озера Вуокса, окружённые ореолом романтики и экстремальности, тем более привлекают детей и молодёжь. Программа эколого-краеведческой байдарочной экспедиции включает в себя изучение экологических и этнографических особенностей тех мест, по которым она проходит, оценку культурного ландшафта этой территории в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, освоение навыков водной туристской техники. Экспедиция проходит по маршруту -Синево-п-ов Уводь-Беличье-Беличья протока-Васильево-Тиверские волоки-оз.Тростниковое-оз.Любимовское-Маслово-Мельниково-Горы-оз.Вуокса-о.Большой средний-крепость Корела-о.Чудный-п-в Сенной-о.Никитский-Приозерск В экспедиции перед Вами раскроется великолепная природа Карельского перешейка, с его бесчисленными озёрами, переплетающимися речками и протоками Вуоксы, поросшими кувшинками, камышом и осокой. Бесчисленные острова, покрытые золотистыми соснами, поманят вас уютными бухтами и чистыми пляжами, узкими тенистыми заливами, зажатыми между скал и каменных лбов, широкими плёсами голубых озёр. Отдых в сосновом бору, на вересковых склонах, купание в тёплых водах Вуоксы, великолепная рыбалка, изобилие грибов и ягод, земляничные поляны и волнующий вид со скалистых утёсов - всё это ожидает Вас во время нашего путешествия Мы познакомимся с историей Карельского перешейка, с древними крепостями и скитами, оборонными сооружениями времен Великой отечественной войны. Система озера Вуокса является интересным эколого-биологическим объектом. Изучение её экологического состояния представляет интерес для школьников как с точки зрения знакомства с методиками эколого-биологического исследования водных объектов, так и с точки зрения формирования у них представления об особенностях лесных рек, По берегам реки располагаются экосистемы, отличные от лесных экосистем. Важно чтобы школьники это различие увидели и оценили. По берегам Вуоксы встречаются - различные посёлки, Представляет интерес сравнение населённых пунктов разного типа и оценка их с экологической, этнографической, социальной точек зрения, описание культурного ландшафта, создание эколого-краеведческих портретов этих населённых пунктов. Маршрут заканчивается в старинном русском Приозерск его облик, крепость-Корела должны привлечь внимание участников экспедиции. Совершенно очевидна гражданско-патриотическая направленность данной экспедиции - родной край удивителен и прекрасен, но в нём существует немало проблем. Как их решать? Программа экспедиции рассчитана на занимающихся подростков и детей ДДЮТ. Участники экспедиции получают возможность подойти к изучению родного края с разных позиций, осваивают различные методы полевых исследований, обобщают и анализируют полученные результаты. Проведение этнографических исследований путём опроса местных жителей на маршруте следования экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, способствует адаптации в социуме и укреплению межпоколенных связей. Байдарочная экспедиция способствует формированию и развитию у её участников навыков водной туристской техники, знакомит с основами туристского быта, правилами поведения в походе. Немаловажно и то, что в летней экспедиции занимающиеся укрепляют своё физическое и эмоциональное здоровье. Актуальность программы экспедиции в творческом её характере и комплексном содержании, которое заключается в эффективном сочетании познавательной и исследовательской деятельности, активного досуга. Цели. Воспитание целеустремлённости, чувства ответственности, становление активной жизненной позиции в процессе формирования устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию Задачи:
Концептуальные основы Бережное отношение к историческому, природному и культурному наследию и формирование устойчивого интереса к его изучению способствует сохранению межпоколенных связей и формированию Гражданина. Системный подход - основа успешного эколого-краеведческого образования. Экология и краеведение образуют междисциплинарный комплекс знаний, являющийся базой для формирования целостного мировоззрения. Обычаи и традиции народов суть отражение их взаимоотношений с природой, окружающей средой. Личностно-ориентированный подход педагогики сотрудничества. Исследовательская деятельность школьников - наиболее эффективный способ изучения краеведения. Формирование межпоколенных связей - важное условие воспитания толерантности и адаптации ребёнка в социуме. Материально-техническое обеспечение. Вся финансовая и хозяйственная деятельность экспедиции, направленная на реализацию поставленных в программе целей и задач, осуществляется в установленном законодательстве порядке. Финансирование экспедиции осуществляется за счёт платы родителей. Расходование средств осуществляется в соответствии со сметой. Для проведения экспедиции имеется групповое туристское снаряжение: байдарки, спасжилеты, палатки, тент, верёвки, котлы, вёдра, топоры, принадлежности для костра. Кроме того, используется личное снаряжение участников похода - байдарки, туристические коврики, спасжилеты, рюкзаки, спальники. Основная масса продуктов питания закупается перед началом экспедиции в соответствии со списком рекомендуемых продуктов. Для проведения анализа воды используется полевая ранцевая лаборатория НКВ-Р (масса 10 кг). Для записи и фиксирования информации используются блокноты (у каждого участника) и диктофон (один на группу). Для осуществления образовательного процесса используются лупы, бинокли, карты. Содержание программы. Маршрут экспедиции: Программа экспедиции в соответствии с поставленными целями и задачами, имеет несколько взаимосвязанных компонентов-экологический, -этнографический, туристский. Основные формы реализации программы экспедиции: практические экологические исследования- оценка гидрологических, гидрофизических, гидробиологических показателей реки, оценка экологического состояния природных экосистем по берегам реки по маршруту следования; Эколого-краеведческая экспедиция, осуществляемая в условиях байдарочного похода, имеет определённую специфику. Во-первых, график движения должен быть согласован с планом проведения мероприятий программы. Его необходимо рассчитать так, чтобы на время обеденного перерыва останавливаться в таких местах, где есть возможность не только приготовить обед, но и сходить на опрос в близлежащий населённый пункт (до 2-3 километров) и провести практические экологические исследования. Во-вторых, места для днёвок (их планируется три) должны отвечать ряду требований - быть удобными для проведения мероприятий культурно-спортивного характера, находиться на приемлемом расстоянии от населённого пункта, в который планируется поход для сбора этнографической и фольклорной информации (4-8 километров). В-третьих, преимуществом байдарочного похода является - возможность посетить труднодоступные населённые пункты, в которые легче добраться по воде. Поэтому необходимо в полной мере использовать эту возможность. Однако необходимо учитывать, что нередко жителями таких населённых пунктов являются дачники, не являющиеся носителями местных традиций. Программа экспедиции представляет собой своеобразную эколого-краеведческую школу, результатом обучения в которой является определённый набор знаний, умений, навыков. Программа предусматривает усвоение обучающимися знаний об основных природных сообществах, характерных для малых рек и их окружения - хвойных лесах, пойменных дубравах, ольшаниках, заливных лугах, водных сообществах, знакомство с методами полевого сбора экологической, этнографической информации. Мероприятия культурно-спортивного характера (мероприятия досуга) спланированы с использованием элементов традиционной культуры. В их основе лежат народные игры, праздники, обряды. Такие мероприятия, способствуют формированию коммуникативных навыков, сплочению коллектива, раскрытию творческих возможностей школьника, созданию благоприятного эмоционального фона, оздоровлению, и, в целом, социальной адаптации и становлению активной гражданской позиции. Обеспечение жизнедеятельности участников экспедиции производится их собственными силами. В группе есть медработник. Приготовление пищи происходит под руководством педагога группой дежурных (3 человека) по графику дежурств. Организационная структура экспедиции следующая. С одной стороны, участники (12 человек) разделены на две группы, в каждой из которых проводятся экскурсия и практическое занятие. С другой стороны, все они являются членами экипажей, в которых определены капитаны, как правило, более опытные в туристском плане. Кроме того, все участники экспедиции разделяются на исследовательские группы - гидробиологи, ботаники, краеведы. Весь состав экспедиции собирается каждый вечер у костра, обсуждает итоги прошедшего дня, вносит предложения и рекомендации. Содержание компонентов программы. Экологический компонент. Цель: воспитание бережного отношения к природному наследию родного края в процессе изучения его многообразия и экологического состояния и осуществления природоохранной деятельности. Задачи:
Можно выделить два этапа экспедиции - подготовительный и основной. На подготовительном этапе готовится снаряжение для проведения экологических исследований - приспособлений для измерения глубины водоёма, прозрачности воды (диск Секки). Основной этап проходит в условиях экспедиции в двух основных формах - практические занятия и экскурсии. Практические занятия включают в себя проведение гидрологических, гидрофизических и гидробиологических исследований, практические занятия по работе с определителями, рекогносцировочному описанию природных сообществ [1-4, 8-14]. Исследования речной воды проводятся с помощью полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р. Экскурсия проходит либо по предварительно подготовленному маршруту, либо методом непосредственного погружения в природную среду, как самого экскурсовода, так и экскурсантов. В ходе экскурсии внимание экскурсантов обращается на характерные особенности того или иного природного сообщества и его обитателей - растения, животных, грибы, лишайники - и их адаптации (приспособления) к условиям среды. Учащимся предлагается объяснить причины возникновения адаптаций и их полезность для живого организма. Экскурсии носят в целом познавательный характер. При этом учащиеся осваивают некоторые основополагающие методы исследования - наблюдение, работу с определителями. Тематика экскурсий. Хвойные и смешанные леса. Пойменные дубравы. Экосистема болота. Особенности заливных лугов малых и больших рек . Водные сообщества. Фольклорно - этнографический компонент Цель: изучение и сохранение особенностей традиционной культуры в процессе сбора фольклорной и этнографической информации, её использования в исследовательской и спортивно-культурной деятельности, формирование представлений о культурном ландшафте изучаемых территорий, Задачи:
Основные формы занятий - этнографические экскурсии ознакомительного характера в населённых пунктах по маршруту экспедиции, опрос местных жителей и запись полученной информации на бумажные носители и диктофон, практические занятия по созданию эколого-краеведческих портретов населенных пунктов. Учитывая, что лучший способ усвоения собранной информации - деятельностный, культурно-массовые и спортивные мероприятия экспедиции формируются с их учётом. Это способствуют лучшему знакомству с народными традициями и обрядами, их усвоению, пробуждает и укрепляет интерес к культуре родного края, добавляет оттенки к многокрасочной палитре окружающего мира. Туристский компонент. Цель: формирование навыков здорового образа жизни путём привлечения учащихся к регулярным занятиям туризмом. Задачи:
Реализация цели происходит в два этапа - подготовительный (до экспедиции) и основной (во время экспедиции). На подготовительном этапе школьники учатся собирать и разбирать байдарки, проводят необходимые ремонтные работы, знакомятся с правилами поведения на воде. Основной этап начинается со сбора байдарок на берегу станцииСинево и заканчивается их разборкой на берегу г. Приозерск у подножия крепости «Корела». В состав экспедиции входят как участники, имеющие опыт байдарочных походов, так и начинающие водные путешественники. В состав экипажа байдарки обязательно входит 1 или 2 опытных туриста. Знакомство с основами туристского похода на разборных байдарках включает в себя обучение следующим навыкам:
Спортивно-культурные мероприятия. Цель: воспитание у участников экспедиции культуры организации и проведения досуга. Задачи:
Тематика мероприятий. Круг друзей. Празднование дня Ивана Купалы. Праздник посвящения в байдарочники. Олимпиада «Вуоксенские старты». Конкурс художественной самодеятельности. Распорядок дня. (вариант для походного дня). 8.00 | Подъём. Зарядка. Утренний туалет. |
9.00-9.30 | Завтрак. |
9.30-10.30 | Сбор личного и группового снаряжения. Снятие лагеря. Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции. |
10.30-11.30 | Экологическая экскурсия*.Практические исследования. |
11.30(10.30)-14.00 | Движение по маршруту. График движения: передвижение на байдарках - 45 минут, разминка на берегу (волейбол, другие игры) - 15 минут. |
14.00-17.00 | Стоянка на обед. Практические занятия по группам (экологическая экскурсия, поход в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации). Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность. |
17.00-19.00 | Движение по маршруту. График движения (см. выше). |
19.00-20.00 | Разбивка лагеря. Приготовление ужина. |
20.00-20-30 | Ужин. |
20.30-22.00 | Культурно-спортивные мероприятия. |
22.00-23.00 | Вечернее обсуждение итогов дня. |
23.00 | Отбой. |
* Экологическая экскурсия проводится в том случае, если её маршрут проходит по новым ещё не изученным природным сообществам или включает интересные природные объекты.
Распорядок дня.
(вариант для «днёвки»).
8.00-9.00
Подъём. Зарядка. Утренний туалет.
9.00-9.30
Завтрак.
9.30-10.00
Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции
10.00-12.30
Практические экологические исследования.
13.00-14.00
Экологическая экскурсия.
14.00-14.30
Обед.
15.00-19.00
Экскурсия в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации.
19.00-20.00
Свободное время. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.
20.00-20-30
Ужин.
20.30-22.00
Культурно-спортивные мероприятия.
22.00-23.00
Вечернее обсуждение итогов дня.
23.00
Отбой.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся в рамках экспедиции должны усвоить определенный объем знаний, умений и навыков:
-
овладеть наиболее распространёнными методами исследования водоёмов;
-
знать наиболее распространённые виды растений, рыб, птиц, млекопитающих, рептилий, земноводных, насекомых, характерных для природных сообществ по маршруту следования экспедиции;
-
уметь пользоваться определителями растений;
-
уметь читать карту;
-
уметь вести полевой дневник и дневник экспедиции;
-
уметь проводить опрос местных жителей в рамках этнографических и фольклорных исследований и фиксировать полученную информацию;
-
знать основные навыки водной туристской техники, уметь собирать и разбирать байдарку, управлять ею;
-
знать основы походного быта - уметь ставить палатку, разводить костер, заготавливать топливо для костра;
-
уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, тепловых и солнечных ударах, переломах, кровотечениях, утоплении, пищевом отравлении. Результатом воспитательного процесса должно стать создание дружного, активно функционирующего коллектива единомышленников - педагогов и школьников.
Литература.
-
Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. - М.: Лесная промышленность, 1967. - 235 с.
-
Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССр. - М.: Просвещение, 1977. -238 с.
-
Донохью М.О. Путеводитель по минералам для начинающих. _Л.: Недра, 1985. -207 с.
-
Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. - Н.Новгород,2004.
-
Куприянов Н.В., Веретенников С.С., Шишов В.В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. - Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. - 348 с.
-
Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород,1991.
-
Михеев А. В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М.: Цитадель, 1996. -460 с.
-
Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994. -544 с.
-
Птицы Европейской России. Полевой определитель. / В.Е Флинт, А.А. Мосалов, Е.А. Лебедева, С.А. Букреев, В.М. Галушин, В.А. Зубакин, А.Л. Мищенко, Т.Л. Свиридова, П.С. Томкович, Н.П. Харитонов, Д.А. Шитиков: Под ред. В. Е.Флинта- М.: Алгоритм, 2000. - 218 с.
-
Степаненко И.И. Лесная типология. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 - 96 с.
11. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. - 210 с.